Рекомендации по составлению и оформлению




Исследовательской работы.

Структура исследовательской работы.

Существует сложившаяся структура представления любой научно-исследовательской работы. Основные элементы:

-Титульный лист

- Введение

- Основная часть

- Выводы

- Заключение

- Библиографический список

- Приложения (при необходимости)

Титульный лист

Это первая страница, которая оформляется по соответствующим правилам. Здесь должно быть указано:

- Наименование учебного заведения, где обучается юный исследователь

- Фамилия и имя автора

- Название работы

- Фамилия, имя, отчество руководителя и консультанта, его ученую степень, звание

- Город и год

Полное наименование учебного заведения указывается в верхнем поле.

Заглавие работы дается в центре поля без слова ТЕМА и без кавычек. Оно должно быть достаточно кратким, точным, отражать содержание работы. Если исследование посвящено конкретной и очень узкой теме, название работы может быть более многословным.

Под названием темы ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы руководителя, звание, степень.

В нижнем поле указывают место выполнения работы и год (без написания слова «год»).

Содержание

Включает заголовки структурных частей работы и наименование всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых начинается каждая структурная часть.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.

Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3 – 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Заголовки начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. Оглавление может быть помещено в самом конце работы.

Введение

Начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Формулируется цель предпринимаемого исследования, определяются конкретные задачи, которые предстоит решать в связи с поставленными целями. Называют предмет и объект исследования. Обосновывают выбор методов, применяемых в работе. Необходимо указать, на каком конкретном материале выполнена работа. В конце введения раскрывают структуру работы, обосновывают последовательность расположения ее структурных элементов.

Основная часть работы

Содержит следующие главы:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Автор работы в этой главе должен продемонстрировать хорошее знание литературы по теме исследования, умение ее проанализировать, систематизировать, изложить логично. Из обзора литературы должно стать ясно, что на сегодняшний момент известно по данной проблеме и что остается неизученным. Это даст возможность понять, почему автор выбрал именно эту тему исследования и в чем ее новизна. Обзор литературы надо делать только по литературным источникам, касающимся непосредственно темы исследования.

МАТЕРИАЛЫИ МЕТОДЫ

Эта глава содержит описание методов исследования, подробное изложение конкретных методик, использованных в работе. Описание необходимых для этого материалов, объектов исследования, методы статистической обработки полученных результатов. Это необходимо для того, чтобы оценить корректность полученных данных сделанных на основании этого выводов, и любой, кто заинтересовался результатами, мог бы их воспроизвести.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЕ

В этой главе содержатся обработанные данные в форме таблиц, графиков, диаграмм и других форм представления с соответствующими описаниями. Обсуждение результатов может быть вынесено в отдельную главу, а может идти по ходу описания результатов с привлечением литературных источников, подтверждающих какие-то ваши данные. В этой главе нужно сделать предварительные выводы по каждой из обсуждаемых частей работы, чтобы на их основании сформулировать главные выводы по всей проделанной работе.

Выводы

Содержит обобщающие краткие положения, подводящие итог проделанной работы и отражающие новизну полученных результатов.

Заключение

В заключительной части дается обобщенная итоговая оценка проделанной работы. Указывается, в чем заключался ее главный смысл, какие получены важные результаты в теоретическом и практическом плане, и какая намечается перспектива для дальнейших исследований по данному направлению.

Библиографический список

Содержит список литературных источников, использованных при написании работы. Составляется в соответствии с существующими правилами.

Приложения

Когда это необходимо, работу дополняют приложениями, куда вносят различные иллюстрации, фотографии вспомогательного характера, промежуточные данные, таблицы, протоколы опытов и другие материалы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху слова ПРИЛОЖЕНИЯ и иметь тематический заголовок. Каждое приложение нумеруется арабскими цифрами без знака №. Объем приложения не включается в общий объем работы, так что это хороший способ сократить работу без ущерба для ее качества.

В основном тексте ссылки на приложение даются следующим образом: см. приложение 2.

Все части работы – обзор литературы, результаты и обсуждения, материалы и методы – по ходу их изложения должны сопровождаться указанием, из каких источников взят материал или информация. Нельзя включать в библиографический список литературные источники, на которых нет ссылки в тексте работы.

 

Правила оформления работ.

1. Поля устанавливаются сверху и снизу – 2см, слева – 3см, справа – 1см.

2. Содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения всегда начинаются с нового листа.

3. Все заголовки выделены особо. А по тексту никаких выделений не должно быть. В конце заголовков точка не ставится.

4. На каждой странице, кроме первой, должен стоять номер страницы. Чаще всего требуют сверху посередине или нижний правый угол. В приложении нумеруется только первая страница (на которой стоит слово ПРИЛОЖЕНИЯ, выровненное по центру страницы). Остальные страницы приложения не нумеруются и не выносятся в содержание. Объем приложения не включается в объем работы, поэтому все графики, схемы, рисунки, таблицы лучше вынести в приложение.

5. Весь обычный текст должен быть оформлен одним стилем.

6. Оформление таблиц:

- название пишется перед таблицей, выровненное к правому краю, нумерация таблиц сквозная (Таблица 1), тут же указывается единица измерения.

- текст в таблице мельче, чем основной текст работы, без абзацев.

7. Оформление рисунков:

- после рисунка пишется «Рисунок 1. Схема промеров рыбы»,

- нумерация аналогично таблицам – сквозная.

8. На таблицы, рисунки и приложения в тексте должны быть ссылки, например: (см. таблицу 1).

9. Литература. Оформление должно соответствовать ГОСТу. Сначала следует указать нормативно-правовые акты, потом все остальное. Отдельно указывают адреса Интернет – сайтов.

10. Сколько должно быть источников? Есть правило «сколько страниц, столько и источников», но верхний предел не ограничен. На каждый из указанных источников в тексте должна быть ссылка.

11. Не следует в научной работе злоупотреблять эпиграфами и лозунгами.

12.В научной работе принят безличный стиль. Например: «Таким образом, следует сделать вывод…», «Можно отметить, что…» и т.д. В научной работе не может быть слова «я».

13. В работе должны отсутствовать полупустые страницы, одиночные строки от абзацев.

14. Введение и заключение должно быть размером не менее страницы.

15. Все кавычки должны быть единообразными. До знаков препинания не должно быть пробелов, зато они должны обязательно присутствовать после знаков.

 

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере:

- постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса),

- изучение теории, связанной с выбранной темой,

- выдвижение гипотезы исследования,

- подбор методик и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- собственные выводы.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:

1.Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала,

2.Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляд на объект, развитие процесса, др.),

3.Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников – (методики сбора материала, сравнения и др.),

4.Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий,

5.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

 

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследования. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

 

Классификация письменных работ учащихся.

Творческие работы. Это могут быть сочинения, описания на заданную тему. Чаще всего такие работы выполняют школьники младшего и среднего звена. Подобные работы не попадают под понятие учебно–исследовательских работ. Как правило, в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала.

Реферативные работы. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, содержащих материал по интересующей его теме. Хороший реферат – тоже научная работа. Но при условии, что в нем присутствует анализ и обработка представленного материала, а не просто информационный обзор по теме.

Отчеты об экспедициях, походах, поездках. В работах данной группы может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Здесь материал излагается в виде перечисления увиденного, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

Исследовательские работы. В этом типе работ обязательно содержатся элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: