Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на мотивацию к занятиям физической культурой детей старшего дошкольного возраста




Исследование мотивов к двигательной активности до эксперимента показало, что структура мотивации у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной так и в контрольной группах имеют однородный характер. По проведенным беседам мотивы детей можно квалифицировать следующим образом:

- игровой мотив,

- похвала,

- мотив силы и красоты и здоровья,

-общая мотивация к физической культуре.

 

То, что игровой мотив стоит на первом месте объясняется тем, что у детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

В ходе проведенного двухгодичного эксперимента сменилось и отношение детей к двигательной деятельности.

Так в экспериментальной группе дети на первое место стали ставить общую мотивацию к физической культуре после чего мотив силы и красоты и здоровья, игровой и похвалу, в контрольной же группе мотивация осталась без изменений.

 

Таблица 9 - Исследование мотивов занятий физической культурой с детьми опытных групп

мотивы Исследование мотивов опытных групп в %
До эксперимента После эксперимента
ЭГ n = 20 КГn = 20 ЭГ n = 20 КГ n = 20
Нравится играть с другими детьми 54% 49% 21% 53%
Нравится заниматься физической культурой 9% 7% 41% 7%
Хочу быть сильным, красивым и здоровым 8% 16% 29% 14%
Нравится когда меня хвалят за то, что я занимаюсь физической культурой 29% 28% 9% 26%

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

Более наглядно мы можем это увидеть в приведенном ниже рисунке.

Рисунок 5 - Исследование мотивов занятий физической культурой с детьми контрольной группы и экспериментальной групп

 

Кроме опроса детей было проведено еще одно исследование. Детям были предложены фотографии на которых их сверстники:

- играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки);

- рисовали;

- играли, используя физкультурное оборудование.

В начале эксперимента в экспериментальной группе 80% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), а 20% где рисовали. В контрольной группе 75% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 19% где рисовали и 6% где играли, используя физкультурное оборудование.

 

 

Рисунок 6 - Результаты выбора фотографий детьми экспериментальной группы в начале эксперимента

 

 

Рисунок 7 - Результаты выбора фотографий детьми контрольной группы в начале эксперимента

По окончании эксперимента в выборе детей контрольной группы произошли незначительные изменения 80% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 17% где рисовали и 3% где играли, используя физкультурное оборудование. У детей же экспериментальной группы в выборе фотографий произошли значительные изменения 40% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 8% где рисовали и 52% где играли, используя физкультурное оборудование.

 

Рисунок 8 - Результаты выбора фотографий детьми контрольной группы по окончании эксперимента

 

 

Рисунок 9 - Результаты выбора фотографий детьми экспериментальной группы по окончании эксперимента

 

Известно, что в формировании положительного отношения ребенка к физической культуре играет семья, как микро социальное окружение, являющееся моделью поведения ребенка на начальном этапе его развития. С целью установления отношения родителей к занятиям физической культурой их детей проводилось анкетирование родителей детей контрольной и экспериментальной группы в начале и по окончании эксперимента. В разработанной нами анкете были включены следующие вопросы:

- делает ли ребенок дома утренею зарядку;

- проявляет ли ваш ребенок интерес к самостоятельной физической культуре вне детского сада.

По результатам анализа анкет родителей были получены следующие результаты.

В начале эксперимента все сто процентов опрошенных родителей пояснили, что их дети не проявляют интереса к утренней зарядке дома. 20% родителей детей контрольной группы и 25% родителей детей экспериментальной группы пояснили, что их дети играют на улице в подвижные игры с ровесниками или иным образом проявляют интерес к физической культуре. 80% родителей детей контрольной группы и 75% родителей детей экспериментальной группы указали, что их дети предпочитают вне детского сада играть в компьютерные игры, читать книги или смотреть телевизор.

Рисунок 10 - Результаты опроса родителей детей опытных групп в начале эксперимента

 

По окончании эксперимента ответы родителей детей экспериментальной группы кардинально поменялись, у родителей детей контрольной группы остались практически без изменений. Все сто процентов опрошенных родителей детей экспериментальной группы указали, что их дети стали выполнять утренею зарядку на дому, в контрольной же группе все осталось без изменений. 85% родителей детей экспериментальной группы пояснили, что их дети играют на улице в подвижные игры с ровесниками, в частности в гандбол, или иным образом проявляют интерес к физической культуре. В контрольной группе процент положительных ответов составил 40%.

 

 

Рисунок 11 -Результаты опроса родителей детей опытных групп по окончании эксперимента

 

Таким образом, полученные в ходе эксперимента результаты опросов детей старшего дошкольного возраста и их родителей подтверждают положительное влияние разработанной нами программы на мотивацию детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.

Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Принимая во внимание,что в возрасте пяти-семи лет у детей наблюдается естественное развитие и изменение морфо-функциональных показателей, для выявления результативности разработанной нами программы проводилось сравнение начальных, промежуточных и конечных результатов тестирования у детей контрольной и экспериментальной групп таблицы, и высчитывалась разница прироста показателей у детей в обеих опытных группах. Это позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте влияния разработанной нами программы навероятность форсированного развития двигательных способностей благодаря применению элементов игры в гандбол.

Все тесты производились в присутствии инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинской сестры. Перед тестированием был произведен сбор дополнительной информации:

- характер конечного заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);

- характер сна ребенка перед тестированием (длительность, безмятежный или беспокойный);

- настроение ребенка (нормальное, энергичное, апатичное, удрученное, раздражительное);

- присутствие у детей жалоб на плохое самочувствие.

Тестирование выполнялось не ранее тридцати минут после принятия пищи, с девяти до тринадцати часов, перед тестированием была организована разминка для подготовки организма детей к предстоящей мышечной нагрузке.

Проведенное в сентябре 2016 первоначальное обследование детей экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий между ними. Проведенные же промежуточные обследования в мае 2017 года показали положительные изменения в результатах физического развития детей, как в экспериментальной так и контрольной группах (таблицы 10-12).

 

 

Таблица 10 - Изменение показателей физического развития детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента (на 1-м году занятий)

 

Показатели единицы измерения В начале эксперимента (Х­­±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
ЧСС в покое Уд/мин. 99,5±4,7 89,5±5,4 13,3±4,8 11,1 % 12.38 <0,05
Длина тела, см. 113,2±4,0 119,4±5,0 7,3±1,4 5,4 % 23,30 <0,05
Окружность груди, см. 55,3±1,9 57,8±2,6 2,5±1,1 4,5 % 10,16 <0,05
Масса тела, кг. 18,5±1,8 21,4±2,8 2,9±0,8 15,6 % 16,20 <0,05

 

Примечания:

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

 

Таблица 11 - Изменение показателей физического развития детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента

Показатели единицы измерения В начале эксперимента (Х­­±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
ЧСС в покое, Уд/мин. 97,8±7,1 75,4±5,2 19,6±5,8 29,7 % 15,11 <0,05
Длина тела, см 113,7±4,9 120,7±5,8 6.4±1,6 6,1 % 17,87 <0,05
Окружность груди, см 55,4±2,0 57,9±2,8 2,4±1,0 4,5 % 10,71 <0,05
Масса тела, кг. 18,7±1,9 21,6±2,6 2,2±0,6 15,5 % 16,42 <0,05

 

Примечания:

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

 

Таблица 12 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % КГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % t   p
ЧСС в покое Уд/мин 75,4±5,2 29,7 % 89,5±5,4 11,1 % 7,99 <0,05
Длина тела, см. 120,7±5,8 6,1 % 119,4±5,0 5,4 % 0,76 <0,05
Окружность груди, см. 57,9±2,8 4,5 % 57,8±2,6 4,5 % 0,12 <0,05
Масса тела, кг. 21,6±2,6 15,5 % 21,4±2,8 15,6 % 0,23 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

За время первого года проведения эксперимента в обеих опытных группах регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 6,1 % у детей контрольной группы 5,4 процента, в следствии чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди дало равные результаты в опытных группах – увеличение на 4,5 %. В показаниях массы тела несколько больший рост произошел у детей контрольной группы 15,6 %, у детей экспериментальной группы 15,5 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.

 

 

Рисунок 12 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп,в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента

 

Промежуточное педагогическое тестирование физической подготовленности детей опытных групп было проведено в мае 2017 года. Как в экспериментальной так и в контрольной группах зафиксированы достоверные позитивные изменения результатов (таблицы 13 - 15). Что определено, по нашему мнению, как естественными процессами роста и формирования детей старшего дошкольного возраста, так и целенаправленным применением средств физического воспитания.

Таблица 13 - Изменение показателей физической подготовленности детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента

Показатели, единицы измерения В начале эксперимента (Х±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в % t   p
Бег 500 м, с 195,1±12,8 173,7±12,5 24,6±7,3 11,3 % 15,06 <0,05
Бег 30 м, с 8.2±0.5 7.4±0,5 0,8±0.3 10,8 % 11,94 <0,05
Бег 3×10 м,с 13,1±0.5 10,9±0,6 2.2±0,5 20,1 % 20,0 <0,05
Прыжок в длину, см 115,2±7,9 126,4±10,0 16,1±5,6 9,7 % 12,85 <0,05
Равновесие, с 5,7±1,9 11,2±4,9 5,7±2,7 96,4 % 9,44 <0,05
Наклон вперед, см 5,2±2,6 7,8±3,0 3,0±1,3 50 % 10,31 <0,05
Сгибание туловища, раз 15,6±4,5 22,9±5,4 10,1±4.2 46,7 % 10.74 <0,05
Разгибание туловища, раз 15,4±3,7 20,3±3,4 7,0±2,8 31,8 % 11,18 <0,05

 

Примечания:

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

Таблица 14 - Изменение показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента.

Показатели, единицы измерения В начале эксперимента (Х±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
Бег 500 м, с 195,1±17,3 165,2±15,8 28,8±15,6 18 % 12,05 <0,05
Бег 30 м, с 8.1±0,4 6,9±0,7 1,1±0,3 17,3 % 16,42 <0,05
Бег 3×10 м, с 12,9±0,9 10,3±0,5 2,6±0,8 25,2 % 14,53 <0,05
Прыжок в длину, см 110,9±9.9 130,9±9,9 17,0±5,8 18,2 % 13,18 <0,05
Равновесие, с 5,5±2,4 17,5±7,0 10,8±4,9 218,1 % 9,85 <0,05
Наклон вперед, см 5,3±2,7 9,7±2,8 4,0±1,4 83 % 12,78 <0,05
Сгибание туловища, раз 15,6±3,8 26,8±4,8 10,9±4,4 71,7 % 11,65 <0,05
Разгибание туловища, раз 15,8±4,0 26,3±3,5 10,0±3,4 66,4 % 13,14 <0,05
               

Примечания:

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Таблица 15 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в % t   p
Бег 500 м, с 165,2±15,8 18 % 173,7±15,5 11,3 % 2,33 <0,05
Бег 30 м, с 6,9±0,7 17,3 % 7,4±0,5 10,8 % 2,60 <0,05
Бег 3×10 м, с 10,3±0,5 25,2 % 10,8±0,6 20,1 % 2,86 <0,05
Прыжок в длину, см 130,9±9,9 18,2 % 126,4±10,0 9,7 % 2,06 <0,05
Равновесие, с 17,6±7,1 218,1 % 11,2±4,8 96,4 % 3,35 <0,05
Наклон вперед, см 9,7±2,8 83 % 7,8±3,0 50 % 2,07 <0,05
Сгибание туловища, раз 26,8±4,8 71,7 % 22,9±5,5 46,7 % 2,39 <0,05
Разгибание туловища, раз 26,3±3.5 66,4 % 20,3±3,4 31,8 % 5,50 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

Не смотря на то, что в обеих опытных группах произошли значительное увеличение показателей физической подготовленности, дети экспериментальной группы показали лучший результат во всех проведенных тестах. Так в тесте бег на 500 метров у детей контрольной группы повысились показатели на 11,3 процента, у детей экспериментальной группы на 18 процентов. В тесте бег 30 метров у детей контрольной группы 10,8 процентов, у детей экспериментальной группы 17,3 процента. В тесте бег 3×10 му детей контрольной группы 20,1процент, у детей экспериментальной группы 25,2процента. В тесте прыжок в длинуу детей контрольной группы 9,7процентов, у детей экспериментальной группы 18,2процента. Наибольшее увеличение показаний в обеих опытных группах произошло в тесте – равновесие, но и в этом случае дети экспериментальной группы показали лучший результат 218,1 процент, у детей контрольной группы 96,4 процента. В тестах наклон вперед, сгибание туловища и разгибание туловища так же были отмечены высокий рост в показаниях в опытных группах, но при этом у детей экспериментальной группы рост был более существенным, наклон впередКГ – 50 ЭГ – 83, сгибание туловищаКГ – 46,7 ЭГ – 71,7,разгибание туловищаКГ – 31,8 ЭГ – 66,4.

Рисунок 13 - процентное сопоставление показателей физическойподготовленности детей экспериментальной и контрольной групп, в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента

 

 

Данный сравнительный анализ позволил нам выявить достоверные межгрупповые различия в итогах всех проведенных двигательных тестах. В нем явно видно, что дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы во всех проведенных педагогических тестах.

 

Принимая во внимание, что в возрасте пяти – семи лет имеет место естественное развитие ребенка и изменение морфо-функциональных показателей, с целью раскрытия эффективности воздействия разработанной ними программы, проводилось сравнение конечных результатов тестирования у детей контрольных и экспериментальных групп (таблицы 16- 17), и проводилось вычисление разницы прироста показаний у детей в обеих опытных группах. Что и позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте воздействия разработанной нами программы на физическое развитие и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Итоговое тестирование физической подготовленности и физического развития детей экспериментальной и контрольной групп проводилось в мае 2018 года.

Таблица 16 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
ЧСС в покое Уд/мин 70,3±5,3 7,2 % 84,7±5,4 5,6 % 8,51 <0,05
Длина тела, см. 125,2±6,2 3,7 % 123,3±5,6 3,2 % 1,02 <0,05
Окружность груди, см. 58,7±3,3 1,3 % 58,1±3,1 0,5 % 1,50 <0,05
Масса тела, кг. 24,0±3,1 11,1 % 23,9±2,5 11,6 % 0,12 <0,05

 

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Во время итогового тестирования физического развития детей опытных групп сравнивались результаты между итоговым и промежуточным тестированием,так же как и на первом году эксперимента регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 3,7 % у детей контрольной группы 3,2 процента, вследствие чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди у детей экспериментальной группы увеличение показаний по сравнению с промежуточным результатом на 1,3 %, у детей контрольной группы на 0,5 процент. Более существенный результат в данном показателе физического развития детей старшего дошкольного возраста у ребят экспериментальной группы связан по нашему мнению с тем, что они на втором году эксперимента играли в мини-гандбол. В показаниях массы тела больший рост произошел у детей контрольной группы 11,6 %, у детей экспериментальной группы 11,1 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.

 

Рисунок 14 – процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием

 

 

Таблица 17 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в %       t     p
Бег 500 м, с 155,8±11,6 6 % 165,3±11,3 5 % 3,73 <0,05
Бег 30 м, с 6,5±0,4 6,1 % 7,0±0,4 5,7 % 3,95 <0,05
Бег 3×10 м, с 9,3±0,6 10,7 % 10,1±0,6 6,9 % 4,21 <0,05
Прыжок в длину, см 137,9±11,0 5,3 % 130,5±8,4 3,2 % 2,39 <0,05
Равновесие, с 28,0±10,4 58,9 % 15,8±6,6 41 % 4,43 <0,05
Наклон вперед, см 14,1±2,6 45,3 % 9,4±3,2 20,5 % 5,09 <0,05
Сгибание туловища, раз 31,0±5,0 15,6 % 25,8±4,9 11,9 % 3,26 <0,05
Разгибание туловища, раз 29,4±3,1 11,7 % 22,3±3,8 9,8 % 6,48 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Рисунок 15 - процентное сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием

 

 

Таким образом мы можем увидеть, что при проведении сравнительного анализа физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, были обнаружены достоверные межгрупповые различия в результатах всех двигательных тестов. При этом в результатах всех контрольных тестов дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы. Отсюда следует, что экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» содействует положительной динамике показателей физической подготовленности детей пяти-семи лет.

Объективным показателем, характеризующим уровень физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, может служить сравнение результатов за весь период проведения эксперимента. Это дает представление об изменениях в физической подготовленности и физическом развитии детей под влиянием разработанной нами методики и проявляется в различии между отправными показателями, полученными в начале эксперимента и конечными, полученными при тестировании по окончании эксперимента.Для большей наглядности приведенных выше результатов мы сравнили показатели физической подготовленности и физического развития детей контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента (рисунки).

Антропометрию проводили с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты и т.д. Все измерения производились в первой половине дня, натощак, обследуемые были одеты в легкую трикотажную одежду. Частота сердечных сокращений измерялась у детей в начале эксперимента и по окончании эксперимента, с целью оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Измерения производились в состоянии покоя (в положении сидя), фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (с помощью индикатора пульса). Измерения показали, в начале эксперимента показание в обеих группах были почти одинаковы 98,8±7,1 удар в минуту у детей экспериментальной группы и 99,3±4,7 ударов в минуту у детей контрольной группы. По окончании эксперимента у детей экспериментальной группы 70,3±5,3(p <0,05) удара в минуту (39,1 %) и у детей контрольной группы 84,7±5,4(p <0,05) ударов в минуту (17,4%).Вышеуказанные данные показывают, что занятия по экспериментальной программе способствуют тренировке сердечнососудистой системы и укрепляют её лучше, чем занятия только по типовой программе.

Длина тела — признак, характеризующий ростовые процессы в детском организме. Длину тела измеряли с помощью ростомера в сантиметрах, от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Точность измерения до 0,1см. В начале эксперимента показание в обеих группах были схожи, 113,7±4,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 113,2 ± 4,0 сантиметра у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети экспериментальной группы стали прогрессировать заметнее, чем дети контрольной группы, экспериментальная группа 125,2±6,2 (p <0,05) сантиметра (прирост 10,1 %), контрольная группа 123,3±5,6 (p <0,05) сантиметров (прирост 8,9 %).

Окружность грудной клетки измеряли с помощью матерчатой измерительной ленты в сантиметрах. При измерении у мальчиков лента накладывалась сзади - под нижние углы лопаток, спереди - по нижнему краю сосковой линии. У девочек - по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок немного поднимает руки, вслед за тем опускает их и стоял в спокойном состоянии, при котором проводились измерения. Затем фиксировались показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Если в начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 55,5±2,0 сантиметров у детей экспериментальной группы и 55,4±1,9 сантиметров у детей контрольной группы, то итоговые результаты выявили следующее, у детей экспериментальной группы 58,7±3,3(p <0,05) сантиметра (прирост 6 %), у детей контрольной группы 58,1±3,0 (p <0,05) сантиметров (прирост 5 %).

Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов ребенка. Массу тела устанавливали с помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм. Измерение массы тела проводилось десятичными весами, дети были без верхней одежды и обуви. При взвешивании ребенок стоял на середине площадки, спокойно. До начала измерения весы показывали нуль. В начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 18,8±1,9 килограмм у детей экспериментальной группы и 18,6±1,8 килограмм у детей контрольной группы. По окончании экспериментадети контрольной группы показали лучший прирост, у детей экспериментальной группы 24,0±3,2 (p <0,05) килограмма (прирост 28,3 %), у детей контрольной группы 23,9±2,6 (p <0,05) килограмм (прирост 29,1 %). По нашему мнению это связано с меньшей двигательной активностью детей контрольной группы.

 

 

Рисунок 16 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между начальным и итоговым тестированием

Полученные данные свидетельствуют о позитивной динамике показателей физического развития детей в результате применения экспериментальной программы. На основании обнаруженных достоверных различиях физического развития опытных групп, а так же более значительных темпов прироста в показателях физического развития детей экспериментальной группы можно сделать заключение о преимущественной эффективности экспериментальной программы «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» по сравнению с типовой программой.

Педагогические тесты применялись как наиболее оптимальное средство выявления уровня умений и навыков, как форма текущего и итогового контроля, как метод научного исследования. В ходе проведения тестов с детьми старшего дошкольного возраста соблюдались следующие правила:

- создание соревновательной атмосферы как мотивацию к стремлению показать лучший результат;

- выделялось время для восстановления между тестами;

- порядок выполнения тестов в течении всего периода исследования не менялся;

- условия проведения контрольных тестов были одинаковы для всех испытуемых;

- соблюдалась точность регистрации показателей.

Бег 500 м – выполнялся непрерывный бег в равномерном темпе. Дети бегут свободно, легко, с естественными движениями рук.Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты. При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты. Заблаговременно измерялась дистанция беговой дорожки (в метрах). Дети подходили к линии старта. Воспитатель группы давал команду «на старт» и включал секундомер. Бег продолжался до появления первых признаков усталости. Тест считался выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. Применялся для определения уровня развития выносливости.В начале эксперимента результаты в обеих группах были близки, 191,1±17,3 секунд у детей экспериментальной группы и 195,1±12,9 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию быстрее, чем дети из контрольной группы. 155,8±11,6 секунд(25,2 %) у детей экспериментальной группы и 165,3±11,3 секунды (18 %) у детей контрольной группы(p <0,05).

Бег 30 м с высокого старта – осуществляется непрерывный бег в высоком темпе движения. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены. Тест проводился на прямой асфальтированной дорожке шириной 2-3 метра, длиной 40 метров. На дорожке мелом обозначалась линия старта и линия финиша. По команде «Внимание» двое детей подходили к линии старта и принимали позицию «высокий старт», по команде «Марш»- включался секундомер, дети начинали бег по дистанции. Во время пересечения финишной линии секундомер выключался. Фиксировалось время. Применялся для диагностики быстроты. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были практически равны, 8,1±0,4 секунды у детей экспериментальной группы и 8,2±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию намного быстрее, чем дети из контрольной группы. 6,5±0,4 секунды (прирост 24,6 %) у детей экспериментальной группы и 7,0±0,4 секунды (прирост 17,1%) у детей контрольной группы (p <0,05).

Бег 3×10 м – бег осуществлялся на прямолинейной дорожке длиной десять метров, ограниченной двумя чертами. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой линии и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой линии и на поворотах. Ребенок вставал у контрольной линии, по сигналу «марш» трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию. Фиксировалось общее время бега. Тест применялся для диагностики уровня развития быстроты. При первом исследовании результаты в обеих опытных группах различались незначительно, 12,9±0,9 секунд у детей экспериментальной группы и 13,1±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента 9,3±0,6 секунд (прирост 38,7 %) у детей экспериментальной группы и 10,1±0,6 секунд (прирост 29,7 %)у детей контрольной группы (p <0,05).Прыжок в длину – прыжок выполнялся на полу в зале, вдоль сделанной разметки на длину один метр пятьдесят сантиметров, через каждые десять сантиметров. Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками от размеченной линии на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измерялись результаты от носков ног в начале прыжка, до пяток ног в конце прыжка в сантиметрах. Прыжок реализовывался три раза, регистрировалась лучшая из попыток. Тест применялся для диагностики степени развития скоростно-силовых качеств. В начале эксперимента были зафиксированы результаты 112,7±9,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 111,2±7,9 сантиметров у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали прыгать намного дальше, чем дети из контрольной группы. 137,9±11,0 (p <0,05) сантиметров у детей экспериментальной группы (прирост 24,5 %) и 130,5±8,4 (p <0,05) сантиметров у детей контрольной группы (прирост 13,2 %).

Равновесие – тест осуществлялся в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, лодыжка прикасается к коленному суставу опорной ноги, руки на поясе. Приняв это положение, ребенок закрывает глаза. Секундомер включался в тот момент, когда ребенок принял устойчивое положение и закрыл глаза, и выключается в момент потери равновесия. Давались две попытки на правой и левой ноге, регистрировалась лучшая из попыток. Фиксировалось лучшее время с точностью до 0,5 секунд. Тест применялся для диагностики степени развития ловкости. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были тожественные, 5,7±2,4 секунды у детей экспериментальной группы и 5,7±1,9 секунд у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали сохранять равновесие намного больше времени, чем дети из контрольной группы. 28,0±10,4 (p <0,05) секунды у детей экспериментальной группы (прирост 409 %) и 15,8±6,6 (p <0,05) секунд у детей <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: