Юрий Иванович Ермолаев
Капля дёгтя и полмешка радости
А. Алексин. Об авторе и книге
Дорогие друзья!
Все вы, конечно, любите посмеяться. Потому и советую вам прочитать эту весёлую книгу! Я знаю и другие сборники Юрия Ермолаева… Даже их названия вызывают улыбку: «Сбежавшая отметка», «Важные пустяки», «Чемпион наоборот», «Дом отважных трусишек». А сами книги заставляют вас, я уверен, и похохотать, и глубоко призадуматься. Ведь только наивные люди ставят знак равенства между словами «весело» и «несерьёзно». На самом же деле юмор и занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и сознанием человека. Это давно уж известно, но истина от повторения истиной быть не перестает.
В книгу «Капля дёгтя и полмешка радости», которая сейчас перед вами, вошла повесть «Тайные шефы» — о неутомимых юных выдумщиках и фантазёрах, а также новые и уже издававшиеся рассказы. Что ж, перечитать знакомое иногда бывает так же приятно, как встретиться с другом. Есть в книге и совсем короткие юморески. Автор назвал их «грустными шутками»… Нет, это не просто забавные случаи — забавные-то они забавные, но таят в себе много важного и поучительного.
Юрий Ермолаев — интересный, остроумный собеседник. С таким собеседником всегда радостно встретиться вновь, вот юные читатели и атакуют его письмами, задают много вопросов. Значит, писатель заслужил их доверие.
Коля Алёшичев из Кургана, к примеру, пишет: «Я прочитал ваши книги: «Редкие способности» и «Дом отважных трусишек». Они мне очень понравились. А когда я читал ваш рассказ «Не повезло», то так сильно смеялся, что мама даже спросила меня: «Над чем ты заливаешься? Прочитай мне». Но я не стал читать маме этот рассказ, потому что я сам похож на осмеянного вами «героя». Совсем немножко, чуть-чуть, но похож. И мама обязательно сказала бы мне об этом. Я подумал — и решил исправить свои недостатки».
То, что Коля, прочитав рассказ, пришёл к столь благородному решению, это хорошо. Значит, писатель поработал не зря: смех сделал своё серьёзное дело.
Я люблю и поэтичные, лирические рассказы Юрия Ермолаева, с которыми вы тоже встретитесь в этой книге: «Новая дорожка», «Щедрый человек», «Ошиблась».
Юрий Ермолаев понимает, что вы, дорогие друзья, отличаетесь от нас, взрослых, лишь меньшим житейским опытом и подчас меньшими физическими возможностями, но что у вас такая же, как у взрослых, способность радоваться и страдать, смеяться и плакать, восхищаться и разочаровываться, мечтать и осуществлять свои мечтания. Одним словом, писатель общается с вами, как говорится, «на равных». Он не только любит вас, но и уважает ваши мечты, надежды, стремления…
В год шестидесятилетия Юрия Ермолаева мне от души хочется пожелать ему новых хороших и добрых книг!
Анатолий Алексин
ТАЙНЫЕ ШЕФЫ
Повесть о двух неуловимых вожатых и об октябрятах — самостоятельных и решительных ребятах
ВВЕРХ НОГАМИ
Ура! Мы — пятиклассники! Это, скажу я вам, совсем не то, что учиться в четвёртом классе. Старшие ребята-выпускники и те относятся к нам теперь с уважением. Некоторые даже за руку здороваются. Ужасно приятно!
— Ты чего улыбаешься? — спрашиваю я своего друга Павлика Хохолкова.
— А ты чего? — спрашивает он меня.
Мы, точно заговорщики, подмигиваем друг другу и оба смеёмся. Великолепное настроение!
А тут ещё старшая вожатая подошла к нам на перемене и предложила:
— Хотите шефствовать над второклассниками? Я уверена, что вы с ними быстро подружитесь.
Мы прямо ушам не поверили. Откуда у неё такая уверенность? Наверное, потому, что мы выросли. Даже отказываться не стали. Неудобно: на отрядных перевыборах Павлик уже отказался быть звеньевым, а я — редактором стенгазеты. Обещали выполнять разные поручения. Но ведь руководить октябрятами — это не клянчить у одноклассников заметки и не отчитывать членов звена за разговорчики на уроках.
Мы согласились.
— А что нам с ними делать? — спросил Павлик.
— Подумайте, потом посоветуемся, — сказала вожатая, — а сегодня, после уроков, зайдите к октябрятам — познакомьтесь.
— Сегодня?! — ахнули мы и замахали руками. — Что вы! Первая встреча самая ответственная. Нам надо обмозговать, как лучше представиться.
— Ладно, — согласилась вожатая, — отложим до завтра. Я октябрят предупрежу.
На уроке я почти не слушал учительницу ботаники: думал о нашей встрече с октябрятами. У Павлика тоже был отсутствующий вид. На следующей перемене даже старшеклассники заметили, что с нами что-то происходит. Один из них спросил:
— Контрольная на горизонте?
— Нет, — ответил Павлик и, как бы между прочим, добавил: — Обдумываем первый сбор. Мы будем у октябрят вожатыми.
— У, влипли вы, братцы кролики! — загоготал старшеклассник. — Дотошные они — жуть! Одними «почему» да «отчего» со света сживут. Так что приношу вам свои соболезнования. — Он театральным жестом приложил руку к сердцу и несколько раз притворно вздохнул.
Клоун какой-то!
Но нам было не до шуток. Вечером я даже уроки как следует не мог делать, всё о второклассниках думал. Ведь у них преподаёт наша бывшая учительница Ираида Кондратьевна. Мы у неё целых три года занимались. Что хорошего, если мы не сумеем понравиться её теперешним ученикам… Я принялся, как сказал Павлик, «обмозговывать» нашу встречу. Не сказки же октябрятам рассказывать?! Сказками никого не удивишь. Думал я, думал, и вдруг мне такое пришло в голову, что я ужасно обрадовался. Даже прошёлся по комнате на руках. Но утром я ничего не сказал Павлику о своей затее, а сам спросил его:
— Ну, как мы проведём первую встречу?
— Да, как? — уставился на меня Павлик.
— Ты что-нибудь придумал? — уже сердясь, спросил я.
— А ты? — вместо ответа опять спросил Павлик.
Я понял, что он ничего не придумал, и упрекнул Павлика:
— Всё-таки я не такой, как ты. У меня есть мысли…
— Вот здорово! — обрадовался Павлик. — Я всегда говорил, что твоя голова — академия наук. — Павлик любит перегнуть палку. Лишь бы самому ничего не придумывать. — Ну, говори скорее свои мысли, — затеребил он меня.
— На первой встрече с октябрятами нам необходимо произвести впечатление, — солидно начал я.
— Как мы это сделаем? — нетерпеливо спросил Павлик.
Я выдержал необходимую для эффекта паузу и сказал:
— Нам надо найти с октябрятами общий язык.
— Какой язык? Не говори загадками, — начал сердиться Павлик.
— Ты смотрел фильм «Педагогическая поэма»? — задал я наводящий вопрос. — Помнишь, как там директор колонии на беспризорников действовал? Первым делом находил с ними общий язык. Воспитанник жулик, а он ему большие деньги доверяет. Вот и нам надо так действовать!
— Но у нас нет никаких жуликов и денег нет, — возразил Павлик.
— Это неважно. Тут дело в полном доверии. Положись на меня, и всё будет в порядке.
— Объясни толком, что ты придумал, — потребовал Павлик.
— Не беспокойся, ты всё поймёшь по ходу встречи, — отмахнулся я: Павлику лучше до поры до времени ничего не объяснять, а то он обязательно начнёт возражать и ставить всё с ног на голову.
К второклассникам мы пошли сразу после уроков. Ираида Кондратьевна была нам рада.
— Подумать только, ведь совсем недавно сами вы были такими же, а теперь стали моими помощниками, — оглядывая меня с Павликом, улыбнулась она.
— Ничего не поделаешь, время летит, — произнёс каким-то деревянным голосом Павлик и неестественно широко развёл руками. Он даже чуть не задел стоящую на учительском столике вазу с цветами.
Павлик вообще, как вошёл к второклассникам, сразу изменился. Шею вытянул, брови насупил и заговорил басом. Наверное, от волнения, а может, хотел казаться выше ростом и серьёзнее. Только зачем? Он и так сильно вымахал за лето. Стал как ходуля.
— В какой звёздочке у нас ещё нет вожатых? — обратилась к ребятам Ираида Кондратьевна.
— У нас!
— Мы без вожатого! — закричали ребята с третьего ряда у окон.
— Так вот, Петя и Павлик из пятого класса «А» будут вашими вожатыми, — сказала Ираида Кондратьевна. — Сейчас третья звёздочка останется знакомиться со своими вожатыми, а все остальные пойдут со мной в раздевалку.
Как только Ираида Кондратьевна увела в раздевалку второклассников, а мы остались со своей звёздочкой, Павлик ещё больше побледнел. И я, глядя на него, почувствовал какую-то предательскую дрожь в поджилках.
— Вот, значит, мы — ваши вожатые, — борясь с дрожью, проговорил я и посмотрел на ребят.
Пять пар глаз, совершенно разных, но одинаково любопытных, смотрели на меня с Павликом и ждали от нас чего-то необыкновенного. Но вместо этого Павлик каким-то не своим, насмерть перепуганным голосом зачем-то повторил мою нескладную фразу:
— Значит, вот мы — вожатые ваши…
Худущая девчонка с первой парты хихикнула, а большеухий мальчишка, который сидел у подоконника, рядом с цветком бегонии, справедливо заметил:
— Это мы знаем. Нам Ираида Кондратьевна сказала.
— Я проголодался! — неожиданно объявил на весь класс добродушный толстяк с третьей парты. И вынул из портфеля булку с маслом.
— Потерпи! Есть надо в строго определённые часы, — грозно сказал Павлик, точно доктор у себя в кабинете.
Сам он всегда придерживался режима. Но зачем же сердиться? Так мы не понравимся октябрятам. И я дёрнул Павлика за рукав.
Павлик обернулся ко мне и молча, одним взглядом, потребовал:
«Где же твой общий язык? Давай находи его скорее».
И тут я словно очнулся.
— Ребята! — выкрикнул я. — Как известно, все люди ходят ногами. А ещё можно ходить и так. — Я быстро сделал стойку и прошёлся от классной доски до двери на руках.
Октябрята весело запрыгали на своих скамейках и захлопали крышками парт. А румяный толстяк с третьей парты оставил свою булку с маслом, вышел в проход и попробовал встать на руки. Но у него ничего не получилось. Только свалился и всех насмешил.
— Не горюй! — успокоил я толстяка и пообещал: — К концу четверти вы все будете ходить на руках!
— А я вас на двухколёсном велике научу кататься, — пообещал Павлик.
— Ой, правда?! — радостно воскликнула рыженькая девочка с бантом на голове.
Но тут я заметил, что большеухого мальчика, который сидел за партой у окна, акробатика и велоспорт не интересуют. Он, должно быть, мечтал стать снайпером, потому что метился авторучкой в цветочный горшок на подоконнике.
Я подошёл к нему. Мальчик испуганно заморгал глазами и спрятал ручку за спину.
— Разве так попадёшь? — улыбнулся я. — Надо прищурить один глаз и целиться не торопясь. А локоть положи на парту. Необходима твёрдая опора. Вот смотри!
Я нарочно отошёл подальше, к учительскому столику, и прицелился оттуда, чтобы показать свою меткость. Раз! — и пущенная мной ручка так и затрепетала в цветочном горшке.
Хозяин ручки остался очень доволен. Он посмотрел на меня с уважением и стал целиться так, как я объяснил.
Тут наконец и Павлик пришёл в себя. Он понял, что такое мой «общий язык», и закричал ребятам:
— Устроим соревнование военных санитаров! У доски лежит раненый. Кто с конца класса скорее доползёт к нему по-пластунски? Ползут по двое. Подниматься нельзя: над вами свищут пули.
К стене между парт тотчас подбежали стрелок-снайпер и толстяк-акробат.
— Раз! Два! Три! — скомандовал Павлик. — К доске ползи!
Толстяк и снайпер легли на пол и заработали локтями.
А щупленький мальчик с предпоследней парты тотчас превратился во вражеского пулемётчика.
— Тра-та-та-та-та! — застрочил он по ползущим.
— Не поднимайтесь! — предупредил я. — Противник открыл артогонь.
Ободрённый мною мальчик-противник кинул в ползущих скомканной промокашкой и зашипел, точно бомба-зажигалка. Толстяк не прополз и полпути, как ударился о парту. Он тут же сел на пол и принялся тереть ушибленное колено. А снайпер — юрк-юрк змейкой — и уже у доски, перебинтовывает раненого.
— Первый победитель! — провозгласил Павлик и поднял руку снайпера.
Все сразу засмеялись: рука у него была испачкана, куртка помята.
— Без потерь на фронте нельзя, — удачно высказался снайпер, а Павлик скомандовал:
— Вторая пара, на старт!
— Потом будут соревноваться победители, и мы выясним первого пластуна звёздочки, — объявил я.
Это воодушевило октябрят. На старт вышли худущая девочка и её рыженькая соседка по парте. Они поползли, не дожидаясь команды. Но Павлик не стал их возвращать. Раз одновременно начали, какая разница. Все следили за ползущими — даже вражеский автоматчик перестал стрелять, — потому мы и не заметили, как в класс вошла Ираида Кондратьевна.
— Что у вас происходит? Оля, Света, сейчас же встаньте! — потребовала она.
— У нас соревнование военных санитаров, — объяснил Ираиде Кондратьевне толстяк с ушибленной коленкой, — мы выявляем первого пластуна звёздочки.
— Пока я вижу только первого грязнулю, — кивнула на снайпера Ираида Кондратьевна и сказала мне и Павлику: — Ведите мальчиков мыться, а я займусь девочками.
В классе остался только вражеский пулемётчик.
Мы помогли толстяку и снайперу вымыть руки и почистить школьную форму. Потом нехотя отправились обратно в класс. Ведь там мы ничего хорошего не ожидали. Особенно я боялся, что Ираида Кондратьевна начнёт нас отчитывать при октябрятах. Тогда мы никогда не сумеем завоевать у них авторитет. Лучше бы нам не затевать всего этого…
Но когда мы вошли в класс, Ираида Кондратьевна уже отпустила домой девочек и вражеского пулемётчика, а при нас отправила в раздевалку снайпера с толстяком. Меня и Павлика она попросила задержаться.
«Хорошо хоть, без них отчитает», — подумал я.
Но Ираида Кондратьевна сказала:
— Я понимаю, почему вы так поступили. Вам захотелось поскорее завоевать доверие малышей. Но торопиться в таком деле нельзя.
Мы и сами понимали, что авторитет быстро не завоюешь. Надо действовать постепенно, а главное, обдуманно. Мы облегчённо вздохнули, и я предложил Ираиде Кондратьевне:
— А что, если провести с октябрятами экскурсию в зоопарк?
— До экскурсии мы прочитаем обо всех диких животных и блеснём перед октябрятами знаниями, — поддержал меня Павлик.
— Неплохо придумали, — улыбнулась учительница.
Но как только Ираида Кондратьевна отпустила нас, я сказал Павлику:
— Мы бы уже сегодня завоевали авторитет, если бы Ираида подольше задержалась в раздевалке.
Павлик, как всегда, со мной не согласился:
— Боюсь, что сегодня мы действовали не совсем правильно, — задумчиво произнёс он.
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Два вечера просидели мы с Павликом в школьной библиотеке за чтением трудов известного исследователя диких животных Брема. Павлик изучал хищных и декоративных птиц, а я — зверей.
В воскресенье я пришёл в школу раньше, чем мы договорились. Но там уже были Павлик, большеухий снайпер Вадик и худущая, длинноногая Светка с каким-то кудрявым карапузом.
— Вот, полюбуйся, — кивнул в сторону карапуза Павлик, — братика с собой притащила. Даже не понимает, что у нас не развлекательная прогулка, а познавательный сбор-экскурсия.
— Не пойду без Антона! — топнула ногой худущая Светка и заплакала.
Антон тоже сейчас же скуксился и поддержал её громким рёвом. Павлик растерялся.
— Представляешь, что будет, если они все начнут приводить на сборы младших братьев и сестёр!
— Не бойтесь, — сказал нам большеухий Вадик, — я не приведу. У меня их нет.
— Ладно, возьмём Антона. Может, его оставить не с кем, — примиряюще сказал я и отвёл Павлика в сторону: — Не рычи на них, а то мы не сумеем завоевать авторитет!
Павлик тяжело вздохнул и сказал Светке:
— Пусть идёт, но чтоб это было в последний раз.
Антон мгновенно перестал плакать и дёрнул сестру за рукав:
— Они меня берут, можешь не реветь.
Света вытерла слёзы и благодарно посмотрела на меня. Пока мы разрешали этот конфликт, подошли рыженькая Оля и щупленький Бориска: так звали мальчика, который при нашей первой встрече с октябрятами изображал вражеского пулемётчика. Бориска и Оля были одеты празднично. Он — в чёрном новом костюмчике, а она — в тёплом платьице тёмно-синего цвета, с голубыми ленточками в косичках. Последним припыхтел Гоша. На ходу он дожёвывал пирожок.
— Дисциплина у тебя хромает, — заметил ему Павлик и указал на школьные часы: на них было пять минут двенадцатого.
— Пошли! — скомандовал я.
От нас до зоопарка всего два переулка. Прошли мы их, можно сказать, без происшествий. Только на одном из поворотов Антон спрятался от сестры в телефонную будку. Но Павлик сейчас же вытащил его оттуда и приказал Свете:
— Держи за руку, а то отправлю домой обоих!
Перед входом в зоопарк Павлик остановил октябрят, достал из кармана какую-то бумажку и сразу воодушевился.
— Внимание! — громко сказал он. — Зачитываю план-маршрут нашей экскурсии по зоопарку. Экскурсию проводим под девизом: «Мы, ребята-октябрята, поздравляем вас, зверята!..»
— Ой, как интересно! — обрадовалась рыженькая Оля.
— А с чем мы поздравляем зверят? — спросил дошкольник Антон.
— Это тебя не касается. Ты пока не октябрёнок и можешь поздравлять с чем хочешь, — ответил Павлик и начал читать дальше, но тут зашумели октябрята:
— Мы тоже не знаем, с чем зверей поздравлять!
— Объясни, пожалуйста!
Павлик, очевидно, и сам этого не знал. Придумал глупый девиз и сел с ним в лужу. Надо было его выручать. А то опять с нашим авторитетом началось что-то неладное.
— А вы сами догадайтесь, с чем можно поздравить зверей осенью, — сказал я.
— С началом учебного года, — высказался всё тот же настырный дошкольник Антон.
— Они же не учатся, — одёрнула его Светка и предположила: — Может, с приходом осени?
— А чего с ней поздравлять? — удивился толстяк Гоша. — Осенью дождь идёт и холодно.
— С зимней спячкой, — объявил Вадик и сострил: — Спячка у зверей всё равно, что каникулы у лентяев.
— А звери сны смотрят? — спросил Антон.
Павлик начал нервничать.
— Эх вы! — сказал я октябрятам. — Мы поздравим зверей с новосельем, ведь они переходят осенью в тёплые помещения.
— Как же вы не догадались? — обрадовался моей находчивости Павлик. — За лето им отремонтировали старые, тёплые клетки.
— Разве клетки бывают тёплыми? — удивился Антон. — Они же дырявые.
Павлик бросил в его сторону уничтожающий взгляд и снова заглянул в свою бумажку:
— Значит, так: сначала мы осмотрим хищных птиц — грифов, коршунов. Все они относятся к семейству ястребиных… Ястреба видели?
Ребята не ответили. Они жадно смотрели за железную решётку зоопарка. Павлик продолжал:
— Потом мы пойдём к хищным зверям. Увидим уссурийского тигра, африканского льва и грозу джунглей — пятнистого леопарда.
— У нашей мамы шуба из леопарда, — вставил Антон.
— После посмотрим слонов и обезьян, — объявил Павлик. — Таким образом, мы обойдём весь зоопарк кольцом и вернёмся на это же место, но уже с другой стороны. — Павлик показал рукой, откуда мы вернёмся, и послал меня за билетами, а сам принялся строить октябрят парами.
— Я пойду один, — объявил Гоша, — в пАрс я всегда на ноги наступаю.
— А я всегда под ногами путаюсь, — сообщил Антон.
— Это точно, — буркнул Павлик.
Я принёс билеты, и мы пошли к контролёру толпой. На ходу Павлик сказал мне:
— Я вчера после школы сюда прибегал. Осмотрел всё, чтоб нам не метаться без толку.
— Это чувствуется, — ответил я, стрельнув глазами на зажатый в руке Павлика маршрут нашей экскурсии. Вот человек! Без плана шагу не сделает.
Мы вошли на территорию зоопарка.
— Мороженое! — закричал вдруг толстяк Гоша и бросился к ларьку с таким видом, точно лет сто не ел мороженого.
За Гошей устремились все. Верно говорят, что дурные примеры заразительны. На скамейке, возле ларька, началось поглощение эскимо. Разделавшись с мороженым и облизав пальцы, Гоша бросил новый клич:
— Айда к слонам!
— Айда! Айда! — подхватили октябрята и побежали за Гошей.
— Куда вы? — прямо-таки завопил Павлик, размахивая бумажкой с планом. — К слонам после, сперва смотрим хищных птиц! Они же рядом!
Но никто не остановился, даже Бориска побежал за всеми. А ведь он слушался нас. Правда, Бориска оглянулся и крикнул нам:
— Идёмте к слонам! Посмотрим, как они обливают друг друга из хобота.
— Просто удивительно! Почему они все бегут за этим толстяком? — развёл руками огорчённый Павлик.
Мне это тоже было непонятно. Авторитета у Гоши среди ребят нет. Они то и дело дразнят его «Гиппопотамом». Дразнят, а слушаются. Чудно! Пока я думал об этом, Павлик догнал ребят и остановил их. Но они всё равно пытались разбежаться.
— Пусть смотрят что хотят, — сказал я Павлику.
— А как же план? Зачем я тогда его составлял? — пожалел Павлик. — Без плана мы обязательно что-нибудь упустим.
— Вот и хорошо. На следующем сборе ты скажешь им об этом, и они пожалеют, что не придерживались плана, — успокоил я Павлика.
— Ладно, — согласился Павлик, — только об этом лучше сказать тебе. Мне неудобно.
Я кивнул головой, и мы послушно зашагали за октябрятами к слоновнику.
Не успели мы подойти к слоновой горке, огороженной бетонным забором, за которым находились слон, слониха и слонёнок, как Вадик сказал:
— Жалко, что в зоопарке только индийские слоны. Африканские в сто раз интересней! Они гораздо выше, и туловище у них покрыто шерстью. Слоны — потомки мамонтов.
— Слон съедает в день двести пятьдесят килограммов всякой травы с овощами, а выпивает двадцать вёдер воды, — добавил Гоша.
— Слоны могут плакать, — сообщила нам Светка. — Когда они попадают в неволю, то совсем не бунтуют, а только плачут, как люди, когда им больно.
— Когда мне больной зуб лечили, я ревел, как слон, — объявил Антон, — даже сильнее. Мне это доктор сказал.
Наши познания в слонах были гораздо меньше, мы ничего не могли добавить. То же самое произошло и у клетки с колибри. Хотя тут Павлик успел опередить ребят и быстро сказал:
— Колибри совсем маленькая птичка, но очень смелая и задиристая. А питаются они соком цветов, как пчёлы.
Последнюю фразу Павлик сказал зря.
— Это неверно! Неверно! — зашумели октябрята. — Это раньше так думали, а потом учёные выяснили, что колибри достают из цветов совсем маленьких насекомых, а кажется, что они высасывают сок.
Павлик растерялся и даже слегка покраснел. Наверное, он прочитал устаревшие сведения. Хорошо, Антон отвлёк ребят.
— Смотрите, какой смешной гусь на длинных ногах! — закричал он. — Вот это да!
— Это не гусь, а страус, — поправила его Светка, — и не кричи так, животных напугаешь.
— Этот страус ещё молодой, вроде тебя, — сказал Антону Вадик, — а когда он вырастет, то будет выше забора.
— Страусы тоже очень много едят, — сказал Гоша, — они даже чего нельзя проглатывают. Один страус умер тут, в зоопарке, потому что проглотил гвоздь. А у него в желудке нашли потом носовой платок, штук пять авторучек и железную гайку.
— Страусы вроде верблюдов, — добавил Вадик, — они тоже могут несколько дней не есть и не пить.
— Откуда вы всё это знаете?! — с удивлением спросил я.
— Мы уже два раза были в зоопарке, — зашумели октябрята, — той осенью и ещё в начале лета. Один раз с Гошиной мамой, а в другой раз всем классом. У нас тогда настоящий экскурсовод был!
Мы с Павликом переглянулись: нам ужасно не понравилось слово «настоящий». Выходит, мы как экскурсоводы никуда не годимся?
— Что же нас Ираида Кондратьевна не предупредила, — огорчённо шепнул мне Павлик.
— Наверное, она решила, что мы тоже сумеем увлечь ребят своими рассказами, — предположил я. Хотя и сам удивился, почему, в самом деле, Ираида Кондратьевна не отменила нашу экскурсию. И я сказал Павлику: — Надо их покатать на пони.
Мы окликнули октябрят, которые толпились у загончика с фазанами, и закричали неестественно весёлыми голосами, точно Петрушки в кукольном театре:
— Кто хочет кататься на пони, спешите за нами! Спешите!
Кататься захотели все. Даже трое посторонних малышей бросились к нам. Хорошо, родители остановили их. Мы побежали на круг.
Маленькая серая лошадка стояла запряженная в тележку на четырех колесах и жевала сено. Кучера возле нее не было.
— Лошадка обедает, — сообразил дошкольник Антон.
— Я тоже хочу обедать, — сказал Гоша, — пошли домой!
На этот раз ребята его не поддержали: они хотели кататься.
— Неизвестно, сколько ещё ждать кучера, — сказал я.
— А ты нас сам повози, — попросил вежливый Бориска.
— Как это сам? На своём горбу, что ли? — попробовал я отшутиться.
— У тебя горба нет! — засмеялся Антон, а Бориска с невинным видом добавил:
— Как кучер, повози.
— Нельзя, за это влетит, — возразил Павлик.
— Он лошадки боится, — не к месту высказался Антон.
Наш авторитет повис на волоске пониного хвоста.
«Если мы сейчас не выполним просьбу ребят, то долго не завоюем авторитета, — пронеслось у меня в голове.
— Это я-то боюсь? — усмехнулся я и начал решительно отвязывать пони.
Павлик растерянно молчал.
— Можно, я буду править? — спросил Гоша.
— Правь! — разрешил я и подумал: «Семь бед — один ответ. А может, всё кончится благополучно. Проедем круг — и порядок».
Я начал подсаживать ребят в тележку. У Вадика все карманы уже оказались полны камней. И когда он успел набрать их!
— Зачем тебе камни? — спросил Павлик.
— Я буду кидать их в пруд, в котором плавают утки, чтобы они подскакивали, — объяснил Вадик.
— Утки? — ужаснулся Павлик.
— Камушки! — засмеялся Вадик. — Если ловко кинуть, они долго прыгают по воде. На ней потом будут круги.
— Дашь попробовать? — тут же спросил Антон.
— Ещё чего! — пригрозила ему пальцем Светка.
И правильно сделала. Сейчас нам не хватало только подбить водоплавающую птицу. Но тут Гоша, точно заправский кучер, причмокнул губами и крикнул грубым голосом:
— Но-о! По-шла!
И мы тронулись.
Проехали один круг, начали другой. Гоша, очевидно, дёрнул не за ту вожжу: пони свернула с круга и выехала на дорожку зоопарка. Как это мы не закрыли за собой калитку! Цокая маленькими подковками, она побежала по дорожке в глубь сада. Мы начали подпрыгивать в тележке, как арбузы. Люди испуганно шарахались в стороны. Павлик перехватил у Гоши вожжи и стал их натягивать изо всех сил и кричать: «Тпру!» А я кричал посетителям зоопарка, чтобы сторонились. Пони добежала до своей конюшни и встала. Мы быстро ссадили ребят.
— Удираем! — шепнул я Павлику, но не тут-то было: из конюшни вышел сторож и преградил нам дорогу.
— Кто такие? — сердито спросил он. — Почему самовольничаете?
— Мы заплатим, — умоляюще сказал Павлик.
— Идёмте в дирекцию! Там разберутся. — Сторож взял нас за воротники курточек, как провинившихся щенят, и повёл в дирекцию.
Это было ужасно. У меня запылали уши. Октябрята двинулись за нами.
— Без вас обойдёмся! — гаркнул на них сторож и захлопнул дверь дирекции у октябрят перед носом.
Мы стали подниматься по лестнице впереди сторожа. Прошли. «Хозчасть» зоопарка, «Дирекцию» и остановились возле двери с надписью «Милиция». Мне стало не по себе.
— Сидите здесь — и ни с места, а то худо будет, — пригрозил сторож и ушёл в комнату милиции.
— Зачем ты предложил эту экскурсию! — упрекнул я Павлика, хотя тут же вспомнил, что экскурсию в зоопарк предложил я.
Павлик огрызнулся:
— Скажи лучше, для чего ты отвязал пони?!
Чтоб прекратить начавшийся спор, я подошёл к окну и… разволновался ещё больше. Рядом с нашими октябрятами стояла Ираида Кондратьевна. Должно быть, она пришла в зоопарк посмотреть, как у нас проходит экскурсия. Октябрята что-то говорили ей — наверное, про нас.
— Ну и распечёт нас теперь Ираида! — помрачнел Павлик.
— Пусть распекает, — сказал я, — всё равно нам теперь не быть вожатыми.
Тут распахнулась наружная дверь, и в коридор, где мы сидели, вошла Ираида Кондратьевна вместе с октябрятами. Мы тотчас встали им навстречу.
— Сидите и не оправдывайтесь, — сказала нам Ираида Кондратьевна и, постучавшись, вошла в комнату милиции.
— Это ты во всём виноват, ты! — накинулась на толстяка Гошу Светка.
— Править не умеешь, — добавил Антон.
— Я верно правил. Пони сама на дорожку выбежала.
— А зачем ты вожжой дёргал! — не унимался Антон.
— Вот я сейчас тебя дёрну! — зашипел на него Гоша.
— Подеритесь мне ещё… — Пригрозил им Павлик.
— Лошадка захотела после обеда поспать, вот и пошла в конюшню, — сказала Антону рыженькая Оля. Она любила всех примирять.
— Конечно, — тотчас подхватил Гоша, — а то чего бы ей среди бела дня на конюшню бегать.
— Не лошадка спать захотела, а кучер носом клевал! — усмехнулся Вадик, кивнув головой на Гошу.
В это время дверь комнаты милиции отворилась, и из неё вышли Ираида Кондратьевна и сторож.