Язык речь и языковая деятельность




4. Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же села, города, области, народа оказывается известною научной фикцией, так как он слагается из индивидуальных фактов языка. В этом крайнем проявлении отрицания общего в языке уже сформулирована проблема языка, речи и речевой деятельности. Дифференциация этих понятий наблюдается в работах многих выдающихся языковедов XIX-XX вв.: И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Г. Штейнталя и др. В. фон Гумбольдт подчеркивал, что язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что сама речь в устах народа.

Разграничение понятий "язык", "речь", "речевая деятельность" впервые наиболее четко и последовательно провел Ф. де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общей категории - речевой деятельности, которая является одновременно фактом физическим, физиологическим и психическим, а также относится к сфере индивидуального и социального. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, социальный по существу и независимый от индивида; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь. Язык и речь, отмечает Соссюр, тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь необходима для того, чтобы установился язык. Хотя язык и речь в своем существовании взаимообусловлены, они не сводимы друг к другу.

Различие между языком и речью на физиологическом уровне обусловлено устройством и функционированием головного мозга. Своей внутренней (идеальной) формой единицы языка привязаны к левому полушарию мозга, единицы речи - к правому. Идеальная (внутренняя) структура языка-речи, применимая к любому языку, изображается в виде геометрической фигуры -двенадцатигранника, где верхняя пирамида - язык - соотносится с левым полушарием, а нижняя - речь - с правым полушарием мозга (см. схему). Язык обеспечивает понятийно-смысловую, а речь - образно-смысловую сторону одних и тех же формальных элементов. Структурное и функциональное единство языка-речи обусловлены таким же единством двух полушарий головного мозга, работающих в норме только в непрерывных контактах друг с другом.

Речевая деятельность в этом идеальном системно-структурном образовании выступает как обмен импульсами между ее частями, который приводит в действие физиологический механизм языка. В речевой деятельности материализуются и реализуются элементы языка-речи. Эти материализованные и реализованные элементы представляют собой внешние многообразные формы многочисленных языков.

В речевой деятельности создается текст - устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или романа). Во внутренней речи создается внутренний текст, то есть речевое произведение, сложившееся в уме, но не воплотившееся в устной или письменной речи. Известный русский языковед Л.В. Щерба (1880-1944), рассматривавший речевую деятельность как психофизиологический процесс, выделял следующие ее основные виды: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.

Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в отличие от абстрактности языка-речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.

Итак, язык как явление может быть представлен тремя аспектами - языком, речью и речевой деятельностью, с соответствующими каждому аспекту лингвистическими единицами:

язык речь речевая деятельность
фонема аллофон звук, или фон
морфема алломорф морф
лексема аллолекс лекc
семема значение сема
слово словоформа словоупотребление
предложение высказывание фраза

Часто в языкознании пользуются только двумя терминами "язык" и "речь", включая в последнее понятие речевую деятельность.

Таким образом, язык и речь образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в отдельности. Речевая деятельность представляет собой каждый раз новое психофизиологическое, материальное воплощение этого структурного феномена. В речевых произведениях материальные структурные элементы и отношения между ними представляются, как правило, в разных комбинациях. Некоторые из них применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тысячах и миллионах высказываний, другие используются реже, третьи совсем редкою. Исследуя материал речевой деятельности -тексты, ученые постигают стоящую за этим материалом систему языка.

 

Уровни и единицы языка

§

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уро­вень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразео­логизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является слож­ной системой или подсистемой, а совокупность их обра­зует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом об­ществе и развивающаяся система облеченных в звуко­вую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназна­ченная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы — фонетиче­ский, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы сле­дующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчай­шая единица языка — звук речи служит для опознава­ния и различения морфем и слов. Сам звук речи значе­ния не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми еди­ницами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица язы­ка, имеющая значение. Центральная морфема сло­ва — корень, в котором заключено основное лексиче­ское значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суф­фикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образу­ющие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы: ко­рень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота; суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый); окончание -ый имеет грамматическое значение мужско­го рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный). Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделе­на быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по со­ставу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшие­ся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтакси­ческой самостоятельностью морфемы не обладают.

Слово — основная значимая, синтаксически самосто­ятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет со­бой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предло­жения, слово вне речевого контекста и речевой ситуа­ции не выражает сообщения.

В слове сочетаются признаки фонетические (его зву­ковая оболочка), морфологические (совокупность со­ставляющих его морфем) и семантические (совокуп­ность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, сло­во стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицин­ской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, груп­пы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систе­му синонимов, антонимов, тематических групп; по ис­торической перспективе — архаизмы, историзмы, нео­логизмы; по сфере использования — диалектизмы, про­фессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фра­зеологизмы, а также составные термины {точка кипе­ния, вставная конструкция) и составные названия {Белое море, Иван Васильевич).

Из слов образуются словосочетания — синтаксиче­ские конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элемен­том построения простого предложения.

Предложения и словосочетания образуют синтакси­ческий уровень языковой системы. Предложение — одна из основных категорий синтаксиса. Оно противо­поставлено слову и словосочетанию по формальной ор­ганизации, языковому значению и функциям. Предло­жение характеризуется интонационным строем — инто­нацией конца предложения, законченности или не­законченности; интонацией сообщения, вопроса, побуж­дения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое пред­ложение в восклицательное.

Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространен­ным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Простое двусоставное нераспространенное предложе­ние членится на подлежащее и сказуемое, распростра­ненное — на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложе­ние членится на исходную часть сообщения — «дан­ное» и на то, что утверждается в нем, «новое» — яд­ро сообщения. Ядро сообщения, высказывания выделя­ется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Предсказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предска­занный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами

 

связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

45. Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируй­те вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовь­те устные ответы на вопросы.

46*. Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выде­ляя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

Подготовьте устное сообщение, отвечая на следующие вопро­сы: а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие; б) какие внешние воздействия влия­ют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в рус­ском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению ав­тора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические5 тенденции6 и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прог­нозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутрен­ним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянно­го пристального внимания, бережной заботы — особен­но на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны по­мочь языку обнаружить его первоначальную суть конк­ретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку син­таксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внеш­ними воздействиями. Вместе с тем можно3, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппиро-

 

вок. Важными «внешними» стимулами в этих процес­сах будут такие явления, как научно-технический прог­ресс, превращение русского языка в мировой язык со­временности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, пре­одолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося поло­жения, реальных дел и задач. Например: убирать за­валы (прошлого); искать развязки; прибавить в рабо­те; усилить поиск; оздоровить общество; воспиты­вать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых ре­чевых средств, точного их употребления. Ведь без язы­ковой точности и конкретности не может быть ни под­линной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания на­рода прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

 

Найдите предложение, в котором говорится о функциях языка. Какие это функции?

Функции языка

6. Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение вопроса о функциях языка привело к выделению общественных функций языка, вытекающих из его роли в человеческом обществе, и внутриструктурных функций, представляющих собой проявление сущности и природы языка.

7. В самом общем плане под внутриструктурными функциями языка понимают выражение языковой формой определенного содержания, смысла. Отсюда вытекает одна из важнейших функций языка - мыслеформирующая, в которой язык служит средством формирования и выражения мысли. В. фон Гумбольдт называл язык "образующим органом мысли". Мысль тогда становится оформленном и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Язык материализует и выражает мысль прежде всего словом, с помощью которого именуются предметы, явления, действия.

8. Способностью слова служить средством наименования предметов и явлений с определяет еще одну из важнейших внутри-структурных функций языка- номинативную. Приобретенное словом свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи становится ее знаком, что позволяет оперировать мыслью о вещи: выводить понятия о предметах, отражать существенные их свойства, строить суждения и умозаключения.

9. От внутриструктурных функций языка - мыслеформирую-щей и номинативной, связанных с мышлением человека и его отношением к действительности, следует отличать функции языковых единиц, связанных с устройством самой языковой системы. В этом случае говорят о функции фонемы, морфемы и других структурных единиц языка, о функции подлежащего, сказуемого,

10. Конец страницы 42 ­

11. ¯ Начало страницы 43 ¯

12. дополнения и т.д. Эту функцию называют метаязыковой (от греч. meta- после, за, через), которая служит для описания самого языка.

13. Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг • другу свои мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друг/га, организовать совместную деятельность во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование: и развитие человеческого общества.

14. Второй основной социальной функцией языка является аккумулятивная (от лат. accumulatio - накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребностироста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.

15. Помимо основных внутриструктурных и общественных функций языка выделяют второстепенные, которые обусловливаются основными и взаимодействуют с ними. К частным функциям языка относят: экспрессивную - функцию выраже-ния настроений и эмоций говорящего; контактоустанавливающую, или фатическую - функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует (обмен репликами о погоде, о здоровье и т.д.); эстетическую - функцию эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.); апеллятивную - функцию призыва, побуждения к тем или иным действиям и некоторые другие. Иногда выделяют свыше 25 функций языка и функций его единиц.

Знаковые природы языка

Знаковый характер естественного человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. ЯЗЫК – одна из многочисленных знаковых систем. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика. Семиотика (от греч. semeion – ‘знак’) исследует природу знаков, знаковые ситуации, виды знаков, операции над знаками. Семиотика – наука о знаковых системах и знаковых процессах передачи информации в природе и в обществе. Семиотика изучает знаковые системы кино, театра, литературы, живописи, музыки, запахов, пищи, поз, жестов и т.д.

В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, внесли большой вклад Чарльз Пирс (1839 – 1914), Чарльз Моррис (1901 – 1979), Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), Луи Ельмслев (1899 –1965), Роман Осипович Якобсон (1896 – 1982), Ролан Барт (1915-1980), Юрий Сергеевич Степанов и др. Основателем общей семиотики признают американского ученого Чарльза Пирса, а основателем лингвосемиотики – швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.

В общей семиотике существуют разные направления, изучающие различные знаковые системы: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика.

Биосемиотика занимается исследованием систем сигнализации в животном мире (танцы пчел, сигналы дельфинов, брачные танцы животных и др.)

Этносемиотика, наряду с этнологией, культурной антропологией, социальной антропологией изучает знаковые системы, связанные с бытом, культурой народов (семиотическое поведение людей в обществе, знаковая роль различных обрядов, знаковая символика одежды, игр, танцев и т.д.) Например, этнология изучает позы как положения человеческого тела, типичные для данной культуры. Чувства, переживания, верования людей проявляются в особых формах (позах, жестах, манерах). Эти формы двойственны. Они являются одновременно и частью самого переживания и отчужденной частью, ставшей чисто традиционной. Отчужденная часть – это принятые в данной культуре модели (паттерны) (Э.Холл).

Лингвосемиотика изучает естественный язык с точки зрения его знаковой природы и выполняемых функций.

Семиотика искусства изучает характер знаков и знаковых систем, используемых в различных видах искусства (театр, балет, кино, художественная литература, живопись, архитектура и др.), изучает специфику «языка» того или иного вида искусства.

Знак в современной семиотике понимается как всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством передачи информации, находящейся вне этого факта.

Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения, переработки и передачи информации (знаний) [СЭС 2000]

С развитием человечества возрастает степень семиотичности (символичности) окружающего его мира. Возникновение таких мощных каналов порождения знаковости, как телевидение, интернет, резко увеличило масштабы этих процессов. Человек все больше окружат себя виртуальным миром, носящим принципиально знаковый характер.

В человеческой деятельности используютсятри основных типа знаков:

- знаки естественного языка – языковые знаки,

- знаки искусственно созданных языков – конвенциональные системы знаков

- и естественные знаки.

Знаковая система языка создана не конвенционально, по условию, по соглашению, а сформировалась в результате длительной эволюции человека в процессе деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью человека как разумного члена общества.

Конвенциональные системы знаков, т.е. системы, образованные по соглашению. Они несут определенную социальную информацию (сигнализация, формальные языки разных наук, письменность и др.)

Естественные знаки – это предметы, явления, находящиеся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Естественные знаки не создаются специально с целью информирования, они не несут постоянной, закрепленной за ними социальной информации. Вне наблюдения человека – это объективно совершающиеся процессы и явления. Человек интерпретирует то или иное явление так, что одно явление (признак, действие) служит знаком или сигналом другого, например, пожелтевшие листья на деревьях – признак (знак) осени, темные тучи на небе – знак приближающейся грозы.

Следует различать знаки языковые и неязыковые.

К неязыковым знакам относят:

- знаки-копии – воспроизведение чего-либо, обладающее большим или меньшим сходством с обозначаемым (напр., фотография);

- знаки-признаки – знаки, связанные с обозначаемым предметом как действие, состояние со своей причиной (например, симптомы болезни);

- знаки-сигналы – физические процессы или явления, несущие информацию о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы, либо передающие команды управления, оповещения и т.д.;

- знаки-символы – знаки, которые в силу заключенного в нем наглядного образа используются для выражения отвлеченного содержания (например, весы – символ правосудия)

Языковой знак – это любая единица языка(морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности или идеальных сущностей и др.

Основой знак языка – слово. Слово именует реалии – элементы человеческого опыта, познанный человеком мир. Реалии – это физические объекты, одушевленные существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами, события, факты, состояния дел, ситуации и т.д.

Отношение между знаком, понятием и реалией представляют в виде семантического (семиотического) треугольника (треугольника Огдена, Ричардса):

Реалия Знак

(денотат) Денотация

В настоящее время предложено много других схем, более сложных и точнее отражающих суть семиозиса. Однако в приведенной схеме в виде треугольника отражена основная мысль: реалия, прежде чем получить какую-либо знаковую репрезентацию (знак), должна быть обработана сознанием (понятие).

В сознании носителей языка образ «тела» знака, связан ассоциативной связью с содержанием этого знака. Для языковых знаков телом знака, «знаконосителем» является тот или иной акустический (или графический) комплекс: книга, [кн’игъ]. «Акустический образ слова» книга ассоциируется в сознании всех носителей русского языка с соответствующим этому слову содержанием.Знак хранится в памяти носителей языка.

Соссюр схематически представлял знак следующим образом [Соссюр 1977, с.99]:

Понятие

Акустический образ

Если отвлечься от того, что «творится» в нашем сознании, то можно просто сказать, что у слова книга как языкового знака есть две стороны – означающее (план выражения знака, экспонент) и означаемое (план содержания, значение знака, десигнат, сигнификант), которые составляют относительно устойчивое единство.

Экспонент знака (звуковая или графическая форма знака) замещает, репрезентирует, обозначает десигнат (содержание знака)

В плане содержания знака (десигнате) принято выделять два основных компонента – денотат и сигнификат. Денотат – это обозначаемый знаком класс предметов, свойств, отношений реальной или вымышленной действительности. Он соответствует объему понятия (экстенсионалу) – совокупности предметов внешнего мира, которые могут именоваться данным знаком. Сигнификат – часть признаков обозначаемого класса предметов, которые отобраны для обозначения носителями языка. Термин «сигнификат» восходит к средневековой логике и соответствует приблизительно «содержанию понятия» – интенсионалу.

Значение, или содержательная сторона знака, может быть не только предметным (денотация, экстенсия), смысловым (сигнификация, интенсия), но и экспрессивным (коннотация). Коннотативное (сопутствующее) значение – совокупность атрибутов, характеристик, оценок, чувств, субъективных представлений, связанная с данным словом (например, друг – положительная оценка, враг – отрицательная оценка)

Важным свойством языковых знаков является изменчивость во времени в силу изменения социальных условий. Потребность в изменениях плана содержания знаков обусловливается стремлением к адекватной передаче познаваемого мира, а для плана выражения – стремлением к экономной и вместе с тем достаточно надежно различающей единице плана выражения. Изменения языковых знаков носят стихийный характер, что подчеркивает естественную природу человеческого языка как системы знаков. Способность к самоналадке, приспособлению к новым условиям – чрезвычайно важное свойство языка как знаковой системы. Именно благодаря этой способности язык является наиболее универсальной из всех известных нам знаковых систем.

Сергей Осипович Карцевский (1884 – 1955) назвал способность одного означаемого соотноситься с несколькими означающими (синонимия), а одного означающего – с рядом означаемых (полисемия, омонимия), асимметричностью. Означающее и означаемое относительно свободны друг относительно друга. Их границы не совпадают во всех точках: один и тот же экспонент имеет несколько десигнатов, и один десигнат выражается несколькими экспонентами.

Асимметрия (сдвиг, непараллельность, неконгруэнтность) двух сторон знака – универсальное свойство языковых систем, она является движущей силой развития языка.

На знаковую природу языка обратили внимание мыслители еще в античности. Аристотель отмечал, что, звукосочетания – знаки представлений в душе. В античной традиции ставили вопрос о природе имени. Существовало два подхода: фузей и тезей. Согласно фузей, у всего существующего есть правильное имя, врожденное от природы. А согласно тезей, имя дается вещи людьми, оно не предопределено природой вещи.

Согласно Дж. Локку (XVIIв. «Опыт о человеческом разуме»), знаками ум пользуется для понимания вещей и для передачи своего знания другим. В главе «О словах» Локк отмечал, что слова представляют собой обозначения вещей, данных нам в ощущениях и представленных в мозгу как идеи. Слова – символы наших идей. Они вовсе не отражают естественные связи между специфическими звуками и определенными идеями. Ибо тогда был бы один язык для всех. Слова – произвольно выбранные обозначения идей.

Локк стал предтечей Соссюра. Он ввел в научный оборот термин «знак». Локк подчеркнул, что это орудие человека дает ему возможность развиться в особое высшее существо на Земле, ибо животные не обладают способностью к абстракции и созданию общих идей, т.к. они не используют слова и другие обобщающие знаки.

Ф.де Соссюр (1857-1913) считал, что семиология, наука, изучающая жизнь знаков внутри общества, является частью социальной психологии, а последняя есть часть общей психологии. Язык – социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом.

Знак, по Соссюру, – это двусторонняя психическая сущность, комбинация понятия и акустического образа. Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Чувственная сторона знака предполагает знак как целое. Слово может быть знаком постольку, поскольку в него включено понятие. Обе стороны знака психичны и связываются в нашем мозгу ассоциативной связью. Акустический образ – не материальное звучание, а психический отпечаток звучания, представление о нем. Язык – система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа. Соссюр предлагает заменить термины понятие и акустический образ соответственно на означаемое и означающее.

Принципы лингвистического знака, по Соссюру: произвольность, линейность означающего. Соссюр считает, что связь двух сторон знака произвольна. Понятие «сестра» не связано никаким внутренним отношением с последовательностью данных звуков. Данное понятие в других языках выражается другой последовательностью звуков. Означающее не мотивировано, произвольно по отношению к означаемому. Знак произволен, он не знает другого закона, кроме традиции. И в то же время знак произволен, потому что он опирается на традицию [Соссюр 1977, с. 107].

Второе свойство знака – это линейность означающего. Означающее развертывается во времени, оно характеризуется протяженностью, и эта протяженность – линия [там же, с. 107]. Если бы Соссюр понимал означающее как звук, это можно было бы принять. Но Соссюр считал означающим акустический образ, который не может быть линейным.

Родоначальник семиотики – Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, психолог, логик. По Пирсу, мышление, познание, сознание возможны только с помощью знаков. У нас нет возможности мыслить без знаков». Любое мышление должно необходимым образом быть в знаках».

Знак, по Пирсу – нечто замещающее для кого-то что-либо в некотором отношении или качестве. Знаком является все то, по с чему можно судить о чем-либо другом. Согласно Пирсу, природа и характер знака должны определяться в их непосредственном отношении к пользователю, в роли которого выступает разум, способный к научению через опыт.

Пирс выделяет знаковые отношения и знаковый процесс. Поскольку познание – процесс, а процесс этот осуществляется в знаках, то и сами знаки должны рассматриваться в процессуальных характеристиках. Обычно мысли транслируются в социуме в знаковой форме.

Знаковые отношения представляют отношение между: а) вещью, выступающей как знак; б) чем-то, другим, репрезентируемым знаком (объектом); в) интерпретацией знака какой-либо мыслью, для которой он является знаком. Знак, по Пирсу, есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С. Нечто не есть знак, пока оно не используется в качестве такового, т.е. пока оно не интерпретируется мышлением и не адресуется некоему сознанию.

Знак обращен к кому-то, т.е. порождает в сознании этого лица эквивалентный знак или более развитый. Это интерпретант первого знака. Знак стоит вместо чего-то иного, вместо объекта. Но он стоит вместо объекта не в любом отношении, а в отношении к некоторой идее. Интерпретант первого знака – второй знак, который порождается первым знаком.

Составляющие знака, по Пирсу, репрезентамен и интерпретант. Знак есть сущность, характеризующаяся связью между объектом, репрезентаменом и интерпретантом. Интерпретант – предрасположенность реагировать определенным образом под воздействием знака.

По признаку отношения знака к объекту Пирс выделяет три типа знаков: иконические знаки, индексы и символы.

Знаком определенной вещи может служить другой предмет в силу своего сходства с нею. Именно поэтому знак может представлять обозначаемую вещь. Знак, как отмечает Пирс, может служить знаком просто потому, что ему случилось быть похожим на свой объект. Этот тип знаков Пирс называет иконическими знаками (icon), знаки, связанные с объектом отношением подобия или сходства. Знаки, в которых экспонент хотя бы частично воспроизводит денотат, принято называть знаками-изображениями.Примером такого знака может быть муляж кренделя над входом в булочную. Иконический знак изображает предмет, отражает естественное сходство знака и объекта. Иконический знак – это как бы модель обозначаемого объекта. Иконический знак не только обозначает свой объект, но и непосредственно отражает его. Согласно Пирсу, строго говоря, иконический знак перестает быть только знаком. Он становится образом.

Знак-указатель (индекс), например, такой, как стрелка, характеризуется определенной связью между экспонентом и денотатом, но связь эта очень схематична. Индекс указывает на предмет. Индексальные знаки не характеризуют денотат. В каждый момент индексальный знак означает то, на что указывает. Среди языковых знаков индексальными знаками являются указательные местоимения и наречия (здесь, сейчас, это и др.), слова с дейктической функцией. Индексы иногда называют шифтерами, подвижными определителями, значение которых не поддается определению без ссылки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: