Номер варианта определяется по номеру студента в списке в зачетной или экзаменационной ведомостях. При выполнении задания необходимо использовать методику расчета, приведенную во втором разделе пособия при решении задачи построения математической модели зависимости расходов на питание от величины душевого дохода в семье. Все расчета должны быть приведены в табличном виде. Выводы должны быть аргументированы.
Задание 1. Разработка и анализ эконометрической модели
В таблице 1 представлены статистические данные о расходах на питание различных групп населения в зависимости от уровня их суммарных доходов в месяц (числа относительные).
Требуется:
1. Построить линейную однофакторную модель зависимости между доходами семьи и расходами на продукты питания.
2. Оценить тесноту связи между доходами семьи и расходами на продукты питания.
3. Рассчитать коэффициенты детерминации и эластичности пояснить их экономический смысл, оценить точность модели.
Таблица 1
Вариант 1
Доходы семьи (х) | 2.4 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | |
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.1 |
Вариант 2
Доходы семьи (х) | 2.2 | 2.4 | 2.8 | 3.4 | 3.6 | 4.1 | 4.6 | 4.8 | 5.4 | 6.5 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.4 | 1.5 | 1.55 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 3
Доходы семьи (х) | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.9 | 4.1 | 4.8 | |
Расходы на продукты питания (y) | 0.8 | 0.9 | 1.2 | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.2 | 2.5 | 2.8 | 3.4 |
Вариант 4
Доходы семьи (х) | 2.0 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 7.5 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.1 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 5
Доходы семьи (х) | 1.6 | 1.8 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | 4.8 | ||
Расходы на продукты питания (y) | 0.8 | 0.9 | 1.2 | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.7 |
Вариант 6
|
Доходы семьи (х) | 2.4 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | |
Расходы на продукты питания (y) | 1.15 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.77 | 2.1 | 2.2 | 3.8 |
Вариант 7
Доходы семьи (х) | 1.4 | 1.8 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | 4.8 | ||
Расходы на продукты питания (y) | 0.8 | 0.9 | 1.2 | 1.5 | 1.6 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.2 |
Вариант 8
Доходы семьи (х) | 1.9 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.7 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 9
Доходы семьи (х) | 2.8 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | |
Расходы на продукты питания (y) | 1.7 | 1.6 | 1.8 | 1.95 | 2.1 | 2.3 | 2.6 | 2.8 | 3.5 |
Вариант 10
Доходы семьи (х) | 2.4 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.8 |
Расходы на продукты питания (y) | 0.8 | 1.2 | 1.25 | 1.3 | 1.45 | 1.4 | 1.5 | 2.2 | 2.4 |
Вариант 11
Доходы семьи (х) | 2.3 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | ||
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.75 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 12
Доходы семьи (х) | 2.1 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.2 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.6 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.05 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 13
Доходы семьи (х) | 1.6 | 1.7 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | 4.8 | ||
Расходы на продукты питания (y) | 0.56 | 0.66 | 1.2 | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.3 |
Вариант 14
Доходы семьи (х) | 2.15 | 3.15 | 3.4 | 3.9 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.8 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.1 |
Вариант 15
Доходы семьи (х) | 1.6 | 1.8 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | 4.8 | 5.2 | |
Расходы на продукты питания (y) | 0.5 | 0.9 | 1.25 | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.8 |
Вариант 16
Доходы семьи (х) | 2.1 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | |
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.1 |
Вариант 17
|
Доходы семьи (х) | 1.5 | 1.8 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | |||
Расходы на продукты питания (y) | 0.62 | 0.9 | 1.2 | 1.6 | 1.8 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.7 |
Вариант 18
Доходы семьи (х) | 2.3 | 3.2 | 3.3 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.6 |
Расходы на продукты питания (y) | 1.2 | 1.25 | 1.4 | 1.5 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.2 | 3.4 |
Вариант 19
Доходы семьи (х) | 3.25 | 3.4 | 3.6 | 4.5 | 5.1 | 5.6 | 5.8 | 6.4 | 6.5 | |
Расходы на продукты питания (y) | 1.12 | 1.35 | 1.4 | 1.45 | 1.7 | 1.8 | 2.1 | 2.22 | 3.3 |
Вариант 20
Доходы семьи (х) | 0.87 | 1.64 | 2.4 | 2.8 | 3.1 | 3.5 | 4.1 | 4.8 | ||
Расходы на продукты питания (y) | 0.75 | 0.9 | 1.2 | 1.5 | 1.8 | 1.9 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.4 |
Приложение 2
Методические указания по выполнению задания 2
Для выполнения задания выбрать вариант, соответствующий номеру студента в списке в зачетной или экзаменационной ведомостях. При выполнении задания необходимо использовать методику расчета, приведенную в разделе 3.7 настоящего пособия. При выполнении задания ручным способом ограничиться графическими методами анализа и определением и выделением тренда в исходном временном ряду. Выводы аргументировать.
Задание 2. Прогнозирование динамики экономических процессов
методами анализа временных рядов
В таблице 2 приведены данные продаж продовольственных товаров в магазине. Разработать модель продаж и провести прогнозирование объема продаж на первые 6 месяцев 1996 года. Выводы обосновать.
Таблица 2
Объем продаж продовольственных товаров с 1 января 1990 г.
в относительных единицах
Дата | ||||||||||||||||
1/1/93 | ||||||||||||||||
1/2/93 | ||||||||||||||||
1/3/93 | ||||||||||||||||
1/4/93 | ||||||||||||||||
1/5/93 | ||||||||||||||||
1/6/93 | ||||||||||||||||
1/7/93 | ||||||||||||||||
1/8/93 | ||||||||||||||||
1/9/93 | ||||||||||||||||
1/10/93 | ||||||||||||||||
1/11/93 | ||||||||||||||||
1/12/93 | ||||||||||||||||
1/1/94 | ||||||||||||||||
1/2/94 | ||||||||||||||||
1/3/94 | ||||||||||||||||
1/4/94 | ||||||||||||||||
1/5/94 | ||||||||||||||||
1/6/94 | ||||||||||||||||
1/7/94 | ||||||||||||||||
1/8/94 | ||||||||||||||||
1/9/94 | ||||||||||||||||
1/10/94 | ||||||||||||||||
1/11/94 | ||||||||||||||||
1/12/94 | ||||||||||||||||
1/1/95 | ||||||||||||||||
1/2/95 | ||||||||||||||||
1/3/95 | ||||||||||||||||
1/4/95 | ||||||||||||||||
1/5/95 | ||||||||||||||||
1/6/95 | ||||||||||||||||
1/7/95 | ||||||||||||||||
1/8/95 | ||||||||||||||||
1/9/95 | ||||||||||||||||
1/10/95 | ||||||||||||||||
1/11/95 |
Приложение 3
|
Краткое содержание программы дисциплины
«Эконометрика»
Цель дисциплины - ознакомление с основными принципами применения математической статистики в экономике.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные задачи, цели и последовательность проведения
эконометрического анализа
Содержание и область исследования эконометрики. Краткая история развития эконометрики. Классификация эконометрических моделей. Регрессионный анализ как инструмент анализа и прогнозирования экономических явлений. Роль линейных моделей в экономике. Виды регрессионных моделей. Модели временных рядов. Постановки некоторых эконометрических задач. Последовательность разработки эконометрических моделей.