Даты жизни и деятельности Уильяма Морриса




 

1834 — 24 марта в Уолтемстоу близ Лондона в семье преуспевающего дельца родился Уильям Моррис.

1847 — Смерть отца.

1848—1851 — Обучение в школе (Марлборо).

1853—1855 — Обучение в Оксфордском университете. Приезд в Оксфорд (январь, 1853). Начало дружбы с Берн-Джонсом, будущим художником-прерафаэлитом. Поступление в Эксетер Колледж. Впечатление от книги Дж. Рёскина «Камни Венеции». Путешествие вместе с Бёрн-Джонсом и Фулфордом в Бельгию и северную Францию, где они знакомятся с живописью Мемлинга и ван Эйка, с соборами Амьена, Бове и Руана (лето 1854).

1856 — Участие в издании журнала «Оксфорд энд Кембридж мэгэзин», где публикуются первые стихи Морриса. Отказ от намерения стать священником. Учеба у архитектора Стрита, представителя «готического возрождения». Начало дружбы с будущим выдающимся архитектором Филипом Уэббом. Получение степени бакалавра. Переезд вместе с Бёрн-Джонсом в Лондон. Знакомство с главой прерафаэлитов художником Данте Габриэлем Россетти, решение под его влиянием стать живописцем.

1857 — Начало занятий декоративным искусством. Работа в содружестве с другими художниками-прерафаэлитами над фресками Нового зала Оксфордского союза. Знакомство с Джейн Барден, которая позирует Моррису для его «Изольды».

1858 — Выход в свет «Защиты Геневры», первой книги стихов Морриса.

1859 — Женитьба на Джейн Барден (апрель). Путешествие во Францию, Бельгию и Рейнскую область. Строительство Ред Хауза по проекту Уэбба. Работа над украшением Ред Хауза.

1860 — Переезд в Ред Хауз.

1861 — Основание фирмы «Моррис, Маршалл, Фокнер и К°» (апрель). Работа над поэмой «Троя». Рождение дочери Джейн Моррис.

1862 — Фирма показывает свои произведения на Большой выставке и удостаивается двух золотых медалей. Рождение дочери Мей Моррис.

1864 — Тяжелая болезнь Морриса (ревматическая лихорадка).

1865 — Отказ от идеи «Дворца искусств» в Ред Хаузе, продажа его и переезд в Лондон, где обосновывается и фирма. Продолжение работы над «Троей».

1866 — Замысел «Земного рая»; работа над «Язоном». Новое посещение Франции с остановкой в Париже.

1867 — Выход в свет поэмы «Жизнь и смерть Язона». Фирма создает интерьер столовой Саут-Кенсингтонского музея.

1868 — Выход в свет «Земного рая» (том I). Изучение исландского языка.

1869 — Выход в свет перевода «Саги о Греттире Могучем», сделанного в соавторстве с Магнюссоном.

1870 — Выход в свет перевода «История Волсунгов и Нибелунгов», «Земного рая» (тома II и III). Изучение средневековых рукописных книг.

1871 — Приобретение совместно с Россетти поместья Кельмскотт. Первая поездка в Исландию. Дневник этого путешествия.

1872 — Выход в свет книги стихов «Любви достаточно».

1873 — Поездка в Флоренцию и Сиену (весной). Вторая поездка в Исландию (поздней осенью).

1874 — Россетти покидает Кельмскотт. Поездка со всей семьей в Бельгию.

1875 — Ликвидация фирмы «Моррис, Маршалл, Фокнер и К°», основание фирмы «Моррис и К°» под руководством одного Морриса. Получение в Оксфорде степени магистра. Поездка в Уэлс. Эксперименты в красильном деле. Выход в свет перевода «Энеиды» Вергилия.

1876 — Начало политической деятельности на посту казначея Ассоциации по восточному вопросу. Должность экзаменатора вступительного конкурса по рисованию в Саут-Кенсингтонской художественной школе. Выход в свет перевода саги «Сигурд Волсунг и падение Нибелунгов».

1877 — Основание Общества защиты старинных зданий. Первая лекция «Декоративные искусства», вышедшая отдельным изданием под заголовком «Малые искусства». Фирма открывает собственные выставочные залы. Манифест «Несправедливая война».

1878 — Деятельность в Ассоциации по восточному вопросу в тесном контакте с либеральной партией. Путешествие вместе с семьей в Венецию, Верону и Падую (весна). По возвращении в Кельмскотт начало занятий ковроткачеством. Инициатива движения протеста против реставрации собора св. Марка в Венеции.

1880 — Разрыв с либералами. Фирма создает интерьер тронного зала в Сент-Джеймском дворце.

1881 — Перевод мастерских фирмы в Мертонское аббатство. Деятельность в Комитете помощи голодающим Исландии. Выход в свет лекций «Надежды и страхи искусства». Смерть Россетти (апрель).

1883 — Избрание почетным членом совета Эксетер Колледжа. Вступление в Социал-демократическую федерацию. Фирма начинает изготовлять в Мертоне ковровые изделия. Лекция об искусстве и демократии в Оксфордском университете под председательством Дж. Рёскина.

1884 — Участие в журнале Социал-демократической федерации «Джастис». Работа над «Песнями для социалистов». Лекции о социализме в Лондоне и других городах страны. Выход из Социал-демократической федерации (декабрь).

1885 — Основание Социалистической лиги. Начало издания социалистического журнала «Коммонуил». Многочисленные выступления на митингах и лекции.

1886 — Участие в демонстрации безработных на Трафальгар Скуер 8 февраля («Черный понедельник»). Выход в свет отдельной книгой «Пилигримов Надежды» (перепечатка из «Коммонуил»), В «Коммонуил» печатается «Сон про Джона Болла» (1886—1887).

1887 — Выход в свет перевода «Одиссеи» Гомера. Участие в кампании в связи с забастовкой шахтеров на севере Англии. «Кровавое воскресенье» на Трафальгар Скуэр (13 ноября). Речь на похоронах Линнелла (18 декабря).

1888 — Выход в свет «Сна про Джона Болла» отдельным изданием. Выход в свет сборника лекций под заголовком «Знаки перемен». Участие в качестве делегата в работе Социалистического конгресса в Париже. Лекции о ткачестве на первой выставке Общества искусств и ремесел. Лекции об искусстве и его творцах для Национальной ассоциации содействия искусству в Ливерпуле. Множество других лекций о социализме.

1889 — Забастовка лондонских докеров (14 августа—14 сентября). Серия лекций на второй выставке Общества искусств и ремесел. Художественный конгресс в Эдинбурге.

1890 — Гобелен «Поклонение волхвов» для капеллы Эксетер Колледжа. Начало занятий полиграфией, подготовка к открытию Кельмскоттской типографии. Публикация в «Коммонуил» романа «Вести ниоткуда». Выход из Социалистической лиги и организация Хаммерсмитского социалистического общества.

1891 — Открытие Кельмскоттской типографии (январь). Выход в свет «Вестей ниоткуда» отдельным изданием. Выход в свет первой книги «Библиотеки исландских саг». Доклад о прерафаэлитах в Муниципиальной художественной галерее Бирмингема (октябрь). Тяжелая болезнь (весной).

1892 — Выход в свет второй книги «Библиотеки исландских саг». Кельмскоттская типография издает «Защиту Геневры», «Золотую легенду» и др. книги. Избрание старшиной Гильдии художественных мастеров.

1893 — Объединенный манифест английских социалистов, подписанный Моррисом, Шоу, Гайндманом и Сиднеем Уэббом. Книга «Социализм, его развитие и итог» (в соавторстве с Бельфортом Бэксом). Кельмскоттская типография издает «Утопию» Томаса Мора, «Вести ниоткуда» Морриса, «Баллады и поэмы» Россетти и другие книги. Выход в свет третьей книги «Библиотеки исландских саг».

1894 — Смерть матери Морриса. Кельмскоттская типография издает «Поэмы» Китса, «Сонеты и лирические стихи» Россетти и другие книги.

1895 — Кельмскоттская типография издает поэму «Беовульф» в переводе Морриса и «Жизнь и смерть Язона». Речь на похоронах С. М. Степняка-Кравчинского (28 декабря).

1896 — Кельмскоттская типография издает Чосера, первый том «Земного рая» и другие книги. Морская поездка в Норвегию. Смерть Уильяма Морриса 3 октября. Похороны в Кельмскотте 6 октября.

 

Комментарии

 

Лекции, статьи Уильяма Морриса об искусстве и социализме публиковались главным образом в социалистической периодической печати в последние двадцать лет его жизни, то есть в период его активного участия в социалистическом движении Великобритании.

При жизни У. Морриса были опубликованы два сборника его статей об искусстве: «Надежды и страхи за искусство» (Hope and Fears for Art, 1882) и «Приметы перемен» (Signs of Change, 1888). После его смерти появилось еще два сборника статей в начале XX века.

В 1910 году дочь У. Морриса, Мей Моррис, стала издавать собрание избранных сочинений своего отца (The Collected Works of William Morris, vol. 1—24, London, N-Yetc, 1910—1915). Подавляющее большинство статей У. Морриса вошло в 22-й и 23-й тома этого издания, вышедшего в свет в 1914—1915 годах.

В 1947 году в Англии был издан еще один сборник статей У. Морриса под названием «Об искусстве и социализме» (On Art and Socialism, Paulton (Somerset) and Lehmann, L. 1947). Составитель Холбрук Джексон включил в этот сборник все основные статьи У. Морриса и представил их в трех разделах: I — Искусство; II — Искусство и промышленность; III — Социализм.

На русском языке из статей У. Морриса, о которых идет речь, была опубликована лишь одна — «Как я стал социалистом» — в 1906 году издательством «Друг народа».

В основу данного издания (для переводов статей) взят сборник «Об искусстве и социализме», составленный X. Джексоном.

В связи с публикацией статей У. Морриса в настоящем сборнике необходимо отметить, что за последние пятнадцать лет советские ученые уделяли большое внимание последовательному изучению творчества У. Морриса.

В 1955 году вышел сборник «Из истории демократической литературы в Англии XVIII—XX вв.», где в статье, рассматривающей литературу социалистического движения, выдвигается в качестве актуальной проблема изучения творчества Уильяма Морриса[24].

А. Аникст в своей «Истории английской литературы» (1956) посвятил творчеству У. Морриса специальную главу[25].

В 1958 году вышел в свет третий том «Истории английской литературы», в который была включена специальная глава «Моррис и литература социалистического движения конца XIX — начала XX в.»[26]. Авторы ее — А. А. Елистратова, Л. М. Аринштейн. А. Н. Николюкин. Большая часть этой главы посвящена биографии и общей характеристике творчества Уильяма Морриса. Хорошо раскрывается в главе связь политической публицистики У. Морриса с его художественными произведениями.

В 1959 году Издательство иностранной литературы опубликовало избранные произведения Морриса на английском языке (William Morris, Selections. Foreign Languages Publishing House. Moscow, 1959). В сборник вошли «Песни для социалистов» (Chants for Socialists), «Пилигримы Надежды» (The Pilgrims of Hope), «Урок короля» (A King's Lesson), «Сон про Джона Болла» (A Dream of John Ball), «Вести ниоткуда» (News from Nowhere) и избранные статьи.

В предисловии Ю. Шведова дается характеристика мировоззрения и творчества У. Морриса.

В самые последние годы появился еще ряд статей, посвященных творчеству У. Морриса. Из них особо следует выделить теоретически аргументированную статью А. А. Елистратовой «Вильям Моррис и Роберт Трессел. К вопросу о роли революционного романтизма и критического реализма в подготовке искусства социалистического реализма в английской литературе»[27].

Вслед за литературоведами к изучению творчества У. Морриса обратились советские искусствоведы и эстетики. В 1967 году в «Памятниках мировой эстетической мысли» была опубликована в извлечениях работа Морриса «Искусство и социализм»[28].

В советской науке признается исключительно важное место творчества Морриса в прогрессивной культуре Запада конца XIX века.

Касаясь работ о Моррисе в Англии, следует сказать, что за последнее время их появилось значительное количество. В пропаганде творчества У. Морриса ведущую роль играет Компартия Великобритании. Отношение передовых кругов Англии к наследию Морриса как нельзя более ясно выражено в характеристике, данной ему в одной из статей о нем, публиковавшихся время от времени в газете «Дейли Уоркер» (орган Компартии Великобритании): «Моррис был великим англичанином, великим художником и дизайнером, великим революционером, — называвшим себя коммунистом»[29].

С начала 30-х годов по инициативе Компартии стали издаваться малоизвестные произведения Морриса, осуществлялась публикация его писем, относящихся к участию Морриса в рабочем движении, и одновременно шла подготовка работ о Моррисе. Так, в 1934 году по поручению ЦК Компартии Англии написана брошюра Арнота «Уильям Моррис. Реабилитация»[30]. Арнот, выступая против буржуазной критики, говорит о значении революционного творчества Морриса в классовой борьбе английского пролетариата.

В 1955 году появился объемный труд Э. П. Томпсона «Уильям Моррис. От романтика до революционера»[31]Автор привлек обширный материал о рабочем движении Англии, об участии в нем Морриса. В виде приложений опубликован ряд интересных документов, в частности Манифест Социалистической лиги, написанный У. Моррисом. Но, несмотря на объем книги (около 1000 страниц), автору не удалось в ней дать полный и объективный анализ всей многосторонней деятельности Морриса.

Вторая большая монография о Уильяме Моррисе вышла в Англии в 1967 году. Автор книги «Творчество Вильяма Морриса»[32]Поль Томпсон (однофамилец Э. П. Томпсона) поставил перед собой цель — пусть кратко, но дать характеристику всех областей творчества У. Морриса, сохраняя при этом хронологическую последовательность.

 

 

Как я стал социалистом (How I Became Socialist)

 

Статья впервые опубликована в 1894 году в органе Социал-демократической федерации «Джастис», на русском языке опубликована в 1906 году в издательстве «Друг народа».

1. Смит Адам (1723—1790) — английский буржуазный экономист, представитель классической буржуазной политической экономии. Основной труд «Исследование о природе и причинах богатства „народов“» (1776) определяет классовое строение буржуазного общества, разделяемого на три класса: наемные рабочие, капиталисты, земледельцы.

2. Рикардо Давид (1772—1823) — английский буржуазный экономист, который своими трудами завершает классическую буржуазную политическую экономию в Англии. Основной труд: «Начала политической экономии и налогового обложения» (1819). Маркс считал, что для развития политической экономии имела значение теория трудовой стоимости Рикардо.

3. Милль Джон Стюарт (Mill John Stuart, 1806—1873) — английский буржуазный экономист и философ. В своем главном экономическом труде «Основания политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии» (1848) Милль объясняет прибыль капиталистов лженаучной теорией воздержания капиталистов в потреблении.

4. ...даже принимался за Маркса... — Моррис читал «Капитал» Маркса дважды: в 1883 году (по-французски) и в 1887 году. Вместе с Бэксом Моррис написал для «Коммонуил» серию статей под названием «Основы социализма» (Socialism from Root-UP), семь из них посвящены изложению экономической теории содержащейся в I томе «Капитала». В статьях давалось развернутое толкование специальной терминологии, употребляемой Марксом.

По поводу этой совместной с Бэксом работы Моррис писал в своем дневнике: «...не думаю, чтобы я когда-нибудь мог бы стать экономистом, хотя бы в элементарном смысле этого слова, но я рад, что благодаря этому сотрудничеству я понемногу начинаю вникать в Маркса» (см. Paul Thompson, The Work ot William Morris. London, 1967, p. 230).

5. Бэкс Эрнст Бельфорт — английский социалист; в 1881 году вместе с Гайндманом основал Социал-демократическую федерацию, из которой вместе с Моррисом вышел в 1884 году. Участвовал в организации Социалистической лиги; впоследствии — один из лидеров Британской социалистической партии.

6. Гайндман Генри Майерс (1842—1921) — один из основателен Социал-демократической федерации. Представитель оппортунизма в английском рабочем движении.

7. Шой Андреас (Sheu, Andreas) — австриец по происхождению, один из основателей Шотландской социал-демократической партии. В этом же 1883 году в письме к дочери Дженни У. Моррис дал такую характеристику А. Шою: «Андреас Шой — немец, социалист из Вены, производит впечатление прекрасного парня, хорошо говорит по-английски».

8. Карлейль Томас (Carlyle Thomas, 1795—1881) — английский писатель и философ-романтик. Произведение Карлейля, оказавшее большое воздействие на Морриса, — «Прошедшее и настоящее» (Past and Present, 1843). Энгельс высоко оценил памфлет, в котором Карлейль «превосходно рисует английскую буржуазию и ее отвратительную сущность». Но впоследствии Карлейль начинает занимать враждебную позицию по отношению к рабочему движению, выдвигает теорию культа героев («Герои и героическое в истории», 1846), которая приводит его к восхвалению капиталистов — капитанов промышленности. К произведениям Карлейля, которые носят явно реакционный характер, Моррис относится осуждающе, так в поздних статьях он иронически отзывается о «капитанах промышленности» и о «культе героев».

9. Рёскин Джон (Ruskin John, 1819—1900) — английский теоретик искусства, рассматривавший вопросы места и роли искусства в жизни буржуазного общества в свете социально-политических утопий. Основные работы: «Современные живописцы» в 5-ти томах (Modern Painters, 1843—1860), «Семь светочей архитектуры» — (The Seven Lamps of Architecture, 1849), «Камни Венеции» в 3-х томах (Stones of Venice, 1851—1853) «Политическая экономия искусства» (The Political Economy of Art, 1857) и др.

О влиянии Дж. Рёскина на мировоззрение У. Морриса см. Предисловие в настоящему сборнику.

10. ...гостиной. Подснэпа... — Подснэп — персонаж из романа Диккенса «Наш общий друг», воплощение самодовольства буржуа («он был горд тем, что подавал блестящий пример, будучи всегда доволен всем, а особенно самим собой»).

11. ...исчезает все радующее глаз, а место Гомера занимает Хаксли... — Моррис имеет здесь в виду естествоиспытателя Томаса Генри Хаксли (1825—1895), труды которого имели широкий резонанс в среде английской общественности, в частности, Морриса могла привлечь его книга «Место человека в природе» (Man's Place in Nature, 1863), в которой Хаксли доказывает, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами; возможно, Моррис читал статью Хаксли «Учение Декарта об автоматизме животных».

 

 

Цели искусства (The Aims of Art) —

 

брошюра впервые опубликована в 1887 году в периодическом издании Социалистической лиги «Коммонуил».

1. ...впервые увидел город Руан... — У. Моррис посетил Руан летом 1854 года.

 

 

Искусство народа (The Art of the People) —

 

лекция в Бирмингемском обществе искусства и в школе дизайнеров 19 февраля 1879 года. Впервые опубликована в сборнике «Надежда и страхи за искусство» в 1882 году в изд-ве Ellis white. Эпиграф взят из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», гл. I, часть II. Моррису были близки просветительские взгляды Д. Дефо (1660—1731), прославившего труд человека как источник жизненных радостей. Как известно, в начале II части «Робинзона Крузо» рассказывается, как герой, вернувшись на родину, становится обладателем большого состояния и может теперь жить, не думая о хлебе насущном, но именно праздность начинает угнетать его.

1. Платон (427—347 до н. э.) — греческий философ-идеалист, ученик Сократа. Не разделяя философии Платона в целом, Моррис подхватывает его мысль, что муза должна доставлять «удовольствие не первым встречным, но людям наилучшим и получившим достаточное воспитание»; он раскрывает ее не в аристократическом, как у Платона, а в демократическом духе, ратуя за то, чтобы искусство принадлежало народу, которому нужно создать условия для получения эстетического воспитания.

2. Саут-Кенсингтонский музей — музей истории Лондона, расположенный в здании Кенсингтонского дворца в Лондоне.

3. Плантагенеты — английская королевская династия (1154—1399).

4. Валуа — французская королевская династия (1328—1589).

 

 

Красота жизни (The Beauty of Life) —

 

лекция прочитана для Бирмингемского общества искусств и учащихся школы дизайнеров 19 февраля 1880 года.

1. Ювенал Децим Юний (60—140 г. н.э.) — древнеримский сатирик. Эпиграф «И ради жизни сгубить самое основание жизни» (propter vitam vivendi perdere causa) взят из сатиры 8-й, в которой Ювенал осуждает нравы власть имущих в Древнем Риме.

2. Возродилась прекрасная серьезная поэзия... — Моррис приветствует антиклассицистские тенденции в английской литературе VIII века.

3. Блейк Уильям (Blake William, 1757—1827) — английский поэт, художник, гравер эпохи романтизма. Поэзия Блейка, хотя и несвободная от мистических мотивов, в целом характеризуется глубокими симпатиями к простому народу. Основные произведения: «Песни невинности» (Songs of Innocence, 1789), «Пески опыта» (Songs of Experience, 1794), «Пророческие книги», в число которых входит и оставшаяся незавершенной «Французская революция» (1791). Блейк прославляет революцию как будущее освобождение человечества, верит, что в результате социального переустройства люди, свободные от гнета, сделают свою жизнь прекрасной, достигнув гармонии с природой.

4. Колридж Сэмюэль Тейлор (Coleridge Samuel Taulor, 1772—1834) — английский поэт-романтик, один из тех, кто возглавил так называемую «озерную школу» — направление в английском романтизме, в котором наряду с отрицанием буржуазной цивилизации идеализировалось средневековье.

5. Георг II — английский король (1727—1760).

6. Вальтер Скотт (Walter Scott, 1771—1832) — английский романист и поэт, создатель жанра исторического романа. В одном из своих писем Моррис пишет: «Я никого так не люблю и никем так не восхищаюсь, включая даже Рёскина, как Скоттом, а из романистов нашего поколения таким же несравненным является для меня Диккенс» (Letters, р. 247).

7. ...нелегко рассказывать о своих личных друзьях — нет, своих учителях — Моррис здесь имеет в виду художников-прерафаэлитов — Данте Габриэля Россетти, Хольмана Ханта, Д.-Э. Милле, Мэдокса Брауна, Артура Хьюза и Эдуарда Бёрн-Джонса.

8. «Черная страна» — промышленный и угольный районы Стаффордшира и Уоркшира, между которыми расположен Бирмингем.

9. Саламин — остров в Сароническом заливе Миртойского моря. В 480 г до н. э. у острова Саламин произошел бой между древнегреческим и персидским флотами. Греки нанесли значительные потери персам и заставили их отступить. Победа греков в саламинском бое решила исход войны в их пользу.

10. Фермопилы — узкое ущелье, в котором триста спартанцев оборонялись от многочисленной армии персидского царя. Они погибли, но задержали продвижение персов в Грецию, а их мужественный подвиг вызвал патриотический подъем, приведший к объединению и победе греков над персами.

11. В этом, по моему мнению, и состоит смысл народного образования. — Моррис говорит здесь о реформе начальной школы, проведенной в 1870 году стоявшими у власти либералами, на стороне которых был тогда Моррис. Реформа была вызвана тем, что английская начальная школа была в руках различных религиозных общин, и школьников обучали религиозным дисциплинам, а не точным наукам. Буржуазии же нужны были рабочие, которые хотя бы элементарно были подготовлены в техническом отношении, чтобы работать у новых станков. Моррис, как видим, смысла этой реформы тогда не понял.

12. Собор св. Марка в Венеции — выдающийся памятник архитектуры. Построен в 970—1071 годы, впоследствии, до XVII века, не раз перестраивался. Собор отличает своеобразный стиль, в котором особенности византийской архитектуры сочетаются с формой романских базилик. К красотам венецианской архитектуры привлек внимание Джон Рёскин своей книгой «Камни Венеции» (1851).

13. Иниго Джонс (Inigo Jones, 1572—1652) — выдающийся английский архитектор эпохи Возрождения. Наиболее известны здания, построенные им в Лондоне: Банкетный зал дворца Уайтхолл, Ковент-Гарден, Эшбернхэмский дворец и др.

14. ...«славных мужей и предков, нас породивших»... — Библия, Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, гл. 44, ст. 1.

15. Хэмптон-Корт — дворец и парк на берегу Темзы в Лондоне.

16. Хаммерсмит — район в западной части Лондона, где находился дом Морриса — Кельмскоттхауз.

17. ...обнажить мечь вместе с Кромвелем... — Оливер Кромвель (1599—1658) — видный политический деятель, полководец парламентских войск в период английской буржуазной революции, получивший впоследствии титул лорда-протектора, правителя Англии (1653—1658). В годы правления Кромвеля началась англо-франко-испанская война.

 

 

Искусство и красота земли (Art and the Beauty of the Earth) —

 

лекция прочитана в городском зале Берслама 13 октября 1881 года.

1. Гиббон Эдуард (Gibbon Edward, 1737—1794) — английский историк-просветитель, автор многотомного труда «История упадка и разрушения Римской империи» (The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, 1776—1789).

2. Дандоло — одна из древних патрицианских фамилий. Здесь речь идет об Энрико Дандоло (1108—1205), доже Венеции с 1192 года, при котором Венеция начала торговлю с Арменией, Персией и Месопотамией. В 1204 году Энрико Дандоло завоевал Константинополь.

3. Константин Палеолог — последний византийский император (1449—1453), пал в 1453 году при взятии Константинополя турецкими войсками.

4. О России см. примеч. к стр. 218.

 

 

Искусство, благосостояние и богатство (Art, Wealth, Riches) —

 

лекция, прочитанная на совместном вечере манчестерских обществ в Королевском институте в Манчестере 6 марта 1883 года.

1. Александр Богатый — царь Македонии и великий полководец (356—323 г. до н. э.).

2. Канут Богатый — король Норвегии, Дании и Англии (955—1035).

3. Альфред Богатый — король Англии (848—900) Прилагательные «великий» (great) и «богатый» (rich) при именах королей приобретали характер синонимов: так, имя Александра Великого писалось по-английски Alexander the Rich, позднее Alexander the Great.

4. ...Повседневная жизнь отвергает и обходит их молчанием, — Моррис здесь говорит о художниках-прерафаэлитах, бравших сюжеты из прошлого, преимущественно из эпохи позднего средневековья, до расцвета Возрождения. Нередко обращались они и к античности.

5. Перикл (ок. 490—429 до н. э.) — вождь афинской рабовладельческой демократии в период ее расцвета. При Перикле Афины превратились в крупнейший центр экономической, политической и культурной жизни в Греции. При нем были построены Парфенон, Пропилеи, Одеон и другие классические памятники античного искусства.

6. Данте Алигьери (1265—1321) — величайший итальянский поэт, «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Энгельс). Увлечение не только «Божественной комедией» и всей его поэзией, но также самим образом Данте характерно для художников-прерафаэлитов, и более всего для одного из основателей Братства прерафаэлитов Россетти, живописца и поэта.

7. Гоуэр стрит (Cower Street) — одна из самых старинных улиц Лондона.

8. Генрих VIII Тюдор — король Англии (1509—1547). Во времена Генриха VIII шел массовый сгон с земли крестьян, которые превращались в бродяг. Против них были изданы акты 1530 и 1536 годов — примеры кровавого законодательства Генриха VIII. «Акт о супремации» (1534) поставил Генриха VIII во главе церкви, что позволило ему раздать или продать монастырские земли дворянству и буржуазии и тем самым усилить их власть над неимущим населением. Жестокость, глумление над человеком, над его разумом (казнь Томаса Мора в 1535 году) отличали правление Генриха VIII.

9. ...моей Утопии... В 1891 году Моррис опубликовал утопический роман «Вести ниоткуда»

 

 

Искусство под игом плутократии (Art under Plutocracy) —

 

лекция, прочитанная в Оксфордском университете 14 ноября 1883 года. Председательствовал Джон Рёскин.

1. Плиний Секунд (Старший) Кай (23—79) — древнеримский писатель и ученый, автор «Естественной истории» (37 книг).

2. Томас Мор — см. примеч. к стр. 213.

3. Милль Джон Стюарт — см. примеч. к стр. 54.

4. Коббетт Уильям (Cobbett William, 1762—1835) — английский радикальный публицист, критик британских правящих партий. Маркс дал ему такую характеристику: «Уильям Коббетт быт самым талантливым представителем или вернее основателем старого английского радикализма. Он первый разоблачил тайну традиционной партийной борьбы между тори и вигами, сорвал маску показного либерализма с паразитической олигархии вигов, повел борьбу против лендлордизма во всех его формах, высмеял лицемерную алчность государственной церкви и напал на плутократию...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 9, стр. 195). При всей остроте своих политических выступлений Коббетт, по словам Маркса, «редко выходил за пределы буржуазной реформы».

В своих «Сельских поездках» (Rural Rides, 1821) Коббетт называет Лондон «громадным жировиком» (The great wen). Коббетт, так же как Карлейль и Рёскин, оказал заметное влияние на мировоззрение Морриса.

5. Билль о реформе (The Reform Bill) — парламентская реформа 1832 года, в результате которой буржуазия получила дополнительные места в парламенте. Пролетариат, сыгравший решающую роль в борьбе за парламентскую реформу, не получил избирательных прав. Продолжение борьбы рабочего класса за демократические преобразования отразились в чартизме.

6. Хлебные законы (The Corn Laws) в Англии — законы, устанавливающие высокие пошлины на импорт пшеницы и других продуктов земледелия. Хлебные законы, существовавшие на протяжении XV—XIX веков, были выгодны земельной аристократии, которая благодаря этим законам могла поддерживать высокие цены на хлеб внутри страны. В 1846 голу хлебные законы были отменены правительством Р. Пилля. Парламентская реформа и отмена хлебных законов явились победой английской буржуазии, так как эти акты способствовали еще более интенсивному развитию капитализма и буржуазной демократии.

7. Китс Джон (Keats John, 1795—1821) — английский поэт-романтик. Моррису и его учителю Рёскину был близок эстетический идеал Китса, выраженный отчасти во вступлении к поэме «Эндемион»: «Прекрасное — это радость навеки» (A Thing of beauty is a joy for ever). Рёскин свою «Политическую экономию искусства» переиздал в расширенном виде под новым заголовком «Радость навеки» (A Joy for Ever, 1880), то есть взяв для этого слова Китса.

Говоря о полуневежественной деспотии, изображенной Китсом, Моррис имеет в виду его поэму «Изабелла» (строфы XIV—XVI).

 

Искусство и социализм (Art and Socialism) —

лекция в Лейстерском обществе секуляристов 23 января 1884 года.

1. ...потешаться над римским сатириком... — Моррис имеет в виду Ювенала.

2. Отрывок из этой статьи, начинающийся со слов «Я счел необходимым взглянуть на это требование через призму истории» и завершающийся фразой «А ценой, которую миру придется уплатить за свое счастье, будет революция...» — Моррис сделал своеобразным предисловием к своим «Гимнам для социалистов» (Chants for Socialists, 1884—1885). И в первом же гимне «Наступает день» (The Day is Coming) мысли Морриса, высказанные в статье, облечены в поэтическую форму.

3. Laissez faire, laissez alter (франц.) — буквально «позволяйте делать, позволяйте идти», иными словами — «предоставьте свободу действий». Laissez faire — политика невмешательства государства в экономическую жизнь, в которой была заинтересована английская промышленная буржуазия XIX века. Утилитаризм, «философию пользы», выражающуюся в политике laissez faire, пропагандировали в Англии буржуазные мыслители — Бентам, Милль (см. примеч. к стр. 54), Адам Смит (см. примеч. к стр. 54).

4. Мидас (греч. миф.) — фригийский царь, получивший от богов дар превращать в золото все, к чему он прикасался. В своем памфлете «Прошлое и настоящее» Т. Карлейль (см. примеч. к стр. 55) первую главу Вступления назвал «Мидас». В этой главе Карлейль изобразил нищету трудящихся Англии, создающих богатство страны.

5. Чосер Джефри (Chaucer Geoffrey, 1340—1400) — основоположник английской национальной литературы, «отец английской поэзии», автор «Кентерберийских рассказов».

6. ...был изумлен, обнаружив в рабочей аудитории сердечное отношение к Джону Рёскину. — Популярность Джона Рёскина среди широких слоев трудящихся особенно возрастает в 80-е годы в связи с тем, что Рёскин начал обращаться к народу с критикой буржуазного общества. В своих «Письмах к рабочим и труженикам Великобритании» (Fors Clavigera. Letters to the Workmen and Labourers of Great Britain, 1871—1884) Рёскин осуждает существующий социальный строй Англии, говорит о правах трудящихся на национальные богатства, которые они создают своими руками. Однако положительная программа Джона Рёскина оставалась социально-утопической, слабости которой Моррису в эти годы стали очевидными.

7. Милль Джон Стюарт — см. примеч. к стр. 54.

8. Чартизм — рабочее движение, возникшее в Англии в конце 30-х годов и длившееся до начала 50-х годов XIX столетия. Название происходит от слова «хартия» — главного документа чартистов, состоящего из шести пунктов; из них основным было требование всеобщего избирательного права. В. И. Ленин определил чартизм как «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 29, стр. 282).

9. Тред-юнионизм. — Тред-юнионы — профсоюзы в Англии и ее доминионах. Возникли еще в XVIII веке. С 1825 года существуют легально; в 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов. Тред-юнионы объединяли главным образом квалифицированных рабочих, рабочую аристократию. В конце 70-х — начале 80-х гг. в обстановке острой классовой борьбы в Англии начинается массовое рабочее движение, которое стало называться «новым тред-юнионизмом», в котором принимали участие широкие массы неквалифицированных рабочих. Моррис имеет в виду «новый тред-юнионизм».

10. ...возвышенным Мором и доблестным Латимером. — Мор Томас (More Thomas, 1478—1535) — великий гуманист английского Возрождения, родоначальник утопического социализма, автор знаменитой «Утопии» (1516).

Латимер Хью (Latimer Hugh, около 1490—1555) — английский епископ, один из деятелей Реформации в Англии. Так же, как и Мор, Латимер осуждал огораживание земель. За свои выступления против властей и церкви Латимер был предан сожжению.

11. ...De te fabula... — полностью: «Mutato nomine de te fabula narratur» (лат.) — если изменить имя, то сказка сказывается о тебе. Из книги сатир римского поэта Горация.

12. ...или в России, где за одно-два слова вас отправят в Сибирь...

С жизнью в царской России Морриса знакомил, главным образом, один из его близких друзей русский революционер С. М. Степняк-Кравчинский. который жил в эмиграции в Англии. Под редакцией Степняка-Кравчинского издавался ежемесячный журнал на английском языке «Свободная Россия» (Free Russia), благодаря которому английская общественность знакомилась с публицистическими произведениями русских писателей, с выступлениями передовых людей России.

13. Демократическая федерация была основана в 1881 году. В 1884 году переименована в Социал-демократическую федерацию. Эта организация хоть и называлась социалистической, но была совершенно оторвана от рабочих. Ее руководитель Гайндман, которого В. И. Ленин назвал «демократом неопределенного цвета», был тесно связан с консервативной партией. В 1884 году Моррис выходит из Социал-демократической федерации в знак протеста против беспринципной сделки Гайндмана с консерваторами во время избирательной кампании.

14. ...зловеще продемонстрировано. — В связи с волнениями в Ирландии английское правительство издало драконовский закон о предупреждении преступления, дававший полиции неограниченные права обыскивать и арестовывать по одному только подозрению (июль 1882 г.). В то же время рабочие волнения, происходившие в самой Англии, также подавлялись посредством беспощадных полицейских мер.

 

 

Полезная работа и бесполезный труд (Useful Work Versus Useless Toil) —

 

лекция, изданная в 1885 году Социалистической лигой в виде брошюры.

1. ...Социалистам часто задают вопрос... — Здесь в рассуждениях о труде в будущем обществе Моррис воздерживается от конкретной характеристики этого труда, но в своем романе «Вести ниоткуда» (1891), в главе XV, он подробно характеризует систему отношений в будущем коммунистическом обществе.

 

 

Малые искусства (The Lesser Arts) —

 

лекция прочитана 4 декабря 1877 года в Гильдии по изучению ремесел. Впервые опубликована в сборнике «Надежда и страхи за искусство» в 1882 году.

1. Вестминстерское аббатство — замечательный памятник средневековой архитектуры Лондона — воздвигалось начиная с 1245 года при короле Генрихе III (1216—1272), в основном завершено в XV веке; пристройки производились до середины XVIII века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: