Российское купечество ждало от русского абсолютизма более широких льгот для развития отечественной торговли и промышленности. Выразителем взглядов нарождающегося купечества и был Иван Тихонович Посошков.
Основное сочинение Посошкова - "Книга о скудости и богатстве" (1724) написана на склоне лет как итог всей его многогранной хозяйственной, общественной и литературной деятельности. Она охватывает обширный круг вопросов общественной жизни.
<QUEST1< FONT>Как представитель интересов купечества Посошков подверг критике многие недостатки общественной жизни современной ему России, произвол чиновников, казнокрадство в учреждениях, взяточничество в судах, разорение помещиками своих крепостных крестьян, тяжесть податной системы, при которой взыскание налогов разоряет народ, и ряд других отрицательных явлений.
Защиту от произвола дворян в отношении купцов и крепостных крестьян Посошков ищет у самодержавного монарха.
Проекты и записки Посошкова отличаются заботой о благополучии отечества и одновременно "золотом (обильном) и постоянном собрании интересов" монарха.
Посошков писал, что царское богатство не то, которое в царской казне лежит, а то, когда весь народ по «мерностям» своим богат. Он предлагает программу, по которой не только одна царская сокровищница с излишком наполнится, но и весь народ обогатиться и вражда прекратится.
Реформы, предлагаемые Посошковым, должны были проводиться сильным абсолютистским государством, причем инициатором проведения их в жизнь должен быть император, который при помощи закона и своего попечения заставит аппарат государственной власти вмешаться во все стороны экономической жизни России, устранит несправедливости, утвердит правду и суд и облегчит положение всех сословий, сделав возможным накопление богатств для купцов и достижение зажиточной жизни для крестьян, что и приведет к процветанию и "общенародному" богатству.
|
Посошков предлагал возможным установить посредством реформ своеобразную гармонию интересов и мир между сословиями, а именно духовенством, дворянством, купечеством и крестьянством.
Для того чтобы искоренить темноту, малограмотность многих представителей духовенства, Посошков предлагает установить обязательное обучение детей священников в школах, не посвящать их в сан без свидетельства об обучении, давать приходы "по разуму и истинного священства достоинству", сурово наказывать священнослужителей, впадающих в пьянство и другие пороки.
Посошков считал необходимым искоренение ересей и борьбу с раскольниками, оказывавшими сопротивление преобразованиям Петра, утверждая, что обучение грамоте и священному писанию служителей церкви нужно для того, чтобы они могли бороться с различными видами ереси.
Посошков не мог прямо критиковать дворянский произвол, не отводил в своей книге отдельной главы вопросу о положении дворянства, как это было сделано в отношении духовенства, купечества и крестьянства. В то же время он признавал дворянство высшим сословием, имеющим почетные привилегии и право владения землей и крестьянами. Он сделал ряд критических замечаний в адрес дворянства.
По мнению Посошкова, дворяне должны состоять на военной и гражданской службе, за что они и пользуются привилегиями. Но они не должны строить фабрики и заводы и заниматься торговлей, урожай со своих поместий они должны оптом продавать купцам.
|
<QUEST2< FONT>Именно купечество является той основой, без которой государство погибнет: «без купечества никакое и малое государство быть не может»1. Купечество является жизненно необходимым в государстве сословием, на которое должно быть возложено дело развития промышленности и торговли. «Купечеством всякое царство богатица»2, - говорит он. В интересах обеспечения предприятий рабочей силой Посошков предлагает дать купцам право задерживать "навечно" на заводах и фабриках всех гулящих, нищих и беглых.
Только купечество может вести внешнюю торговлю, основывать предприятия, торговать оптом и в розницу и пользоваться государственным кредитом для организации новых предприятий.
Рассматривая положение крестьян, Посошков указывает на три причины скудости их бытия: лень, небрежность казенной сельской администрации и насилие помещиков.
Посошков напоминает царю, что крестьянам помещики не вековые владельцы, и утверждает, что крестьяне принадлежат не помещику, а царю. Царю следует охранять крестьян, поскольку, по его мнению, крестьянское богатство - богатство царственное.
Крестьяне должны быть освобождены от подушной подати, а налоги необходимо взыскивать с земли. Он утверждает, что за крестьянами необходимо закрепить их наделы, поскольку в этом случае крестьяне будут более тщательно обрабатывать свою землю.
Размежевание прав и обязанностей между сословиями, по его мнению, в конце концов приведет к миру и согласию между ними. Монарх будет заботиться о нуждах всех и блюсти их интересы. "Твердое смотрение", основанное на тех законах, которые предлагает Посошков, обеспечит благосостояние всех сословий.
|
Посошков рекомендует монарху заменить в суде и аппарате управления знатных и "высокородных" людей людьми простыми из купцов и крестьян, поскольку «высокородные» на уложенные уставы мало смотрят, но все делают по своему усмотрению.
Посошков предлагает и проект судебной реформы. Он указывает, что необходимо установить порядок, согласно которому суд должен быть не сословным, а единым для всех: земледельцев, купцов, убогих и богатых, солдат и офицеров"3. Суд должен быть «ровный, каков простолюдину, таков поноровки и афицеру… никого обидить не будут»4, - уточняет он.
<QUEST3< FONT>Упорядочение суда следует начать с введения порядка, по которому каждый судья был бы обязан посещать тюрьмы и расспрашивать каждого заключенного, за что и кем он посажен, "и буде дело до кого невеликое, то того же часа и решить ево"5.
Обновление суда Посошков связывал с отменой наиболее устарелых статей Уложения 1649 г., упрощением делопроизводства в судах и установлением строгого контроля за их деятельностью через «особливую канцелярию». Правитель данной канцелярии должен быть самым «ближним» и «верным царю» и никого «кроме Бога да его императорского величества» не бояться6.
Посошков придавал особое значение судебной реформе: "Паче всякого дела надлежит старатися о правом суде, и, аще правосудие у нас установится, то все люди будут боятися неправды"7.
Надлежит строго запретить всем судейским чиновникам заниматься волокитой, беспощадно карать за вымогательство и получение взяток. Если судья вынесет приговор «по пристрастию, то люте наказать и жалованья убавить. А буде же в другой раз такоже неправо подпишет, то уже и казни подпадет»8. Необходимо, по его мнению, оклад судьям и приказным людям установить не помесячно, а с «дел», определив размер вознаграждения таксой9.
Посошков рекомендует отказаться от тех форм процесса в уголовных розыскных делах, которые были приняты по Уложению 1649 г.: бесконечных пыток подсудимых, "повального обыска" и т. д. В целях гуманности настаивает на принятии укороченных сроков для разбора дел по обвинению в богохульстве, разбое, убийстве и других тяжких преступлениях, за совершение которых закон карал смертной казнью.
Посошков считал необходимым также очистить суд от "мздоимцев" и советовал выдвигать в судьи "низкородных" из купцов, ремесленников и черносошных крестьян.
Новый и равный для всех сословий суд потребует составления нового Уложения, для чего Посошков рекомендует созвать выборных от всех чинов. "Два или три из духовного чина самых разумных и ученых людей, … такожде от гражданства, кии в судебных и во инных правительных делах искусны, от высокаго чина... и от ниских чинов, кои не высокоумны …".10 Такая новая уложенная книга, написанная с "совершенным общесоветием", будет предложена монарху на одобрение "не снижая его величества самодержавия но ради самые истинныя правды"11, т. е. не отнимая у монарха права окончательно судить о пригодности нового закона.
Посошков в своих трудах рассмотрел широких круг вопросов общественной жизни России начала XVIII в. Он желает видеть свою родину сильной, процветающей и избавленной от недостатков. Выступая за интересы купечества, он вместе с тем высказывается и в защиту интересов крестьян.
Он высказывает ряд критических замечаний, которые помогут изменить существующее положение. Конечно же это было введение в управление государством купеческого сословия.