Демократические идеи в США в годы борьбы за независимость (Т. Джефферсон, Т. Пейн). Право собственности.




Идеи явились отражением революционности американского народа против английского владычества.

Зарождение и развитие политико-правовых идей связано с историей английских колоний, включающих два периода:

- XVII век — образование первых колоний, конфликт между английской церковью и пуританским обществом;

- XVIII — формирование антимонархических и федералистских настроений в колониях, война за независимость, разработка Конституции и создание США.

Томас Пейн (1737–1809 гг.). Выходец из бедной фермерской английской семьи, он в 1774 г. эмигрировал в Америку, где очень быстро выдвинулся в среде борцов за независимость колоний.

Т. Пейн принимал активнейшее участие в освободительной войне волонтером в рядах революционной армии и выступал в печати против Англии, пропагандируя идею независимости. В 1781 г. он участвовал в делегации, ведшей от имени восставших колоний переговоры с французским правительством об оказании помощи в борьбе против Англии.

Т. Пейн приветствовал победу французской буржуазной революции, заставшую его в Англии. В вышедшей в свет в 1791–1792 гг. большой работе «Права человека» он дал подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина и, комментируя этот документ, резко критиковал английскую конституцию. Книга Т. Пейн подверглась запрету в Англии, а он сам был вынужден бежать в революционную Францию, где был избран членом Конвента.

Основные произведения:

· памфлет «Здравый смысл», отраженный в Декларации независимости США 1776 г.;

· «Американский кризис»;

· «Права человека».

Основные политико-правовые мысли:

- Признавал совесть высшим авторитетом человеческой жизни («Если бы веления совести были ясны, определены и беспрекословно исполнялись, то человек не нуждался бы в законодательстве»);

- сторонник американской независимости, критик английской монархи и парламента Англии;

- вместо традиций злоупотребления властью необходимо согласие управляемых;

- противопоставлял силу разума религиозным убеждениям;

- выступал за отмену рабства;

- разграничивал понятие «общества» и «госдуарства»:

- общество — изначальное, естественное состояние, в котором пребывают люди, вынужденные в борьбе за существование искать друг у друга помощи и взаимной поддержки;

- государство — производное, вторничное по отношению к обществу; возникает на той степени развития общества, когда «Чудова долга и привязанности начнут ослабевать».

- правление делится на:

- выборно-представительное (республика);

- наследственное (монархия, аристократия);

- правительственная власть требует таланта, а талант и способности не переходят по наследству;

- был улепленным республиканцем, сторонником упразднения монархических традиций;

- права человека — принцип республиканского правления, атрибут светского правления у всех цивилизованных наций;

- иерархические церковные учреждения — изобретение людей, предназначенное для запугивания и порабощения человечества и монополии власти;

- права человека классифицирует на:

- естественные (право на жизнь, интеллектуальные права, право добиваться благоденствия и счастья);

- гражданские (принадлежащие человеку как члену общества и касающиеся, главным образом, его безопасности и защиты его естественных прав).

- «Каждое гражданское право вырастает из права естественного, или, иными словами, получено в обмен на какое-то естественное право»:

- естественное права неотъемлемы, гражданские — могут быть отчуждены в случае необходимости в интересах всего общества;

- Великая французская революция встречена им с большим энтузиазмом, развивал идеи народного суверенитета, защищал революционере принципы французской Декламации прав человека и гражданина.

Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) родился в штате Виргиния в семье фермера. Получил образование в колледже, по окончании которого с 1767 занимался юридической практикой. В 1769-1774 гг. – член Виргинского законодательного собрания. В 1775-1776 гг. – член Континентального конгресса. В 1779-1881 гг. - губернатор Виргинии. Впоследствии Джефферсон занимал должность государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона, был послом США во Франции, избирался вице-президентом в 1796 и дважды - президентом США (1800 и 1804). В 1809 г. по истечении срока президентских полномочий он ушел из политики и последние 17 лет жизни провел в своем имении в Виргинии. Там Джефферсон создал университет, где была образована и кафедра права. Умер он в день 50-летия подписания Декларации независимости США.

Основные произведения:

· памфлет «Общий обзор прав Британской Америки»;

· «Декларация независимости»;

· «Билль о всеобщем распространении знаний»;

· «Заметки о штате Виргиния».

Естественные права человека:

- право на жизнь;

- право на свободу;

- право на стремлению к счастью;

- право на обучение от начальной школы до университета (право на образование);

- право на самоуправление;

- право выбора вероисповедания.

Основные политико-правовые идеи:

- общественный договор — основа устройства общества (развитие учений Дж. Локка);

- правительство создаётся для охраны естественных прав: власть правительства проистекает из согласия народа ему повиноваться;

- предупреждал о недопустимости распространения в США коррупция;

- считал, что республиканские принципы должны прилизывать последовательно все уровни — федерация, штату, округ, район;

- необходима такая организация управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей;

- категорически отрицал рабство во всех его проявлениях.

К республиканцам обычно относят таких известных политических деятелей, как Б.Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пэн (Т.Пейн). По существу они являлись идеологами мелких собственников и отстаивали демократические завоевания.

Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) родился в штате Виргиния в семье фермера. Получил образование в колледже, по окончании которого с 1767 занимался юридической практикой. В 1769-1774 гг. – член Виргинского законодательного собрания. В 1775-1776 гг. – член Континентального конгресса. В 1779-1881 гг. - губернатор Виргинии. Впоследствии Джефферсон занимал должность государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона, был послом США во Франции, избирался вице-президентом в 1796 и дважды - президентом США (1800 и 1804). В 1809 г. по истечении срока президентских полномочий он ушел из политики и последние 17 лет жизни провел в своем имении в Виргинии. Там Джефферсон создал университет, где была образована и кафедра права. Умер он в день 50-летия подписания Декларации независимости США.

Джефферсон отличался разносторонними интересами: знал шесть языков, занимался историей, философией, агрономией, геологией, был архитектором и писателем. Он учредил национальные метеорологическую и гидрологическую службы, основал библиотеку Конгресса.

Основные произведения: памфлет «Общий обзор прав Британской Америки», в котором доказывал, что британский парламент не имеет права навязывать колониям принимаемые им законы, «Декларация независимости», «Билль о всеобщем распространении знаний», «Заметки о штате Виргиния».

Т. Джефферсон навсегда вошел в американскую историю как автор Декларации независимости, которую написал в 33 года. Основные положения Декларации он заимствовал из сочинения Дж.Локка «Два трактата о правлении», в чем его порой упрекали.

Государство. Государство - продукт общественного договора. Поэтому власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, исходя из естественно-правовой доктрины, Джефферсон обосновывал не только правомерность отделения штатов от Англии, но и право народа изменить или элиминировать (удалить) правительство, если оно нарушает принципы общественного договора.

Форма правления. Идеалом для Джефферсона была децентрализованная республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве. Он критиковал Монтескьё, считавшего, что для крупных государств больше всего подходит монархия. Как форму государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центральной власти. Подобно Локку он полагал лучшим то правительство, которое «меньше правит», выступал за сильную местную власть, развитое самоуправление.

Т. Джефферсон отмечал, что «среди людей существует природная аристократия. Почва, на которой она вырастает, - это духовные достоинства и таланты». Однако в человеческом обществе имеется и «искусственная аристократия, чье положение основано на богатстве, родстве и происхождении и не связывается ни с душевными качествами, ни с талантами». Поэтому лучшей формой правления является та, которая обеспечивает чистый отбор… естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей.

Разделение власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены.

Государство и церковь. Особое значение Джефферсон придавал религиозной терпимости, отделению церкви от государства. В 1786 г. его проект Статута о религиозной свободе стал законом в Виргинии. Закон утверждал не только религиозную свободу, но также право на свободомыслие.

Право. Джефферсон считал очевидным, что все люди сотворены равными и имеют неотъемлемые права: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Первоначальный текст Декларации содержал осуждение рабства и работорговли, однако это положение было вычеркнуто по настоянию южан-работорговцев. Хотя сам Джефферсон был крупным работорговцем (имел более 100 рабов и на волю их не отпустил), он называл рабство «отвратительным преступлением» и полагал, что оно противоречит естественному праву.

В Декларации среди неотъемлемых прав отсутствовало право частной собственности, т.к. идеолог Декларации Т. Пейн относил частную собственность к приобретенному, а не естественному праву.

 

Наиболее последовательным представителем буржуазно-демократического направления в политической мысли США периода борьбы за независимость был Томас Пэн (Пейн) (1737–1809 гг.). Выходец из бедной фермерской английской семьи, он в 1774 г. эмигрировал в Америку, где очень быстро выдвинулся в среде борцов за независимость колоний.

Т. Пэн принимал активнейшее участие в освободительной войне волонтером в рядах революционной армии и выступал в печати против Англии, пропагандируя идею независимости. В 1781 г. он участвовал в делегации, ведшей от имени восставших колоний переговоры с французским правительством об оказании помощи в борьбе против Англии.

Т. Пэн приветствовал победу французской буржуазной революции, заставшую его в Англии. В вышедшей в свет в 1791–1792 гг. большой работе «Права человека» он дал подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина и, комментируя этот документ, резко критиковал английскую конституцию. Книга Т. Пэна подверглась запрету в Англии, а он сам был вынужден бежать в революционную Францию, где был избран членом Конвента.

Основные произведения: памфлет «Здравый смысл». Идеи памфлета нашли определенное отражение в Декларации независимости США 1776 г. Ряд прокламаций под общим названием «Американский кризис», «Права человека».

Государство.

Форма государства. Во всей своей деятельности и в своих произведениях Т. Пэн выступает как последовательный буржуазный демократ. Его политический идеал – это буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Он был страстным противником имущественного и других цензов, ограничивающих избирательные права граждан.

В основе политических взглядов Т. Пэна лежало демократическое истолкование доктрины естественного права, которую он использовал для теоретического обоснования права угнетенных на восстание, на вооруженное сопротивление тирании.

Он считал, что народ во все времена имеет присущее ему неотъемлемое право уничтожить любую форму правительства, которую он находит неподходящей. Т. Пэн последовательно проводит во всех своих работах мысль о правомерности народных революций против тиранических правительств.

В трудах «Здравый смысл» и «Права человека» он выступает с резкой критикой монархической формы правления, указывая, что она является прямым унижением человеческого достоинства, нарушением естественных прав и свобод человека, насилием над ним. Ссылаясь на опыт истории Англии и других стран, Т. Пэн подчеркивает, что монархия и наследственность короны покрыли кровью и пеплом не только Англию, но и целый мир. У свободного народа, говорит он, не должно быть иного монарха, кроме закона как выражения народной воли.

Исходя из тезиса, что все люди рождаются равными, обладающими одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами, Т. Пэн считает естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости для него жить в обществе. Для Т. Пэна характерна трактовка правительства как политического учреждения, возникающего на базе общественного договора людей в интересах охраны их гражданских прав и свобод. Если бы не было этой необходимости, если бы все люди руководствовались в жизни принципами нравственности, то не нужно было бы и правительства.

Наилучшее правительство, по его мнению, то, которое осуществляет охрану гражданских свобод и безопасности с наибольшими выгодами для всех членов общества и с наименьшими издержками для них.

Наиболее целесообразной формой политической организации общества в этой связи Т. Пэн считал демократическую республику.

Политика правительств, заинтересованных в войнах и захватах чужой территории, в получении прибылей и военной добычи, указывает он в памфлете «Права человека», неизбежно истощает терпение народов: «В таком положении, – пишет он, – и, основываясь на существующих примерах, следует ожидать революций. Они стали предметом всеобщего обсуждения и могут считаться стоящими в порядке дня». Энергично и страстно Т. Пэн выступает против политики разжигания войн, проводимой реакционными правительствами. Он считает, что всеобщий мир и общественный прогресс могут быть осуществлены лишь путем революционного изменения в системе правления.

Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в Конституции и Декларации независимости. Так, в Декларации независимости закреплены развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию, а взгляды Гамильтона, сложившиеся под влиянием Локка и Монтескьё, стали теоретической основой конституции США 1787 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: