В российском государстве централизация: территориальное объединение, полное изменение гос аппарата. Идеологический фактор. 1453 пал Константинополь, среди православных государств суверенитет сохранила Москва и Грузия. Москва – 3ий Рим (1 пал под натиском варваров, 2 под натиском турок, османов).
Активное формирование рус народности, Москва пытается суверенитет от монголо-татаров. Создается единство всей русской народности, чтобы стать главное религиозного мира. В Мск из Византии, Сербии, Болгарии потянулись художники, просветители (Феофан Грек, Андрей Рублев).
Формируется идеал человека, который обладает независимостью, который смог занять свое место благодаря своим заслугам.
Иван 4 в свой гос аппарат смог ввести людей не знатного происхождения, с их помощью провел реформы.
Мысль этого времени по-прежнему была церковной, религиозной. В Европе – эпоха возрождения, обмирщение культуры, отделение ее от религии.
Главная проблематика полит мысли России:
- утверждение новых полит порядков через традицию
- вопрос о взаимоотношении церкви и гос-ва (на западе с 12 века велась борьба между папами и императорами, на Руси был союз церкви и гос-ва)
- экономическое положение церкви, ее владельческие права
- праведное правосудия в стране (праведный суд, попытка ввести царскую власть в законные рамки)
в 15-16 вв ересь –дело обычное, но в России…
2 направления в православной церкви:
- стяжатели – южане, Иосиф Волоцкий возглавлял их. Негативно относился к еретичеству.
- не стяжатели – северяне. Нил Сорский. Занимал противоположную позицию.
Общее между ними и те и другие выступали против еретичества, за повышение дисциплины, введение единообразия, за повышение статуса церкви.
|
Сорский близок к школе естественного права. Человек это греховное существо, это не ангел. Он отличается греховность, это главное качество. Главная черта – любовь к деньгам. Греховную природу надо преодолеть – долг человека. Ответственность за искоренение грехов лежит на самом человеке. Личная ответственность, не коллективная. Задача человека – любить бога. Акцент на позитивные праведные ценности. Возвышение до божественного. Надо молиться, трудиться, стараться жить скромно. Отрицается государственность. Воля человека свободная, послушание не естественно. Сорский поддерживал Радонежского. Он запрещал просит милостыню (даже кусок гнилого хлеба дб заработан). Главное на пути исправления – искренняя любовь (молиться, поститься). Уважение к низшему …. Еретиков нужно убеждать. В крайнем случае выгонять из гос-ва, но нельзя насиловать совесть человека страхом наказания. Первым на Руси поставил вопрос о недопустимости уголовного преследования за неубеждение.
Социальный идеал нестяжателей. Настаивали на общей собственности, обязательный труд. Монастырь – форма объединения людей по убеждении. Поддержка понимания политического правления. Церковь дб бедной, никакими владельческими правами церковь не должна обладать. Не удалось провести секуляризацию.
Волоцкий. Нетерпимость к еретичеству. Только смертная казнь через сожжение. Негативное отношение к секуляризации: как церковь будет совершать благотворительность, если она будет бедной. Но при этом все службы дб бесплатными. Иван 3 попросил земли церкви пришлось уступить нестяжателям, при этом еретиков не казнили. Стяжатели считали страх божий, скрупулезное отношение к соблюдению дисциплины, волевые методы управления. Развивается теория превосходства церкви над гос-вом. Разрабатывает теорию власти. Источник гос власти – божья воли. Носитель ее – человек. Властвующая персона по естеству = подвластной. Употребление власти дб ограничено. Властитель может совершать ошибки и нести за низ ответ-ть. Идея ответственного правителя.
|
Обстоятельства сложились в пользу Иосифа. Так сложились обстоятельства жизни Василия 3. Брак его оказался неудачным. Появилась Елена Глинская. Прибыли 2 князя, получившие охранную грамоту, но их арестовали.
Борьба школ закончилась победой Волоцкого.
Волоцкий касался вопросов класс-ии закона. Там отсутствует разграничение между законом божественным и законом гос-ым. Вечные естественные и человеческие законы. Теория совмещения властей. Гос-во – союз церкви и князей. Совмещает право и мораль, политику и идеологию.
Волоцкий приобрел авторитет при князе. Нестяжатели подверглись разгрому в середине 16 века.
Значение доктрины иосифлян:
- теоретические и методологические обоснование рус гос-ва
- взгляды В положили начало возможности преследования за голый умысел
- подготовили общественное мнение о всех видах нарушения церковной практике
- разграничение употребление и возникновение власти в рус политической традиции.
Не церковная политическая теория возникла при Иване 4. Среди тех кто был члена избранной рады.
Политическое учение Пересветова.
|
Он родом из Литвы. Он подает царю 2 челобитной: сказание о падении Царьграда, сказание о султане мехмеде (падение Византии). Политическая аллегория, язык иносказания. Необходимость введения многих реформ. Преподносит это как урок русскому царю.
Грек, Заточник, полемика иосифлян и нестяжателей, западная полит теория оказали влияние на Пересветова.
В челобитных он проводит анализ причин поражения Византии. Вывод Ивана – превосходство полит структур у турков.
Аллегории в челобитных:
- какой дб верховная власть
- разные аспекты формы гос-ва
- отделил общее понятие гос устройства (гос- терр целостность, в России – самодержавие, но с 18 века самодержавие носит негативный характер, до этого самодержавие понималось иначе) от формы правления (она связана с властью, которая является совместной с приближенными).
Пересвет утверждает, что дб совещательное собрание при князе.
Вопросы управление: главные вредители – аристократия. Она погрязла в разврате, пиршествах, праздном образе жизни. Распущенность нужно преодолевать, ввести в гос управление людей не знатных, но талантливых. Иван создал избранную раду: Курбский, сильвестр, Адашев, пересвет.
Военная реформа: боярское ополчение устарело, не соответствует вопросам централизованного гос-ва. Материальная база армии должна регулироваться гос-вом (казна), увеличить численность армии, обучение воинов. Новая структура: 40 тыс воинов – личная охрана царя, все остальные пограничники, военная повинность – резерв. Воины должны иметь почет и довольство. Создается стрелецкое войско.
Регламентация торговли: против нечистого торга, он дб искоренен, опора на служилую знать.
Против кабальной зависимости: рабы плохие борцы, она не всегда могут быть верными.
Внешнеполитические взгляды: взятие Казани. Осуществлена, т.к. эти земли очень нужны. Столицу перенести в Нижний Новгород.
Проблема беззакония: синоним неправда. Это главнее человеческие пороки. Неправедность использование незаконных проц средств, лжесвидетельство, ложные присяги, рассмотрение ложных обвинений, внесудебные формы расправы. Справедливый строй – закон и правда. Бог любит не веру, а правду.
Истинная правда Христос, он требовал не веру в него а веру в правду. Этот вариант желателен.
Судебная реформа – уничтожение местничества. Верхние судьи наседают над всеми местными правителям, жалование платится из казны, судебные пошлины в казну платятся, действую судьи только по закону. За судом жестокий надзор (за счет обысков). Судьи следят за поступлением налогов.
Из общей судебной системы выделяю военный суд – осуществляется военачальниками. Требование справедливого наказания. гроза (сила гос-ва) - совокупность средств которыми правитель пользуется в законных пределах.
Уголовно преследовать еретиков не стоит. Сам человек должен отвечать за свои грехи.
Значение теории:
- он подготовил все реформы Ивана 4