для закрепления произношения




звука [р]

 

 

Звук [р].

Крылова, Н. Л. Логопедический букварь. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - С. 40 - 43

 

№ 1. Закрепление произношения звука Р

в различных прямых слогах.

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори 3—4 раза разные слоговые «рычалки».

ра-ру-ры ро-ру-ры ро-ру-ра ры-ру-рэ

ры-ра-ро ра-ры-ро рэ-ры-ро рэ-ро-ры

 

№ 2. Закрепление произношения звука Р

в одинаковых прямых слогах.

 

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

 

Говорит учитель Говорит ученик

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру -ру -ру, ру -ру -ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох, рох-рох-рох, рох-рох-рох.

 

№ 3. Закрепление произношения звука Р

в различных обратных слогах.

Повтори разные слоговые «рычалки» четко, не торопясь 3-4 раза.

ар-ур-ир ир-ор-ар эр-ур-ир ир-ор-ур

ор-ир-ур ур-ир-ор ор-эр-ар ур-ор-эр

 

№ 4. Закрепление произношения звукосочетаний ДР и ТР в словах.

 

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом сочетания звуков ДР и ТР, повтори за взрослым каждые 3 слова. Затем назови 4-5 слов по памяти.

Опорные звуки Д и Т заметно помогают правильному произнесению звука Р в словах

 

Драка — дрова — друг.

Драп — дробь — дрозд.

Дрозды — друзья — дракон.

Дружный — драться — дранка.

Пудра — выдра — бедра.

Ведра — ядра — кадры.

 

№ 5. Закрепление произношения звуков ДР и ТР

в словосочетаниях.

Четко, выделяя голосом звуки ДР и ТР, повтори каждую пару слов 2-3 раза.


Другая страна.

Бодрая подруга.

Пудра у подруги.

Мудрые друзья.

Квадратное ведро.

Трогать тетрадку.

Астра у подруги.

 

Трое друзей.

Трубить в трубы.

У Петра ватрушка.

Хитрый дровосек.

Трудные подростки.

Трогать травку.

Матросы на трапе.

Травка на тропке


 

№ 6. Закрепление произношения звука Р в словах.

Найди картинки, которые называют похожими словами. Повтори их парами 3-4 раза, выделяя звук Р. Объясни значение каждого слова.

Муравей — воробей, трава — дрова, крот — рот, корона — корова, картина — корзина, врач — грач.

 

№ 7. Закрепление произношения звука Р в словах.

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук Р, повтори каждую пару слов. Затем назови несколько сочетаний слов по памяти.


 

Робкий Рома.

Ровная рама.

Рваные рукавицы.

Ромина ракета.

Рваная рубашка.

Раина ракетка.

 

Рослый Рома.

Розовая рубаха.

Розовые розы.

Рослый рыбак.

Рваная рана.

Ромина рубаха


 

№ 8. Закрепление произношения звука Р в предложениях.

Четко, выделяя голосом сочетания ДР и ТР, повтори каждое предложение.

Друг другу помогают друзья.

Трое друзей трубили в трубы.

Втроем друзья быстро построили метровую башню.

Трамвай везет друзей мимо стройки.

В тетрадке на пятой странице стоит тройка.

На завтрак у Петра стакан кофе и две ватрушки.

Подростки строгали доски.

 

№ 9. Закрепление произношения звука Р в предложениях.

 

Назови, какими качествами обладает каждый плод с дачного участка Веры Петровны внучки Маруси (морковь, кукуруза, помидоры, смородина, горох, груши, петрушка, укроп, огурцы). Придумай и четко произнеси предложения об овощах, ягодах и фруктах.

Например: Вера Петровна и Маруся вырастили на огороде крупную, хрустящую оранжевую морковку.

 

№ 10. Закрепление произношения звука Р в предложениях,

составленных как ответы на вопросы.

 

Ответь на вопросы полными предложениями, четко выделяя звук Р.

Кто ранним утром убирает двор?

Кто, сидя на воротах, громко каркает?

Кто рыбачит на заросшем пруду?

Что продают на городском рынке?

Для чего на дороге стоит светофор?

Что муравей несет в муравейник?

Для чего Вера натирает морковь на терке?

Почему ведро закрывают крышкой?

Что воробьи заметили в кормушке?

Для чего фотографию вставляют в рамку?

Почему рак забирается в водоросли?

Для чего в мороз надевают рукавицы?

Почему букет роз заворачивают в бумагу?

№ 11. Закрепление произношения звука Р во фразах-рифмовках.

Повтори каждую рифмовку 3-4 раза. Затем по двум первым словам скажи ее по памяти.

Вера и Тамара — красивая пара.

Рома боится грома.

В огороде воры забрали помидоры.

У Нюры и Веры хорошие манеры.

У Прова, у Прова пестрая корова.

Маруся рано кормит барана.

Утром в срок идем на урок.

В кармане дыра, заделать пора.

Принес на урок Рома пирог.

Кто герой, кто герой, тот за Родину горой.

 

№ 12. Закрепление произношения звука Р в предложениях, составленных по двум опорным словам.

Послушай пары слов. Представь названные объекты и составь о них предложения, в которых будет много звуков Р.

Рыбак — карась. Метро — пассажир. Топор — дрова. Портрет — рама. Тетрадь — тройка. Дед Мороз — Снегурочка. Король — корона. Кормушка — воробьи. Сыроежки — корзина. Светофор — дорога. Подруги — самовар.

 

№ 13. Закрепление произношения звука Р

в самостоятельно исправленных предложениях.

 

Послушай предложения и найди ошибки.

Мысленно их исправь и проговори правильные предложения, выделяя звук Р.

 

Тамара пасет моржа и рысь.

Барабан громко барабанит на барабанщике.

Дядя Федор рубанком рубит дрова.

Для жарки подходят мухоморы и поганки.

Дорожка в огород заросла макаронами.

Рыбак черпает из проруби черный кофе.

В пятерке большая тетрадка.

Крот громко каркает.

Над озером летит стая жирафов.

Ягоды брусники крупнее арбуза.

Курага и инжир — продукты, которые быстро портятся.

У носорога ветвистые рога.

 

№ 14. Закрепление произношения звука Р

в пословицах и поговорках.

 

Четко, выделяя звук Р, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?

 

Без топора избы не срубишь.

Без труда добра не бывает.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Героем упадешь — поднимут, трусом упадешь — раздавят.

Герой умирает однажды, трус — тысячу раз.

И тот вор, кто воровал, и тот вор, кто покрывал.

Искру туши до пожара, удар отведи до удара.

Коль написано пером — не вырубишь топором.

Кто работает, тому ветер не помеха.

Мир строит, ссора разрушает.

На безрыбье и рак рыба.

Неверный друг — опасный враг.

Работе — время, потехе — час.

Кто в радости живет, того кручина не берет.

Горе старит, радость красит.

 

№ 15. Закрепление произношения звука Р

в нерифмованных скороговорках.

Четко произнеси скороговорки 3—4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

 

Бобры добры, да добры бобры до поры.

В пруду карп, в море краб.

До города дорога в гору, от города — с горы.

Два дровосека, два дроворуба, на дворе дрова топорами рубят.

Захар с Марком красят арку.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Петр Петру пек пироги.

Прокоп промок, промок Прокоп.

Под горкой горько ревут Артем и Егорка.

Променяла Прасковья карася на двух розовых поросят.

Поперек реки пробирается паром.

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

Торопышке и порка не впрок.

Трое трубачей трубят в трубы.

 

 

№ 16. Закрепление произношения сочетаний ТР и ДР

в рифмовках.

Проговори каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя голосом сочетания ТР и ДР.

Матросы тянут тросы, так трудятся матросы. Ты, оса, меня не тронь, я тебя не трону! Трое едут на метро пить у Дронова ситро. Дровосеки не шутили — дружно кедры подрубили. Завтра, завтра поутру пятна с майки ототру. Драчуна дразнили всяко, потому-то вышла драка. Там на тропке стопка дров, отнеси их в дом, Петров. По тропинке и с трудом ходит кот с большим ведром.

№ 17. Закрепление произношения звука Р в чистоговорках.

Закончи каждую чистоговорку словом со звуком Р. Проговори чистоговорки 3-5 раз.

Ра-ра-ра,ровная... (гора).

Ро-ро-ро,едем на... (метро).

Ру-ру-ру,красим... (конуру).

Ры-ры-ры,в парке... (комары).

Ру-ру-ру, я морковь... (натру)

 

№ 18. Закрепление произношения звука Р в рифмовках,

свободных от шипящих звуков.

Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую рифмовку 3—5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

 

В пестрой куртке мухомор вылезает на простор.

В огороде у Егора два красных помидора.

Все бобры добры, да добры до поры.

Мимо старого двора проходили трактора.

Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой.

Не пугайся, не робей, это просто воробей.

Носорог бодает рогом, не дразните носорога.

Под горой Арарат растет крупный виноград.

Просит воробей ворону вызвать тигра к телефону.

Рано-рано мы встаем, громко маму мы зовем.

Рано-рано, утром рано мою руки я под краном.

Рано, с самого утра, Роме с мамой в сад пора.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Трактора, трактора едут по полю с утра.

Три вороны на воротах, три сороки на пороге.

 

№ 19. Закрепление произношения звука Р

в стихотворных загадках.

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Ровненький, крепенький, В добротной избушке

Сквозь травку прошел, Живет старушка.

Красну шапку нашел. Идет на прогулку

(Гриб.) И в зарослях бродит,

Шагают два братца, Но только из дома

Не могут расстаться Нигде не выходит.

(Туфли.) (Черепаха.)

 

№ 20. Закрепление произношения звука Р

в рифмованных скороговорках.

 

Четко произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Бараны барабанят в барабаны.

У ворот горка, под горой норка, в этой норке крот корку стережет.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В парикмахерской с утра за работой мастера.

Громко под горкой ревет Егорка.

За поворотом второй поворот да крутой разворот.

Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком.

Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.

Насыпал Парамошка горошка на дорожку.

По дорожке катят дрожки.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать.

Рассказать вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Севрюга, осетра сестра, спина у осетра остра.

У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.

У Тамары-тараторки сорок две скороговорки.

Хорош пирожок, внутри творожок.

 

№ 21. Закрепление произношения звука Р в рассказах.

Послушай рассказ. Четко, выделяя звук Р, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Р.

 

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зерна и хлебные крошки. Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные черные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма. Наблюдавший за происходящим маленький воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану вороной!»

 

СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестер Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьем мама отнесла к мусорному контейнеру. Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты. Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

 

БИТВА С КОМАРОМ

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара. Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора. Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъяренный Аркадий разбил хрустальную вазу, а за-тем опрокинул торшер... Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк...

 

Упражнения для закрепления произношения звука [р′]

 

 

№ 1. Закрепление произношения звука

РЬ в различных обратных слогах.

Вслед за учителем четко, не торопясь повтори разные слоговые «тарахтелки».


 

арь-орь-урь арь-ирь-урь орь-урь-эрь ерь-юрь-ярь юрь-ерь-ярь урь-орь-ирь урь-арь-ирь ярь-ерь-юрь ерь-ярь-юрь

 

№ 2. Закрепление произношения звука РЬ

в одинаковых обратных слогах.

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «рычалки».

Говорит учитель Говорит ученик

Под рябиною глухарь, арь-арь-арь, арь-арь-арь.

На хоря напала хворь, орь-орь-орь, орь-орь-орь.

Брови, Варенька, не хмурь, урь-урь-урь, урь-урь-урь.

Широка земля Сибирь, ирь-ирь-ирь, ирь-ирь-ирь.

На картинке страшный зверь, эрь-эрь-эрь, эрь-эрь-эрь.

В речке плавает пескарь, арь-арь-арь, арь-арь-арь.

Посмотри, какая дверь, эрь-эрь-эрь, эрь-эрь-эрь.

В январе немало бурь, урь-урь-урь, урь-урь-урь.

 

№ 3. Закрепление произношения звука РЬ

в различных прямых слогах.

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «рычалки».

ря-рю-ре рю-ря-ре ре-рю-ри

ре-ри-ре ря-ри-ре ре-ри-ря

 

№ 4. Закрепление произношения звука РЬ

в одинаковых прямых слогах.

Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит учитель Говорит ученик

Мы поедем за моря, ря-ря-ря, ря-ря-ря.

Я вам правду говорю, рю-рю-рю, рю-рю-рю.

Мы проснулись на заре, ре-ре-ре, ре-ре-ре.

Мы работали не зря, ря-ря-ря, ря-ря-ря

 

№ 5. Закрепление произношения звука РЬ

в словах различного слогового состава.

Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждую картинку в подходящий слоговой «вагончик».

 

№ 6. Закрепление произношения звука РЬ в словосочетаниях.

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук РЬ, повтори каждое сочетание слов 5-6 раз в быстром темпе, сохраняя громкость и внятность произношения.

 

Вареная репа. Берег реки. Капризный ребенок. Грецкие орехи. Утренняя зарядка. Редкий рисунок. Интересная история. Резиновая грелка. Коричневый пряник. Горькая редька. Старенький парик. Резвый турист. Крепкая веревка. Корявое бревно. Горькая рябина. Утренняя заря.

 

№ 7. Закрепление произношения звука РЬ в предложениях, составленных по двум опорным словам.

Мысленно соедини пары слов. Составь предложения, в которых будет много звуков РЬ.

Например: Над речкой кружатся четыре стрекозы.

 

Грядка — репа. Речка — стрекозы. Ребенок — погремушка. Береза — скворечник. Рябчик — перья. Старик — грибы. Переулок — фонари. Брюки — веревка. Пекарь — орехи. Пескари — речка. Черепаха — панцирь. Рюкзачок — букварь. Хризантема — репейник. Аквариум — тритоны.

 

№ 8. Закрепление произношения звука РЬ в предложениях, составленных по предметным картинкам и словам-признакам.

 

Назови все предметы на картинках. Послушай каждое слово-признак и подбери к нему одну или несколько подходящих по смыслу картинок.

ГОРЬКАЯ КОРИЧНЕВАЯ РЕЗИНОВАЯ

ДЕРЕВЯННЫЙ РЕЗНАЯ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

 

 

№ 9. Закрепление произношения звука РЬ в предложениях.

 

Возьми картинки из Приложения. Представь, что объектов не один, а три. Составь и проговори предложения, выделяя звук РЬ.

Например: Три репы. Три фонаря. Три березы.

 

№ 10. Закрепление произношения звука РЬ в предложениях.

Послушай отдельные слова и составь из них предложения, четко выделяя звук РЬ.

Рябчик, сидеть, черемуха.

Рита, нарезать, редиска, тарелка.

Моряк, сходить, пристань.

Баба Варя, варить, варенье, абрикосы.

Гриша, рвать, черешня, дерево.

Скворечник, прикрепить, береза.

Скрипач, играть, скрипка.

Марина, сорвать, огурец, грядка.

Турист, рюкзаки, прийти, берег реки.

Парикмахер, стрижка, прическа.

Ребята, играть, двор, прятки

№ 11. Закрепление произношения звука РЬ в рифмовках.

Не торопясь, выделяя звук РЬ, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. По-нравившиеся рифмовки заучи.

В озере карп, в море краб.

Рожь у речки рядом с гречкой.

За рядом ряд идет отряд.

Не нравится Ирине спать на перине.

На рябину, посмотри, прилетели снегири.

Ровно, по порядку встанем на зарядку.

В воскресенье паровоз ребятишек к нам привез.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

На картинке, верь не верь, ящерица — страшный зверь!

 

№ 12. Закрепление произношения звука РЬ в пословицах и поговорках.

Четко, выделяя звук РЬ, произнеси за взрослым пословицы и поговорки 3-4 раза. Вместе со взрослым объясни смысл каждого высказывания.

Бери ношу по себе, чтобы не кряхтеть.

В апреле земля преет.

В дырявый рюкзак рис не спрячешь.

В камень стрелять — только стрелы терять.

В сентябре одна ягодка — горькая рябина.

Горе старит, а радость красит.

Чтоб поехать за реку, договорись на берегу.

Не все творится, что говорится.

Порядок время бережет.

 

№ 13. Закрепление произношения звука РЬ в загадках.

Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук РЬ, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

 

Зеленые поросятки выросли на грядке:

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы.)

Про него говорят, что он пятится назад,

Не назад, а вперед, только задом наперед. (Рак.)

Сто один брат, все в один ряд, крепко связаны стоят. (Плетень.)

На краю села, за ригой1, опускается коврига. (Солнце.)

Утка ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла.)

№ 14. Закрепление произношения звука РЬ в скороговорках.

Послушай скороговорки. Четко, выделяя звук РЬ, произнеси их 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

В квартире у Катерины прекрасные картины.

В театре на премьере много зрителей в партере.

Варя и Марина варили варенье из рябины.

Во дворе Бориса много барбариса.

Марина маринует грибы.

На горе, на пригорке, тридцать три Егорки.

На грядке у Федоры — редька, репка, помидоры.

На кровати перина, на перине Марина.

№ 15. Закрепление произношения звуков Р, РЬ в рассказах.

Четко, выделяя звуки Р, РЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком РЬ.

УМНАЯ РЫБКА

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва Рыбка решила им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прицеплен к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака. «Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла ее створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

 

№ 1. Дифференциация звуков Р — РЬ в наборе слов.

 

Определи, звук Р или РЬ, который спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назови лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.

Например: Рыбарисрынок. Лишнее слово — рис, потому что в нем слышим мягкий звук РЬ, а в остальных словах — твердый звук Р.

При затруднениях следует вернуться к предыдущему упражнению.

Рот — рева — ров. Шторы — дворы — фонари.

Рост — рог — дрема. Берет — перо — сироп.

Рис — рысь — рык. Прачка — бричка — гречка.

Рыба — рис — рынок. Грамота — грусть — греть.

Горит — варить — порыв. Варенье — старание — сирень.

Горы — норы — двери. Сугроб — время — крест.

Ряска — рамка — рябчик. Веревка — порог — зверек

 

Дифференциация звуков [р-л].

 

Крылова, Н. Л. Логопедический букварь. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - С. 75

 

№ 2. Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.

 

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

При затруднениях следует использовать так называемые жестовые символы (на звук Р язык дрожит, делаем мелкие вибрирующие движения кистью правой руки; на звук Л язык не дрожит, делаем плавное движение рукой справа налево)

 

ла-ра ра-ла ла-ра-ла ра-ла-ра
ло-ро ро-ло ло-ро-ло ро-ло-ро
лу-ру ру-лу лу-ру-лу ру-лу-ру
лы-ры ры-лы лы-ры-лы ры-лы-ры

 

 

№ 3. Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с разными гласными звуками.

 

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

 

ла-ро ру-ла лу-ры-ла ро-лы-ру
лу-ры ры-ло лы-ра-лу рэ-лу-ро
лы-ра ра-лы лэ-ро-ла ра-лу-ры
лэ-ро ло-ра-лы ры-лу-ро ру-лы-рэ

 

№ 4. Дифференциация звуков Л — Р

в словах с подобным звучанием.

Назови один из двух звуков Л или Р, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Лучи — ручьи. Плуг — пруд.

Руки — лунки. Брошка — блохи.

Лоза — роза. Ждал — дар.

Рамка — лавка. Колонны — короны.

Шуруп — тулуп. Балка — сварка

 

№ 5. Дифференциация звуков Л — Р в словах,

отличающихся одним звуком.

 

Повтори за взрослым пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком. Затем, прослушав первое слово, мысленно замени в нем звук Л на Р или наоборот. Значение незнакомых слов уточни.

В случаях затруднений необходимо послушать каждое слово из пары и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук Л или Р.

Рама — лама. Лак — рак.

Лов — ров. Розы — лозы.

Ложки — рожки. Рука — Лука.

Ложь — рожь. Пир — пил.

Жар — жал. Блошка — брошка.

Игра — игла. Свалка — сварка..

Стар —стал. Телка —терка.

Жар — жал. Пров — плов.

 

№ 6. Дифференциация звуков Л — Р в словосочетании.

 

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из Приложения, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

 

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Красивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

№ 7. Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3—4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.

 

№ 8. Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам.

 

Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало — смотрела. Тарелка — приготовила. Вертолет — играл. Мармелад — попросил. Стрела — пролетела. Зрители — кресло. Грелка — лекарство. Маляр — спортзал. Леопард — перепрыгнул. Ныряли — соревновались. Лекарство — попробовала. Телевизор — переключала.

 

№ 9. Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно составленных предложениях.

 

Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его.

 

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про-гремел гром.

 

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглировал. Королева карнавала.

№ 10. Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в самостоятельно составленных предложениях.

 

Послушай слова. Четко, выделяя голосом звуки Л — Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь 4-5 предложений и четко их проговори.

 

Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегивала, развязывала.

 

№ 11. Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ)

в коротких рифмовках.

 

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

 

Мила — краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

В руках игла — это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

 

№ 12. Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в скороговорках.

 

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе,

сохраняя четкость и громкость произношения

 

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили — рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила

Литература

1. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение, 1977.

2. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 119 с.

3. Гез, Н. И. Обучение говорению. – М.: Просвещение, 1980.

4. Грибова, О. Е., Бессонова, Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. – М.: Просвещение, 1987.

5. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1997. – 200 с.

7. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. – М.: Просвещение, 1958.

8. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Просвещение, 1998.

9. Жукова, Н. С. Букварь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

10. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2007. – 120 с.

11. Каше, Г. А. Формирование произношение у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФР, 1962.

12. Козырева, Л. М. Логопедическое пособие. – М.: Издательство Школа, 2000. – 144 с.

13. Ковшиков, В. А. Азбука в картинках и стихах. – СПб., 1998.

14. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы диагностики и дидактические материалы. – СПб.: Сатис, 1995.

15. Крылова, Н. Л., Писарева И. Б., Ипатова Н. Л. Букварь для подготовительного – первого классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (1-е отделение). – М.: Просвещение, 2011.

16. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. – М.: С - инфо, 1999.

17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., профессора Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.

18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

19. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - 1 - е отделение. – М.: Просвещение, 1987.

20. Рау, Е. Ф. Рождественская, В. И. Смешение звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1972.

21. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 248 с.

22. Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. В., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 215 с.

23. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – 263 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: