Учения Ш. Монтескье о Государстве и праве (1689 – 1755)




Главная тема учений – тема политической свободы. (у спиноы свобода – осознанная необходимость)

Свобода – это делать то что должно хотеть, и не быть принужденным к тому что хотеть не должно.

Называет 2 условия – 1) надлежащая государственная организация 2) Справедливые законы

Создатель классической теории разделения властей.

Падуанский делил власть на законодательную и исполнительную, Дж локк также развивал эту теорию, в 1 ветвь власти объедил и выделил федеративную. На 1м месте – зак-я власть

Монтескье стремился найти компромисс между дворянством и буржуазией во франции. Он развивает теориию – гл принцип взаимодействия между властями – равновесие политических сил. Он говорит о необходимости выделения законодательной власти, но говорит что зак-й копрпус должен быть обязательно 2х палатный (собрание представителей народов…) решения с согласия обеих палат)

2я ветвь – исполнительная власть. Возглавлять её должен Монарх, в состав входит кабинет министров.

Отделение от исполнительной власть – власти судебной.

Детально разрабатывает систему сдержек и противовесов, право вето, личность монарха должна быть священна. Министры должны отвечать перед парламентом. (воплощение в К США 1788 г)

Законы

«О духе законов»

Зак-во – сфорулированное человеческим разумом система норм, содержание этих норм зависит от особых законообразующих факторов. – это условия жизни того или иного народа как внешние так и внутренние. Монтескье показывает что создание законов этто дело не воли законодателя. Речь идет о творческом процессе, тчо создание законов это дело ученого, который должен учитывать все условия жизни народа, законообразующие факторы. В своей работы он их перечисляет – наиболее важные из них – политический строй – определяет какие законы должны быть главными (для демократии например главные избирательные законы,, для аристократии – те, которые определяют привилегии аристократии), геграфические параметры (климат. Ландшафт, размеры территории). Народный дух так же влияет на законодательство. Говоря о народном духе философы имели ввиду ментальность, психологический склад. Демографический фактор так же важен, хозяйственная деятельность тоже имеет влияние

9 типов законов. Выделяет естественное, божественное, канонические, международное, общее государственное право, частное государственное право, право завоевателя, гражданское право отдельных обществ, семейное рпаво.

Такая типология предусамтривает всю типологию норм.

2 аспекта политической свободы

1) Институциональный (свобода граждан в отношении формы государственного устройста, здесь важны избир законы

2) Личностный аспект (в безопасности гр-на)

В целом монтеське утверждает что политическая свобода – идеал, которы дб достигнут человееством спустя какое то время.

Юридическая техника-ясность, понятность, одинакого толковаться.

Настаивал на смягчении наказания. Буржуазно – демократические признаки правосудия.

Цель наказания – исправление виновного.

Значение труда монтескье

1) Ввел элементы социологии права, показал что право зависит от условий жизни людей

2) Применил принцип историзма

3) Развивал идеи либерализма, те идеи, которые предвосхитили итеорию пр гос-ва

Учения Жан жака Руссо о Государстве и праве

1812 – 1778

Швейцарец, родился в Женеве, рано остался без матери, отец привил мальчику любовь к римской истории и музыки, в 1е годы жизненного пути много занимался музыкой, сочинял музыкальные произведения, через некоторое время отец отдал мальчика на попечение родственникам, те отдали его в гравюрную мастерскую, откуда Руссо сбежал.

Сначала сделал музыкальную карьеру, и даже получил королевскую премию, от которой отказался, несмотря на нужды.

Славу принес ему полит тактат «Об общественном договоре или принципы политического прап» В нем излагаются все основлные политико – правовые взгляды автора. Руссо развивает теории общественного договора, естественного права. Последняя имеет оригинальность. Оценка механизма заключения договора и естетственного договора иная.

Он так же основоположник жанра сентементализма в литературе. Он сторонник всего естественного – в чувствах, критик цивилизации, культуры. Именно цив-я раскрывает в человеке раскрывает негативные черты личности. Педагогический трактакт. На ребенка начали смотреть не как на маленьго взрослого, стали задумываться о становлении, формировании личности. Мальчиков и девочек нужно воспитывать по разному. Часто те качества, которые не признаеются обществом, они являются естественными, если считается что женщина коварна и хитра – это и плюсы и минусы её. Это необходимо чтобы найти спутника жизни и стать хранительницей очага. В мальчиках необходимо воспитывать ум, честность, чтобы сделать государственую карьеру.

Естетственное состояние было золотым веком человека. Дикарь – самый безобидный человек на свете. В отличие от макиавелли, человеческая природа не ассоциальна, а наоборот. Этот золотой век длился достаточно долго, но произошло некое нарушение этого естественного состояние, причина тому (солидарен с Локком) – появление собственности. Если у Локка – собственность – шаг на пути к прогрессу, то у Руссо- начало имущественного неравенства (которое по платону порождает и социальное). И вот борьба бедных и богатых, где последние побеждают, поскольку на их стороне сила. Так появляется феодальное законодательство. Ничто моральное не может возникнуть в результате физической силы. Право должно возникать в результате договора. Проявления моральных качеств человека, составляющих суть его природы. Он утверждает, что любое политическое сообщество напоминает семью (зародыш человеческого сообщество) Основание государство – дети с отцом связаны пока есть нужда, когда они вырастают – они независымы, избавлены от необзодимости повиноваться, но при этом если семья сохраняется, и родители все равно оказывают пмощь. Семья созхраняется не в силу естественной необходимости, а в силу неофицального договора, так сказать осзнанно. Что касается народа – пока он в неразвитом состоянии – Государство как опека, как только превращается в нацию, то основанием союза между людьми должен стать договор. Заключается 2 вида договора – 1) естественный договор, в ходе которого народ превращается в нацию 2) основание будущей верховной власти

Механизм заключения договора рассматривает Руссо по другом

В 17 веке – обмен имущественной части прав на другу часть. Государство гарантирует им неотчуждаемые права

Руссо – вся естетственная свобода обменивается на свободу в гражданском состоянии, каждый отчуждает права и свободы в пользу общины и создается т.о. равенство для всех. Т.е. в общине все несвободны, но при этом каждый не зависит ни от кого в отдельности,но зависит от всего целого.

Свобода в гражданском состоянии в этом и заключается.

Получается что каждый свою личность, силы, приносит в общее достояние, государство приобретает форму политического организма, где все связаны с друг другом.

Государство в нескольких значениях.

- организм – в пассивном состоянии

- активное состояние – полит организм – суверен

Суверен – основной атрибут – общая воля. Теория суверенитета (суверенитета народа) по предшествующим теориям источник суверенитет сам народ, и он передеает его государству. Баден и макиавелли считали лучше всего когда суверенитет в руках 1 человека

Руссо – волю нельзя никому пердать. Передается власть

Качества народного суверенитета

1) Он неотчуждаем (передается воля, но не власть), в силу этого никакого разделения властей быть не может, все 3 вида влсти должны находиться в руках народа – суверена

2) Суверенитет неделим (Баден так же говорил) в обществе нет никаких ассоциаций, котороые бы создавали конкуренцию воле суверена.

3) Общая воля по Руссо – не сождественна воле всех. Воля всех – сумма изъявленных воль, но каждый обладет своей волей, и суммировть нельзя. Общая воля – интегративная величина, она вулючает в себя то неизбежное, необходимое, что есть в воле каждогочо человека,тогда когда человек следует общей воле, он проявляет себя как гражданик. Руссо проводит граничу между человеком как частным лицом (модет иметь совю волю, она может идти в разрез с общей волей, другого лица, поскольку цель общей воли – добиться преимущества – не общей, как гражданик – человек подчиняется общей воли, цель общей воли – равенство, общее благо – равенство, то состояние, которое является наиболее важным в политическом организме. Частнаяволя к примуществам стремиться.) человеком как гражданином

Чтобы общественный договор не был формальностью, необходимы механизмы подчинения лица общей воле. Т.е. необходим принудительный момент между гражданином и сувереном.

Руссо говорит, что если отчеству необходимо чтобы чел принял смерть ради отечества, человек с радостью должен её принять, поскольку только благодаря ему, он до нстоящего времени был свободен. Другой свободы в рамках политического организма быть не может. Суверен над законом.

Цель гражданского состояния он видит (у Локка – защита собственности и гр интересов) цель заключается в том, чтобы найти такую форму ассоциации, в которой каждый соединяясь с другими мог бы стать свободным как и прежде. Цель договора – право на свободу. Свобода в естественном состоянии не равна свободе в состоянии гражданском.

Свобода заключается в том, что каждый утрачивает право владеть всем тем, чем ему захочется(что было в естественном состоянии) и приобретает право владеть тем, что ему принадлежит.

Моральная свобода – человек действует не в соответствии с инстинктом, а в соотвтетсвии с законом, который сам себе и установил. Быть свободным – подчиняться законм, а не действовать исходя из инстинктов.

Руссо отстаивает идею равенства фактического между гражданами. Хотя он и выступает за сохнанения частной собственности, что он дает все таки стабильность, уничножать не нужно, но уровнять людей в сосбственности людей необходимо. Ф-ии рестрибутивные Государства (пререраспределения) Мыслитили видят в этом пункте нарушении свободы. все люди равны лишь в наличии у них разума, но по качестве разумных способностей люди не одинаковы, и было бы странно если бы более умный имел бы только – сколько менне умный. На что руссо говорит, что государство может позволить себе быть гуманным. Ведь в отношении слабого можно поступить по разному – унизить воспользовавшись его слабость, а можно ему помочь, долг гуманного человека и цивилизации, чтобы богатый оказывал поддержку бедному, сильный – слабому и тд. Необходимо развивать ценности, где наименее благополучные члены общества должны иметь поддержу со стороны сильных.

Любое государство, которое управляется законом – республика – это лучшая форма правления. Это законное правление.

Но как осуществить законотворчество? Ведь разделения властей не предполагается. Пишет «как может слепая толпа, которая стремить к благу, но не знает в чем оно может творить законы» В проводырях нуждаются и частные лица и народ, который нужно постоянно просвещать.

В целом нужен тот, кто сформулирует законы. Поэтому законодатель по Руссо – не тот кто вводит законы в действие (это делает народ) это тот кто формулирует закон, ноне имеет власти их вводить. Каждый законопроект должен обсуждаться народом (собрания, референдумы).

На народное собрание должны ставиться 2 главных вопроса.

1) Устраивает ли народ - суверен форма правления?

2) ….Правительство?

Если ответ нет, то народ – суверен должен иметь возможность избрать других правителей

«народ имеет то правительство, которое заслуживает»

Исполнительная власть – пр-во – не является частью общественного договора, оно создается после его заключения самим народом сувереном.

Правительство должно быть таким, чтобы жертсвовать собой ради народа, а не народом, ради правительства

Теория закона

Закон – общее решение, как и воля его выносящая.

Все законы Руссо поделил на 4 вида

1) Законо политические – определяют форму государства

Или действие политического организма на самого себя

2) Законы гражданские – взаимоотношения между гражданами и отношения между гражданином и государством (каждый зависит от всего целого и не зависит ни от кого в отдельности)

3) Уголовные – придают силу всем иным законам – устанавливают соотношение между наказанием и преступлением

4) Нравы, обычаи, общественное мнение – они подлинная основа государства – т.к. законы эти меняются медленнее всех. Если все остальные законы не идут в противоречие с 4м видом закона – выполняются с легкость, т.к. со временем сила закона превращается в привычку.

При создании законов надо учитывать климат.

В первые описывается феномен человеческого отчуждения, когда каждый отдавая свободу свободу в пользу общины вновь её обретает только в процессе политического участия, голосования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: