цесаревича Александра в особой тетради, датируемую им 12 июня 1798 - 1 ноября 1800 гг. (впервые опубликованную А. Орельским): «Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную продажу запретил. К стыду России рабство еще в ней существует. Не нужно, я думаю, описывать, сколь желательно, чтобы оное прекратилось. Но, однако же, должно признаться, сие весьма трудно и опасно исполнить, особливо, если не исподволь за оное приняться. Часто я размышлял, какими бы способами можно до оного достигнуть, и иных способов я не нашел, как следующий:
Первое. Издание вышесказанного указа.
Второе. Издание указа, которым бы позволено было всякого рода людям покупать земли даже и с деревнями, но с таким установлением, чтобы мужики тех деревень были обязаны только платить повинность за землю, на которой они живут, и в случае их неудовольствия могли перейтить, куда хотят.
Нужно будет также пред изданием сего указа положить, из чего будет состоять вышеупомянутая повинность.
Равномерно и участь тех, которые, не быв довольны помещиком земли или желая переменить жилище, вздумают идтить на другое место.
На сей конец надобно им брать пашпорты от ближайшего судебного места, чтобы не смешивать беглеца или бродягу с желающим переменить жилище, а с не имеющими видов будет поступлено по законам.
Сии постановления уже заведут род мужиков вольных.
И как сначала весьма мало оных будет, то и легко заметить можно, какие нужны будут предосторожности для отвращения беспорядков, которые они бы могли предпринять от непривычки к своему состоянию.
3-е, по прошествии времени, которого, однако же, нельзя ограничить и единственно зависящее от второго указа, можно уже будет издать и третий указ, которым бы повелено было все покупки земель и деревень между дворянами не иметь иначе, как на вышереченном основании, чем уже и умножится гораздо род вольных крестьян.
|
От правительства же будет зависеть подать поощрительный пример над казенными крестьянами, которых необходимо надобно поставить на ногу вольных мужиков.
Без всякого сомнения, окажутся в российских дворянах великодушные примеры непринужденного сему подражания. Стыд, сие великое орудие, везде, где честь существует, поможет весьма для наклонения многих к тому же.
Итак, мало-помалу, Россия сбросит с себя сие постыдное рубище неволи, которым она до сего времени была прикрыта.
Впоследствии уже сего можно будет позволить всякому крепостному крестьянину, заплатившему за себя некоторое положенное число денег, пользоваться правами вольного.
Все сие будет иметь двойную выгоду:
во-первых, из рабов сделаются вольными.
во-вторых, исподволь состояния сравняются и классы уничтожатся».
Таким образом, вопрос ставился им не просто о смягчении участи крепостных, но и о постепенном их освобождении, правда, при этом обходилась проблема наделения их землею23.
Но реализация этой программы в царствование Александра пошла крайне медленно. Как отмечал Н.И. Тургенев, «к несчастью, когда речь заходила о решении крестьянского вопроса, Александр никогда не проявлял настойчивости, которой требовала обширность задачи».
Вел. князь Николай Михайлович писал, что «самому принципу преобразований государь, безусловно, верил, но практическое осуществление пугало его; он впадал в нерешительность, и в результате получалось нечто «вялое и трусливое», как выразился Строганов
|
В одном из писем к Новосильцеву». По словам А.Н. Пыпина, «сентиментальность заставляла Александра осуждать крепостное право», но не дала ему энергии его уничтожить.
Скажем и о такой особенности деятельности Александра в сфере крестьянского вопроса, как ее кулуарности.
Как писал C.B. Мироненко, «вслух сказать о кардинальных проблемах, от разрешения которых зависело будущее страны, самодержавие не решалось... Намерение решить самые жгучие проблемы российской действительности - судьбу крепостного права и неограниченного самодержавия - было скрыто за плотной завесой тайны».
Именно это в значительной степени и помешало реализации бывших у него планов эмансипации крестьянства. Так или иначе, Александр, по мнению X. Рэгсдейла, «действовал осторожно, что в условиях России означало действовать тайно» 24.
Важно отметить что во всей этой синтиментальной игре в либерализм у Александра I не было искренних союзников даже М.М. Сперанский считал что крепостное право должно отменяться постепенно. И на современном этапе будет сохраняться длительное время.
Кстати в данном случае уместно вообще поговорить о воззрениях М.М. Сперанского на Государственное устройство.
Итак
1. Крепостное право сохраняется длительное время и отменяется постепенно при этом даже приблизительных сроков Сперанский не назвал.
|
2. После Дарования в 1815 году Александром I Конституции Польши М.М. Сперанский высказался против разработки и введения конституции на всей Территории Российской Империи.
Свои взгляды на государственное устройство М.М. Сперанский Изложил во введении к уложению государственных законов).
Таким образом, народ российский разделяется ныне на три
класса.
Первый класс, дворянство, представляет остаток тех древних
феодальных установлений, в коих державная власть, то есть
соединение прав политических и гражданских, разделялась между
известными родами.
Второй класс, купечество, мещанство и прочее, основался
переходом и постепенным освобождением из третьего.
Третий класс, крепостные люди, вначале имели некоторый
степень гражданских прав. Они могли иметь собственность и право перехода с одних земель на другие25.
Таково есть настоящее разделение состояний в России.
Права гражданские, то есть безопасность человека, входящего в общество. Противно природе человека
предполагать, чтобы кто-либо согласился жить в таком обществе,
где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены.
Гражданская свобода имеет два главные вида: свобода личная и
свобода вещественная.
Существо первой состоит в следующих двух положениях:
1) Без суда никто не может быть наказан;
2) Никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по
закону, а не по произволу другого26. (общие гражданские права для всех граждан).
Существо свободы второго рода, то есть вещественной, 55
основано на следующих положениях:
1) Всякий может располагать своею собственностью по
произволу сообразно общему закону; без суда никто собственности
лишен быть не может;
2) Никто не обязан отправлять вещественной службы, ни
платить податей и повинностей иначе, как по закону или по
условию, а не по произволу другого. (частные гражданские права для первого и второго сословий).