Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.
Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг.) – дворянин. Учился в Московском университете, затем в Петербургском пажеском корпусе. Когда Екатерина II повелела отправить в Лейпциг, для обучения, двенадцать молодых дворян, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, среди них был и Радищев. Здесь он увлекся сочинениями Руссо, Гельвеция.[3] В 1771 г. Радищев возвратился в Петербург, служил сначала в Сенате, затем в 1778 был определен на службу в государственную камерц-коллегию, откуда в 1788 переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а затем и управляющим. После опубликования самого своего знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» по приказу императрицы был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетним заточением в Илимском остроге в Сибири. Книга Радищева была конфискована и до начала XX в. распространялась в списках. В 1796 император Павел вернул Радищева из ссылки. Позднее Александр I назначил его членом комиссии по составлению законов. За составление проекта либеральных реформ начальство сделало ему внушение, напомнив о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем был так потрясен выговором и угрозами, что решил покончить с собой.
Основные произведения:
• «Путешествие из Петербурга в Москву»;
• ода «Вольность»;
• «Житие Федора Васильевича Ушакова»;
• «Размышления о греческой истории».
Был автором нескольких законопроектов: «О законоположении», «Проект о разделении Уложения Российского» и др.
|
Государство.
Происхождение государства. Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.
Социально-правовые прожекты А. Н. Радищева. Будущее России - добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в Нижнем Новгороде.
Основа союза – частная собственность (естественное право человека), но собственность трудовая. Социальный идеал Радищева — общество свободных и равноправных собственников. «Собственность — один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Межа, отделяющая владение одного гражданина от другого, должна быть «глубока, всеми зрима и свято почитаема», но крупную феодальную собственность он рассматривал как результат грабежа и насилия. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не сторонник общественных форм обработки земли: «себе всяк сеет, себе всяк жнет». «Кто ниву обработать может, тот и имеет право на владение ею, и обрабатывающий ее пользуется ею исключительно... земледелец не должен быть пленником на своей ниве».
|
Форма правления – республика, форма государственного устройства – федерация, форма государственного режима – народовластие. В этой республике существует разделение власти - законодательная (однопалатное народное собрание), исполнительная (избираемые народом чиновники) и судебная (выборные судьи). В рассуждениях «О судебных местах» он писал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные, совестные (мировые суды). Размышляя о наказаниях, говорил о необходимости отмены смертной казни.
Право. Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.
Все положительные законы Радищев делит на:
• законы государственные (права и обязанности управляющих и управляемых);
• законы гражданские (права лиц);
• законы уголовные (преступления, проступки, погрешности).
Законы, превращающие людей в крепостных и лишающие их естественной и гражданской свободы, Радищев квалифицировал как «не право». С этих позиций Радищев критикует современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность.
Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.