Исследование биологического разнообразия в лесном сообществе




Сделайте копию этого бланка перед тем, как заполнить его. Она будет использована для последующей работы, что позволит сравнить результаты наблюдений в течение нескольких лет.

Необходимо обеспечить группу бланками, а также картой местности, за которой вы наблюдаете:

 

Организация:   Группа: Дата:
Местоположение наблюдаемой территории        

 

Перед походом в лес:

Если лес находится в частном владении, узнайте, кто владелец, расскажите ему о проекте, попросите разрешения и спросите, хотел бы он познакомиться с результатом вашей работы.

 

Землевладение:

Земля принадлежит (отметьте Х):

1. Государство 2. Кооператив 3. Компания 4. Церковь 5. Частные владения 6. Другое

 

Это особо охраняемая территория (заповедник, заказник, Национальный парк, другое)?

7. ДА 8. Нет

 

Влияние на лес хозяйственной деятельности человека.

Лес нас защищает от источников загрязнения, особенно на закрытом пространстве. Отметьте крестиком (Х) объекты, расположенные в радиусе 5 км от места вашего наблюдения. Имеющаяся у вас карта поможет вам определить источник загрязнения:

 

9. Населенный пункт с более чем 10000 жителей 10. Аэропорт
11. Промышленные предприятия 12. Автодорога
13 Другие источники  

 

Прошлое, настоящее и будущее леса.

Узнайте, как лес использовался в последние 50 лет, обратитесь к старожилам. Отметьте крестиком (Х), что было на этом месте в течение 50 лет:

14. Открытое пространство 15. Последствия вырубки 16. Посажены деревья
17. Пастбище   18. Искусственный ров 19. Прочие
20. Как использовался лес 50 лет тому назад?    
21. Каковы планы на ближайшие 3 года?    
22. Что землевладелец делает для охраны растений и животных (сохранению биологического разнообразия) в своем лесу?    

 

На какой вид животных разрешена охота в лесу? Отметьте Х:

 

23. Заяц     24. Лось 25. Олень, косуля 26. Дикий кабан 27. Тетерев, рябчик, глухарь 28. Прочие

 

1 Задания для всей группы

Теперь всей группой пройдите по маршруту для исследований. Старайтесь выбирать прямой путь-линию, промаркируйте ее. Для этого можно использовать маленькие веревочки, повешенные на дерево, или длинную веревку, протянутую вдоль всего маршрута. Маршрут можно использовать и в будущем, его длина может быть от 100 м до 500 м и более.

Видовой состав леса:

Определите соотношение между хвойными и лиственными деревьями, какие из них преобладают. Отметьте отличия между деревьями и кустарниками: если диаметр ствола превышает 10 см, то это дерево.

29. Хвойные % 30. Лиственные %

 

Каково соотношение сосны и ели:

 

31. Ель % ! 32. Сосна %

Каково соотношение деревьев с твердой древесиной и деревьев с мягкой древесиной:

 

33. Лиственные деревья с твердой древесиной % 34. Лиственные породы с мягкой древесиной %

 

Лесные экологические системы.

Посмотрите, как много различных экосистем вы можете встретить на своем пути. Это могут быть влажная территория, поляна, каменистые россыпи, овраги и т. п.

 

35. Речки. Ручьи. 36. Каналы. 37. Болота. Ламбы.
38. Поляны. 39. Каменистые участки. 40. Заросли кустов.
41.Прочее (указать).    

 

Следы человека.

Люди и домашние животные используют лес. Найдите их старые и новые следы. Отметьте Х, если обнаружите один или несколько объектов:

42. Следы бензина. 43. Уголь. 44. Зола. 45. Следы лесного пожара. 46. Кострище. 47. Забор.
48. Каменная стена. 49. Карьер. 50. Следы транспорта. 51. Пни. 52. Следы выпаса скота. 53. Тропы.
54. Пасека. 55. Шалаш. 56. Опишите подробно прочие следы:  

 

 

2 Задания для маленьких групп.

Проведите более тщательный осмотр местности маленькими группами. Для этого разметьте маршрут участками 10 х 10 метров для каждой группы. Каждая микрогруппа внимательно изучит свой квадрат, обнаружив как можно больше разных животных и растений. Сравните результаты групп между собой.

Исследование участка проведено--------------------------------------------------,

Дата-----------------------------------.

 

Животные в лесу:

Посидите тихо несколько минут. Осмотритесь вокруг и прислушайтесь. Вы кого-нибудь из животных увидели или услышали? Считаются даже животные не с вашего участка. Постарайтесь определить вид этих животных:

57. Услышали-------------- различных птиц.   58. Увидели……………………..различных птиц.
59. Услышали…………….различных млекопитающих.   60. Увидели ………………..различных млекопитающих.
61. Услышали…………………..различных амфибий, рептилий.   62.Увидели…………………..различных амфибий, рептилий.
63. Услышали………………..различных беспозвоночных.   64. Увидели………………различных беспозвоночных.
65. Впишите названия животных, которых вы определили:    

Все животные оставляют следы. Осмотрите землю, камни, тропинки и пр. на своем участке. Если вы хотите поднять камень, будьте осторожны – не повредите животных под ним. Не трогайте птичьи гнезда и яйца, вы можете повредить им. Отметьте Х следы, которые встретите и определите, какому животному они принадлежат. Для определения можно взять находку домой в коробочке или баночке.

Птицы

66. Скорлупа яиц.   67. Помет. 68. Следы. 69. Перья. 70. Прочее.
71. Птицы, которых вы определили:            

 

Млекопитающие

72. Погрызы. 73.Лежки. 74. Помет. 75. Следы. 76. Шерсть.
77. Следы трения рогами.   78. Кости. 79. Зубы. 80. Прочее.  
  Млекопитающие, которых вы определили:  

 

Рептилии, амфибии

82. Яйца (икра).     87. Амфибии, рептилии, которых вы определили: 83.Сброшенная кожа (выползок). 84.Помет. 85. Следы. 86. Прочее.  

 

Беспозвоночные

88.Яйца (кладки).   89.Помет. 90.Сброшенная оболочка (хитин). 91.Следы. 92. Норы.
93.Остатки пищи. 94.Прочее.    
95.Беспозвоночные, которых вы определили:    

Деревья в лесу.

Жизнь многих травянистых растений и животных в лесу зависит от окружающих их деревьев, их разнообразия, состояния и возраста. Сосчитайте на вашем участке деревья, диаметр которых превышает 10 см.:

 

 

96.Общее количество видов.   97.Наиболее распространенные виды. 98. Наиболее редкие виды.  

 

Принесите лист или небольшую ветку в помещение для определения. Возраст дерева узнать трудно. Придумайте несколько вариантов, как это сделать.

 

99. Примерный возраст самого старого дерева. 100. Каковы его особенности. 101. Есть ли мертвые деревья.
102.Сколько мертвых деревьев стоит.   103. Сколько упавших мертвых деревьев. 104.Сколько живых деревьев с большими дуплами.  
105. Сколько мертвых деревьев с большими дуплами.   106. Сколько мертвых деревьев с маленькими дуплами. 107. Сколько деревьев с поврежденной корой.

 

Лесоводство

Для того, чтобы предоставить некоторым деревьям пространство для роста, прореживание производят, когда лес еще молодой. Обычно лесоповалу подлежат деревья, возраст которых 60-100 лет. Размеры пня расскажут нам, в каком возрасте было спилено это дерево. Измерьте диаметр наибольшего пня.

108. Количество пней на участке. 109.Диаметр наибольшего пня.    

Посредством подсчета годовых колец вы узнаете, сколько лет прожило дерево. Каждый светлый и темный круг являются продуктом одного года (годовое кольцо). Выберите пеньки с наиболее отчетливыми годовыми кольцами.

 

110.Возраст самого старого дерева, которое было спилено:  

 

 

Описание напочвенного уровня леса.

Очень важно описать другие уровни леса, например, напочвенный. Отметьте Х:

111. Почва голая, без растений 112. Покрыта хвоей
113. Покрыта листьями 114. Покрыта мхом
115. Покрыта мхом и травой 116. Покрыта травой

 

А теперь поищите различные травянистые растения. Они необходимы как пища и убежище для мелких и крупных животных, живущих в лесу. Будьте внимательны, это исследование требует времени.

 

117.Количество различных растений на участке 118. Три наиболее распространенных вида 1. 2. 3.

 

 

Грибы.

Грибы – особенные организмы, они очень важны для деревьев. Живя с ними в сообществе, они обмениваются питательными веществами и водой. Некоторые из грибов – паразитируют на деревьях, некоторые живут на пнях и на мертвых деревьях, вызывая гниение. Найдите грибы на вашем участке:

 

119. Количество живых деревьев с грибами (паразитами) 120. Количество мертвых деревьев с грибами (сапрофитами)
121. Количество пней с грибами 122. Количество различных грибов на земле
123. Сколько различных грибов вы нашли на своем участке?

 

Лишайники.

Лишайники лучше растут там, где чистый воздух. Проверьте, сколько стволов

деревьев покрыты лишайниками и на какой площади. Расчертите прозрачную пленку на квадратики размером 1х1 см. Наложите пленку на ствол дерева, покрытого лишайником, на уровне ваших глаз. Сколько квадратиков пленки покрыты лишайником? Попытайтесь найти лишайники с диаметром 2,5 см и более на трёх различных деревьях. Опишите состояние лишайников: если они однородны и их много – они в хорошем состоянии, а если они съежились и словно обгорели по краям – они не здоровы.

 

124. Лишайники присутствуют Да Нет 125. На некоторых из деревьев 126. На всех деревьях
127. Площадь покрытия на первом дереве % 128. Площадь покрытия на втором дереве % 129.. Площадь покрытия на третьем дереве %

 

Лишайники, которые напоминают серую бороду, не могут расти в загрязненном воздухе. Следите за длиной висящей «бороды» на деревьях вашего участка:

 

133. Наиболее длинный лишайник, который вы обнаружили на вашем участке см.

 

Специальный вопрос - зеленые водоросли

Рассмотрите зеленые водоросли на стволах ближайших и удобных для осмотра деревьев. Они любят насыщенный азотом влажный воздух, который преобладает вокруг крупных населенных пунктов. Верно ли это? Каковы условия, в которых вы живете? Вы можете найти эти водоросли на стволах деревьев, особенно на низких участках, где более влажно. Их можно увидеть на заборе, на других неприродных объектах, т. к. эти водоросли получают питание из воздуха.

Выберите три дерева рядом с вашим помещением. Осмотрите стволы – на расстоянии 10 см от поверхности земли с северной стороны и определите количество водорослей, покрывающее ствол с помощью расчерченной на квадраты прозрачной пленки. Отметьте Х подходящее соотношение:

 

75 – 100% 50 – 75% 25 – 50% 0 – 25% Водоросль не обнаружена  

 

 

Обобщите ваши исследования. Сделайте вывод о биологическом разнообразии исследуемой территории. Продолжайте наблюдения за лесом по предложеннойметодике в последующие годы. Если вы заметите изменения на вашей территории, выясните причину.

Рекомендации для педагога.

Руководитель и ученики должны заранее подготовиться к работе по программе. Прочитав вопросы, нужно четко понимать смысл задания и способ его выполнения.

Некоторые задания выполняются коллективно, но большинство из них рассчитано для работы малыми группами (3-5 человек). Задания выполняются на местности, каждая группа должна быть обеспечена бланками (ученики могут сами начертить их).

Обязательно используйте карту вашей местности. Если можете, картирование исследуемого участка можно провести самостоятельно. Не стоит выбирать отдаленный лес. Путь до него не должен быть долгим и трудным.

 

Данные, полученные разными группами, надо обобщить. Возможно, каждая микрогруппа выступит с защитой проекта на конференции. А общий вывод сможет сделать аналитическая группа из представителей разных микрогрупп.

Продолжительные исследования позволяют накопить достаточный материал для выступления на ученических конференциях районного и республиканского уровня.

Необходимое снаряжение и оснащение:

- экземпляры анкет для заполнения,

- определители растений, животных, грибов,

- карта исследуемой территории,

- компас (уметь пользоваться в полевых условиях),

- простые карандаши,

- прозрачная пленка, расчерченная на квадраты (каждой микрогруппе),

- блокнот,

- измерительная лента,

- моток веревки,

- пластиковые коробочки или баночки для сбора объектов для определения.

- ручная лупа,

- бинокль,

- пластиковые папки на случай дождя,

- медицинская аптечка,

- рюкзаки (по необходимости),

- одежда по погоде,

- спички,

- вода, продукты (по необходимости).

Вопр. 29-34. Перед началом работы совершите кратковременную прогулку и попросите ребят рассказать, что они видят и чувствуют. Вместе подсчитайте соотношение хвойных и лиственных деревьев и определите преобладающие виды. Отметьте разницу между деревом и кустом: если диаметр ствола больше 10 см, то это – дерево. Вместе осмотрите участок леса около 10 га и выберите будущий маршрут исследований. После этого отметьте его каким-либо образом. Маршрут выбирайте в легко проходимом месте. Например, вдоль тропы или просеки.

Вопр. 35-41. Ученики определяют, в какой экосистеме они находятся. Вдоль маршрута можно встретить различные типы экосистем: поляна, болото, овраг, заросли кустарников и т. д. Обсудите это с учениками.

Вопр.42-56. Ямы могут скрывать старый окоп или воронку от снаряда. Будьте внимательны и осторожны. Остатки заборов, столбов, стен показывают, где раньше находились постройки человека. Обратите внимание на кострища, не путайте со следами от лесного пожара. Тропы в лесу тоже являются следами человека.

 

 

Задания для маленьких групп.

Более успешными бывают исследования в небольших группах. Ребятам представится хорошая возможность самостоятельной работы и принятия общего решения.

Вопр. 57-65. Посидите тихо, спокойно некоторое время, не прикасаясь ни к чему, осмотритесь вокруг, прислушайтесь. Легко услышать разных птиц, но очень трудно их определить по голосам и увидеть. Воспользуйтесь биноклем. Можно записать голоса птиц на магнитофон и попытаться определить дома. Можно также услышать увидеть млекопитающих, насекомых, рептилий и амфибий.

Вопр. 66-95. Если внимательно рассмотреть кору деревьев, кусты, камни, землю на участке, то можно обнаружить следы животных. Используйте определители, лупы.

Можно взять с собой скорлупу от птичьих яиц для последующего определения ее принадлежности. Не следует взбираться на дерево в поисках птичьих гнезд. Не обязательно ловить рептилий и амфибий, можно поискать следы их жизнедеятельности, которые можно и не обнаружить. Осторожно следует наблюдать за насекомыми и пауками. Воспользуйтесь лупой и определителем. Можно делать зарисовки для последующего определения животных.

Вопр. 96-119. Нет универсального определения, что такое дерево. Ребятам предлагается измерить все растения диаметром более 10 см. Они могут сосчитать только один побег из нескольких от одного растения. Это особенно актуально для ивы, рябины, ольхи и других «кустарниковых деревьев «. Мертвые деревья очень важны для многих насекомых, мхов, грибов. Пройдет много времени, прежде, чем дерево полностью разложится.

Вопр.111-118. Познакомьтесь поближе с различными травянистыми растениями леса. Определить растения, которые уже отцвели, труднее, чем цветущие. Для определения мхов надо воспользоваться определителем. Удобнее изучать мхи, когда из них удалены излишки влаги. Старайтесь не разрушать живые организмы леса. Определяйте их в их естественной среде. Без необходимости не следует делать гербарии, срывать растения.

Вопр. 119-123. Грибы в лесу можно встретить в любое время года. Большинство грибов живут в симбиозе с деревьями или другими растениями. Отвечая на вопрос, ребята рассматривают лишь видимую часть гриба. Старые или больные (раненые) деревья – наиболее излюбленные места обитания грибов- паразитов (трутовиков). Некоторые виды грибов становятся все более редкими, многие занесены в Красную Книгу Карелии.

Вопр. 124-130. Лишайники часто используют как индикатор чистоты воздуха. Чтобы легче было подсчитать процент покрытия ствола дерева лишайником, используйте расчерченную на квадраты прозрачную пленку. Надо приложить пленку к стволу дерева, покрытому лишайниками, на уровне глаз и посчитать, сколько квадратов укладываются в площадь, покрытую лишайником. Квадраты обычно чертят размером 1х1 см. Лишайники можно определить только по группам: накипные, листоватые, кустистые, свисающие.

Обсудите проведенные исследования все вместе. Итоговый вопросник заполняется на всю группу. Сохраните все материалы исследований.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: