Основные положения Бентамовской критики естественного права




1) Различение права и закона приводит к их противопоставлению, а значит придению закону – ест – пр смысла. Задача оценивать законы по их последствиям, а не по тому, как они справедливы.

2) Критикует теорию общественного договора. Разделяя мнение Гегеля, что Г возникает на определенной ступени развития чел общества, переход к нему неизбежен

3) Сипатизирует респубдлике. Но к теории разделения властей относится осторожно, привности изменения – власти независимые друг от друга (как это в теории Монтескье) отдельно существовать не может. Настаивает на их кооперации. Если бы они были независимы, между ними были бы столкновении.

4) Относительно англии за однопалатный парламент (за упразднении палаты Лордов)

5) Сторонник расширения демократии

a. Расширение избирательного права (в англии в 30е годы реформы избирательного права. В их разработке участвовал сам Бентам, предоставлено женщинам избирательное право)

b. Создание свободной прессы, публичных собраний

c. Разработки механизмом контроля за властью со стороны общества

6) Направление д-ти самого государства связано с обеспечением безопасности личности

7) Все ф-ии Г можно характеризовать охраниьтельными.

У государства нет прав навязывать Ч счастье, или его представление.

Назначение политики – опирается на принцип пользы, служит для организации личностных и общественных интересов.

Новое отношение к противоречиям (Гегель благословил противоречия, опирался на диалектику, их борьба к синтезу и выходу на обущю ступент) В общзестве мысль, тчо противоречия вредны, они способствуют конфиликтам, которые конфликт тормозят. Задача Г – преодоление противоречий между личностью и обществом. Создание условий, при который возможно было бы сочетание лчичного и общественного

Заслуги Бентам – способствовал преодолению рудиментов в праве англии. Он стремился привести в соотвтетствие зак-во с произошедшими капиталистичесми изменениями

Его теория обосновывает дальнейшею демократизацию. Идеал – даже не республика – а деспократия – строй, при котором соблюдаются законы, удовлетворяются интересы индивида.

В теоретическом плане оказал влияние на юр позитивизм.

Он показывает что никакие абстактные принципы не могут сравнить с требованием счастья людей. Все абстракции должны быть поставлены на удовлетворение стремления к счастью.

Фр либерализм второй половины 18 – нач 19

Бендамен Констан

1767 – 1830

Творчество на падение Наполеона, реставрацию Бурбонов,

«Курс конституционной политики», др статьи.

Был в парламенте долгое время. С 30 г председателем совета

Главное – личностный аспект и индивидуальная свобода – независимость и безопасность. Анализирует предш положения о свободе. Говорит, что античное понимание о свободе – устарело (там на первое место ставился институциональный аспект) человек мб свободным активно не участвую в полиики, наличие общего избир права не так важно, свобода в дргом, в линчой самостоятельности человека. Право влиять на гос-во должно быть созранено во имя сохранения свободы.

Такой человек, который хочет абстрагироваться – подобен безумцу, который решил построить домик на песке без фкндамента, считая что будет дить на 2м этаже. Человек должен обладать возможностью влиять на власть, иначе последняя борзеет

Можно не участвовать в полит жизни, но активная гр позиция должна быть всегда. Есть что то не удовлетворяет необходимо высказыаться свою точку зрения!

Люди способны без помощи внешней силы (государства) обеспечить себе сущ-е если Г обеспечивает индивидуальную свободы (негативно относится к теории Руссо, о народном суверенитете, граниче г-ва заканчивается там, где начинается частная жизнь лица) Как и Бентам обосновывает необходимость постоянного гконтроля над властью со стороны общества. Границы власти должны быть определены в законе, компетенции. В пределе своем Государство должно иметь власть неограниченную

Полит идеал – конституционная монархия (поскольку жил какое то время в Республики) Для кооперерации властей (Бентам) необоходима власть монарха как нейтральная.

МОДЕРНИЗАЦИЯ теории разделения властей. Монарх -= нейтсральная власть – вне 3х ветвей властей (клс теория – монар- гл исполнительной власти) это важный момент в организации власти

Констан утверждает, что важный принцип за кд-ти – обеспечение зак-ти и интересов отдельных чатных лиц. Он сыграл ту же лроль что и Бентам – сохранение достижений буржуазной революции, и бороться за установление монарихического строя

Историческая школа в германии

Реакция на фр революцию, консеравативный хакрактер

Теоретическое значение

К.Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта (влияние Кюфендорф так же оказал, ввел такой термин как эстетика)

Период зарождение – время, когда германия решала задачи национального объединения, 30летняя война услугубила раздробленность. С одной стороны была понятно необходимость либеризации

Преобразования на побережьях Рейна они казались слишком быстрыми этим товарищам, и населению какзлись чудыми. Буржуазия ешще нерешительна, боиться опираться на широки массы, германия была в основном феодальная

Произведения

Савиньгь 1779 – 1861 «Право владения» 6 томов – «Система современного римского права»

Пухта – 1998 – 1846 «Курс институции», «»Обычное право

Г. Гуго 1764 – 1844 «Учебник естественного права как философии позитивного права», статьи«закон и суд не единственный источник юр истин»

Критика естественного права

1) О праве складывается представлении об искусственной конструкции. Человек сам создает право и ломать как хочет, субъективный преобладает над объективными качествами. НЕЛЬЗЯ воспринимать право как еискусственную конструкцию, иначе субъективизм в праве

2) Естественное Право политически заангражироанная категория. Использовав категорию естественное право можно доказывать в политики любые интересы (Аквинский например, обосновывает естественность монархии, Спиноза – демократия лучная форма правления, т.к. все равны как и в естественном состоянии)

С т зр ист шк – говоря о происхождении права, надо иметь ввиду, что право возникает СПОНТАННО, ЕСТЕСТВЕННО, Гуго связывает право с языком. – изменения в языке – не придумываются, потом уже ученые фиктируются, придают статус, а сам изменеия диктует жизнь, в общении. Так и и право – самостоятельно и спонтанно меняется, путем стихийного изменения норм человеческого общения, добровольно принимается народом. Роль законодательства – пассивная, просто фиксирует новые нормы общения, ниче нового не придумывает.

Источник права – недра национального духа, из него появляется право

Савиньи – ед местом пребывания права – общее сознание народа, право дивет в сознании всего народа. Общеполагающее понятие – ассоциация права с культурой (сам термин культура в 18 веке используется редко, заменятеся понятием Дух)

Праов связано с неюридическими социальными нормами, нормами регилигозными, нравственными, все социальные нормы и юр и не юр взаимосвязаны.

Появление юр норм и институтов как объективный процесс, в противовес субъективному. Эволюция в соответствии с временем. Эволюция права – органический процесс.

Савиньи выделяет несколько этапов органической жволюции права

1) Из недров нац духа – обычаи и традиции

2) Оно делается предметом интереса ученых правоведов, при этом не теряет свою связь с традицие и обычаем

3) Право становится правом позитивным, т.е. частью законодательства, делается вывод – придуманная правовая система, искусственно созданная, не привьется народу, если она не обоанована народным духом. Народ всегда найдет способы, чтобы такую конструкцию разрушить. Не следовать ей. Выразить такую ситуация можно так – право имеет историю, зак-ль должен с этим считаться

Изъяны концепции

1) Право постулирует неизменностью национального духа, прогресс в праве медленный

2) Отрицание прогресса на рациональной основе. Представители против всякого формированного развития, против развития быстрого

3) Оправдание всех властных институтов, какими бы консервативными они не были.

4) Право на революцию отрицается, отрицается так же и принцип разделения властей

Плюсы

1) В теоретико – методологическом влиянии (савиньи основоположник истории государства и права.

Социализм в 19 века.

С эпохи возрождения - вспомнить все!)

Критерии сравнения Утопический социализм эпохи возрождения и посвящения Первая половина 19 в
Условия формирования Время, когда буржуазные отношения только формируются. Создаются на основе метафизической концепции познания права Расцвет капитализма, начало промышленных революций, Диалектическая методология
Преставление об основополагающих принипах права равенство Уничтожение классовых различий, приоритет фактического равенства Примирение классовых антогонизмов, равенство понимается как равенство в сфере применения людьми своих способностей.
Пути достижения всеобщего благоденствия 1) Обязательный труд и принудительный 2) Сведение к минимуму всех потребностей 3) Создание командно – административной системы 1) Ставка на достижения науки и техники, использование достижений науки и техники 2) Превращение труда не в принуждение а в удовольствие 3) Возвышение человеческих потребностей, а не умаление 4) Развитие самоуправления
Отношения к капитализму Борьба с пороками капитализма, возврашение к принципам раннего христианства, Критика сочетается со страмлением использовать достижения капитализма. В науке и технике, крупный капитал

 

 

Сенсимон

Вставайте граф, вас ждут великие дела

Увлекался литературой, воспитывал его …

В 13 лет отказался от причастия.

Сенсимон в конце жизни вернулся к религии, но в 13 лет был с радикальными взглядами, читал Дидро, Руссо, оказали идеалистическое представление

В 17 лет поступил на военную службу – в америке борьба колоний за независимость,Сенсимон отправился в штаты, чтобы воевать на строное колонистов, было 2 ранения и орден сенсената, когда вернулся во францию с гордостью рассказывал про похождения. Из этой войны он вынес ненависть ко всякого рода воинам. Был сторонником миных отношений. В 1772 году вернулся на родину, жил на офицерское жалование. 1789 фр революция, с жаром принял, отказался от гр титула, просил чтобы его называли банамомом. Гражданином. Ему предлагали посты и чины в военной службе отказывался. Казнь короля отвернули сенсимона от революции. Сенсемон был вынужден думать о фин обеспеченеи, он начинает спекуляцию нац имуществом, создает агенстов по выкупу имущества, и становится в общем то милионером. Главное все же – служение науке. Он общается со многими учеными – Лрмарком, кувье. За фин махинации отправился в тюрьму, но заступничество знатной дамы помогло, вышел на свободу и ушел в науку, по ночам занимался наукой, по утрам общ делами, художественную литературу читал днем.

В 1802 году писал – у гениального человека личный интерес весьма силен, но любовь к человечеству может заставить совершать его чудеса»

Идеи революци, вера в прогресс, в рациональное знание была безгранична, что унаследовал от просвещения. Но он идет дальше. Свое мировоззрение в труде 1802- Письма женевского обитателя к современникам. Центральная проблема – как согласовать личные интересы и интересы общества. Стало очевидкно что демокр-я свящана с противопостовлением индивидуального и общественного.

Механизмы их согласования ищет в традициях просвещения, рациональном знании. Главное средство согласования – общественный прогресс – это нечто идеальное, фактор общественного прогресса не в соц эк отношениях, не в политике, а в изменении способов познания мира. Сенсимон 1 их первых пытается проследить эволюцию человеческого общества в соотвтествии с действиями этого фактора – как менялись средства познания. Развивает диалектику истории.

В истории чел общества 3 этапа

1_ теологическая стадия – с момента появления человека и начала его веры в сверхъестественное, расцвет с феодальным Г-м, где господствуют связенники и светсткие феодалы

2) Метафизическая – с эпохи возрождения – критика церкви и религии, тех кто стоит у власти. Создается государство юристов и метафизиков. Эта метафимзическая стадия, которая возникла благодар я развитию философии, любой ест испытатель считалсебя философом

3) позитивная – с конца 18 века – гл средство познания не философия, а наука, научное знание дробиться, появляются циклы наук. Складывается государства ученых и ….

Сенсимон говорит, что на позитивной стадии меняется и социальная структура общества. Он вводит в оборот общественной науки термин классы, говорит о классах в смысле социальной принадлежности к группам. он делит их в зависимости от рода деятельности и отношения к социальной жизни., к прогрессу. 1й класс -–ученый, художники – интеллегенция, люди которые разделяют либеральные идеи, от их энергичных действий и зависит всеобщее счастье. Главная задача класса – формирование общественного мнения. Нет деления индивида и группы. Индивид одновременно и группа, сращен со знанием группы. Сформировать общественное мнение, способствующее прогрессу

2) 2й класс – собственники – нацелены на сохранение того, что есть.

3) 3й класс- все остальное человечество, объедененное идеей равенства.

Сенсимону принадлежит представление о том, что общество – есть социальная борьба (ранее эту мысль выделял Платон)

Собственники угнетают малоимущих, поэтому соц борьба неизбежна. Главная причина социальной борьбы – не имущественное расслоение, как это видел Платон, и представители раннего социализма и коммунизма, он сичтает, что причины надо искать, в том, что собственники имеют деньги, чтобы получать образорвание, существует оргромное различие в знании между людьми, поэтому у собственников просвещение. Настаивает на распространении рационального знания.

1) Просвещение малоимущих слоев, распространение рациональных людей

2) Неоходимо, чтобы большинство невежественное прониклось уважением к собственности.Уважение к тем, в чьих руках находятся финансовые ресурсы.

3) Необходимы объективные предпосылки для преодоления социальных противоречий. – это общественное мнение, которое бы могло опереться на капитал просвещенных собственников, которые будут тратить на проведение реформ. Нужно стремиться к тому, чтобы революцию избежать.

4) Надо создать союз тех, кто имея капитал, готов малоимущим посмочь изменить свое положения.

5) Союз собственников, ученых. Когда разные классы сотруднчают. Реформы должны проводиться сверху.

Шаги, необходимые предпринть

1) Уничтожить все сословные привилегии, титулы

2) Выкупить земли у владельцев, кто занимался сх, и наделить минимумом земли тех, кто в этом нуждается, продать на зебольшую стоимость, способствовать равенству между людьми

3) Облегчение положения христианства. Политическая перестройка – отстранить непроизводительные классы – земельные собственники, от управления государством. Вся власть – в руки индустриалам или промушленникам (производительный класс)

4) Народ должен оставаться пассивным, несмотря на то, что преобразования в его интересов.

5) Сохранение таких институтов как – монарха, правительства, представительных учреждений (смешанная республика) в политической системе вся власть- в руки парламента – совет промышленников (сделать совет Ньютона, т.к. эти индустриалы должны активно привлекать к гос дуятельности ученых, поэтому в соства промышленников должны войти – индустриалы, ученые и деятели искусству) Исполнительная власть – в руках просвященных собственников)

Что касается содержания гос аппарата, что он должен максимально упроститься, жалование гос чиновникам должно сохранится, как дань уважения к их труду.

Социально политическое устройство

Главный принцип – принцип всеобщности труда. Все насеоление должны быть занято производительным трудом. Сенсимон пишет ряд работ, где излагает взгляд на социальное кстройство. – «Введение к научным трдам 19 века» «Новая энциклопедия» «Очерк науки о человеке»

Главная идея – общество должно разрабатываться на научной основе. Нужно общество преобразовывать на нацчной основе. Предолагается соц – эк планирование – то, тчо позволит н научной основе вести экономику – это главная роль совета промышленности.

Юридически должны быть гарантированы равные возможности своих способностей. Гарантии для реализации способностей

Моральные механизмы и принципы в основе общества – принцип уважения к труду и производителям (к труду вместо уважения к собственности)

В «Новом христианстве» = этическое учение – воспринимает важные традиции христианства, и при этом будет соответствовать современности.

Ранне христианский принцип – уважение к труду. Новые этические ценности – провозглашение мира между народами. В своей работе новое христианство говорит о необходимости сотрудничества между народами. Пишет о реорганизации обещства, где предлагает практические меры для создания европейского союза. Для решения производственных задач необходимо мирное время. Государство должно создать мирную обстановку, он отмечает, тчо войны вредят торговле, производству «»Наступит время, когда народы пойму, что прежде чем решать дела, нужно решать проблемы, имеющие международжное значение. Необходимы органы общеевропейского управления(решение мн хоз вопросов, строительство каналов, дорог, осушение болот.) Он считает, что необходимо создать общеевропейский кодекс морали. Мораль должна быть всеобщей. Россия уже 150 лет надохится в связях с евр гос-ми ей тоже должна быть роль в ЕС.

Шарль Фурье

17772 – 1837

Родился в Безенсоне. Отец – оптовый торговец, но уже в 7 лет, Фурье дал себе клятву, что никогда не будет заниматься торговлей. У него были способности к наукам, но отец мешал ему заниматься) хорошо учился, играл, рисовал, память хорошая была. Его отправляют в Торговый дом, откуда он сбегает. Возвращается в париж только в 90е годы, страмиться заниматься науками, увлекается юриспруденцией. Но т.е. надо думать что есть, отправляется опять таки в этот леонский торговый дом. Потом он все же открывает торговую палату, вовлечен в контрреволюционный мятеж, заключен – освобожден. В 1794 – 96 – служит в армии, показывая себя преданным и исполнительным солдатом. Возвращается в Леон, вынужден заниматься торговлей. Но цель – не обогащение. Все свои деньги он ставит на службу обществу. В начале своей самост жизни делает открытие, когда возвращался в париж он обнаружил момент – обедал в харчевне и увидет что один продает за 15 сут яблоко, он был в шоке, потому что в другой местр=ости за 14 продавали кг. Это было открытием. С Этого момента он возненавидел капитал, из спекулятивной деятельности. Брошюра – о торговом шарлотанстве. Критика шалотанства была посвящена критике торгового капитала, сравнивает с минотавром, пожирающим все на пути. И ему противоставляет собственника- труденника. В интерессах большинста трубует ликвидации крупного капитала. Но жействительность опровергала схемы просвятителей. Ккакое ПС, когда Ч не имеет гарантии – права на труд. Фурье анализирует общественные проблемы методом естественных наук.

В серезине 19 века эта методология утвердиться.

Веря в силу научной теории – проект нового общетва на научной основе – социетарное общество – в произведениях «трактат об ассоциациях», новый хозяйственый и социетарный мир», исторически подходит к обществу. Считает, что эволючция человечества от простого к сложному происходит благодаря общественному прогрессу, - смена экономических укладов

Он выделяет – первобытный строй – дикость – патриорхат (феод общество) – варварство – цивилизация.

Сравнивет эти уклады с жизнью организма. Выделяет рождение, дество, упадок, старость – это аналогично общестттву. Цивилизация – старость, стадия упадка.

Необходимо полное обновление.

Социэтарный строй – наличие крупноготоварного производства. Так же это развитие науки, юридические гарантии политических свобод (включение всего населения, его участия в изсирательном праве, необходимо уравнять в правах и мужчин и женщин, степень общественного прогресса зависит от эмансипации женщин)

Он подчеркивает необходимость создания общественного характера труда.

Фурте говорит что под тяжестью достижений общество может прийти к упадку.

Когда в обществе кризис – тогда и революция.

Верит в роль личности истории. Оперирует к просвященным собственникам, которые готовы потратить капитал чтобы служить обществу.

Учение о человеческих страстях. Он утверждает, что все люди притягиваются к друг другу, но жто притяжение по страсти. Чтобы понять факторы изменения общества нудно изучать существующие в обществе страсти, интересы. Страсти зщаложены Богом еще до мышления, с целью изучения их удовлетворения, их нужно классифицировать, систематизировать. Древо страстей. Зависимость между игрой страстей и материальном миром людей. Собственники обречены на удушение чувств (стремление к обогащению, корыстность) люди труда – влекомы только дивотными страстями. Буржуазное общество – общество эгоистов.

Значение – это необходимо чтобы изменить практику. Учение о страстях – 1я попытка создать психологию общественного труда и быта, это учение связано с теорией естественных прав.Сотциэтарный строй – общество с всеобщим процветанием и благосостоянием – изобилие продуктов, которое не привидет к спекуляции (Фурье ошибался в обществе если будет изобилие продуктов, то люди перестанут быть жадными, исчезнет спекуляци) будет мир без насилия, к труду не принуждают – труд – это потребност, которую он может реальзовывать из способностей. Чтобы труд из обязанности в потребность – тоже сможет наука. Сделать производство эстетически привлекательным., механизация, меньше тяжелого труда. Предлагал специализацию – каждый должен выполнять конкретную работу – часть механизма, выступал за кооперацию рабочих. Частую смену видов деятельности 9 чтобы труд не превратился в рутину), состязательность (духовные стимулы, чтобы трудящиеся стали стрмиться к тому, тчобы холошо работать, он пытается создатьнеэкономические стимулы привлечения к труду, в соответствии с их страстями)

Каждый вид деятельности не более 2х часов. Ну и материальные стимулы тоже (экономические способы принуждения) предолагает создать общество – союз ассоциаций, все общество должно состоять из пром ассоциаций (фаланги) каждая фаланга формируется так – каждый вносит туда вклад.

Фаланга живет в валансаре – где и работа, и дела, столовая, спортзалы..фалансер может состоять из отдельных помещений, которые соеденены.

Жилые помещения должны сдаваться. Все пистаются в общественной столовой. Ликвидация разрыва между городом и деревней.

Политический строй – главное – самоуправление. Общество опирается на самоуправление фаланстеров. Центральная власть реализуется ареопагом – высший хоз совет опирается на общественное мнение, рек хар-р, координирует деятельность ассоциаций. Создание нового мира следует осуществлять поэтапно

1) Социантизм – простая промышленная ассоциация, еще сохраняются эк различия между людьми – стимул у трду важно

2) Гарантизм – переходный период – сохраняются отдельные хазяйства в сельской местности

3) Гармонизм – это в общем коммунизм – отсутствует частное хозяйство, земельное владение, все общее. Равенство между людьми, на этом этапе допускается упразднения института брака.

Сам фурье тлже создал Опытный Фаланстер. Недолго существовал. С этого момента состояние его ухудшилось. Умер.

Роберт Оуэн.

С 9 лет пришлось оставить школу и начать свою трудовую жизнь, хорошо писал этим зарабатывал. Переезхал в манчестер, быстро выдвинулся, на занятые у старшего брата дентьги организовал производство по прядильным машинам. Он в манчестере вступил в литературно – фил общество, увлекся идеями просвещениями. В РОсии были филиалы его прядильной фабрики, он получил и опыт и состоянии, в 1800 году начинается новый период в его жизни, когда он увлекается общественной жизнью и задумывается над преобразования общества, так же наукой. Учение о характере человека. Пишет, что это результат взаимодействия индивида и окр среда. Фактор формирования личносить – социальная среда. Человека делает человеком среда и воспиитание. Соверменная среда – это среда капиталистическа, каким будет характер человека в капит общзестве? Негативно. Невежесто, падение нравово, корыстолювие, чему виновник – частая сосбвитенность. Преоборазование – революция. Это не вооруженное восстание, а революция в СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ. Наука о формировании человеческого сознания. Реформы должны быть в интересах трудящихся, без их участи, создание гуманного фабричного законодательства. Кроме этого, он предлагает факторы морального порядка, создание общенац системы воспитатия низших слоев, направленна на привитие к детям равенства, рационального знания, которе подадобиться человеку. Осужде=ает совершение общества некультурными людьми. Эти должны занимать люди со средствами и с желанием – основа – коммунистическа община. ПОСЕЛОК ОБЩНОСТИ – новая соц ячейка – вре равны, все трудятся, они представляют собой федерация. Федерация поселков общености, каждая имееет свою конституцию. Провозглашение общественной собственности, труда, равенство прав и обязанностей, коллективная взаимопомощь.

Он так же пытался создать пробный поселок общаности в штате Индиана – «Новая гармония» производительный труд только ¼ часть. Большая часть людей – интеллегенция. Литературное общество, бесплатное образование, хорошее мед обслуживание. Популярность большая. После банкрота организовал рабочуу кооперацию. Пишет произведения «Декларация духовной независимости», программа всеобщего общинног братства, всеобщее общинное общество сторонников рациональной религии, сторонников у него предостаточно было.

Маркс, Энгельс

Пролетаризация населения Европы – большинство населения составляет трудящиеся (рабочий класс), они живут в плохих условиях. Ухудшение жизни и труда пролетариата. Рабочие борются за свои права. Формирование сознания пролетариата – активное включение за права, в политику, гражданское строительство. Создание партий, союзов, рост самосознания. Интерес этих орг-ий направлен на защиту своих прав, рабочие интересуются социализмом и коммунизмом.

Обесценивание ценностей либерализма.

Научный прогресс – успех естественных наук.

Общество надо проанализировать с научной точки зрения – научный подход. Новизна этого подхода – появление самой идеи общества. Историю творит не личность, а классы (массовый субъект). Впервые Маркс рассматривает общество как макросистему, состоящую из взаимосвязанных подсистем. Свойство целого не определяются сумой свойств частей этого целого. Свойство целого определяются свойствами связей подсистем друг с другом. Политику, экономику, культуру и др. надо изучать во взаимосвязи. Структурализм (определяет содержание, она постоянна) и функционализм общества как организма.

Теоретические источники:

· классики буржуазной полит экономики (Адам Смит, Риккардо), ГО – мир материальных потребностей, гов-во на содержании ГО, оно должно защищать собственность.

· Исследования Жан Жака Руссо – описал то что Маркс назвал полит отчуждением. Человек всю свободу отдает обществу, обретает свободу только участвуя в политике. Отчуждение труда (капитал), теория прибавочной стоимости, труд из жизненной формы превращается в форму угнетения человека. Труд будит животные инстинкты. Людвиг Фейербах вводит понятие отчуждения…, свои естественные качества человек переносит на бога. Альтруистическая этика.

· Историки эпохи реставрации (Ери, Мелье, Безо) – классовая борьба формирует основные позиции экономики, защита буржуазии. Маркс перевернул классовую борьбу в пользу пролетариата. Это основной производящий класс, он должен захватить гос власть.

· Классики немецкой философии (Гегель) - идеи детерминизма, диалектический материализм (Энгельс «диалектика природы»),

· Римское право – различал понятия право и закон.

· Монтескье –

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: