Исследование по выявлению интернет – зависимости проводилось среди учащихся 5 – 11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 653 человека.
Исследование проводилось с помощью теста Кимберли – Янг на выявление интернет-зависимости.
Тест Кимберли – Янг на интернет-зависимость – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Тест не может служить основанием для постановки диагноза, т.к. имеет слишком простую и прозрачную структуру. Кроме того, он не был валидизирован на популяции интернет – зависимых, т.к. в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста.
Также с учащимися 5 – 11 классов был проведен социологический опрос, направленный на выявление:
ü Сколько времени подросток проводит в сети;
ü Какое место в жизни подростка занимает интернет;
ü Наиболее часто используемые интернет ресурсы.
Результаты исследования
По результатам теста Кимберли – Янг было выявлено, что 25% опрошенных не имеют интернет – зависимости, 37% - имеют слабую зависимость, у 26% - диагностируется средняя степень зависимости и у 12% обучающихся выражена сильная интернет – зависимость.
Получается, что в «группе риска» находится 75% учащихся, а это – 489 человек!
Для проверки гипотезы исследовательской работы было проведено сравнение полученных результатов исследования в 2020 – 2021 учебном году с предыдущими годами обучения, а именно 2018-2019 учебный год и 2019-2020 учебный год.
Из данной гистограммы можно сделать следующие выводы:
1. Снижение процента учащихся с отсутствием зависимости;
2. Снижение процента учащихся с слабовыраженной интернет – зависимостью;
3. За последние два учебных года процент учащихся со средней степенью зависимости не изменился;
4. Ежегодно происходит увеличение процента учащихся с сильной зависимостью.
Так же в ходе исследования удалось выяснить, что интернет занимает у подростков очень много времени. 81% респондентов не могут прожить без Интернета ни дня, 14% опрошенных школьников заходят в Интернет 2-3 раза в неделю и лишь 5% - 5 – 6 раз в месяц.
Чем старше респондент, тем больше времени он проводит в сети. У старших школьников наиболее современные гаджеты, которые позволяют заходить в сеть в любое время. Это не только усугубляет состояние интернет – зависимости подростка, но и все больше отдаляет его от социума.
Так же было интересно узнать, как подростки используют Интернет и для каких целей. 87% школьников ответили, что чаще всего используют Интернет для общения и знакомства, 91% опрошенных Интернет помогает в учебе, 76% узнают из Интернета свежие новости, 30% совершают различные покупки и 31% ищут для себя развлечение. Данные не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику могут быть свойственны несколько ответов.
В этом и состоят положительные стороны пользования Интернетом. Можно быстро и в любой момент узнать всю интересующую нас информацию. А также виртуальный мир помогает нам общаться с теми, кто далеко от нас.
С помощью социального опроса так же было выявлено, какие Интернет – ресурсы являются наиболее популярными среди подростков.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что все учащиеся с 5 – 11 классы имеют доступ в Интернет и являются активными пользователями. Большинство учащихся 5 – 6 классов пользуются Интернетом для учебы, так как родители контролируют время, проведенное за компьютером или смартфоном. Старшие школьники 7 – 11 класса преимущественно используют социальные сети для общения.
Заключение
В ходе исследовательской работы было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет – источников по проблеме подростковой интернет – зависимости.
Интернет – зависимость – это патологическое пристрастие к работе или проведению времени в Интернете.
К основным причинам подростковой интернет – зависмости можно отнести:
ü одиночество
ü социальная дезадаптация
ü поиск новых или острых ощущений, недоступных в реальном мире
ü депрессия
ü психические отклонения
Подобная зависимость несет в себе разрушающий вред для личности подростка.
Интернет является привлекательным для подростков:
1. как средство ухода от реальности;
2. как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности;
3. это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;
4. это неограниченный доступ к информации.
Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что в нашей школе среди учащихся 5-11 классов ежегодно растет количество учащихся, относящихся к «группе риска» интернет – зависимости. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много интересной и познавательной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, но в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.
2. Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют Интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья: ухудшение зрения, искривление осанки, раздражительность и др.
3. Интернет – одно из лучших изобретений в мире. Но всему нужна своя мера. Просто используйтесь Интернетом, как средством для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.
4. Интернет – зависимость — проблема современного общества!
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
1. Родителями;
2. Учителями;
3. Учениками.
Рекомендации по использованию полученной информации в ходе исследовательской работы представлены в Приложении 1,2.