Домашнее задание:
1) записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева Вы называли или называете Вашего ребенка;
2) перечеркнуть их (жирной чертой красным фломастером) и рядом записать нейтральные слова, которые, с одной стороны, помогают Вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.
Прощание.
![]() |
1. Разминка |
а) обсуждение записей в дневнике.
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
Игра «Я умею» (осуществляется по аналогии с игрой «Я могу»).
в) зарядка «Именно сегодня», пункт, №9.
Основная часть
Обсуждение рассказа «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?»
Рассказ мамы Толи.
«Моему сыну 26 лет. Он инвалид. Таким и родился. Рассказывать о своей жизни очень трудно, особенно, если эта жизнь вся в нем.
Что рассказывать? Правда — одна. Семья мужа не приняла Толю. Нет, какие-то проявления внимания оказывались: подарки «копеечные» были. Но, по сути, это было не внимание, а скорее любопытство. Помощи же настоящей не было никакой. Они, знаете, очень бо-ялиСь чего-то: свекровкговорила, что я им весь род испортила. Вот так: сыночком моим, Толей, я им оказывается вот что сделала.
Вскоре после рождения Толи начались скандалы, муж стал выпивать и загулял, конечно. Мы разошлись. И осталась я... одна с сыном. Алименты то приходили, то не приходили и были всегда какие-то крошечные.
Нужно было деньги зарабатывать. Да и пошла бы на хорошую работу, приглашали, а его куда девать? Пришлось искать такое место, куда и его можно было бы с собой брать, или где был свободный график. Где только я не работала: в химчистке, в прачечной, на почте, нянечкой, уборщицей. Всего и не перечесть. Поработаю, поработаю — увольняюсь. Его оставлять не с кем. Все его жалела. А меня кто? Никто.
Мои родители жили в другом городе. Да и вся родня там. Сюда, в Москву, я замуж вышла, думала, что счастливой буду... Но где там. Видно, не суждено. Намучилась я...Помощи ждать было не от кого... И, знаете, никакой награды в замен. Жизнь прошла мимо меня. Иногда думаю: лучше бы я его сдала, как мне одна докторша подсказывала. Семью бы сохранила или новую завела. Может... и еще одного ребеночка бы родила... А так, все он помеха. Нет, теперь всем говорю: сдавайте, лучше будет. Вы что же думаете, что его учеба в школе какой-то специальной или как там их называют что-нибудь даст? Или лечение какое-то со временем в нем что-либо улучшит? Все пустое. Он как был нечеловеком, так им и остался. В этом вся истина и есть. Я так думаю.»..
Рассказ мамы Ильи.*
«Трудно вспоминать то, что было. А было все, понимаете, все: и скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, и желание бросить все и всех... и уйти из...
Мне никто не подсказывал, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Илюши, никто не говорил, как теперь нам с ним быть. А он был первенцем. Представляете, вместо величайшей радости — горе, кромешная тьма. Знаете, мне тогда казалось, что весь свет обрушился и нет возможности жить.
Вы спрашиваете, что же мне помогло выжить? Наверное, помогла привычка, сложившаяся еще в период моей работы: никогда не впадать в панику. В стрессовой ситуации сдержаться и удержаться «на плаву».
Было очень трудно. Я пыталась сдерживаться и хладнокровно оценивать ситуацию. Но в начале отчаяние чаще брало верх. Ведь это же был мой сын, моя кро-виночка. А у него с каждым днем врачи все больше и больше находили проблем. Визит к врачу всегда стоил мне очень больших нервов. Так было в первые годы жизни сына, сейчас уже все иначе. Теперь мы дружим со многими специалистами и даже, можно сказать, стали близкими людьми.
Что еще помогло? У меня было правило: ни в коем случае не обвинять кого-либо в том, что случилось, в первую очередь, мужа Все укоры и уколы его родственников — не воспринимать в всерьез или промолчать. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводили до полного отчаяния. Было очень больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень, и вообще в сердце старалась не допускать обиду. Я поняла, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я одна с Илюшкой останусь? Первое время было очень трудным. Не было сил вообще что-либо делать. Мне очень помогли мои родители. Потом друзья. Наверное, если бы не они, нам бы не выжить с сыном. Да и семья наша распалась бы.
Когда я немного успокоилась и определилась с положением сына, стала привлекать для занятий с ним и мужа. Я всегда старалась показать мужу наши небольшие с Илюшкой успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.
Было очень трудно. Порой муж не понимал меня, часто раздражался от того, что у Илюши не получается то или другое Но постепенно он включился в работу с сыном и даже стал, как мне теперь кажется, гордиться тем, что и его труд вложен в успехи сына. Затем,
видя наши совместные усилия и настойчивость, ко мне смягчилась и свекровь и стала также мне помогать.
Я никогда не строила себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя, поначалу, они, конечно, были. Я сказала себе: нужно научиться полноценно жить с таким сыном, с МОИМ сыном. Ведь он у меня один, он единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети.
Первые годы жизни сына я нигде не работала, нужно было очень много работать с Илюшей. Затем я смогла найти себе такую работу, которая позволила мне уделять достаточно времени как развитию сына, так и моему собственному профессиональному росту. Сейчас я директор фирмы, которая оказывает патронажную помощь семьям, в которых родились такие же дети, как и наш Илюша.
В нашей семье царит мир, спокойствие и согласие. Я очень люблю мужа. Мы с ним счастливы. В этом году Илюше исполнилось семнадцать лет. У него есть друзья, которые довольно часто приходят к нам в гости.
Сейчас Алексей, мой муж, повез Илюшу на прогулку. Но они скоро должны вернуться. А вот и они, смотрите.»..
Мы подошли к окну. По дорожке, ведущей к дому, шел красивый, статный мужчина и катил перед собой инвалидную коляску. Рядом с ними бежал рыжий лохматый пес. Сидящий в коляске юноша о чем-то увлекательно разговаривал с мужчиной. Они весело смеялись над проделками четвероногого друга. Пес радостно кружил вокруг них и быстро выполнял поручения, которые через отца давал юноша. Психолог:
Выскажите ваше мнение по поводу обоих рассказов? Как вы считаете, чья судьба привлекательнее? Что помогло маме Ильи справиться с трудностями?
С какими сложными ситуациями удалось справиться вам?
Как вы их преодолели?
Какие собственные психологические ресурсы (приемы) вы использовали?
Поделитесь вашим жизненным опытом и вашими жизненными удачами.
Аутотренинг
Осуществляется по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Тема «Зимняя дорога». Музыкальное сопровождение: Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.
«Закрыли глаза... Расслабились... Перед Вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег.
По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Легкий морозец румянит Ваши щеки. Сани подпрыгивают на ухабах. Вам легко и привольно. Вдали темнеет лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и Вашу душу. Душа, как и тройка, как бы становится крылатой: летит и летит вперед по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались тревоги и заботы. Не будем думать о том, что осталось позади. Главное - что теперь и что будет. Теперь Вам очень хорошо, хорошо, хорошо. А тройка мчится вперед.»..
Глубоко вздохнули... Открывайте глаза.