Русская культура в XVIII в.




Светский характер образования, соединение обучения с практикой выгодно отличали школу петровских времен. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. В 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные (математические) школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). В 1715 г., была создана Морская академия. Открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служащих, Горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы.

Дети разночинцев и купцов получали образование в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Однако образование в целом оставалось сословным, оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить даже начальное образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. По инициативе И.И. Шувалова в 1757 г была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана. Экспедиции В. Беринга открыли пролив между Азией и Америкой, который и сегодня носит его имя. Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. Эти географические открытия и работы россиян подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К. Кириллова.)

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

Во второй половине XVIII в. выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта изобрел паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву до сих пор поражает воображение людей.

Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) поднял русскую науку на новую ступень. Он был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев положили начало русской исторической науке. Ломоносов первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии: его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. - обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Передовые люди того времени во главе с Петром Великим доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную, абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может».

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине - второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А.Н. Радищева, который выступал против самодержавия и крепостного права.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения изВеликого посольства Петр I приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, других торжеств. Начиная с 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, а россияне как большинство европейцев, стали праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января и украшать елки.

Литература. Русскую литературу XVIII в. прославили писатели, поэты и публицисты, такие как М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, В.К. Тредиаковский и др. В русском искусстве, в особенности в литературе первой половины - середины XVIII в. господствовал классицизм. В конце XVIII в. классицизм (культ разума) сменился сентиментализмом (культом чувств).

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. Города стали застраиваться с геометрической правильностью, симметричностью улиц, определенным соотношением размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве Санкт-Петербурга, новой столицы Российской империи. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение ансамбля Кижи на одном из островов Онежского озера.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского - «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием фасадов и отделки. Это достигалось за счет обилия колонн, декоративных лепных украшений, скульптур и барельефов.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот - Академию художеств и Гостиный двор. А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены башня Меншикова, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Архитектор Д. В. Ухтомский в Москве построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства. В его основе лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Скульптура. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм. Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов, - Ф.И. Шубин. Им созданы скульптурные портреты М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, императора Павла I. «И под его рукою мрамор дышит», - писали о Шубине.

Скульптор М.И. Козловский прославил себя памятником А.В. Суворову, изображенному в образе бога войны Марса. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов - «Самсон, раздирающий пасть льву», которая символизирует победу России над Швецией в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы - памятник К.Минину и Д. Пожарскому (1818), а также памятник М.В. Ломоносову в Архангельске. Знаменитый скульптор Э.М. Фальконе сотворил Медный всадник - памятник основателю города, реформатору Петру Великому; этот величественный памятник стал одним из символов Петербурга.

Живопись. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали внутренний мир, индивидуальность человека. Эта черта русской портретной живописи - передача богатства внутреннего мира личности, её неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Ф.С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать в портретах внутренний мир поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова, Д. Дидро, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, других работах.

В образах, созданных В.Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне. В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Широко известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В.А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский.

Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.1

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль Земских соборов в государственном управлении?

2. Каковы основные правовые нормы Соборного Уложения 1649 г.?

3. Каковы предпосылки возникновения абсолютной монархии в России?

4. Перечислите реформы государственного управления Петра Великого.

5. В чем суть государственных преобразований Петра I?

6. Для чего был создан Сенат и каковы его основные функции?

7. Какие изменения внес Петра I в законодательство?

8. В чем суть петровской «Табели о рангах» и каково ее значение для

государственной службы в современной России?

9. В чем причина «дворцовых переворотов» в России в XVIII веке?

10. Почему правление Екатерины II называют «золотым веком» дворянства?

11. Каковы причины русско-турецких войн?

12. В чем секрет полководческого искусства А.В.Суворова?

13. Как развивалось российское искусство в XVIII в.?

14. Назовите видных архитекторов, скульпторов, писателей, ученых того

времени.


Глава 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: