Методика исследование побережья водоемов (реки, озера)




Проводя регулярные наблюдения на озерах, реках, ручьях, вы можете узнать, как жизнь их обитателей зависит от состояния окружающей среды. Каково влияние человека на место и среду обитания живых существ водоемов.

Выберите 500-метровую полосу вдоль побережья водоема. Это и будет территория ваших исследований. Внутри этой полосы выберите 50-метровый участок для измерений, наблюдений, исследований. Постарайтесь заполнить в протоколе как можно как можно большее число пунктов.

А Общие сведения.

А1 Участники

1 Школа (организация) -

2 Класс (группа) -

3 Фамилии участников исследования -

4 Руководитель (педагог) –

5 Контактные адреса, телефоны –

А2 Место исследования:

1 Озеро

2 Река

3 Ручей

4 Область, район, населенный пункт –

5 Название озера, реки, ручья (которое есть на карте и которое принято у вас) –

6 Водный бассейн (это вся территория, с которой вода стекает в море в вашем регионе) –

7 Конкретное место проведения исследований (опишите его своими словами) –

А3 Дата исследования (день, месяц, год) –

 

Б Описание территории исследований (всей 500-метровой полосы).

Б1 Что представляет собой берег озера (реки).

От того, что представляет собой берег водоема, зависит многое: как быстро дождевая вода стекает в водоем, какие животные обитают на данной территории, каков уровень рН воды. Обследуйте территорию и отметьте в таблице цифрой 1 наиболее характерное для вашего участка, цифрой 2 – следующее по степени обычности и т.д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте ничем.

 

На побережье: 0 – 10 м от воды 10 – 50 м от воды
Лиственный лес, кусты    
Хвойный лес    
Луг, поляна (без выпасов)    
Болотистое место    
Пастбища    
Поля, огороды, сады    
Населенный пункт    
Зона отдыха    
Прочее    

 

В пункте 9 можно отметить какие-то особенности, например, развалины, строения, гидросооружения и т.д.

Б2 Склон берега.

Отметьте галочкой тот пункт, который больше всего подходит к характеру берегового склона на вашем участке:

  1. Крутой склон, обрыв
  2. Склон умеренной крутизны
  3. Пологий склон

В 50 – метровый исследовательский участок

В1 Течение воды (на ручьях и реках, но можно измерить течение на выходе из озера).

Параметры течения важны, чтобы определить, какие животные и растения могут жить в данном потоке. Некоторые могут быть унесены водой, другие способны прикрепиться к субстрату и удерживаться на месте.

1. Ширина водного потока (В) в дм -

Измерьте ширину веревкой, рулеткой или другим способом.

2. Глубина водного потока (D) в дм –

Погрузите палку вертикально в воду, затем выньте и измерьте длину мокрой части. Не втыкайте палку в дно, иначе измерения будут неверными.

3. Скорость течения (Н) в дм\сек. на середине потока -

Используйте мячик или другой плавающий предмет. Отмерьте 10-метровый участок, где мячик может проплыть без помех. Бросьте мячик в воду чуть выше по течению от точки начала отсчета. Измерьте секундомером время, за которое мячик проплывет 10 метров, разделите 10м (100дм) на число секунд и вы получите скорость течения в дм\сек.

4. Расход воды (F) в л\сек -

На основании предыдущих трех показателей можно вычислить полный расход воды. Или измерить его непосредственно, если у вас маленький ручей.

В2 Как выглядит дно на исследуемом участке?

Тип дна определяет, какие животные и растения могут быть здесь встречены, т.к. живые организмы приспособлены для обитания на определенном типе дна. Зайдите в воду как можно глубже, и, используя маску для подводного плавания, внимательно осмотрите дно.

Заполните таблицу: цифрой 1 отметьте наиболее характерное, цифрой 2 –следующее по степени обычности и т.д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте ничем.

 

Дно покрыто живыми растениями    
Слой полуразложившихся растений (листья). Упавшие в воду деревья.  
Илистая грязь (разложившиеся части растений, на ощупь маслянистая масса).  
Глина  
Песок сыпучий, мелкий.  
Мелкая галька, крупный песок (2-20мм)  
Камни (2-20см)  
Валуны, скальные породы.  
   

 

Г Растения и животные

Г1 Какие типы растений можно найти в вашем водоеме?

Пройдите по берегу и поищите те растения, которые можно обнаружить прямо с суши. Пользуйтесь определителем растений. Запишите то, что удалось определить. Затем посмотрите то, что растет в воде. Используйте маску для подводного плавания, чтобы взглянуть на подводные растения. Принесите домой в пластиковых пакетах образцы растений для более тщательного исследования, а так же образцы планктона в бутылках или банках для изучения под микроскопом.

Заполните таблицу. Если вам не удалось найти ни одного растения из указанной группы, поставьте галочку в графе «Нет». Если найдено менее 5 растений – в графе «Редкие», если более 5 – в графе «Массовые». Если в указанной группе всего 3 или менее видов (разновидностей), сделайте отметку в разделе «Мало видов (разновидностей)», если больше 3 – в разделе «Несколько видов (разновидностей)» и запишите, сколько конкретно видов (разновидностей) вы нашли.

 

Группа растений Нет Редкие Массовые Массовые
      Мало видов (разновидно стей) (число) Несколько Видов (разновид ностей) (число)
Полупогруженные Плавающие Длинные подводные Короткие подводные Мхи Водоросли Фитопланктон (микроскопический)        
Прочие        

 

Результат этого исследования можно рассматривать, как меру биологического разнообразия на вашем участке. Большее число найденных групп может означать большее количество различных видов (разновидностей) в каждой группе, что и является показателем большего биологического разнообразия. Водоемы с высоким биоразнообразием наиболее устойчивы к отрицательным внешним воздействиям.

Можно сделать собственный протокол и включит в него свои группы растений.

 

Г2 Каких животных можно встретить в вашем водоеме?

Сначала поищите животных, которые живут рядом с водоемом на суше. Запишите результаты. С помощью сачка соберите животных в воде. Поместите всех в белую эмалированную миску с водой. Постарайтесь рассортировать всех пойманных животных по маленьким бутылочкам или баночкам с водой. Используйте определитель. Подсчитайте количество определенных животных и занесите в протокол. Возьмите образцы планктона в баночках с водой для исследования под микроскопом. Результаты занесите в протокол. Если вам не удалось найти ни одного животного из той или иной группы, поставьте галочку в графе «Нет». Если найдено менее 5 особей – в графе «Редкие», более 5 – в графе «Массовые». Если в указанной группе всего 3 или менее видов (разновидностей), сделайте отметку в разделе «Мало видов (разновидностей)», если больше 3 – в разделе «Несколько видов (разновидностей)» и запишите, сколько конкретно вы нашли.

Результат этого исследования, так же, как в случае с растениями, может служить показателем уровня биологического разнообразия. Водоемы с большим биоразнообразием более устойчивы к отрицательным воздействиям.

Можно сделать собственный протокол исследования животных на основании зоологической литературы о систематике и включить его в отчет.

 

 

ГРУППА ЖИВОТНЫХ НЕТ РЕДКИЕ МАССО ВЫЕ . МАССО ВЫЕ
      Мало видов (разновид ностей) Несколько видов (разновид ностей)
1 Животные на воде и над водой:   Птицы Водомерки Прочие        
2 Животные в воде:   Рыбы Черви Пиявки Моллюски, в том числе двустворчатые Водяные пауки, клещи Ракообразные Личинки насекомых: -стрекоз -поденок -веснянок -вислокрылок -ручейников -комаров Плавунцы Водомерки Лягушки, тритоны, их головастики Прочие            
         

 

Можно сделать свой вариант протокола по рыбам и включить его в отчет. Для этого можно провести контрольные обловы рыбы. Или расспросить местных жителей о наличии и количестве рыбы в водоеме. В протокол внесите способы лова рыбы, место и месяц вылова, видовую принадлежность и количество по каждому виду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: