Учения Канта о Государстве и праве (1724 – 1804)




Родился в Кинецберге (калининград) не любил выезжать от туда, даже когда стал 1м философом германии, ему предлагали разные университеты почитать лекции, но он отказывался, т.к. считал что будет его отвлекать от работы, научной деятельности, целостный образ просветителя, человек, который все потребности подчинил разуму. Разум – величайшая человеческая способность, то, что составляет сущность человека. Разумное начало – основное начало. Человек должен систематизировать свою жизнь, хотя он родился со слабым здоровьем но прожил долго, и ни разу почти не болел. Зощенко, увлекающийся психоанализом, усилием воли Кант мог останавливать насморк. С позиции современной медицины некоторые его рекомендации критики не выдерживают (голову держать в холоде, есть плотно 1 раз в день, главное свято верить в свою выбранную системы, отсюда будут и плоды)

По началу начинает с физики, математики, астрономии, закончил физико – математический факультет, есть подозрение что еще и теологический)) магистра защищал на физико – астронотмическую тематику. Вселенная из газовой туманности, как лунные циклы влияют на вращения земли. Считал что во вселенной еще есть жизни. Ювлекался Юмом (сенсуалист – познание начинается с чувств, мозг человека такой экран, который впитывает сенсетивные впечатления, и они подвергаются обработке со стороны рассудка) с этого увлечения начинается философский период. Выход 3х работ, посвященных проблеме гносеологии. Основная проблема – проблема гносеологическая - «критика чистого разума», «практического разума», и еще чето то…

Ставит вопросы перед гносеологией которые не возникали. Говорит что не открыл ничего нового, но все имеющееся поднял на высоту, с которой знание предстало в другом свете. Сравнивал себя в философии с Коперником. Коперниканская революция

Вопрос ставится – не в том какой вопрос необходим человеку чтобы познать мир, а вопрос вообще о том, познаваем ли мир? Предлагает рассмотреть мир как – вещь в себе, что существует автономно, независимо от человека, кант стремиться не противопоставить и субъект и объект познания а познать их во взаимодействии. Мир человеку раскрывается, лишь в меру его собственных познавательных пспособностей. Надо говорит не о методе, а о способностях человека.

3 вопроса

- во что я могу верить?

- на что я могу надеяться?

- Что есть человек?

Когда мы определим меру разума, способности подвергать аналиху мир, тогда можем определить что есть человек, как разумное существо.

Политико – правовая проблематика свзяана с ответом на последний вопрос,

Если в 2х работах – показывает ограниченные способности человека. Наука не то что человеку помогает накопить знания, а способ отрезвления ума. Новая научная теория не увеличивает знания. Позволяет расстаться с уже отжившей теорией, и часто она делает не оптимистические выводы, и имеет не всегда положительные последствия развития научного знания. Назначение науки такое, какое она приобреала еше в античности. Технически проблемы наукой предположения необоснованы.

Взгляды на право, политику в произведениях

- метафизика нравов, основы метафизики нравственности, к вечному миру.

По методу кант метафизм, ищет первоосновы должного, человеческого порядка и всех человеческих установлений, он ищет их в разуме человека (который был возвеличен эпохой просвещений и занял место бога, источник всех социальных норм, кант здесь последовательный рационализм) источники любых соц норм закрепляются разума. Но что есть разум? Он выделяет разум теоритический и практический, синтетическая теория познания, говорит что познание начинается с чувств, но что направляет чувства? Их направляет разум! Главная ф-я разума формулировать цель.

Если говорить о впечатлениях, благодаря чувствам, мы же не на все реагируем, выборочно. То что мы выбираем – определяет разумом, на начальном этапе чувства и разум неразличимы.

Ученому необходимо воображение (синтез рассудка и чувств) он гордился тем, что нигде никогда не был, но читал блестящие лекции по географии. Что удивительно, обычно философ путешественники. Кант противоречит взгляду на то каким дб философа в этом плане. Он говорит, что у всех познавательных способностей есть ограничения. Априорные формы. Утверждает, что для каждых людей время идет по разному, чувство пространства – форма внешнего чувства, априорная форма рассудка, чувств,

Ввел понятие категории, позволяющее нам классифицировать мир.

Априорные форма разума – моральные побуждения – разум = мораль – практический разум.

Разум – (практический, связан с формулированием должного, обязательного в жизни человека, дан чтобы формулировать законы собственного поведения) – способность и воля создавать правила всеобщего поведения, заключенных в нем самом в качестве моральных побуждений, внутренних побуждений.. т.е. главное то, что разум формулирует всоебщие законы, у рассудка ф-ии анализа, у разума синтетическая деятельность, сочетает с чувствами и опытом(внешними впечатлениями, пожэтому разум формулирует всеобщие правила, но эти правила заключены в нем самом в качестве моральных побуждений)

Но побуждений много, и как выснить какие из них являются моральными, всеобщими. Человек – дитель 2х миров природы и свободы, как житель мира природы, попадает в зависимость. Но что то от природы его отличает – именно разум, как носитель чистого разума человек свободен, между развмом и свободой ставится знак равенства, свободен, а значит может преодолеть всякую зависимость, внутреннюю и внешнюю, стать господином самому себе. Т.е. Разум в состоянии сформулировать моральные законы. Вопрос в том, как эти моральные побуждения нам идентифицировать. Для этго есть. Пытается разграничить подлинную морать от того, что должно быть. Сформулировать понятие всеобщего блага можно сформулировать не из объективных предпосылок а из соббственных субъективных побужденй, не зависимых от побуждений др человека.

Всеобщим критерием морали – является нравственность – всеобщее правило, заключающие в себе цель. Разум через нравственность связан со свободой.

По содержанию это правило исходит из принципа равенства людей в свободе – все обладают разумом, а значит все свободны. Т.е. требованием нравственным, а это требование он называет – категорический императив, будет соизмерять свою свободу со свободой другого человека. Категорический, т.к. обязательный, императив – это правило – поступай так, чтобы максимум твоей воли имело характер всеобщего закона природы.

В свое время Конфуций – не другому то, что ты не хотел чтобы чтобы делали тебе.

Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

Кант и зачинатель аксиологии права и оказал на последующий юр позитивизм тем, что четко разграничил понятие права и морали.

Кант утверждает что мораль – к сфере должного, право к сфере сущего. Задача, цель права и морали – 1 и та же, лежит в сфере нравственности, соизмерить произвол 1 с произволом другого

Право – есть совокупность условий, соизмеряющих произвол одного с произволом другого, посредством всеобщего закона свободы.

Назначение права – обеспечить условия для развития морали, так чтобы каждый мог поступать соответствуя свояи представлениям о должном, т.е. сделать человека свободным, т.е. моральным – господином самому себе. Реализация права человеческой жизни д.ю. обязательным. Право делает обязательным – наделение его принудительной силой, его наделяет силой Гос-во со всеми его учреждениями, г-во – требование категорического императива. Это союз свбодных людей, который заключается для реализации права. Гроций сюда добавляет еще что еще и ради пользы и правды (!) Государство создает условия для реализации морали.

 

Канта – теоретик правового государство. Правовое государство идет из философии Канта и Гегеля. Это государство, где принципы организации власти и режим власти соответствует принципам права, где государство строится на правовых принципах, признается равенство в свободе, которое должно обеспечиваться правом. Основная ф-я правовая. Он живет в эпоху абсолютизма Германии. Реформы назрели! Он пишет, чем должна рук-ся власть, желающая смягчить авторитарный режим. – «любые изменения политико – правовых решений должны начинаться с правовых реформ, с чисто правовых мер – власть должна показать народу, что готова расстаться с деспотическим прошлом, что закон все таки работает – борьба с коррупцией, гласность – 1е задачи, которые должна решить власть при переходе от 1 политико пр системы к другой, тогда народ будет видеть, что законы работают, значит доверие к власти и её начинаниям, потом возможны реформы экономического, социального характера. Она против всякой опеки со стороны государства. Не забота государства – социальные нужды людей, каждый сам обеспечивает и благосостояние, и состояние здоровья, при условии что Г- будет правовым, что право – будет реальностью, считает опека страшна тем, что порождает иждивенчество, состояние пассивности, любая опека – деспотизм. Заключение договора – в духе Руссо. Сторонник суверенитета народ, правовой теории возникновения Государства. Так же идет обмен свободой. Если Руссо говорит что отдавая свободу становится зависимым от государства, Кант – либерал – главное условие организации внешнего принуждение – любая такая орг-я должна признать в каждом индивиде самостоятельное лицо, которое и без всякого принуждения знает, какими должны быть акции власти по отношении к нему. Это значит признать свободу человека, необходимость участия людей в обсуждении конституции, отсюда следует необходимость признания государством считаться с критикой, которая может исходить в его адрес, с самостоятельностью человека, т.к. договор заключают морально развиты люди, которые могут стать господином самому себе, а значит, не нуждаются в другом государстве. Сторонник правовых мер борьбы за власть. »

Сторонник медленных социальных реформ, все меняется медленно, т.к. сознание меняется медленно. Не могут быть избраны средства, которые целям не соответствуют. Те средства моральны, которые содержаться в праве.

Лучшая форма правления – конституционная монархия, егде есть разделение властей (которое он понимает в духе Монтескье, говорит о равновесии политических сил, сторонник системы сдержет и противовесов)

Типология права по канту – кант разграничивая понятие права и морали выделяет

1) Право естественное – источник природа, разумная природа человека, то что объединяет разум всех людей

a. Публичное – основной принцип – прерогатива народа принимать участие в обсуждении конституции

b. Частное – исключение всяческих привилегий, проистекающих из владения собственностью.

2) Позитивное – источник закон

3) Справедливость – которая законом не устанавливается. Источник – моральные побуждения человека, поэтому чувство справедливости у каждого сове.

В эпоху просвещения дискуссии по поводу смягчения уголовных наказаний, отмены СК. Кант сторонник СК – она необходима за умышленное убийство. Иначе нарушается принцип равенства – «пусть рухнут все империи мира, но восторжествует справедливость». Возможные ошибки – дело процессуальной техники. Совершенствовать надо.

Внешнеполитические взгляды канта – в произведении «к вечному миру»

Ему пришло в голову название когда увидел вывеску на трактире – «к вечному миру» - неужели так плохо кормят? Но вообще с 2х позиций, вечный мир же может быть установлен в результате соглашения.

Т.е. или все мы окажемся кладбище истории, если не договоримся, или союз государств, где мирное решение всех вопросов.

Вечный мир – это идеал к которому должны стремиться государства, он достижим при условиях

1) То, что все государства должны стать правовыми

2) Отношения между государствами должны строиться на нормах международного права

3) Когда граждане отдельных стран будут относиться к друг другу в соответствии с правилами всеобщего гостеприимства или космополитическим правом.

В целом вечный мир – это союз государств по правовым принципам

Канта систематизатор идей либерализма

Предвосхитил идеи юр позитивизма – стремление различать мораль и право, должное и сущное.

Продолжил идеи Руссо. Придал им новое значение.

Гегель (1770 – 1832) Г.В.Ф.

Крупнейший немецкий философ, к нему противоречивое отношение. Как отрицательные так и положительные оценки его творчества. Гегель оставил крупный след в научной методологии. Ценен, как и Маркс, Методом.

Он основоположник классической диалектики. Маркс создает диалектику материалистическую. «Гегелевская философия стояла на ушах, на голове, а я её поставил на ноги» у него высокий уровень абстракции, у Гегеля.

Гегель был прав в том, что его философия вершина рационализма.

Гегель рано проявил свои способности, родился в Штугде… в семье чиновников, отец нанимал учеников, закончил латинскую школу – речь – о падении науки и искучсство в период тюркского владычества, где восхлавлял немецкую систему образования. Закончил тюгенбергский университет, подружился с Шелиногм, другими современниками. Шелинг поддерживал Гегеля, при его содействии Гегель основательно занялся философией.

Гегель основоположник философии права, его работы где выжажает политико правовые взгляды в т.ч. «Философия права», «филостофия история» «Феноменология духа»…об естественном праве

Ф-я наука выражения философского духа. Если кант метафизик, то гегель диалектик. Диалектика подразумевает что вечных основ нет, все в развитии, сама идея права тоже в развитии. Все мировое развитие как поступательное развитие идей мирового духа. Мировой дух, мировой разум. Этот мировой разум тоже в развитии, обнаруживает ступени развиитии, их 3, дух субъективен (занимается налоука феноменолгия, психология, анторопоталогия) объективный дух назодит выражение в морали, праве и нрави=ственности, абсолютный дух – в религии, искусстве, философии – посик всеобщей истины

Т.о. философия права – анализ объективного духа, с позиции духа абсолютного. Право – ступень объективного духа. Заменяя поянтие естественного права – идеей права, разница в том что ест право абсолютно, а тут идет речь об изменчевости всех соу явлений. Идея права – тожеждество понятия права и его бытия. Теори права – понятием права, юр-я – занимается бытием права, а ф-я права – призвана рассмотреть идею права, её понятие и былтие. Задача ф-ии права – выснить закономерности в развитии права и государства как объективных явлений, понять законы сущности этих явлений, смысл и назначени в жизни человека. Задача давать рекомендации тому каким д.б. зак-во, ищется то общее, что составляет сущность любого политико – правового явления.

Так же как и мировой дух развивается, так же развивается любое понятие, любая мысль, субъективное то, что представляет полноту явления

Тезис. Антитезис. Синтез.

Тезис и антитезис – противоположности всыпающие в борьбу – в итоге 2 исхода – 1 противоположность поглощает другую. Тогда ничего нового не возникает. Новое знание – в результате синтеза противоположностей. Объединение тех частей, которые наиболее близки друг к другу.

Истинно научная теория не может быть противоречива. Противоречия в неразвитой теории.

Гегель схему развития мирового духа – тезис антитезис переностит на любое понятие.

Говорит что право можно рассматривать в 3х значениях

1) Право – есть свобода. Идея права – идея свободы. Он считает что освобождение человечества – цель истории, цель развития мирового духа. Если до этого говоричли, что Человек рождается свободны. То гегель так не считал. Он говорил, что человек освобождается постепенно, усваивая опыт предшествующий культуры (Гор заметил, что если мировой дух и существовал, то с чего вдруго оно рассказало планымсвои Гегелю?))))

2) Особое право - Формы и ступень свободы.

Иерархия особых прав – право семьи, общества, государств.

Человек не свободен сам по себе, он может иметь форму свободы – семья, общество, гос-во

3) Право позитивное, право как закон. В духе ест – пр школы эти понятия различает. Говорит о возможности антиправового закона – это закон, который не соответствует идее права в её объективном значении (свободы) ступень свободы возникает исторически, поэтому содержание зак-ва связан со ступенью исторического развития того или иного народа, и хотя с позиции объективного правав античности много антиправового, но мы не можем судить рабовладельца за то что он рабовладелец – это лишь ступень свободы, на которой находится общество в данный исторический момент времени. «Все разумное действительно, все действительно – разумно». Говоря о действительности как ученый, пытается выявить закономерности, в этом смысле его высказывание – все что осуществилось – имеет причины.

Закон – наиболее конкретная и абсолютная форма выражения права. Он выражает ту или иную ступень в развитии идеи свободы.

Гегель выделяет 3 ступени в развитии права

1) Ступень абстрактного права – это право свободной, ни кчему не привязанной личности. Источник – свободная воля человека, человека, личность она рассматривает не как субъекта нравственного сознания(Кант) – это правовая персона. (персона из грации – актер в маске, в адвокатскую практику ввели понятие римские юристы, потом Тертулиан стал личностью называть Бога христианского, и юр окраски не было, Гегель возрождает понятию персона. У нас персона – это личность, и личность не связывается с юридической практикой. Личность от слова лик – лик в иконе.) Гегель поднимается на новую ступень правосознания, которое идет в противоречие с основной ролью и назначением государства, степени значимостти роли «Гарантом права – выступает сам личность, но при условии, что соблюдается основной морально – правовой принцип в отношении с другими людьми – будь лицом, и уважай другого в качестве лица» «Источником и основание права в любых определениях – сам человек, осознающий себя в качестве личности, правовой персоны, а значит собственника, но это осознание может возникнуть только в обществе»

Ильин И.А. – правосознание пояавляется тогда, когда он начинается осознавать, что в обществе он не 1, есть другой тоже со своими интересами, и надо приспосабливатьради решения общих задач и целей. Отношения людей к друг другу – и есть гарант того, что право приобретает реальность. Получается, что именно осознание себя в качестве собственника. Придает правоспособности смысл. Свободная воли – имеет форму правосознания собтсвенника и находит свое бытие именно в правосознании собственника. Реализуется в ПС. Сторонник формально – правовго равенства. Люди равны в праве чтобы быть соббственниками, но не объеме соббсвтенности

Разум собственника обнаруживает себя в договоре. Воля собственников теоретически обоснована в договоре. Гегель считает что договор исходит из свободной воли заключать договор, нельзя представить ситуацию, что люди не захотели бы заключать договор о создании Государство. Г появляется исторически, это ступень, появилось закономерно, естественно, нельзя говорить что государство появилось в результате договора. Оно появилось в результате выхода общество на определенную ступень

Поскольку есть право – должен быть и антитезис. Не только собственность и договор, но и учение о не праве.

О НЕ ПРАВЕ говорим в 3х значениях

1) Гражданское непреднамеренное НЕ ПРАВО – индивид своершает не право, но при этом не осознает что он накосячил, неразвитое правосознание, поэтому детей не наказывают до определнного возраста. Субъективынй момент не право отсутствует

2) Обман – не право совершается осознанно. Индивд сознает, но ловко всех обманывает, что не право в объективном значении отсутствует, другие его неправо – воспринимают как право (например тоталитаризм)

2) Преступление – осознанное нарушение права в его объективном значении, значении свободы, в том смысле каждый пресупник имеет право на наказание, поскольку нарушается право в объективном значении. Он по всеобщему закону равенства – дает повод себя наказать. наказание – средство восстановления нарушенного права в его объективном значении, т.е. и права преступника в т.ч. С момента наказания(которое снимает преступление) переходим на ступень морали.

3) Мораль – внутреннее отношение к добру и злу

4) Нравственности – сождество вниутреннего убеждения и поступка. Только на этой ступени право может возникнуть в объетивном значении. Здесь человек может приступать к активному жизненному строительству в виде семьи, общества и государства

Семья – природное единство. Именно на ступени любви – синтез противоположности – любящий и любимый – каждый сам по себе не есть любовь, тезис(любящий) и антитезис(любимый) отказываются от части существа и соединяются.

Общество – совокупность независимых индивидуумов. Общество рассматривает как общество буржуазное Это общество собственников, индивидуумов, контрагентов. Общество имеет свою структуру. в понятие входят – ценности. Потребности, полиция. Корпорации.

Система потребностей связана с индивидуальными потребностями, ценностей – субъективный момент, ради ценностей люди и объединяются в общества – ради защиты собственности, полиция и корпорация – позволяет соотносить потребности с ценностями.

Общество сословное

1) Субстанциональное (включает в себя землевладельцем)

2) Промышленное (банкиров, торговцев)

3) Всеобщее 9чиновники, военные, священники)

Гражданское общество – борьба противоположностей, это противоречивые взаимоотношения между отдельным и всеобщим, гражданское общество нередко выходит за собственные границы. Который осуществляется в создании мирового экономического рынка, империалистической политики, между торговли.

У гражданского общества всегда 2 проблемы

1) преступность

2) чернь, Люмпины – оторванная категория людей

смысл гр общества – обрести государственное единство. Оно возникает когда гражданство общество исчерпало способы борьбы с противоположностями(?)

государство – царство реализованной свободы, свободы для всех, где есть гармония, а нет противоречий. Эта гармония достигается – 2 т. Зр

западные неогегилянцев – тоталитаризм (необходимость гос контроль за жизнью гр общества) гегель говорил что вмешательство г в экономику неизбежно – этатистический характер

русские неогегилянцы – Гегель стремился предупредить о возможностях тоталитаризма. Правовое государство Возникает не вдруг, а тогда, когда гр общество готово на то, принять гос контроль. Общество и власть готовы сотрудничать. Гармоничное сочетание суверенитета личности и государства.

Чичерин(тоже рус неогегилианец) в своей теории призывал искать способы взаимопонимания между обществом и государством.

Возникновение государства – закономерный процесс. Форма правления – конституционная монархия, там все основные моменты пр государства. За разделение властей. Зак-я власть – власть устанавливать всеобщее, это рассудок. Исполнительная власть – важно чтобы был 1 глава – это монарх, к разума гр общества должен присоединитьсвоию гр волю, призван контролировать. Судебная – призвана подводить частные случаи под всеобщие. Идела английской конституционной маонрхии снова себя обнаруживает. Разделение властей так же в английском духе – иерархия и сподчиненность, где на 1м месте власть законодательная

Внешнеполитические взгляды гегеля наиболее противоречивые. Он считал что история универсальна. Все развивается по общим законам. Европейский путь развития универсален, все будут идти тем же путем. Он выделяет 4 эпохи 1 – древний мир – там существовало свое понимаение свободы –восточная деспотия, свободен один 2) греко – римский, античный, он сюда включает и средневековье, и 14 век, свобода немногих – греческо демокр республика, римско – аристократическая, король первый среди равных 3) эпоха господства немецкой интелегенции с 14 века может закорлдиться конституционная монархия, где будут свободны все!

Отношение к войне – война это суть (или суд?) истории. Он оправдывал войну. Нельзя делить войны на справедливые и несправедливые (что делает Гроций). Война ведется не против частных лиц, а это суть, где соревнуются между собой духи разных народов.

Гегель ценен своим методом. Для развития своего знания, рационалистического дал многое, идея прогресса, технического решения проблем. Но с конца 19 века у гегеля появляются критики.

 

 

 

Первые мыслители развивавший идеи социализма и капитализма/коммунизма: Платон, Мор, Кампанелла. Мыслили Франции конца 18 века Мелье, Морелли, Бабеф, Мабли.

Жан Мелье

Он четко выражал мысли, которые волновали всякого простого человека.

«завещание» - единственное произведение, критикует существующий строй, она не против капитализма, а против феодального строя, не строя в целом, а конкретных лиц. Мишень – чиновники, сборщики налогов, феодальная аристократия. Буржуазия – мелкая и средняя, поэтому он ее не критикует. Она ассоиируется с тружеником. А феодальная аристократия, которая дб преобразована.

Идеал арифметического равенства. Все равны от природы. Все в равной степени имеют право жить, на свободу.

Несправедливость – эксплуатация. Мелье использует простые обороты в своем произведении, чтобы показать низость аристократии.

Критика налогового гнета. Требование – его уменьшение.

Социальный идеал Мелье – крестьянское общинное братство, крестьянское коммунистическая утопия. Все общество должно состоять из коммун. Она статична, все живут не ради прогресса, а ради выживания.

Обязательный труд, отсутствие ч/с. Идеология братской любви (одинаково хорошая одежда, обувь, ночлег, все должны заниматься честным или полезным занятием).

Мораль связана с разумом.

Труд использовался в качестве наказания, воспитания. Крестьяне самые полезные обществу люди.

Разделение труда, иные принципы не имелись в виду – труд связан с деятельностью полезной для общества, чтобы оно сохранилось.

Мелье против стихийных восстаний, но он за просвещение, посредством просветительской деятельности можно просветить сознание. Просветители – приходские священники.

Необходима свободу. Она связана с просвещением и с отсутствием насилия над личностью. Изменение образования. Необходимо совместное воспитание (девочки и мальчики). Школа не должна запугивать детей, против розог, избиения, насилия. Против зубрежки на латыни. Все предметы должны вестись на национальных языках. Образованные учителя (из числа священников и религиозных людей).

Идеи об улучшении положения женщин. Против нерасторжимости браков. Иначе это травма для детей. «за» то чтобы Ж получила защиту от насилия мужа.

Нет коллективного спасения, оно Мб только индивидуальное.

Учение Морелли

Кодекс природы. Он содержит законы о форме правления и законы об управлении (идеальное полит устройство Франции).

Он предложил новое полит устройство. Всю Францию поделить на провинции, города, трибы, семьи. Вся полит власть – сенату. В каждом городе, в каждой провинции – частный сенат. Верховный – соединяет все ветви власти. Он следит чтобы решения каждого города не противоречили законам сената, это директивы которые издает верховные сенат, контроль, чтобы решения каждого города не противоречили. Функции частных те же, контроль за жизнь в каждой терр- адм единицы.

Иерархия чиновников. Они начальники разного ранга. Во главе – глава государства, главные начальники провинции, города, главы родов. Порядок занятия должностей: выборность противоречит принципу равенства, все дб достойны быть избранными. Очередность занятия должностей, семьи объединившись назначают самого старшего, далее начальники семей по очереди становятся начальниками триб, они становятся начальниками городов и провинций, они в свою очередь становятся главами государства. с 65 лет.

Глава гос-ва: административные функции, контроль, следит за исполнением директив.

Полит свобода – использование каждым того, что может удовлетворить его потребности.

Тотальная регламентация все жизни общества, вплоть до частной жизни.

Кодекс наук и искусств. Чиновники определяют соответствуют ли произведения директивам. Восхваление положительных сторон в обществе, воспевание подвиги отдельных граждан.

Командно- административная система.

Идеал – демократическая республика.

Габриель Мабли.

Бабувизм – совокупность взглядов Мабли и Бабефа.

Идеал – демократическая республика утопического равенства.

Он стремиться сочетать не сочетаемое, нужно сохранять патриархальные порядки, но он хочет ввести в общество начала индивидуальной свободы.

Нужна не революция, нужны законные методы. Метод – создание ряда уравнительных законов которые будут создаваться сверху. Закон против роскоши – законное ограничение. Культ простаты в идеологии, культыры. Отказ от покровительства государства торговле. Закон об ограничении владений отдельных граждан, законы которые бы обосновывали возможность передела чрезмерно богатых граждан.

Полит устройство – конституция 1793 года. Структура полит власти – демократическая. Суверенитет народа. Высший орган – ассамблея (выборный). Правительство – осуществляет испол власть, из состава ассамблеи. На местах магистраты – избираются населением. Испол власть подчиняется законодательной.

Постепенно он начинает защищать революцию.

 

Бабеф.

Помощник нотариуса. Составлял описи владения сеньоров. Участвует в революции.

«тайная директория общественного спасения» - организация. Заговор равных. Разработали ряд мер по улучшению положения безработных.

На него повлияли работы Руссо, Дидро, А. Смита, Мабли.

Критикует ч/с. ч/с не сразу становится источником не равенства. Это складывается исторически. Причина – изменение нравов, люди становятся лживыми, корыстными и т.д. Это тормоз развития, прогресса.

Механизмы революции – пути ее проведения.

Учение о необходимости диктатуры плебейства, трудящихся (в начале революции). Сторонник прямой демократии. Это не только выборность, молчаливое голосование. Необходимо искать механизмы контроля над избранниками.

Диктатура- это не универсальный способ удержания власти. Она оправдана только на определенном этапе. Учение о переходном периоде – социализм (национализация собственности). Переход к совместному труду. Это основа последующего коммунистического строя, когда будут уничтожены все сословные привилегии.

Манифест плебеев. Природа создала всех людей равными в потребностях. Биологически. Все люди имеют одинаковые органы. Универсализация человеческих потребностей- это псевдонаучные доводы.

Оплата труда. Умственный труд не подлежит бОльшей оплате. Заслуги рук не меньше, чем заслуги головы.

Введение строгой регламентации производства и распределения. Это задача гос-ва. Характер труда: он дб обязательный, всеобщий, распределять работу равномерно, чтобы никто не был загружен больше другого. К труду должны побуждать привычка, общественное мнение, которое необходимо формировать (развивается журналистика). Труд из жизненной необходимости должен превратиться в жизненную потребность.

Он против товарно-денежных отношений. Денежные вознаграждения должны наказываться, также как и хранение денег.

Полит устройство – демократическая республика. Участие народы дб реальным. Вся полит система должна содержать антибюрократическую направленность. Народ не просто выбирает своих представителей, он должны отчитываться перед народом. Дб создана корпорацию блюстителей народной воли – контроль за обеспечением народного суверенитета надзор за всеми д.л. Необходим здоровый климат в обществе: культура – идеология, культура должна поддерживать идеологию. Идеал – это республика опирающаяся на самоуправление, нужно воспитывать дух коллективизма. Должны существовать уравнительные законы, организация массового досуга, никаких индивидуальных развлечений. Развитие научных знаний.

Коммунизм – бесклассовое общество, все в соответствии с равенством по потребностям.

Все эти идеи оказали влияние на марксизм.

 

Русская политико-прав мысль, идея либерализма в 18 в.

Бердяев писал, что до Петра России мыслящей не существовало.

Русское гос-во всегда рассматривалось как единственные гарант выживания нации и главный инструмент создания империи. На западе: гос-во – гарант прав, в России это гарант личности, мира, безопасности нации. Свобода не являлась самостоятельной ценностью. Ценности носили религиозный характер. Правовые ценности не рассматривались. Для России важно чтобы правитель морально был безупречен.

Необходимость ограничения власть связана с элементами массового сознания, которые стремились дополнить закон моральным, православным законом. Право – нечто чуждое, то что противостоит моральной свободе.

Появился статус свободного гражданина для дворянина. право для всей нации в России это право для дворян.

Жалованная грамота дворянству, наказ.

Необходимость веротерпимости, наделение дворянства рядом гражданских прав.

При Екатерине попытки создать ГО. Попытка систематизировать законы. Уложенная комиссия – все сословия кроме крепостных и духовенства.

 

Щербатов М.М. 1733- 1790

Придворный историограф.

«о надобности и пользе гражданских законов» 1759, разные о суждения о правлении 1760, о повреждении нравов 1780.

Принцип естественно -правовой теории, концепция договорной теории гос-ва. Теория адаптировали к России.

Равенство людей от природы. Разрушение равенства – появление гражданского состояния. Равенство нарушено наличием у людей умственных способностей.

Происхождение собственности.

Договор люди заключали в целях безопасности. Цель – мир, безопасность. В условиях гос-ва необходимо сохранение гражданских прав.

Формы правления: монархия, деспотия, демократия, аристократия. Смешанная форма правления –исторически закономерная.

Законообразующие факторы: климат, размер территории, плодородие почв, численность населения (физ свойства страны).

Идеал – англ конституционная монархия.

Критикует беззаконие, своеволие правителя, продажность аппарата управления. Все это тормоз прогресса. Пороки получили распространение во времена Иван 4, усугубил Петр 1. вместо монархии – самовластие, которое разрушает гос-во.

Демократическая республика – чревато бунтами, мятежами. Негативное отношение. В республиках стремятся к равенству состояний (Спарта, Рим республика, современные Нидерланды). При такой форме правления обычно проявляется народная воля которая носит произвольный характер, неизбежны революции, смены полит власти.

Монархия. Делится на ограниченную и абсолютную. Симпатии на ограниченной – на основе закона, принцип законности. Выборная и наследственная монархия. Но четко не обозначает какая лучше, но для России – наследственная.

Нужны изменения в судебную власть. Она должна иметь выборный характер. Реформа суда, где будет учрежден вне сословный суд. Должен поменяться характер власти.

Принцип участия защитников, точное соблюдение законов в процессе рассмотрения дел, против вольного толкования законов, возможность обжалования, открытость, гласность процесса.

Смягчение УЗ: не считал что нужно смягчать законы для тяжких преступления, нужна соизмеримость наказания. За сохранение смертной казни в исключительных случаях.

Критиковал табель о рангах- ущемление прав дворян.

Создание книги законов – на всеобщее обсуждение, граждан нужно награждать на активное участие.

Законы надо изучать во всех учебных заведениях. Классификация: естественные, божественные, положительные (должны соответствовать 2 другим). Разрешалось раскрывать тайну исповеди перед гос-вом.

Сторонник крепостного п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: