1. Измените параметры шрифта в таблице Сотрудники и Услуги.
2. В таблицу Клиенты добавьте новую запись: 9, ООО Маяк, 15, 105, 303.
3. В таблицу Клиенты добавьте новое поле Адрес текстового типа данных .
В Режиме таблицы самостоятельно заполните поле данными.
4. Закройте все таблицы.
Лабораторная работа 4
Установление связей между таблицами базы данных
После создания таблиц необходимо установить связи между таблицами или запросами. Создать связь между таблицами можно с помощью окна «Связи » или с помощью перетаскивания поля из области Список полей в таблицу.
Область Список полей отображает поля, доступные в связанных таблицах, а также поля, доступные в других таблицах базы данных. При перетаскивании поля из «другой» (несвязанной) таблицы и выполнении инструкций мастера подстановок автоматически создается новое отношение «один ко многим » между таблицей в области Список полей и текущей таблицей. Эта созданная Access связь не поддерживает целостность данных по умолчанию.
Другим инструментом, позволяющим установить / изменить связи в таблицах, является Схема данных. Схема данных может включать часть созданных таблиц и запросов БД, позволяет автоматически контролировать целостность данных связанных таблиц, выполнять операции замены связанных полей и удаления связанных записей.
Таблицы/запросы БД связаны по ключам связи – одинаковому по формату и значениям полей (связь устанавливается между ключевым полем одной таблицы и точно таким же полем, не являющимся ключевым, другой таблицы). СУБД Access автоматически создает объединение таблиц, имеющих одинаковые имена, типы данных и значения полей, если одно из этих полей является первичным ключевым.
Между объектами реляционной БД можно установить 3 типа отношений:
- 1:1 – одному объекту одной таблицы соответствует 1 объект другой;
- 1:¥ – 1 объекту одной таблицы соответствует много объектов другой;
- ¥:¥ - множество элементов одной таблицы соответствует множеству другой.
Задание 4
1. Выполните команду Схема данных (вкладка Работа с базами данных группа Показать или скрыть ).
2. Перейдите на вкладку Конструктор.
3. Выберите команду Отобразить таблицу. В открывшемся окне с помощью кнопки Добавить разместите в окне таблицы Сотрудники, Услуги, Клиенты. Если таблицы уже отображены, то повторно их добавлять не нужно.
4. Удерживая ЛКМ, перетащите ключевое поле Код маршрута таблицы Услуги к одноименному полю таблицы Клиенты.
5. В открывшемся окне установите флажок «Обеспечение целостности данных » и нажмите кнопку ОК.
Самостоятельная работа 4
Установите связь между таблицами Сотрудники и Клиенты с обеспечением целостности данных.Окно Схемы данных примет вид:
Если связь между таблицами не установилась, обратитесь к преподавателю.
Лабораторная работа 5
Работа с запросами
Запросы являются основой для алгоритмической обработки данных БД, используемой для формирования подсхемы данных, обеспечивающих создание многотабличных форм и отчетов.
Запросы используются и для задания условий фильтрации записей таблиц, формирования страниц доступа. Исходными данными для запросов являются таблицы или другие запросы. Имена запросов не должны совпадать с именами таблиц БД.
Запросы классифицируются различным образом:
1. По числу обрабатываемых таблиц:
- однотабличные;
- многотабличные (все таблицы должны быть связаны).
2. По типу алгоритмов обработки:
- выборки – результат запроса отражается только на экране;
- перекрестный - создание сводной таблицы, содержащей групповые итоги;
- на создание таблицы – автоматическое формирование структуры записей новой таблицы и загрузка;
- на добавление – ввод новой записи, являющейся результатом выполнения запроса;
- на удаление – удаление группы записей из таблицы;
- на обновление – запрос пересчитывает (обновляет) значения расчетных полей.
3. По типу языка запросов:
- QBE – запрос по примеру, построенный на основе реляционного языка запросов графического типа;
- SQL – реляционно-полный язык запросов.
4. По стабильности условий фильтрации записей:
- статистические запросы с неизменными условиями;
- динамические запросы с изменяемыми условиями.
Построение запроса выполняется в Конструкторе запросов. Для запроса выбираются источники информации – таблицы или другие запросы, устанавливаются связи между ними. Для каждого запроса в области Бланк запроса определяют тип, уточняются условия выполнения запроса, состав полей результирующей таблицы.
В запросе встраиваются вычисляемые поля и условия отбора. Для запуска запроса из режима Конструктора выполняется команда меню Запуск или нажатием кнопки (восклицательный знак) панели инструментов Конструктор запросов.
Задание 5
1. Сформируйте запрос по таблице Услуги:
- выберите Конструктор запросов (вкладка Создание группа Другие);
- в открывшемся диалоговом окне Добавление таблиц установите курсор на таблицу Услуги, нажмите кнопку Добавить, а затем кнопку Закрыть;
- ЛКМ перенесите в бланк запроса поля Наименование маршрута, Дата начала маршрута, Вид транспорта:
- запустите запрос командой Выполнить (вкладка Конструктор группа Результаты);
- просмотрите сформированный запрос, сохраните под именем Маршрут;
- закройте запрос.
2. Откройте запрос Маршрут в режиме Конструктор:
- в столбце Вид транспорта в поле Условие отбора задайте условие отбора «Автобус* », введя его с клавиатуры:
- сформируйте запрос командой Выполнить;
- просмотрите сформированный запрос и перейдите обратно в режим Конструктора (Режим/Конструктор), удалите условия отбора столбца Вид транспорта;
- в столбце Наименование маршрута в поле Условия отбора напишите условие параметрического запроса [Введете наименование маршрута]
- сформируйте запрос (Конструктор /Выполнить);
- в окне Введите значение параметра укажите Франция и нажмите кнопку ОК;
-сохраните запрос.
3. Сформируйте многотабличный запрос:
- в режиме Конструктора запросов создайте новый запрос;
- в окне Добавление таблиц добавьте таблицы Сотрудники, Клиенты, Услуги;
- в бланке запроса отобразите поля: из таблицы Сотрудники - Фамилия; из таблицы Клиенты - Наименование клиента, Количество приобретенных путевок, из таблицы Услуги - Наименование маршрута, Длительность в днях;
- сформируйте запрос и сохраните под именем Отчет о работе сотрудника;
- с помощью фильтра отберите те записи таблицы, по которым количество приобретенных путевок больше или равно 20.
4. Создайте перекрестный запрос на основе таблицы Клиенты:
- откройте таблицу Клиенты, выполнив двойной щелчок мышью по имени таблицы в области переходов;
- выполните команду Мастер запросов (вкладка Создание группа Другие);
- в открывшемся диалоговом окне выберите Перекрестный запрос;
- в окне Создание перекрестных таблиц выберите таблицу Клиенты и нажмите кнопку Далее;
- в следующем окне перенесите из окна Доступные поля в окно Выбранные поля: Наименование клиента,нажав кнопку;
- выполните щелчок по кнопке Далее;
- в следующем диалоговом окне в качестве заголовка столбцов выберите Код маршрута и нажмите кнопку Далее;
- в следующем окне при проведении вычислений укажите Количество приобретенных путевок,в поле Функция – Сумма:
- нажмите кнопки Далее и Готово;
- просмотрите и сохраните запрос под именем Перекрестный;
- выполните сортировку по полю Наименование клиента в алфавитном порядке.
5. Создайте запрос на поиск повторяющихся записей по полю Наименование маршрута таблицы Услуги:
- при помощи Мастера запроса на основании таблицы Услуги выберите вид запроса Повторяющиеся записи;
- в качестве источника укажите таблицу Услуги, нажмите кнопку Далее;
в новом окне выберите поле, по которому будет происходить поиск повторяющихся записей – Наименование маршрута, нажмите кнопку Далее;
- в качестве дополнительных полей укажите поле Дата начала маршрута;
- нажмите кнопку Далее;
- сохраните запрос под именем Поиск повторений для Услуги.
В результате выполненных действий будут отображены записи повторяющихся маршрутов, а к ним добавлены сведения о дате начала маршрута.