Становление и развитие политико-правовой идеологии




ВВЕДЕНИЕ В ИППУ

Предназначение ИППУ

Это открытие взаимосвязи и преемственности политико-правовой мысли и институтов государства и права, детерминации юридической практики влиятельными интеллектуальными течениями в юриспруденции.

Это понимание историчности, исторически обусловленного происхождения и генезиса представлений, сложившихся в различных отраслях права.

Это школа альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.

Это картина юридического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность «школьного» профессионального сознания, обусловленного профессионализацией в пределах конкретной юридической традиции.

Это тезаурус концептуальных решений, не нашедших в свое время практического воплощения, но сохраняющих эвристическое и конструктивное значение для современности и будущего.

Предмет ИППУ

Межотраслевая учебная и научная дисциплина. Политическая мысль в юридическом ракурсе. Поскольку политика есть основание права. В системе юридических наук для нее особое значение имеют связи с теорией государства и права, историей государства и права, философией права, политологией

Смежная между историей и юриспруденцией. ИППУ – дисциплина юридическая. Ее аналогом является история экономических учений. В развитых научных дисциплинах их собственные истории разрабатываются историками науки, которые уже не фиксируют предмет анализа как учение. Возможно, когда-то ИППУ трансформируется в историю юридической науки как область науковедения.

Предметом является учение, т. е. система взглядов, ориентированная на межпоколенную трансляцию и распространение в сообществе. Соответственно, в центре внимания оказываются мыслители – основатели школ (Платон, глоссаторы и постглоссаторы, историческая школа права)

Поскольку предмет определяется содержательно – как политико-правовое учение – то по мировоззренческой природе это могут быть учения философские, научные, религиозные, утопические, оккультные и пр. Традиционно основное внимание уделяется философским и научным учениям.

Методы ИППУ

Хронологический – по этапам исторического развития. Для периодизации истории политических и правовых учений более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время.

Страноведческий – по странам, регионам и цивилизациям.

Компаративный (сравнительный) – сравнительный анализ в синхронии и диахронии.

Биографический (портретный).

Проблемно-категориальный – как эволюция идей или концепций (смешанного государства, разделения властей и пр.)

Отраслевой подход – история отраслевых учений.

Феноменологический – пути инвестирования учений в историческую реальность.

Политические доктрины. Государственные доктрины Российской Федерации.

Из множества различных политических учений распространялись и остались в истории лишь те из них, которые совпадали с интересами какой-либо социальной группы из-за новизны и остроты постановки и решения проблем.

Политического доктрина – официально признанное учение, изложение взглядов и установок применительно к решению конкретного политического вопроса.

Государственная доктрина в развернутом виде включает: 1) оценку ситуации, ее проблематизацию, 2) целеполагание (и репрезентацию оснований); 3) определение принципов и подходов; 4) содержательные решения спорных вопросов; 5) программные положения – меры и мероприятия.

Социально значимый характер доктрине придают программные положения. В структуре доктрины именно программа является «замковым камнем», связывающим воедино ее компоненты. Содержание программы определяется, с одной стороны, характером социальной комплектации научной школы, а с другой стороны, элитой (или контрэлитой), выступающей социальным заказчиком доктрины.

Юридические доктрины

Это доктрины отдельных отраслей права, фиксирующие в общем виде основные подходы к разрешению спорных вопросов.

Доктрина географических открытий. В Romanus Pontifex, направленном в 1452 году папой Николасом V королю Португалии Альфонсу V, всем нехристианам мира объявлялась война и конкретно санкционировались и поощрялись завоевание, колонизация и эксплуатация нехристианских народов и их территорий. В соответствии с посланием Inter Caetera, направленным в 1493 году папой Александром VI королю и королеве Испании после возвращения Христофора Колумба с острова, названного им Эспаньола, в Новом свете официально устанавливалось господство христианства. В этом папском послании содержался призыв к порабощению коренных народов и захвату их территорий, а все только что открытые территории и те, которые могли быть открыты в будущем, разделялись поровну, при этом Испании предоставлялось право на захват территорий и установление своего господства на одной половине земного шара, а Португалии — на другой. Подписанный впоследствии Тордесильский договор (1494 год) предусматривал передел мира. Эти папские буллы так и не были аннулированы, хотя представители коренных народов обращались к Ватикану с просьбой рассмотреть этот вопрос.

Сегодня многие коренные народы являются зависимыми или находятся под опекой государства, а право их собственности на землю может быть в любое время отменено или «аннулировано» правительством.

Доктрина допускает «овладение чужой собственностью», т.е. экспроприацию территорий традиционного проживания коренного населения, изъятие детей у аборигенов с последующим направлением для усыновления, в школы-интернаты.

Доктрина terra nullius – «ничейная земля»; земля, не имеющая владельца. Отношения аборигенов с землей и источниками воды не требуют юридического признания в виде правового титула. Международного суда ООН в 1975 г. решительно отверг принцип terra nullius как теорию колонизации необитаемых территорий. В национальном законодательстве Австралии и ряда других государств титул коренных народов на землю стал признаваться на основе обычного права.

Доктрина бремени белого человека. Преимущества и выгоды, приобретаемые некоренными жителями от использования ресурсов новых земель, представляются как бремя, которое они несут ради прогресса. Уделом аборигенных народов считается архаичный уклад жизни. Ранее действовавшие договора, законы или нормы права, закрепляющие права аборигенных народов на землю и самоуправление и отвечающие отношениям сотрудничества, рассматриваются как исторический анахронизм, не имеющий значения в настоящее время.

Доктрины culpa in contrahendo. Обоснование доктрина получила в статье представителя школы немецкой цивилистики Рудольф фон Иеринг Culpa in contrahendo oder Schadensersatz bei nicht zur PerfeKtion gelangten Vertragen. (Culpa in contrahendo или возмещение убытков по недействительным или не достигшим оформления договорам 1861 год). Максима его работы состоит в следующем: culpa in contrahendo (от латинского: преддоговорная вина) – это возмещение убытков по недействительным или не достигшим окончательного оформления договорам и на ней может быть основано договорное притязание.

Виды преддоговорной ответственности в современном российском законодательстве:

наступающая в результате признания уже заключенного договора недействительным. Так в соответствие со ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность одной стороны возместить другой стороне реальный ущерб, причиненный заключением и исполнением договора, возникает при признании недействительным договора, заключенного под влиянием заблуждения;

возникающая на стадии переговоров (до заключения договора) вследствие невозможности заключения договора, вызванной недобросовестным поведением стороны в переговорном процессе и недобросовестным прерыванием переговоров. Именно это основной вид culpa in contrahendo, отражающий ее природу. Пример: российский бизнесмен приглашает немецкого предпринимателя на переговоры в Россию. Тот бросает свои дела, получает визу, покупает билет на самолет, оплачивает гостиницу и т.д., а российский бизнесмен ему сообщает, что уже заключил необходимый контракт и от дальнейших переговоров отказывается. Законодателем и правоприменительной практикой такие убытки обычно списываются на собственный риск стороны, понесшей убытки. Исключением является норма ст. 507 Гражданского кодекса Российской Федерации: “сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в предусмотренный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора

В соответствии с п.2 ст. 2.15 Принципов международных коммерческих договоров: “сторона, которая ведет или прерывает переговоры недобросовестно, является ответственной за потери, причиненные другой стороне”.

В публичном праве складываются предпосылки появления преддоговорной ответственности. Так, например, в СМИ все чаще упоминается об ответственности за срыв переговоров: КНДР возложила на США всю ответственность за срыв переговоров о ядерной безопасности (27.09.2004).

Доктрина Тобара (К.Тобар - министр иностранных дел Эквадора) - выдвинутая в 1907г. международно-правовая доктрина о непризнании приходящих к власти после государственного переворота правительств, пока эти правительства не будут признаны населением своей страны.

Доктрина Эстрада (Х.Эстранда - министр иностранных дел Мексики) - выдвинутая в 1930г. международно-правовая доктрина, согласно которой признание правительства той или иной страны не требует особого акта иностранных государств. Возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношенияДоктрина приобретенных прав - международно-правовая теория, в соответствии с которой частная собственность и связанные с ней права и интересы иностранцев (приобретенные права) должны оставаться неизменными и уважаться в случае изменения суверенитета государства. Континуитета теория

Континуитета теория - учение, согласно которому правосубъектность государства идентична и непрерывна, независимо от любых внутренних изменений, при условии сохранения той же территории и того же населения, и эта идентичность неразрывно связана с непрерывным действием международных договоров для данного государства.

Концепция табула раса (от лат.Tabula rasa - чистая доска) - в международном праве - концепция, предполагающая, что вновь образовавшееся государство не обременено никакими обязательствами своего предшественника перед другими государствами. Теория универсального правопреемства

Теория универсального правопреемства - в 17-19 вв. - международно-правовая теория, согласно которой права и обязанности переходят от старого суверена к новому суверену без исключений и изменений. В настоящее время теория универсального правопреемства отвергается большинством теоретиков и международной практикой.

На практике в зарубежных странах использование института уголовной ответственности юридических лиц обосновывается, как правило, двумя основными доктринами. В США например, теоретическим основанием ответственности организаций признается доктрина respondeat superion («пусть ответит старший»), имевшаяся в гражданском деликтном праве, согласно которой индивидуум нес гражданскую ответственность за действия своих представителей. В соответствии с этой доктриной для возложения уголовной ответственности на корпорацию необходимо, чтобы представитель организации совершил незаконное действие (actus reus) в здравом состоянии рассудка (виновная воля – mens rea). Кроме того, он должен действовать, не выходя за рамки своих полномочий, и намереваться принести пользу организации.

В результате реализации указанной доктрины еще в начале ХХ века конгресс США в Акте Елкинса (Elkins Act) указал, что действие или бездействие служащего корпорации, действующего в рамках своих служебных полномочий, считаются действиями или бездействиями самой корпорации.

Доктрина alter ego («другой я»), в соответствии с которой действия большинства служащих руководящего состава организации идентифицируются с действиями самой организации. Подобный подход свойственен правовым системам таких государств, как Англия, Уэльс, Франция и др.

Становление и развитие политико-правовой идеологии

В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных субъектов.

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя). Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью).

Идеология – комплекс идей, выражающий интересы конкретного социального субъекта. Становление и развитие политико-правовой идеологии осуществляется в рамках многоуровневого идеологического процесса: 1) На этапе «брожения умов» думы и чаяния «народа» артикулируются его идеологами в жанре «обличений». 2) Социальная критика дискредитирует традиционные программы регуляции общественной жизни, что на следующем этапе вынуждает интеллектуалов ведущего социального субъекта к самокритике, стимулирует выдвижение новых идей и разработку альтернативных социальных программ. 3) Эти идеи подхватываются «вождями народа», посредством пропаганды и агитации распространяются в массах. 4) Коррекция массового поведения благодаря эффекту «заражения» распространяет идеологию в среде ведущего социального субъекта. Кризис его массового сознания стимулирует обновление традиционной идеологии (например, неоконсерватизм»). 5) Апробация новой идеологии в массовой практике стимулирует ее корректировку («неоконсерватизм»).

Архетипы права

Священный царь

Рекс — царь (первый из первых), проводящий линию границы или прокладывающий путь. Царь — представитель бога – божественный царь, которого ежегодно переизбирают или заменяют.

Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времен года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней.

На него возлагают ответственность за плохую погоду, плохой урожай и другие стихийные бедствия. При этом исходят из того, что власть царя над природой, как и его власть над подданными и рабами, осуществляется посредством волевых актов; поэтому, если имеют место засухи, голод, эпидемии, бури, народ приписывает эти напасти небрежности или преступному поведению своего властителя. За это его наказывают розгами и заковывают в кандалы, а если он продолжает упорствовать, его либо свергают, либо убивают. В ранних царствах суверен существует ради своих подданных; жизнь его обладает ценностью лишь постольку, поскольку он выполняет свои обязанности и направляет на благо народа течение природных явлений. Как только он терпит в этом неудачу, расточавшиеся ему заботы, преданность, религиозное почитание обращаются в ненависть и презрение; его прогоняют с позором, если вообще оставляют в живых. Сегодня ему поклоняются как богу, а завтра убивают как преступника.

Но пока он отвечает ожиданиям народа, нет предела заботам, которыми тот его окружает. Такой правитель живет опутанный сетями детально разработанного этикета, запретов и предписаний, цель которых состоит не в охране его достоинства и тем более благополучия, а в удержании его от совершения поступков, которые, нарушая гармонию природы, могли бы ввергнуть его самого, народ и весь мир во всеобщую катастрофу.

Древние ирландские короли, а равно и правители провинций Лейнстера, Мунстера, Коннота и Ольстера подчинялись некоторым курьезным запретам и табу, от надлежащего соблюдения которых, как считалось, зависит их собственное благополучие, а также благополучие народа и страны. Так, восход солнца не мог застать короля Ирландии в его ложе в Таре — древней столице Эрина; в среду ему воспрещалось спешиваться у Мэг-Брига, пересекать после захода солнца Мэг-Киллин, понукать свою лошадь у Фэн-Чомиер, входить в находящийся на плаву корабль после Биллтейна. Правитель Лейнстера не мог в среду обходить Туат-Лейгхин с левой руки, располагаться лагерем на девять дней в долине Куаллана, проезжать по дублинской дороге в понедельник, переезжать Мэг-Мейстин на грязной лошади с черными копытами. Правителю Мунстера запрещалось веселиться на празднике в Лоч-Лейн, пировать ночью в начале жатвы до Гейма в Лейтриче, располагаться лагерем на Сиуире на девять дней и устраивать встречи на границе у Габхрана. Правителю Ольстера запрещалось посещать ярмарку коней в Рат-Лайне, слушать шум птичьих крыльев после захода солнца в Линн-Сэйличе, отмечать праздник быка в Дэйр-мик-Дэйре, направляться в Мэг-Кобха в марте и пить воду реки Бо-Неймхидх до захода солнца.

Обязательными атрибутами царской власти являются “царский пир” и “царская охота”. В них непременно участвуют приближенные царя (в том числе и возможные претенденты на престол) и его иностранные гости (потенциальные захватчики), которые должны лично убедиться и засвидетельствовать богатство и щедрость царя, а также его физическую силу, смелость и воинские успехи. Строго фиксировано место, в котором должен проживать царь. Он всегда находится в центре царства (отграниченного от чужого, враждебного мира), в столичном городе-крепости (город на холмах - Рим или Москва - расположен как бы на вершине “мировой горы”, сакральной оси вселенной).

Для выполнения функции властителя царю нужны мудрость, коварство и жестокость. Он должен быть хитрым политиком и изворотливым дипломатом. Одновременно государь является хранителем закона и гарантом порядка, верховным судьей. Он строго осуждает и беспощадно наказывает преступников, У каждого царя есть палач и шут. В истории России были и царь-палач (Петр I), и царь-шут (Хрущев), а Иван Грозный совмещал в себе обе эти ипостаси. У многих народов есть традиция временной замены царя на шута.

Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определенного срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает "жизнь", он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом.

Обременительные ограничения, связанные с высшей светской и духовной властью, имели естественные последствия: люди отказывались принимать такие должности (и те оставались вакантными) либо после принятия превращались под их бременем в вялые существа, в затворников, из чьих бессильных рук бразды правления легко переходили в цепкие руки людей, удовлетворяющихся реальной властью без громкого титула. В некоторых странах этот раскол высшей власти углубился до полного и постоянного разделения духовной и светской власти: за древними царскими династиями остаются чисто религиозные функции, тогда как светское руководство переходит в руки более молодых и энергичных людей.

Для английского народа чудесные исцеления еще долгое время оставались важным монархическим институтом. Они исполнялись в соответствии со специальным ритуалом, который был включен в Книгу общественного богослужения. Чудесные монаршие исцеления с большим размахом практиковали, в частности, Стюарты, и прежде всего, опять-таки, Карл II, король, с которым Гоббс был связан личными узами. Как в изгнании, так и в период Реставрации Карл II произвел множество подобных исцелений и, к примеру, с мая 1660 по сентябрь 1664 г. его монаршей руки коснулось около 23000 человек.

Право и закон.

Право – от первый, образец для следования.

"Править": 1) прямить, выпрямлять, исправлять, поправлять, делать правее, прямее, исправнее// доправлять, взыскивать, взымать должное...//-кого, оправдывать, выгораживать, освобождать от вины, выставлять правым, невиноватым...// -чем, управлять, распоряжаться, начальствовать, повелевать, давать направление, направлять, руководить. 2) "быть первым", "вести, стоя во главе", "продвигаться вперед".

Наличие в смысле "права" некоторого комплекса *прав-, определяющего стремление, мотивы и ориентиры культурной группы, выработавшей этот комплекс, либо позаимствовавшей его. Таким комплексом наделены те лица или группы, которые по тем или иным причинам могут считаться получившими "долю" от бога, люди, отмеченные каким-либо выделением их из общей массы с тем условием, что такая маркированность является общепризнанной и легитимной. Это может быть что угодно, начиная от места, времени рождения, семьи, в которой человек родился, и заканчивая какими-нибудь физическими или психическими отклонениями, родимыми пятнами или длинными мочками ушей, эпилептическими припадками или симптомами проказы. Важно, чтобы субъект, обладающий комплексом *прав, мог оценивать свое положение как "верхнее" или "правое", что в архаической системе пространственных координат значило "лучшее" и "более приближенное к подателю благ". Только такой субъект мог издавать или провозглашать "правды", распространяя их на то количество подданых и ту территорию, которую покрывал его комплекс "прав". Комплексом *прав- обладал только вышестоящий, как и должно было следовать из семантики слова. Генеральным значением хода сверху-вниз как "правления" и хода снизу-вверх как "правоты" могло послужить понятие "права" как некоторого установленного положения в вертикальной оси координат или даже как основы существования такой оси.

Таким образом, "правость" обозначала некоторую над-положенность, над-стояние, превышение, возвышенное положение как в топологическом, так и в социальном (видимо, несколько позднее) плане. "Прав" был тот, кто имел некоторые преимущества и привилегии в отношении каких-либо предположений - относительно каждого конкретно-данного положения он стоял выше.

Закон - от кон — «начало» и «конец» (кол, столб) – (за Коном). Кон - праведный путь, норма жизни в соответствие с совестью рода, племени. Закон – нормы применяемые к тем, кто вышел за границы обычного права, по отношению к чужакам и тем, кто ведет себя как чужой.

Lex (лат.) – общая клятва государства. Закон как внешнее противопоставляется праву как внутреннему, органическому.

Архетип преступления.

Преступник — пре-ступил, перешел положенный предел. Преступник считает, что весь этот мир проклят. Преступник знает свою вину, жаждет наказания, искупления. Потребность в преступлении - это всегда в какой-то мере потребность в наказании.

Запреты фиксируются в табу, соблюдение которые позволяет хранить чистоту и избегать осквернения. Нарушение табу карается сверхъестественными силами.

Быть табу – означает быть общественно опасным и требующим изоляции. Опасны и сами находятся в опасности божественные цари, вожди и жрецы, убийцы, роженицы, женщины во время менструаций, плакальщики, лица, находящимся в трауре, и всем те, кто приходил в соприкосновение с покойником. Целью табу является изолировать указанные категории лиц от всего остального мира, чтобы их не достигла или от них не исходила внушающая страх опасность.

Оказаться праведником или преступником — это зависит от твоей “доли”, а не “вины” (вернее, “вина” является твоей “долей”) связано не только и не столько с коррупцией суда, сколько с его (суда) “бессилием”. У суда нет “аппарата” для взвешивания мер вины и наказания. (С другой стороны, раз “не в силах человеческих судить о виновности”, то почему бы по крайней мере не разжиться мздою?)

Испытание огнем или водой показывает, “исполнен” ли подозреваемый Правдой; если да, то он праведник и остается невредим — ибо “Правда в огне не горит и в воде не тонет”

4. Священный вор. Кража - ритуальное действие, придающее добытым таким способом предметам особую сакральность и магическую силу. Широко применяется в разнообразных обрядах как охранительного, так и продуцирующего характера. Является способом “отстранения” предмета, выведения его из привычного ряда, придания ему черт чужого, случайного, найденного, “нездешнего”, посланного из иного мира.

В обрядах вызывания дождя наиболее действенными оказывались краденые предметы: горшки и черепица, которые бросали в воду; рушник, который мочили, веник, из которого в некоторых районах Болгарии делали куклу Германа; пряжа, из которой за одну ночь изготовляли полотно или рушник; плуг, который словенцы бросали в воду, и т.д. Сербские пчеловоды полагали, что первый рой следует покупать, второй - одалживать, а третий - красть.

Дополнительным средством сакрализации предмета является его кража у лиц, имеющих высокий сакральный статус, например у вдов, беременных женщин, у гончара, инородца, у лиц с какими-либо магическими именами и так далее.

Вор не только крадет тайком, не только утаивает украденное, он ворует саму Тайну. Вором был Прометей, похитивший у богов огонь для людей. В воровстве огня были замечены многие культурные герои, добывающие для людей готовые блага культуры и элементы природы. Воруют не для себя.

Вор доверяется судьбе и живет, не думая о завтрашнем дне.

В сказках лучший человек на свете – это вор.

Ремесло воровства. Профессиональное, цеховое сообщество. Покровитель – Гермес. Роль дьявола при христианском боге.

5. Архетип вины. Обращаясь к практике осуждения и наказания Ницше замечает, что наказание большею частью рассматривалось как ответственность не столько за совершенный поступок столько за причиненный ущерб: «ничто в сознании судящих не свидетельствовало о том, что приходится иметь дело с «виновным». Речь шла просто о зачинщике зла, о каком-то безответственном осколке рока, вроде природного бедствия! ». В самом понятии виновности здесь обнаруживается некоторая двусмысленность. Виновный может рассматриваться как некий спусковой механизм, может быть, даже помимо своей воли, инициирующий действие причины, порождающей зло. И он должен быть наказан за это зло, поскольку незнание закона (в том числе и закона природы) не освобождает от ответственности.

Индейцы выплачивают компенсацию за случайную гибель утонувшего иноплеменника. При этом они безоговорочно признают себя виновными, поскольку тот погиб на участке реки, входящем в «зону ответственности» племени. Но то же самое безотчетное чувство виновности возникает и у человека пославшего ближнего в булочную, если тот стал жертвой транспортной катастрофы.

Мы виновны в этом переходе, мы создали этот мир и мы ответственны за то, что он теперь существует. Рождение из нашего поступка блага или зла равновероятно. Поэтому и ответственность здесь означает не наказание, а сознание своего активного участия в жизни, своей причастности к бытию.

Поскольку вина должна быть искуплена для восстановления баланса сакрального и профанного миров, то провинности переносились и возлагались на подходящий предмет, животное («козел отпущения») или человека. Проводился этот обряд чаще всего как изгнание выбранного объекта (будь то предметы, животные или человек) с территории народа. Подобные ритуалы проходили для изгнания голода, эпидемий болезни, в некоторых случаях каждый раз перед обработкой полей для посадки нового урожая, а также и после всевозможных праздников, сопровождавшихся вакханалиями и развратом.

Остракизм – изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путем тайного голосования в народном собрании (обычно сроком на 10 лет, в Афинах и древней Греции в 5-6 веках до н.э). Современным аналогом остракизма является практика «нерукопожатности».

Теория казней божиих – доктрина, опирающаяся на ветхозаветный образ сурового, безжалостного, карающего даже за незначительные проступки Божества. В Пятикнижии описаны «Десять казней египетских», обрушившиеся на египтян за отказ фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. В Византии разрабатывалась в связи с эсхатологическими ожиданиями, когда бедствия воспринимались как предзнаменование последних времен.

На Руси формулируется "Повестью временных лет" и использовалось для объяснения стихийных бедствий и набегов степняков, для поиска ответа на вопрос, почему "нечистые" торжествуют над богоизбранным стадом христианским. Все невзгоды человек вызывает на свою голову сам падением нравов, беззакониями и слабостью в вере. Отмечалось, что люди русские снова и снова возвращаются ко злу.

Большая эсхатология была заменена малой, предполагавшей не только посмертные мытарства души до Страшного суда, но и прижизненный Божий суд, и прижизненную казнь ангелами Небесного воинства за преступление заповедей веры.

Бог не казнит, а только смиряет Русскую Землю. Поэтому божью кару предписывалось принимать со смирением: чем сильнее испытание, тем более оно способствует исправлению грешных и заблудших. Страстостерпцы приобретают венец мученичества. Поэтому казнимая душа всяко в будущий суд милость обрящет. Очистившиеся в страданиях, должны обратиться к истинной вере, чтобы отвести последующие беды и напасти.

За примерное смирение небесное воинство помогает одержать победы. Бог попечительствует над страной то в казни, то в милости. Невзгоды не должны повергать в отчаяние. Необходимо нравственное возрождение общества.

Судьба и суд.

Судьба - предначертанный человеку свыше жизненный путь. Судьба понимается как приговор некоего суда, совершаемого либо высшим божеством, либо его посланцами.

Многоаспектность семантики судьбы: рок, доля, удел, участь, удача, случай, жребий, фортуна, фатум, мойра, парка, промысел, провидение, предопределение.

Отметим, что то, что оказаться праведником или преступником — это зависит от твоей “доли”, а не “вины” (вернее, “вина” является твоей “долей”) связано не только и не столько с коррупцией суда, сколько с его (суда) “бессилием”.

Суд божий. Принцип ордалии предполагает, что определение вины или невиновности подозреваемого отдается богу. Скажем, подозреваемый должен взять в руки раскаленный предмет и если он остается невредим, это считается свидетельством и доказательством его невиновности (бог не позволит пострадать невинному и так проявит свое решение). Или связанного подозреваемого бросают в воду — аналогично, если он утонет, это означает, что он виновен; и бог не только определил его вину в мгновенном[5] акте ордалии, но и наказал его. Или, наконец, “божий суд” — ордалия совершается в форме судебного поединка в буквальном смысле; тяжущиеся стороны (или их представители) сходятся в поединке с оружием в руках и победивший в этой схватке считается выигравшим судебное дело — их в поединке “рассудил бог”. Божий суд и приговор окончателен, бог — по определению — не может наказать невинного.

“Божий суд” — ордалия совершается в форме судебного поединка в буквальном смысле; тяжущиеся стороны (или их представители) сходятся в поединке с оружием в руках и победивший в этой схватке считается выигравшим судебное дело — их в поединке “рассудил бог”. В рудиментарном виде ордалия таки присутствует в современном состязательном правовом процессе. Борьба, совершающаяся в суде между адвокатом и прокурором, борьба, где многое зависит не только от умения юристов, но и от везения и доли случайности — эта борьба очевидно имеет природу ордалии, судебного поединка.

Понятно, что ордалия в современных правовых системах не применяется, это процедура архаических правовых установлений. И все же следует заметить, что в рудиментарном виде ордалия таки присутствует в современном состязательном правовом процессе. Борьба, совершающаяся в суде между адвокатом и прокурором, борьба, где многое зависит не только от умения юристов, но и от везения и доли случайности — эта борьба очевидно имеет природу ордалии, судебного поединка.

События 1993 года в Москве: в полном соответствии с древними традициями русского права конфликт был разрешен в “судебном поединке”, с оружием в руках.

Yggdrasill — древо судьбы. Вертикаль – измерение времени. В греческой архаике и ранней классике (VIII-V вв. до н.э.) судьба предстает в виде трех сестер. Это мойры Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Антропос ("неотвратимая"). Они, как считает Платон, дочери богини Ананке ("необходимость"). Лахесис назначает жребий человеку еще до его рождения, Клото - прядет нить его жизни, а Антропос неотвратимо приближает будущее. Время и есть судьба мира. Время-судьба непреодолимо, ведет от вчера к завтра, уничтожает прошлое, определяет будущее.

Судьба иррациональна. Непредсказуемость и неотвратимость рока с вытекающими отсюда последствиями (фатализм, детерминизм, стоическая жертвенность - трагическое мироощущение). Потому и страшит Рок, что не укладывается в логические понятия, алогичен по сути.

Судьба как испытание. В германской мифологии судьба персонализирована. Человек должен достойно встретить и принять свою судьбу. В точке встречи человека с судьбой, где ее суд о нем ему открывается, также происходит искупление всего, что было до этого. Теперь ему открыто знание, получен ответ на его вопросы, которые обращались до сих пор вовне, откуда ожидался и ответ на них. Теперь он может сознательно принять этот суд и отдаться этой судьбе, признаваемой своей, но может и вступить с нею в спор, заявляя о своем суде над самим собой и совершая тем самым некое важное авторефлексивное движение

Китайская судьба — это еще предопределение человека, его "мандат на жизнь" sheng ming. В смертельной опасности китаец вместо "Помогите!" кричит "Спасите судьбу!". А "выправление" этого "мандата" zheng ming — это правильно прожитая жизнь — естественное развитие и полное завершение своей судьбы. В отличие от греческого "тюхе" (букв. "попадание", удача, случайность), во что верили эллины, и то, что римляне называли "фортуной", китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться, не принесет ли это большую беду, если воспользуешься тем, что тебе не предназначено. "Если на роду написана бедность, - размышляет Ванчун, - но напряжением сил достигнешь богатства, то, достигнув его, умрешь. Когда силой таланта достигают богатства и знатности, судьба не в силах их принять. Это подобно вместимости сосуда. Если сосуд рассчитан на одну меру, то мера наполняет его до краев: будешь наполнять дальше - все прольется!" 2-й фрагмент 7-й главы "Мэнцзы"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: