Домашнее задание: записать в дневнике слова, которыми Вы обычно ласково называете Вашего ребенка. Прощание.
Разминка
Приветствие.
а) упражнения на снятие напряжения в группе. Пантомима (музыкальная зарядка);
б) обсуждение записей в дневнике;
в) зарядка «Именно сегодня», пункт №6.
Основная часть
Тематические опросники: «Оценка качеств человека» и «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.
Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.
Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:
«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как
бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.
Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.
И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.
ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!
Глубоко вздохните... Открывайте глаза».
Подведение итогов занятия
Домашнее задание: вспомнить события Вашей жизни, имеющие позитивную окраску, опишите их в вашем дневнике.
Прощание.
![]() |
1. Разминка |
а ) обсуждение записей в дневнике;
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
Игра «Я знаю» (осуществляется по аналогии с игрой «Я могу»). в) зарядка «Именно сегодня», пункт №7.
Основная часть
Обсуждение рассказа «Ваги, ребенок — совсем другое дело. Он не то, что мой».
«Светлана Николаевна спешила в школу, чтобы забрать дочь после занятий. Войдя в вестибюль, она увидела Ксюшу, окруженную детьми из ее класса. Ксюша выглядела довольно неплохо. Внешние признаки умственной отсталости дочери, а она обучалась во вспомогательной школе, как показалось Светлане Николаевне, стали проявляться меньше.
Пока Ксюша одевалась, а Светлана Николаевна ее ждала, к ней подошла мама Кости Ц., одного из одноклассников дочери. Они разговорились. Маму Кости волновал вопрос о том, сколько времени Ксюша тратит на подготовку домашнего задания. Светлана Николаевна ответила, что это бывает по-разному: когда больше, а когда и меньше.
— А вот Костя никак не хочет слушаться, пишет в тетради плохо и оценки стал плохие получать. В голосе мамы послышались горестные нотки.
— Не расстраивайтесь, у всех бывает, — посочувствовала Светлана Николаевна.
В этот момент подошла Ксюша, уже одетая и с ранцем за спиной. Она приветливо поздоровалась с мамой Кости.
Мама Кости повернулась к Ксюше и начала обстоятельно ее расспрашивать. Она задавала ей вопросы о домашнем задании, о том, что делала Ксюша в прошлое воскресенье и что будет делать в следующее.
Светлана Николаевна заметила, как заблестели у Костиной мамы глаза, как в ее лице отразились одновременно и удивление, и сожаление, и разочарование. Чувствовалось, что общаясь с Ксюшей, мама Кости испытывает сложные и, может быть, тягостные чувства.
Подошел Костя, он хотел сказать что-то своей маме. Она невнимательно его выслушала, а потом вновь повернула голову к Ксюше. Костя потянул маму за рукав.
— Да что же ты не можешь и минуты подождать! Ты же видишь, что я разговариваю с Ксюшей, — резко оборвала Костю мама.
Костя сник и отошел в сторону.
— Вы готовы? — спросила мама Ксюши, — Идете?
— Да, сейчас, — ответила мама Кости. Она никак не могла отвести глаз от Ксюши. Ее взгляд как бы ласкал девочку, скользя по ее головке, бантикам, плечикам, платьицу. Потом, тяжело вздохнув, мама Кости повернула голову к Светлане Николаевне и сказала:
— Какая у Вас хорошая девочка! Не балуется. Учится хорошо. Говорит: все ясно. Вежливая, приветливая. А мой Костя.., — у нее на глазах выступили слезы,— не знаю, что с ним и делать. Бездарь какая-то. Все время норовит с кем-нибудь подраться. Конечно, девочки это совсем другое дело. А Ваша Ксюша.., так особенно.
Она опять взглянула на Ксюшу и надолго задержала на ней взгляд. Светлане Николаевне стало от этого взгляда не по себе. Она окликнула Ксюшу, и они, быстро попрощавшись, направились к метро».
Психолог:
Как вы считаете, что случилось? Происходило ли подобное с вами и с вашим ребенком? Поделитесь своими ощущениями по поводу прочитанного.
Существует,ли, на ваш взгляд, чувство соперничества между матерями больных детей? Часто ли ваш внутренний голос задает следующий вопрос: А мой (ребенок) хуже, чем...? Почему? Что помогает вам избегать подобных настроений?
Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Групповое пение одной или двух песен наиболее любимых участницами группы.