МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Г
Акатов Л.И. (составитель) Возрастная психология. Краткий курс. – Курск, 2015. – 90 с.
В учебном пособии излагаются теоретические и прикладные аспекты возрастной психологии. Рассматриваются возрастные закономерности психического и личностного развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, в подростковом и старшем школьном возрасте.
Пособие адресовано студентам, изучающим курс «Возрастная психология».
©Курский государственный университет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, задачи и структура возрастной психологии.
2. Понятие возраста. Основные законы психического развития.
3. Проблемы возрастной психологии.
4. Методы исследования в возрастной психологии.
5. Источники, движущие силы и основные факторы развития психики в
онтогенезе.
6. Стадиальность психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
7. Теоретические аспекты возрастной психологии. Биологизаторское и со-циологизаторское направления в объяснении психического развития ребёнка.
8. Периодизация возрастного развития. Основные подходы к проблеме периодизации.
9. Интеллектуальное развитие ребенка. Периодизация интеллектуального развития по Пиаже.
|
10. Развитие ребенка в младенческом возрасте.
11. Развитие ребёнка в раннем детстве.
12. Личностное развитие в раннем возрасте.
13. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
14. Личностное развитие в дошкольном возрасте.
15. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе.
16. Проблемы психологической готовности ребенка к школе. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. Психологические новообразования младшего школьного возраста.
17. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
18. Подростковый возраст: особенности возраста. Психические новообразования.
19. Развитие личности в подростковом возрасте.
20. Отношения подростка со взрослыми и сверстниками.
21. Современный старшеклассник. Проблемы личностного и профессионального самоопределения.
22. Развитие личности в старшем школьном возрасте.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце ΧΙΧ века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела – возрастная психология и психология развития.
Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста.
Психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию о законах возрастного преобразования психологии людей. Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит. Возрастная психология и психология развития детей представляют собой неразрывно связанные области науки.
|
Выделение возрастной психологии в самостоятельную отрасль знания было связано с запросами практики обучения и воспитания детей. Успехи в решении теоретических задач детской психологии расширяют возможности ее практического внедрения.
В качестве практических задач детской психологии выделяются задачи: - активизации процессов обучения и воспитания, - контроля над процессами детского развития, - диагностики и отбора детей в специальные учреждения.
Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
В общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.
В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации,
|
мировоззрение и т.д., Возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.
Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.
Возрастная психология — учение о периодах развития человека, их смене и переходах от одного возраста к другому. Важными составляющими предмета возрастной психологии являются раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому
Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике человека при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии.
Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.