РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ




Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с нею еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает раз­рушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого — ситуация “Мы”, как назвал се Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возмож­ности, но и интенсивно развиваются психические функ­ции, а к концу периода появляются первоначальные осно­вы (зачатки) самосознания.

Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обыч­но в течение полугода) трансформируется и исчезает. Если общение со взрослыми не­достаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общаю­щиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонети­ческой, так и семантической ее сторонами. К 3 годам усваи­ваются все основные звуки языка. Самое важное измене­ние в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понима­ет почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы,. Позже, в 2—3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Интенсивно развивается и активная речь: растет актив­ный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появля­ются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрос­лым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2—3 слов. Это чаще всего субъект и его действия (“Мама идет”), действия и объект действия (“Дай булку”, “Хочу конфету”) или действие и место действия (“Книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические фор­мы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами.

Восприятие. Помимо речи в раннем возрасте развива­ются другие психические функции — восприятие, мышле­ние, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функиий доминирует вос­приятие. Доминирование восприятия означает определен­ную зависимость от него остальных психических процессов.

Из того, что у ребенка доминирует восприятие и он ограничен наглядной ситуацией, следует еще одна особенность. В раннем возрасте наблюдаются эле­ментарные формы воображения, такие как предвосхище­ние, но творческого воображения еще нет. Маленький ре­бенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к кон­цу раннего детства у него появляется возможность гово­рить не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного восприятия включа­ется памят ь. В основном это узнавание. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием вос­приятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте — его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно “притягивают” ребенка, вызывая у него яр­кую эмоциональную реакцию.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной пе­риод принято называть наглядно-действенным. “Мыслить для ребенка ран­него возраста — значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соот­ветствующие этой внешней воспринимаемой ситуации дей­ствия” (Л.С. Выготский).

В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.. Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования..

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно. когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые. В три ода у детей проявляется упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не пото­му, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением счи­тались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, про­тив принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

В семье с единственным ребенком может по­явиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность. Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая бу­дет присуща всем после

дующим переходным периодам, — обесценивание. (обесцениваются старые пра­вила поведения) Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают пер­вые примитивные игры с сюжетом. К трем годам появляют­ся личные действия и сознание “я сам” — центральное но­вообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональ­ная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людь­ми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляют­ся поступки, связанные не с сиюми­нутными желаниями, а с проявлением “Я” ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: