Практическая работа № 17




Практическое занятие № 17

Тема занятия. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Цели выполнения заданий:учитьсявыявлять и исправлять речевые ошибки.

Задачи: систематизация изученного по лексике и фразеологии; обучение анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок); формирование умений применять на практике полученные знания

Требования к уровню подготовки специалиста:
Должен знать: лексические и фразеологические нормы;
Должен уметь: выявлять и исправлять речевые ошибки

 

Методические указания.

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом (приложение)

2. Рассмотрите основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

3. Выполните практические задания по вариантам.

Теоретический материал.

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

Соблюдение лексических норм достигается в результате:

1. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

2. Знания лексической сочетаемости слов.

3. Учета многозначности либо омонимии слов.

4. Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

 

Задание1. Рассмотрите основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы.   У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.
3.Смешение паронимов.   В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫиз-за невнимательности.  
5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.  
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.   Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить!   В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!  
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТ-СЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫспособствует хорошему урожаю
10.Смешение лексики разных исторических эпох.   Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.
12. Искажение состава фразеологизма Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Рабочие готовы идти за своего бригадира в огонь и в пламя. От таких слов тепло за душой становится. Все были здесь: и стар, и млад. Павел Петрович – дворянин домозга костей. Рабочие готовы идти за своего бригадира в огонь и в воду. От таких слов тепло на душе становится.

 

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

 

Задание 2. Проверьте умение применять на практике полученные знания, выполнив задания

1 вариант

Задание № 1. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

(Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

Задание № 2. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

Задание № 3. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

Задание № 4. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3) Герои-подпольщики вели себя героически.

Задание №5. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи...

Мы его расспрашиваем, а он словно воды...

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как...

Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

Содержание отчета: Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены, но допущены неточности в работе.

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, или выполнены не все задания.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Практическая работа № 17

Тема. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Цель:Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок); проверить умение применять на практике полученные знания, выполнив задания по вариантам.

2 вариант

Методические указания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: