2. Рассмотрите основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.
3. Выполните практические задания по вариантам.
Теоретический материал.
В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.
Соблюдение лексических норм достигается в результате:
1. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
2. Знания лексической сочетаемости слов.
3. Учета многозначности либо омонимии слов.
4. Учета расслоения лексики на:
- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словарный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.
Задание1. Рассмотрите основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.
ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕРЫ | ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ |
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. | Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. | Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. |
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. | У Ирины КАРИЕ волосы. | У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. |
3.Смешение паронимов. | В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. | В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. |
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. | На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. | На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫиз-за невнимательности. |
5.Неудачный выбор одного из синонимов. | Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. | Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. |
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). | Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. | Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). |
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. | В читальный зал в одежде не входить! | В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! |
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). | В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. | В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… |
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. | Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. | Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫспособствует хорошему урожаю |
10.Смешение лексики разных исторических эпох. | Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.. | Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке |
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. | Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. | Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. |
12. Искажение состава фразеологизма | Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Рабочие готовы идти за своего бригадира в огонь и в пламя. От таких слов тепло за душой становится. | Все были здесь: и стар, и млад. Павел Петрович – дворянин домозга костей. Рабочие готовы идти за своего бригадира в огонь и в воду. От таких слов тепло на душе становится. |
|
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
|
Задание 2. П роверьте умение применять на практике полученные знания, выполнив задания
Задание № 1. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание № 2. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
(Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание№ 3. Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
2) Все гости получили памятные сувениры.
Задание №4. Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ.
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами.
1)Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
|
2) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
3) Активисты активно участвуют в работе.
Задание №5. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего, а его и след...
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой...
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент уверенно работает с текстом.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены, но допущены неточности в работе.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, или выполнены не все задания.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.