ГЛАВА 1. Рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников.




ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ.

 

 

(Сборник методических материалов для педагогов, работающих по программам эколого-биологической и краеведческой направленности)

 

Автор и составитель – Сафронова Татьяна Валентиновна (методист)

Республика Карелия, город Петрозаводск, ул. Льва Толстого, 4 (56-21-18)

 

 

Петрозаводск

 

ВСТУПЛЕНИЕ

В сборник включены методические материалы и рекомендации для педагогов основного и дополнительного образования, работающих по программам эколого-биологической и краеведческой направленности. Сборник состоит из трех глав:

Глава 1 Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Глава 2 Проверочные игры и конкурсы

Глава 3 Сценарии спектаклей

Данное методическое пособие предназначено для работы со школьниками разных возрастных категорий. Оно востребовано среди педагогов школ и учреждений дополнительного образования Карелии. Оно распространяется как в печатном, так и в электронном виде. Материалы просты и доступны, используются при проведении уроков и во внеурочной деятельности.

В последние годы педагогами основного и дополнительного образования в работе со школьниками активно осуществляется учебно - исследовательская деятельность. Опрос среди педагогов показал, что для их работы актуальны рекомендации по планированию, организации, проведению и представлению результатов этого вида деятельности. При проведении экологических экспедиций, практикумов, экологических лагерей перед юными исследователями и их руководителями встает задача обследования природных комплексов в различные сезоны года. В данном методическом пособии предложены несколько простейших методик обследования леса, водоема и проведения маршрутного учета животных. Все методики адаптированы к местным условиям, одобрены специалистами Карельского Научного Центра. Педагогами нашей организации на практике апробированы все предложенные методики проведения полевых исследований. Использование этих методик, позволяет получить первоначальную общую картину экологического состояния природного объекта или комплекса, выбрать варианты дальнейших, более углубленных исследований. Некоторые методики можно использовать для проведения конкурсных исследовательских работ школьниками на олимпиадах, слетах, соревнованиях («Шаги в природу», «Экологические проблемы нашего города»). В качестве новейших приемов при проведении исследований, мы можем рекомендовать использование прибора GPS навигатор, который позволит точно зафиксировать координаты объекта и проложить необходимый маршрут. Практика показывает, что работу по исследовательской и проектной деятельности лучше всего осуществлять с воспитанниками среднего и старшего школьного возраста (8 – 10 классы). Рекомендации по организации исследовательской и проектной работы со школьниками, доступные методики экологических исследований в природной среде, основные требования по содержанию и оформлению работ представлены в Главе 1.

В дополнительном образовании педагог на занятиях не должен проводить контрольные работы и выставлять оценки воспитанникам. Тем не менее, существует необходимость проверить результаты обучения по программам. Данное методическое пособие рекомендовано для педагогов школ и учреждений дополнительного образования, работающих по программам эколого-биологической и краеведческой направленности со школьниками младшего и среднего звена. Проверить знания, умения, навыки воспитанников этих возрастных категорий интересней всего в форме проверочных игр.

Поэтому разработки игр и конкурсов всегда были и останутся весьма актуальны и востребованы. Их можно проводить в помещении или на воздухе. Большая группа ребят делится на команды (по 3-5 человек). Каждая команда выполняет предложенные ей задания. За правильные ответы получают определенные баллы. Тема проверочной игры объявляется заранее. Задания должны соответствовать теме игры. Все предложенные проверочные игры и задания апробированы при проведении различных мероприятий со школьниками младшего и среднего звена (4- 6 классы). Примеры некоторых проверочных игр, конкурсов, заданий приведены в данном сборнике в Главе 2.

С целью реализации творческого потенциала обучающихся по программам эколого-биологической и краеведческой направленности, можно подготовить выступления ребят в форме небольших спектаклей. Это поможет рассказать о многих интересных вещах более широкой аудитории. Подготовка спектакля и его представление может стать итоговым занятием по программе. Спектакли по предложенным сценариям разыгрывались как старшими школьниками для малышей, так и ребятами 3 – 4 классов. Сценарии двух спектаклей представлены в Главе 3.

 

ГЛАВА 1. Рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников.

Основной метод исследования натуралиста – это наблюдение, проводимое в природе, при этом оно осуществляется так, чтобы причинить окружающей среде минимальный вред. Любое исследование проходит несколько этапов:

1. подготовительный,

2.наблюдение,

3.экспериментальная часть,

4.обработка результатов,

5.обобщение,

6.выводы,

7.оценка возможности практического применения результатов работы.

В действительности может и не быть такой строгой последовательности этапов, но в той или иной форме они должны присутствовать в любом экологическом исследовании.

Подготовка начинается с выбора темы, ее формулировки и обоснования. Работа над темой начинается с предварительного ознакомления со степенью ее изученности, то есть подбора и анализа литературы по теме и смежным с выбранной проблемой вопросами. Многое могут дать консультации с научными работниками, информация из Интернета.

Подготовка позволит продумать и составить программу исследований, которая может быть рассчитана на несколько лет. Это даст возможность проследить динамику природных процессов, и привлекать поэтапно к экспериментальной работе школьников разных возрастов. Следует помнить, что задача каждого этапа исследования привнести что-либо новое.

Осуществимость намеченной темы напрямую зависит от методов исследования. Они должны быть доступны и информативны. На основании программы и в соответствии с общими методическими установками составляется рабочий и календарный план работ. Любой план должен быть реалистичен.

Разнообразие полевых экологических исследований очень велико, но можно остановиться на четырех группах программ:

1. Эколого-фаунистический обзор района.

2.Изучение экологии отдельных видов.

3.Биоценотические исследования.

4.Влияние деятельности человека на сложившийся природный комплекс.

 

Программы эколого-фаунистического обзора охватывает следующий круг вопросов:

1.Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной географической зоне.

2.Основные растительные группировки и закономерности их распределения в зависимости от рельефа и почв. Оценка растительных сообществ как месса обитания животных.

3.Установление видового состава животных. Частота встречаемости видов. Численное соотношение видов. Доминирующие виды. Изменение видового состава и численности отдельных видов по годам и вероятные причины этого. Сезонные изменения видового состава.

4. Подразделение района на биотопы. Классификация биотопов. Распределение растений и животных и растений по биотопам.

5. Основные черты биологии отдельных видов.

Результатом такого исследования должен стать материал, который позволяет показать экологический фон, на котором протекает жизнь животных и растений в их взаимосвязи и влиянии друг на друга.

 

Программа изучения отдельных видов в зависимости от его принадлежности к конкретной систематической группе может включать набор вопросов как общего характера, так и учитывающих специфику данного представителя.

Исследования биоценозов должно носит комплексный характер, и долгосрочная программа может включать следующие разделы:

1. Анализ условий обитания в изучаемом биоценозе:

а) географическое положение района,

б) выраженность рельефа,

в) специфические черты микроклимата, отличающие его от общих климатических условий района. Температура, осадки, влияние ветра, снежный покров, освещенность в течение года и суток.

2. Видовой состав биоценоза:

а) изучение флористического комплекса,

б) изучение фаунистического комплекса,

в) значение микроценоза в общем биоценозе

3. Особенности топических связей.

4. Трофические отношения в данном биоценозе. Основные группы кормов и их потребители. Обеспеченность кормами по сезонам. Влияние урожайности кормов на численность их потребителей.

5. Суточные и сезонные циклы:

а) суточная динамика активности животных и причины, ее определяющие, соотношение дневных и ночных видов, влияние погодных условий, суточные миграции, места пребывания в период снижения активности.

б) сезонные явления в жизни растений и животных, фенологические наблюдения, основные периоды сезонной жизни растений и животных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: