Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды: СЛАЙД




I. Эпоха палеолита («палео» - древний, «литос» - камень) -древний каменный век (св. 2 млн лет назад - 10 тыс. лет до н. э.). Эта эпоха делится на:

а) ранний палеолит (св. 2 млн лет назад - 40 тыс. лет до н. э.);

б) средний палеолит (40-35 тыс. лет до н. э.);

в) поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет до н. э.), который, в свою очередь, делится на:

- ориньяк (35-20 тыс. лет до н. э.)

- солютрё (20-15 тыс. лет до н. э.)

- мадлен (15-10 тыс. лет до н. э.).

II. Эпоха мезолита (средний каменный век 10-6 тыс. лет до н. э.)

III. Эпоха неолита (новый каменный век 6-4 тыс. лет до н. э.)

IV. Эпоха энеолита (медный век 4-3 тыс. лет до н. э.)

СЛАЙД

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации.

1.Афро – европейский центр цивилизации.

2.Азиатский центр мировой цивилизации

СЛАЙД

Пути изучения первобытной культуры.

1. Историко – археологический.

Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов

2. Этнографически-сопоставительный

Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

СЛАЙД

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.

Интересна история открытия этой пещеры.

Рассказ. Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.

- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал ее Саутуола.

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.

СЛАЙД



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: