СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ




 

Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды (стадии). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше. Но новое не приходит в готовом виде, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-по­требностная или интеллектуальная сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развития. Границами возрастов слу­жат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии, разработал Д.Б. Эльконин. На основе глубокого анализа существу­ющих схем периодизации и, опираясь на идеи развития Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева и др., он создал научную теорию периоди­зации, базирующуюся на изучении внутренней сущности самого процесса развития.

Теоретической основой периодизации явилась теория деятельности с ее рассмотрением социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми и с физическими объектами.

В основу периодизации, отвечающей целостному развитию пси­хики ребенка, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, хара­ктеризуется особенностями условий в которых он живет (социальная ситуация развития), определенным типом ведущей деятель­ности и возникающими благодаря этому специфическими психологическими новообразованиями. Смене ведущего типа деятельности соответствуют закономерные переходы от одних возрастных периодов к другим, а пре­емственность этих типов деятельности обеспечивает единство психи­ческого развития как личности. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические ново­образования определенного возраста.

Происхождение этих новообразований идет не по способу меха­нического усвоения, запоминания, а по способу «активного» присво­ения структуры этой ведущей деятельности, путем интериоризации.

К основным критериям каждого психологического возраста относятся:

- социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество и как он в них ориенти­руется;

- ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

- основные новообразования развития;

- кризисы - переломные точки в ходе детского развития, отде­ляющие один возраст от другого.

Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает пе­риод времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на семь периодов:

1. Младенческий возраст – от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет. В этом возрасте начинается процесс развития личности. Ведущая деятельность - непосредственное эмо­циональное общение. В рамках этого общения и на его фоне формиру­ются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия. Все они сопровождаются и в какой-то мере регулируются зрительными, слухо­выми, мышечно-двигательными и другими ощущениями и восприятиями. На третьем месяце при нормальном развитии у ребенка возникает пер­вое социальное образование – «комплекс оживления». К концу пер­вого года жизни возникает новообразование, необходимое для обес­печения всего последующего развития - потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство - от одного года жизни до трех лет Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит пере­ход к собственно-предметным действиям: ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные действия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста является речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. Ведущая деятельность - ролевая игра. Включаясь в игровую деятельность, ребенок моделирует деятельность взрослых и отношения между людьми, в результате чего познает «фун­даментальные смыслы человеческой деятельности». Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и оказывает определяющее влияние на формирование личности. Однако в современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Кроме игры дети включаются в изобразитель­ную деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение. В дошкольном возрасте закладываются основы всех личностных образований, которые окончательно сформируются в более старшем возрасте. Основными психологическими новообразованиями возраста являются:

- возникновение первого схематичного цельного детского миро­воззрения;

- возникновение первых этических представлений;

- возникновение соподчиненных мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсив­ными;

- возникновение произвольного поведения.

4. Младший школьный возраст от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет. Ведущая деятельность - учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и челове­ческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся сис­тема отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологичес­кими новообразованиями этого возраста являются:

- произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

- рефлексия - осознание своих собственных изменений в резуль­тате развития учебной деятельности.

5. Подростковый период - от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

Ведущая деятельность - общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) Подростковый возраст знаменует переход от детства к взрослости. В этот период происходит бурное физическое и половое созревание, что влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, ин­терес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологи­чески к решению многих проблем, порождаемых возрастным развитием, еще не готов. Безболезненное разрешение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывают влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окру­жающими.

Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений под­ростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью ». Подросток в процессе общения и взаимодействия со сверстниками стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, чтобы быть принятыми в кругу сверстников. Новообразования возраста:

- возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляется стремление быть самостоятельным,

умение подчиняться нормам коллективной жизни, появляется самооценка.

6. Старший школьный возраст от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Старший школьный возраст - это переход от чисто физиологической зрелости к социальной. В этом возрасте продолжает укрепляться и совершенствоваться все то, что сложилось в подростковом возрасте, но ведущим и развивающим становится интимно-личностное общение. Внутри этого общения развиваются взгляды на жизнь, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в старшем школьном возрасте - включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: