Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков.




Стойкова Наталья Викторовна,

Учитель - логопед

МКОУ «Специальная школа №30»

 

Жданова Анна Равильевна,

Учитель - логопед

МКОУ «Специальная школа №30»

 

Методические рекомендации « Сборник логопедических домашних заданий»содержат оригинальную и эффективную систему из 500 игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у младших школьников. Задания предусматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, доступность, занимательность и высокую эффективность обучения.

В методических рекомендациях « Сборник логопедических домашних заданий» предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

Последовательно изложенный методический, текстовый и наглядный материалы позволяют взрослым стойко закрепить у ребёнка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний.

Методические рекомендации предназначены для родителей, логопедов, учителей и воспитателей. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всегда готового помочь ребенку обрести правильную речь.

 

Содержание

 

Раздел IV. Сонорные звуки [л], [л´], [р], [р´], [j´]..................................................................................4

Литература ……………………………..…………...59

Раздел IV.

Сонорные звуки

[л], [л´], [р], [р´], [j´]

 

Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков.

№ 1. Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

№ 2. Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

№ 3. Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

№ 4. Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

№ 5. Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

№ 6. Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Кратко описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка щёлкает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

 

Упражнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: