Описание минералов и горных пород для игры «Подземные кладовые Карелии».




(в скобках указан правильный ответ)

1.Этот камень похож на уголь, но не поддерживает горение. Его даже раньше называли «карельский антрацит». Свое официальное название он получил по названию поселка, где впервые был обнаружен. (Шунгит, близ поселка Шуньга в Медвежьегорском районе)

 

2.Царь Александр подарил французам 28 подвод этого красивого камня, из него в Париже изготовлена гробница Наполеона. В Карелии находится единственное в мире месторождение этого минерала. (Шокшинский малиновый кварцит, поселок Шокша в Прионежском районе)

 

3.Этот минерал знали и добывали в Карелии с давних времен. Его использовали вместо стекол в домах, т.к. он хорошо держит тепло и пропускает свет. В Европе его называли «московское стекло». (Слюда мусковит, Лоухский район).

 

4.Из этой горной породы построены многие дворцы, дома и набережные не только Петрозаводска, но Москвы и Санкт-Петербурга. (Гранит)

 

5.Он может быть разной расцветки: от красной до молочно-белой. Именно из этого минерала ваяли самые прекрасные статуи мастера эпохи Возрождения, им облицовывали внутренние покои дворцов, соборов. (Мрамор, пос. Рускеала Сортавальский район, пос. Тивдия, Кондопожский район)

 

6.Минерал черного цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Из него изготавливают памятники. Очень красивы декоративные полированные плитки, которые используют для облицовки и изготовления памятников. (Габбро-диабаз, пос Рыбрека, Прионежский район.).

 

7.Раньше ее добывали со дна озер и болот. Теперь – открытым способом в карьерах близ города Костомукши. Без этой горной породы люди не смогли бы жить и развиваться. (Железная руда, г.Костомукша).

 

8.Минерал назван по имени моря, которое омывает карельские берега. С виду очень простой белый камешек, но приглядись, и ты увидишь загадочную голубую искру в его глубине. (Беломорит. Побережье Белого моря)

 

9. Кристаллы этот минерала красивого фиолетового цвета. И в прошлом, и сейчас он используется для украшений. Предки считали, что этот камень оберегает от пьянства. (Аметист. На островах Онежского озера)

 

10. Этот камень называют «лопарские письмена», т.к. его поверхность покрыта непонятными «значками». Это так перемешала природа два минерала - кварц и полевой шпат. (Пегматит. Лоухский район, побережье и острова Белого моря)

 

 

Вторая часть игры заключается в том, что команды должны расшифровать названия карельских камней. Задание выполняется на время. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание. Зашифрованные названия написаны на карточках, которые раздают командам. Расшифрованные названия команды записывают на листке и сдают ведущему игры. Расшифровать названия можно, переставляя буквы и слоги в словах.

 

«Зашифрованные» названия минералов и горных пород:

Роммра – мрамор, Римобелто – беломорит,

Тигунш – шунгит, Метисат – аметист,

Тангир – гранит, Награт – гранат,

Цикварт – кварцит, Гата – агат,

Аруд – руда, Далюс – слюда,

Забаид – диабаз. Тимапегт - пегматит

Победитель определяется по сумме баллов за первую и вторую часть игры.

 

 

ГЛАВА 3 Сценарии спектаклей.

 

«ДЕРЕВЬЯ СЕВЕРА»

Автор - Сафронова Т.В. Действующие лица: хозяйка-ведунья, первый посетитель, второй посетитель, девочка – внучка хозяйки.

Действие происходит в небольшой комнате- каморке карельской ведуньи. На стенах – пучки трав, в углах - охапки веток. В центре комнаты – металлический лист, на котором тлеют угли. На углях - железный ковшик с каким-то дымящимся отваром. Запах хвои, мяты, можжевельника.

Хозяйка - ведунья топчется около угольков, что-то подбрасывает в котелок и приговаривает: «А вот этот лист с дерева пусть добавит силы и здоровья и поможет. И коры кусочек с дерева».

Стук в дверь.

Ведунья откликается: «Входи, коли добрый человек!»

В низенькую дверь, полусогнувшись, входит пожилой мужчина: «Поздорову тебе, хозяйка!»

Хозяйка: «И тебе здравствуй, мил человек! С чем пожаловал?»

Посетитель: «Так вить вот какое дело у меня к тебе. Сын мой старшой на ярмарку в город отправляется. Вот подсобрал возок всяко- разного добра, везти хочет на продажу. А в прошлом годе съездил- то, почитай, зря. Заговорили его купцы- перекупщики, заболтали. Он и отдал им все за гроши. Сам–то говорить красно не горазд, торговаться- то не умеет. Так вот, нет ли у тебя, знахарушка, какого- либо средства, чтобы стал бойчее на язык мой сын?

Хозяйка: «Есть хорошее средство. Вот возьми листочек с дерева заговоренный. Пускай сын твой перед торгом его за щеку положит, да так и держит, не плюнет и не глотнет. Дерево это- осина весьма способствует бойкой речи и дару убеждения».

А про себя пусть трижды такие слова пусть проговорит»:

«Как пчелы ярыя роятся да слетаются, так бы к тем торговым людям купцы сходились»

Посетитель: «Ой, спасибо, хозяюшка! Надо же обычная осина, а какую силу имеет!

А вот еще просьбица к тебе, ведуньюшка. Может, сможешь пособить мне? Хозяйка моя чтой- то стала ночами маяться. С утра- то все ничего, а квечеру аж стонет- так ноги у ей бедной крутит да ломит. Не пособишь ли?

Хозяйка - «Как же, как же, и от хвори такой средство имеется. Перво-наперво, пусть хозяйка твоя в бане круто попарится, да с можжевеловым веником, А затем уж ляжет на ночь в тепле, а под ноги ей положи вот такие чурочки. Они- то хворь и вытянут.

Посетитель: «С какого же это дерева чурочки, добрая лекарка?»

Хозяйка - «Да осина тоже. А как станет хозяйка твоя лечиться, слова пусть приговаривает- «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу! Болезнь, иди вы болото!»

Только лечиться так надобно не одиножды, а поболее, раз.

Посетитель: «Понял все, хозяюшка. Благодарствую.

Пойду, пожалуй, а ты прими гостинец за совет добрый.»

Посетитель, поклонившись, уходит.

Хозяйка помешивает в котле, подбрасывает каких- то трав, шепчет заговоры. Присаживается на скамеечку.

Хозяйка (Громко):

«Сколь многое можно спроворить, зная силу разных деревьев. Напраслину люди подчас возводят на осину, на ель. Называют их деревья- вампиры. Надобно понятия иметь как с ними обращаться и в каких случаях применять их силу.»

Раздается стук в дверь: «Дома ли хозяйка?»

Хозяйка: «Заходи, заходи, мил человек!»

(Входит мужик, снимает шапку у порога)

«Какое дело- забота тебя сюда привело? Али просто в гости забрел?»

Второй посетитель: «Истину глаголешь, хозяюшка. Дело у меня к тебе сурьезное. Чтой- то коровка моя занемогла. Мычит, мается. Боюсь, не расхворалась бы совсем. Что делать-то, посоветуй. До свежей травы далеко, кабы дожила–то еще!»

Хозяйка: «Да, забота серьезная. Ты вот что сделай. Как рассветет, скотинку свою из коровника выведи на двор. Да не просто так, а ветками ивы- вербы выгоняй, постегивая. А как хлев освободишь, заноси туда ковшики железные, хорошо разогретые, да насыпь в них иголок можжевеловых. Чтобы дым от них шел. Посолонь обнеси хлев три раза по три, да при этом не забудь говорить- «Призываю я, раб Божий, к своей скотине, крестьянской животинке, к бурой, вечне упомню я накоть нутренной, серчевой, здоховой, рудяной, костяной, зажильной, закожной, зашерстной и закопытной, и кладу я свои слова в ноздри, в голову и хвост, и посылаю за быстрыя реки, за высокия горы, за темныя леса, где ли птица не залетает, ни серой волк не зарыскивает, век по веку отныне и до веку. А слово мое крепкое!».

Затем обратно скотинку загони вербовыми ветками с заговором. Расставь по углам коровника плошки с березовым дегтем. Очень хорошо всякую нечисть он убивает. А веточки вербы возьми вот с пушками набухшими, свежие, заговоренные».

Второй посетитель: «Спасибо тебе, знахарушка. Век помннть буду. Здоровья тебе на долгие времена».

(Поклонившись, посетитель уходит)

Колдунья подходит к углям, снимает ковш, помешивает варево, ставит на подставку: «Хорошее зелье вышло. Многим людям помочь может от хворей разных».

Снова раздается стук в дверь: «Бабушка, дома ли ты?»

Хозяйка: «Дома, дома, заходи, внученька, заходи, родная!»

Входит девочка, лет десяти с узелком в руках в платке и шубке.

Хозяйка: «Давненько тебя не видела. Никак опять подросла! Пройди в избу, скинь шубейку-то. На лавку вон присядь».

(Девочка кладет узелок на стол, снимает шубку, кладет на лавку).

Девочка: «Да я на короткое время забежала, бабушка. Мне скоро возвертаться домой надобно. Братец–то мой меньшой уж больно беспокойный. Никак тихонько лежать не желает, все криком да плачем заходится. Качать люльку надобно постоянно. Маменька до тебя только и отпустила. Вот гостинчик тебе принесла - пирожков свеженьких».

Девочка развязывает узелок, достает пирожки, выкладывает на деревянное блюдо.

Хозяйка: «Спасибо, внученька! Порадовала меня, старую. Не забываешь свою бабушку. А что братец твой плачет, так ужо мы отыщем как помочь ему. Возьми вот веточку рябиновую с ягодами да поставь в изголовье люльки младенца. А вот этот крестик рябиновый под головку ему положи».

Ведунья протягивает девочке ветку рябины и маленький крестик из рябиновых веточек:

- «А когда младенца станете на улицу выносить, то люлечку его подвешивайте только на черемуху. Помнится, растет она у вас во дворе у дома»

Девочка кланяется ведунье: «Спасибо, бабушка, тебе за советы, за подмогу. Дай бог тебе здоровья. Зайду вскорости к тебе снова».

Ведунья: «Ступай, дитятко, ступай. А то вот темнеет ужо на дворе. На-ко вот тебе оберег подвешу от всякого сглаза недоброго да от нечистого духа. Из березы - девичьего дерева он смастерен. Носи на здоровье. Прощай, пока!»

(Девочка уходит).

Ведунья: «Ну, вот и еще денечек прошел. А сколько народу-то у меня побывало! Многим помощь потребна в разных делах. Никому отказа у меня нет. Вот и завтра кто-то да заглянет - наведается».

 

«Цветы – лекари»

Автор – Сафронова Т.В. Действующие лица: ведущий, девочка Маша, Машина бабушка.

Реквизит: гербарии растений или картинки с их изображением.

Ведущий: Маша приехала к бабушке на летние каникулы в деревню. Она была здесь давно, когда в школу не ходила, поэтому мало, что помнила. Машу очень удивили связки засушенных растений, которые висели в разных углах старого бабушкиного дома. И аромат в доме стоял травяно-цветочный, как на лугу в жаркий солнечный день.

Маша: - Бабушка, что это? Зачем тебе засушенные травы? Ты что, гербарий собираешь?

Бабушка: - Ну, что ты, Машенька, какой там гербарий! Для дела мне эти травы и цветы нужны.

Маша – Но ведь ты ни кроликов, ни коз, ни коров не держишь. Кому же столько сена?

Бабушка - Да не сено это вовсе. У меня разные травы и цветы отдельно друг от друга находятся. Они для людей предназначены. Чтобы лечить их, если в холодное, слякотное время болеть начнут. Ведь не только таблетками можно лечиться, но и растениями тоже. А многие лекарства ведь из растений делают!

Маша – А как лечиться растениями? Есть их, что ли?

Бабушка - Обычно сушеные травы кипятком заваривают, настаивают некоторое время, как чай. А затем пьют нужными порциями в течении ряда дней. А сколько заваривать и как долго принимать этот отвар от силы и пользы самого растения зависит.

Маша – Так это все растения знать надо, их свойства лечебные! Чтобы не ошибиться, не перепутать. Как же ты, бабушка, все помнишь?

Бабушка – Так я, Машенька, всю жизнь этим занимаюсь. Знаю растения и их свойства не хуже ученых – ботаников.

Маша – А какие у тебя здесь растения засушенные? При каких болезнях их применять нужно?

Бабушка – А вот посмотри внимательно, послушай, запоминай.

- Это цветы дерева ЛИПА. Чувствуешь, как медом пахнут? Принимают при простудных заболеваниях вместо аспирина. Можно горло и рот полоскать, микробов разных липовый отвар убивает.

- А это ТИМЬЯН или ЧАБРЕЦ, еще его БОГОРОДСКОЙ ТРАВОЙ называют. Тоже очень душистый, много эфирных масел содержит. Пьют отвар его при сильном кашле. Боль снимает при радикулите. Это растение входит в состав лекарства пертуссин, которое в аптеках продают.

- Это очень сильное растение – БАГУЛЬНИК БОЛОТНЫЙ. С ним осторожно надо обращаться. Применяют при бронхите, даже при туберкулезе. Очень страшная болезнь, ею у нас на севере многие болеют. Препарат ледин из багульника изготавливают.

- Этот цветок ты, наверно, знаешь!

Маша – Да, бабушка, конечно! Это же ВАСИЛЕК! Неужели и он лечебный?

Бабушка – Конечно. Цветы василька синего заваривают и пьют как чай, если мочевой пузырь или почки больные. Средство мягкое, безвредное.

- Вот тоже очень сильное растение – ЛАНДЫШ. Цветы и листья используют для изготовления лекарства при заболеваниях сердца.

Маша – Ах, бабушка, а меня научишь лекарственные цветы и травы узнавать? Как их собирать, как сушить, сколько заваривать?

Б абушка – Конечно, Машенька! Ты уже большая, разумная девочка. Пора тебе знания о пользе лечебных растений у меня перенимать. Вот завтра с утра пойдем с тобой за свежими цветами, травами, которые этой весной вырасти успели. Соберем МАТЬ-И-МАЧЕХУ, которая при заболеваниях горла помогает. Да НОГОТКИ – КАЛЕНДУЛА зацветают у меня на грядках. Из их цветов отвар готовят, чтобы умываться им, для кожи очень хорошо. А еще цветов ОДУВАНЧИКА наберем, варенье из них сварим. Свежих ягод ждать еще долго, а прошлого года варенье закончилось.

Маша – Ой, как хорошо, бабушка! Обязательно с тобой пойду, хочу сама все посмотреть! Буду тебе помогать и с травами знакомиться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: