Фреска «Альдобрандинская свадьба».




Скульптура. Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет. Как и у этрусков, зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов (пенатов и лавров) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика покойного. На этой основе развился интерес к передаче конкретного облика модели. Здесь же заложено отличие римского портрета от греческого. В Греции достойным увековечивания считался только выдающийся человек, типические образы философов, ораторов, стратегов. Напротив, задача римского мастера – увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причём от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство.

На первом этапе развития римского портрета – в республиканскую эпоху – некоторая его незрелость сказывается в недостаточной художественной обобщённости образов, в слабом раскрытии внутреннего облика модели, в увлечении второстепенными деталями, в сухости моделировки. Эти черты особенно заметны в ранних портретах.

Мужской портрет из Туринского музея, 3 в. до н.э. При первом взгляде на этот портрет кажется, что это посмертная маска: чрезвычайно детально переданы все особенности лица, вплоть до ассиметричного расположения рта. Ни раскрытия характера, ни общего пластического единства здесь нет.

«Оратор», бронза, 2 в. до н.э. Памятник более развитого портрета этрусско-римского направления, статуя, изображающая, возможно, Авла Метелла, представителя одной из знатнейших римских фамилий. Художник тщательно передал индивидуальные черты лица Метелла, но и детали одежды и обуви. Статуя выполнена по образцам греческих и эллинистических статуй ораторов. Отсутствие внутреннего порыва, суховатая детализация находятся в противоречии с торжественной постановкой фигуры и ораторским жестом.

Однако уже в республиканскую эпоху были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина – так называемый «Брут» из Палаццо Консерватори в Риме (2-ая половина 4 в. до н.э.) даёт пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. Образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики.

Статуя римлянина, совершающего возлияние. 1 в. до н.э. Представляет собойдальнейшее развитие тогатуса. Это впечатляющий портрет сурового величавого человека, изображённого в живом движении. Черты аскетически сурового бритого лица переданы с большой внимательностью и правдивостью.

Портрет Цицерона и портрет Помпея. 1 в. до н.э. Портреты относится к позднему периоду республиканской эпохи. Превосходные по точности индивидуальной характеристики портреты, дающие чрезвычайно наглядное представление о личных качествах этих исторических деятелей. Громадная слава и авторитет Помпея, прозванного ещё при жизни Великим, не заслонили от художника истинных качеств личности Помпея. Показаны ничтожество и ограниченность незаслуженно прославившегося полководца.

 

Алтарь Гнея Домиция Агенобарба (36 – 32 гг. до н.э.). этот большой алтарь относится к области декоративного искусства поздней республики. На главной продольной стороне его – рельеф с изображением торжественного жертвоприношения, связанного с составлением цензовых книг. Композиция рельефа строится по принципу последовательного размещения, фигур. Три другие стороны алтаря покрыты рельефом, сюжет которого взят из греческой мифологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: