РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ




 

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия.. Приспособиться к этим новым помога­ют безусловные рефлексы. Среди них, прежде всего, система пищевых рефлексов, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавис­тическими — они получены в наследство от животных пред­ков. Так, рефлекс, называемый иногда “обезьяньим”, про­падает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схва­тывает пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнс­кую шерсть при передвижении.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления. Мозг маленького ребенка не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь свя­зана главным образом с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка — воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слу­ховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Поз­же, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на го­лос человека.. Зрительное сосредоточение, появляется на 3—5-й неделе, Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

При­мерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бур­ная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, знаменует собой появ­ление первой социальной потребности — потребности в общении. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. В результате он приобретает большие возможности познания окружа­ющего мира.

В познавательной сфере в первую очередь происходит развитие восприятия и тонких ручных движений. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденного, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно дли­тельным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 секунд. Становится возможным прослеживание дви­жущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двига­ется и издает радостные звуки.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает фор­му предметов, выделяет контур и другие их элементы. Если показывают одновременно две картинки — однотонную и с верти­кальными черными линиями, он дольше смотрит на вто­рое изображение.

Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигу­рам концентрической формы, к изломам — переходам прямой линии в изогнутую. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых пред­метов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагиро­вать уже в 3—4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Физическое развитие младенца: 1 месяц - Поднимает подборок. 2 месяца - поднимает грудь. 3 месяца - тянется за предметом, но,как правило, промахивается. 4 месяц а - сидит с поддержкой. 5-6 месяцев - х ватает рукой предметы. 7 месяцев - с идит без поддержки. 8 месяцев - садится без посторонней помощи. 9 месяцев - стоит с поддержкой; ползает на животе. 10 месяцев - ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками 11 месяцев - стоит без поддержки. 12 месяцев - ходит, держась одной рукой.

Начинает развиваться также пространственное восприя­тие, в частности восприятие глубины. (Эксперимент со стеклянной поверхностью – обрыв - после 8 месяцев боль­шинство детей избегают “обрыва” и начинают плакать).

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разроз­ненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные

об­разы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует раз­нообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его по­требность в новых впечатлениях.

Движение и действия. Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объе­диняющим ощущения разных модальностей. Наблюдается синхронизация движений ребен­ка и матери. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирую­щих, вызывают ассоциации с вальсом.

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных ко­ординации. Значение этого момента для дальнейшего раз­вития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схва­ченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 меся­цев встречаются “соотносящие” действия: ребенок вклады­вает маленькие предметы в большие, открывает и закрыва­ет крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно вер­но использовать предметы, подражая действиям взрослых. К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Ори­ентируясь в окружающей действительности, он интересу­ется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”.

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года услож­няются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем ис­пользуя двигательную активность. Добиваясь ус­пеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в достаточно слож­ные действия-игры. Ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предпола­гает включение механизмов памяти, естественно простей­ших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4 месяца он узнает, ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным. 4-месяч­ный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, на­ряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близ­кими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность

расслабление при удовлетворении потреб­ности. После 3—4 месяцев он улыбается знакомым. Между 7 и 11 месяцами, по­является так называемый “страх расставания”

Общаясь с мамой или другим близким человеком, мла­денец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоцио­нальным контактам, но и к совместным действиям. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, ребе­нок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, который обычно сочетается с выразительной жестику­ляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, про­износимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, С появлением первых слов начинается но­вый этап в психическом развитии ребенка.

Переходый период между младенчеством и ранним дет­ством называют кризисом 1 года. Как всякий кри­зис, он связан со всплеском самостоятельности, появле­нием аффективных реакций. Аффективные вспышки у ре­бенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Главное приобретение переходного периода — своеоб­разная детская речь, называемая Л.С. Выготским автоном­ной. Она значительно отличается от взрослой речи и по зву­ковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (се­мантической стороне).

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с пред­метами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь си­туативна, непонятна большинству окружающих, его воз­можности общения с близкими людьми значительно рас­ширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ре­бенка основывается в первую очередь на потребности об­щения со взрослыми — центральном новообразовании дан­ного возрастного периода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: