Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Учись учиться»
Для 1 – 4 классов
Составитель: Коротеева Н.Н.
Принято на заседании
педагогического совета школы
Протокол № от
«»
2021 - 2022г.
"Учись учиться." 1-4 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, для обучения решению различных задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку.
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
|
-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-воспитывать чувства справедливости, ответственности;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Основные виды деятельности:
-решение логических задач по разным отраслям знаний;
-работа с различными источниками информации;
-составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
-развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
-выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
-подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках;
-участие в интеллектуальных играх.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
|
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы
Класс
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
- Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
- Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
- Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
- Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
- Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.
- Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
- Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.
- Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических.
- "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов.
- "Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа.
- "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов.
- "Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок.
- "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях.
- Секреты анаграммы.
- Крылатые слова.
- Пословица недаром молвится.
- Антонимы.
- Веселая арифметика. Решение задач-шуток.
- Синонимы.
- Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек.
- "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов.
- Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач)
- Игра "Что? Где? Когда?"
- Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток.
- Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
- Игра "Самый умный".
Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Тематическое распределение часов
№ | Название раздела | Кол-во Часов. |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1ч. |
2. | Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. | 13ч. |
3. | Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. | 18ч. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1ч. | |
Итого: | 33ч. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ занятия п/п | № занятия в разделе | Тема занятия. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (1ч) | ||||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Внимательно слушать и понимать задание. Наблюдать. Действовать по инструкции. Ориентироваться на плоскости листа. | |||||
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (13ч) | ||||||
2. | 1. | Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Узнавать предмет по заданным признакам. Сравнивать геометрические фигуры. Задание: «Чем отличаются линейка и треугольник? | |||
3. | 2. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Тренировать слуховую память. Сравнивать, находить общие и отличительные признаки предметов, цифр, букв. Классификация. Задание: «Выдели несколько групп». | |||
4. | 3. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Учимся давать определения понятиям. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. | |||
5. | 4. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. | |||
6. | 5. | Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Называть предметы по описанию. Различать предметы по форме. | |||
7. | 6. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Выделять закономерности, завершать схемы. Сравнивать предметы. | |||
8. | 7. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. | |||
9. | 8. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. | |||
10. | 9. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка внимания. | Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. | |||
11. | 10. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. | |||
12. | 11. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. рисуем по образцу. | Называть предметы по описанию. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | |||
13. | 12. | Развитие логического мышления. Совершенствование логических операций. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. | |||
14. | 13. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. | Учимся давать определения понятиям. Решать логические задачи, составлять и преобразовывать предметы. | |||
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (18ч) | ||||||
15. | 1. | "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов. | Точно выполнять действия под диктовку. Сравнивать, устанавливать закономерности. | |||
16. | 2. | "Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа. | Делать умозаключения из двух суждений. Называть последовательность простых действий. | |||
17. | 3. | "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. | Решать задачи, раскодировать слова, отгадывать и составлять ребусы. | |||
18. | 4. | "Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок. | Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. | |||
19. | 5. | "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. | Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки. | |||
20. | 6. | Секреты анаграммы. | Решать задачи, раскодировать слова. | |||
21. | 7. | Крылатые слова. | Подбирать фразеологизмы. | |||
22. | 8. | Пословица недаром молвится. | Объяснять смысл крылатых метафорических выражений. | |||
23. | 9. | Антонимы. | Называть противоположные по смыслу слова, решать задачи на смекалку. | |||
24. | 10. | Веселая арифметика. Решение задач-шуток. | Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. | |||
25. | 11. | Синонимы. | Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков. | |||
26. | 12. | Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. | Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой -второму множеству. | |||
27. | 13. | "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. | Заполнять магические квадраты. | |||
28. | 14. | Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) | Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. | |||
29. | 15. | Игра "Что? Где? Когда?" | Развивать знания и кругозор ребенка. | |||
30. | 16. | Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. | Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. | |||
31. | 17. | Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. | Проходить числовые лабиринты, содержащие двое- трое ворот. | |||
32. | 18. | Игра "Самый умный". | Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи. | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (1ч) | ||||||
33. | 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Понимать и запоминать учебную задачу. Применять полученные знания и умения. Действовать по инструкции. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. Ориентироваться на плоскости листа. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки). |
Класс
Содержание программы
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. Тренировка внимания. Развитие мышления.
- Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
- Тренировка зрительной памяти."Найди число в слове". Развитие мышления.
- Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы".Совершенствование мыслительных операций.
- Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
- Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений".
- Развитие концентрации внимания. "Расшифруй". Тренировка внимания. Развитие мышления.
- Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать.
- Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди закономерность".
Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
- Развитие быстроты реакции". Слушай и считай".
- Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел".
- Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово".
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
5. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
"Магические квадраты".
6. Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!"
7. Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью треугольников".
8. Тренировка внимания. "Рисуем с помощью кругов".
9. Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву".
10. Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы".
11. Развитие логического мышления. Собери по частям.
12. Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц".
Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.