Исследование мотивов к двигательной активности до эксперимента показало, что структура мотивации у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной так и в контрольной группах имеют однородный характер. По проведенным беседам мотивы детей можно квалифицировать следующим образом:
- игровой мотив,
- похвала,
- мотив силы и красоты и здоровья,
-общая мотивация к физической культуре.
То, что игровой мотив стоит на первом месте объясняется тем, что у детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.
В ходе проведенного двухгодичного эксперимента сменилось и отношение детей к двигательной деятельности.
Так в экспериментальной группе дети на первое место стали ставить общую мотивацию к физической культуре после чего мотив силы и красоты и здоровья, игровой и похвалу, в контрольной же группе мотивация осталась без изменений.
Таблица 9 - Исследование мотивов занятий физической культурой с детьми опытных групп
мотивы | Исследование мотивов опытных групп в % | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
ЭГ n = 20 | КГn = 20 | ЭГ n = 20 | КГ n = 20 | |
Нравится играть с другими детьми | 54% | 49% | 21% | 53% |
Нравится заниматься физической культурой | 9% | 7% | 41% | 7% |
Хочу быть сильным, красивым и здоровым | 8% | 16% | 29% | 14% |
Нравится когда меня хвалят за то, что я занимаюсь физической культурой | 29% | 28% | 9% | 26% |
ЭГ – экспериментальная группа
КГ – контрольная группа
Более наглядно мы можем это увидеть в приведенном ниже рисунке.
Рисунок 5 - Исследование мотивов занятий физической культурой с детьми контрольной группы и экспериментальной групп
Кроме опроса детей было проведено еще одно исследование. Детям были предложены фотографии на которых их сверстники:
- играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки);
- рисовали;
- играли, используя физкультурное оборудование.
В начале эксперимента в экспериментальной группе 80% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), а 20% где рисовали. В контрольной группе 75% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 19% где рисовали и 6% где играли, используя физкультурное оборудование.
Рисунок 6 - Результаты выбора фотографий детьми экспериментальной группы в начале эксперимента
Рисунок 7 - Результаты выбора фотографий детьми контрольной группы в начале эксперимента
По окончании эксперимента в выборе детей контрольной группы произошли незначительные изменения 80% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 17% где рисовали и 3% где играли, используя физкультурное оборудование. У детей же экспериментальной группы в выборе фотографий произошли значительные изменения 40% детей выбрали фотографии где их сверстники играли с обычными для своего возраста предметами развлечения (игрушки), 8% где рисовали и 52% где играли, используя физкультурное оборудование.
Рисунок 8 - Результаты выбора фотографий детьми контрольной группы по окончании эксперимента
Рисунок 9 - Результаты выбора фотографий детьми экспериментальной группы по окончании эксперимента
Известно, что в формировании положительного отношения ребенка к физической культуре играет семья, как микро социальное окружение, являющееся моделью поведения ребенка на начальном этапе его развития. С целью установления отношения родителей к занятиям физической культурой их детей проводилось анкетирование родителей детей контрольной и экспериментальной группы в начале и по окончании эксперимента. В разработанной нами анкете были включены следующие вопросы:
- делает ли ребенок дома утренею зарядку;
- проявляет ли ваш ребенок интерес к самостоятельной физической культуре вне детского сада.
По результатам анализа анкет родителей были получены следующие результаты.
В начале эксперимента все сто процентов опрошенных родителей пояснили, что их дети не проявляют интереса к утренней зарядке дома. 20% родителей детей контрольной группы и 25% родителей детей экспериментальной группы пояснили, что их дети играют на улице в подвижные игры с ровесниками или иным образом проявляют интерес к физической культуре. 80% родителей детей контрольной группы и 75% родителей детей экспериментальной группы указали, что их дети предпочитают вне детского сада играть в компьютерные игры, читать книги или смотреть телевизор.
Рисунок 10 - Результаты опроса родителей детей опытных групп в начале эксперимента
По окончании эксперимента ответы родителей детей экспериментальной группы кардинально поменялись, у родителей детей контрольной группы остались практически без изменений. Все сто процентов опрошенных родителей детей экспериментальной группы указали, что их дети стали выполнять утренею зарядку на дому, в контрольной же группе все осталось без изменений. 85% родителей детей экспериментальной группы пояснили, что их дети играют на улице в подвижные игры с ровесниками, в частности в гандбол, или иным образом проявляют интерес к физической культуре. В контрольной группе процент положительных ответов составил 40%.
Рисунок 11 -Результаты опроса родителей детей опытных групп по окончании эксперимента
Таким образом, полученные в ходе эксперимента результаты опросов детей старшего дошкольного возраста и их родителей подтверждают положительное влияние разработанной нами программы на мотивацию детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Принимая во внимание,что в возрасте пяти-семи лет у детей наблюдается естественное развитие и изменение морфо-функциональных показателей, для выявления результативности разработанной нами программы проводилось сравнение начальных, промежуточных и конечных результатов тестирования у детей контрольной и экспериментальной групп таблицы, и высчитывалась разница прироста показателей у детей в обеих опытных группах. Это позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте влияния разработанной нами программы навероятность форсированного развития двигательных способностей благодаря применению элементов игры в гандбол.
Все тесты производились в присутствии инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинской сестры. Перед тестированием был произведен сбор дополнительной информации:
- характер конечного заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);
- характер сна ребенка перед тестированием (длительность, безмятежный или беспокойный);
- настроение ребенка (нормальное, энергичное, апатичное, удрученное, раздражительное);
- присутствие у детей жалоб на плохое самочувствие.
Тестирование выполнялось не ранее тридцати минут после принятия пищи, с девяти до тринадцати часов, перед тестированием была организована разминка для подготовки организма детей к предстоящей мышечной нагрузке.
Проведенное в сентябре 2016 первоначальное обследование детей экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий между ними. Проведенные же промежуточные обследования в мае 2017 года показали положительные изменения в результатах физического развития детей, как в экспериментальной так и контрольной группах (таблицы 10-12).
Таблица 10 - Изменение показателей физического развития детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента (на 1-м году занятий)
Показатели единицы измерения | В начале эксперимента (Х±ơ) | В процессе эксперимента (Х±ơ) | Изменение показателей (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
ЧСС в покое Уд/мин. | 99,5±4,7 | 89,5±5,4 | 13,3±4,8 | 11,1 % | 12.38 | <0,05 |
Длина тела, см. | 113,2±4,0 | 119,4±5,0 | 7,3±1,4 | 5,4 % | 23,30 | <0,05 |
Окружность груди, см. | 55,3±1,9 | 57,8±2,6 | 2,5±1,1 | 4,5 % | 10,16 | <0,05 |
Масса тела, кг. | 18,5±1,8 | 21,4±2,8 | 2,9±0,8 | 15,6 % | 16,20 | <0,05 |
Примечания:
ЧСС – частота сердечных сокращений
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Таблица 11 - Изменение показателей физического развития детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента
Показатели единицы измерения | В начале эксперимента (Х±ơ) | В процессе эксперимента (Х±ơ) | Изменение показателей (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
ЧСС в покое, Уд/мин. | 97,8±7,1 | 75,4±5,2 | 19,6±5,8 | 29,7 % | 15,11 | <0,05 |
Длина тела, см | 113,7±4,9 | 120,7±5,8 | 6.4±1,6 | 6,1 % | 17,87 | <0,05 |
Окружность груди, см | 55,4±2,0 | 57,9±2,8 | 2,4±1,0 | 4,5 % | 10,71 | <0,05 |
Масса тела, кг. | 18,7±1,9 | 21,6±2,6 | 2,2±0,6 | 15,5 % | 16,42 | <0,05 |
Примечания:
ЧСС – частота сердечных сокращений
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Таблица 12 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента
Показатели единицы измерения | ЭГ (n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | КГ (n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
ЧСС в покое Уд/мин | 75,4±5,2 | 29,7 % | 89,5±5,4 | 11,1 % | 7,99 | <0,05 |
Длина тела, см. | 120,7±5,8 | 6,1 % | 119,4±5,0 | 5,4 % | 0,76 | <0,05 |
Окружность груди, см. | 57,9±2,8 | 4,5 % | 57,8±2,6 | 4,5 % | 0,12 | <0,05 |
Масса тела, кг. | 21,6±2,6 | 15,5 % | 21,4±2,8 | 15,6 % | 0,23 | <0,05 |
Примечания:
ЭГ – экспериментальная группа
КГ – контрольная группа
ЧСС – частота сердечных сокращений
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
За время первого года проведения эксперимента в обеих опытных группах регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 6,1 % у детей контрольной группы 5,4 процента, в следствии чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди дало равные результаты в опытных группах – увеличение на 4,5 %. В показаниях массы тела несколько больший рост произошел у детей контрольной группы 15,6 %, у детей экспериментальной группы 15,5 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.
Рисунок 12 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп,в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента
Промежуточное педагогическое тестирование физической подготовленности детей опытных групп было проведено в мае 2017 года. Как в экспериментальной так и в контрольной группах зафиксированы достоверные позитивные изменения результатов (таблицы 13 - 15). Что определено, по нашему мнению, как естественными процессами роста и формирования детей старшего дошкольного возраста, так и целенаправленным применением средств физического воспитания.
Таблица 13 - Изменение показателей физической подготовленности детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента
Показатели, единицы измерения | В начале эксперимента (Х±ơ) | В процессе эксперимента (Х±ơ) | Изменение показателей (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
Бег 500 м, с | 195,1±12,8 | 173,7±12,5 | 24,6±7,3 | 11,3 % | 15,06 | <0,05 |
Бег 30 м, с | 8.2±0.5 | 7.4±0,5 | 0,8±0.3 | 10,8 % | 11,94 | <0,05 |
Бег 3×10 м,с | 13,1±0.5 | 10,9±0,6 | 2.2±0,5 | 20,1 % | 20,0 | <0,05 |
Прыжок в длину, см | 115,2±7,9 | 126,4±10,0 | 16,1±5,6 | 9,7 % | 12,85 | <0,05 |
Равновесие, с | 5,7±1,9 | 11,2±4,9 | 5,7±2,7 | 96,4 % | 9,44 | <0,05 |
Наклон вперед, см | 5,2±2,6 | 7,8±3,0 | 3,0±1,3 | 50 % | 10,31 | <0,05 |
Сгибание туловища, раз | 15,6±4,5 | 22,9±5,4 | 10,1±4.2 | 46,7 % | 10.74 | <0,05 |
Разгибание туловища, раз | 15,4±3,7 | 20,3±3,4 | 7,0±2,8 | 31,8 % | 11,18 | <0,05 |
Примечания:
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Таблица 14 - Изменение показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента.
Показатели, единицы измерения | В начале эксперимента (Х±ơ) | В процессе эксперимента (Х±ơ) | Изменение показателей (Х±ơ) | Прирост в % | t | p | |
Бег 500 м, с | 195,1±17,3 | 165,2±15,8 | 28,8±15,6 | 18 % | 12,05 | <0,05 | |
Бег 30 м, с | 8.1±0,4 | 6,9±0,7 | 1,1±0,3 | 17,3 % | 16,42 | <0,05 | |
Бег 3×10 м, с | 12,9±0,9 | 10,3±0,5 | 2,6±0,8 | 25,2 % | 14,53 | <0,05 | |
Прыжок в длину, см | 110,9±9.9 | 130,9±9,9 | 17,0±5,8 | 18,2 % | 13,18 | <0,05 | |
Равновесие, с | 5,5±2,4 | 17,5±7,0 | 10,8±4,9 | 218,1 % | 9,85 | <0,05 | |
Наклон вперед, см | 5,3±2,7 | 9,7±2,8 | 4,0±1,4 | 83 % | 12,78 | <0,05 | |
Сгибание туловища, раз | 15,6±3,8 | 26,8±4,8 | 10,9±4,4 | 71,7 % | 11,65 | <0,05 | |
Разгибание туловища, раз | 15,8±4,0 | 26,3±3,5 | 10,0±3,4 | 66,4 % | 13,14 | <0,05 | |
Примечания:
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Таблица 15 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента
Показатели единицы измерения | ЭГ (n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | КГ(n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
Бег 500 м, с | 165,2±15,8 | 18 % | 173,7±15,5 | 11,3 % | 2,33 | <0,05 |
Бег 30 м, с | 6,9±0,7 | 17,3 % | 7,4±0,5 | 10,8 % | 2,60 | <0,05 |
Бег 3×10 м, с | 10,3±0,5 | 25,2 % | 10,8±0,6 | 20,1 % | 2,86 | <0,05 |
Прыжок в длину, см | 130,9±9,9 | 18,2 % | 126,4±10,0 | 9,7 % | 2,06 | <0,05 |
Равновесие, с | 17,6±7,1 | 218,1 % | 11,2±4,8 | 96,4 % | 3,35 | <0,05 |
Наклон вперед, см | 9,7±2,8 | 83 % | 7,8±3,0 | 50 % | 2,07 | <0,05 |
Сгибание туловища, раз | 26,8±4,8 | 71,7 % | 22,9±5,5 | 46,7 % | 2,39 | <0,05 |
Разгибание туловища, раз | 26,3±3.5 | 66,4 % | 20,3±3,4 | 31,8 % | 5,50 | <0,05 |
Примечания:
ЭГ – экспериментальная группа
КГ – контрольная группа
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Не смотря на то, что в обеих опытных группах произошли значительное увеличение показателей физической подготовленности, дети экспериментальной группы показали лучший результат во всех проведенных тестах. Так в тесте бег на 500 метров у детей контрольной группы повысились показатели на 11,3 процента, у детей экспериментальной группы на 18 процентов. В тесте бег 30 метров у детей контрольной группы 10,8 процентов, у детей экспериментальной группы 17,3 процента. В тесте бег 3×10 му детей контрольной группы 20,1процент, у детей экспериментальной группы 25,2процента. В тесте прыжок в длинуу детей контрольной группы 9,7процентов, у детей экспериментальной группы 18,2процента. Наибольшее увеличение показаний в обеих опытных группах произошло в тесте – равновесие, но и в этом случае дети экспериментальной группы показали лучший результат 218,1 процент, у детей контрольной группы 96,4 процента. В тестах наклон вперед, сгибание туловища и разгибание туловища так же были отмечены высокий рост в показаниях в опытных группах, но при этом у детей экспериментальной группы рост был более существенным, наклон впередКГ – 50 ЭГ – 83, сгибание туловищаКГ – 46,7 ЭГ – 71,7,разгибание туловищаКГ – 31,8 ЭГ – 66,4.
Рисунок 13 - процентное сопоставление показателей физическойподготовленности детей экспериментальной и контрольной групп, в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента
Данный сравнительный анализ позволил нам выявить достоверные межгрупповые различия в итогах всех проведенных двигательных тестах. В нем явно видно, что дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы во всех проведенных педагогических тестах.
Принимая во внимание, что в возрасте пяти – семи лет имеет место естественное развитие ребенка и изменение морфо-функциональных показателей, с целью раскрытия эффективности воздействия разработанной ними программы, проводилось сравнение конечных результатов тестирования у детей контрольных и экспериментальных групп (таблицы 16- 17), и проводилось вычисление разницы прироста показаний у детей в обеих опытных группах. Что и позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте воздействия разработанной нами программы на физическое развитие и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Итоговое тестирование физической подготовленности и физического развития детей экспериментальной и контрольной групп проводилось в мае 2018 года.
Таблица 16 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента
Показатели единицы измерения | ЭГ (n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | КГ(n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
ЧСС в покое Уд/мин | 70,3±5,3 | 7,2 % | 84,7±5,4 | 5,6 % | 8,51 | <0,05 |
Длина тела, см. | 125,2±6,2 | 3,7 % | 123,3±5,6 | 3,2 % | 1,02 | <0,05 |
Окружность груди, см. | 58,7±3,3 | 1,3 % | 58,1±3,1 | 0,5 % | 1,50 | <0,05 |
Масса тела, кг. | 24,0±3,1 | 11,1 % | 23,9±2,5 | 11,6 % | 0,12 | <0,05 |
Примечания:
ЭГ – экспериментальная группа
КГ – контрольная группа
ЧСС – частота сердечных сокращений
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Во время итогового тестирования физического развития детей опытных групп сравнивались результаты между итоговым и промежуточным тестированием,так же как и на первом году эксперимента регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 3,7 % у детей контрольной группы 3,2 процента, вследствие чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди у детей экспериментальной группы увеличение показаний по сравнению с промежуточным результатом на 1,3 %, у детей контрольной группы на 0,5 процент. Более существенный результат в данном показателе физического развития детей старшего дошкольного возраста у ребят экспериментальной группы связан по нашему мнению с тем, что они на втором году эксперимента играли в мини-гандбол. В показаниях массы тела больший рост произошел у детей контрольной группы 11,6 %, у детей экспериментальной группы 11,1 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.
Рисунок 14 – процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием
Таблица 17 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента
Показатели единицы измерения | ЭГ (n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | КГ(n=20) (Х±ơ) | Прирост в % | t | p |
Бег 500 м, с | 155,8±11,6 | 6 % | 165,3±11,3 | 5 % | 3,73 | <0,05 |
Бег 30 м, с | 6,5±0,4 | 6,1 % | 7,0±0,4 | 5,7 % | 3,95 | <0,05 |
Бег 3×10 м, с | 9,3±0,6 | 10,7 % | 10,1±0,6 | 6,9 % | 4,21 | <0,05 |
Прыжок в длину, см | 137,9±11,0 | 5,3 % | 130,5±8,4 | 3,2 % | 2,39 | <0,05 |
Равновесие, с | 28,0±10,4 | 58,9 % | 15,8±6,6 | 41 % | 4,43 | <0,05 |
Наклон вперед, см | 14,1±2,6 | 45,3 % | 9,4±3,2 | 20,5 % | 5,09 | <0,05 |
Сгибание туловища, раз | 31,0±5,0 | 15,6 % | 25,8±4,9 | 11,9 % | 3,26 | <0,05 |
Разгибание туловища, раз | 29,4±3,1 | 11,7 % | 22,3±3,8 | 9,8 % | 6,48 | <0,05 |
Примечания:
ЭГ – экспериментальная группа
КГ – контрольная группа
n – объем выборки
Х – среднее арифметическое значение
ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение
t – расчетное значение t - критерия Стьюдента
p – достоверность различий
Рисунок 15 - процентное сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием
Таким образом мы можем увидеть, что при проведении сравнительного анализа физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, были обнаружены достоверные межгрупповые различия в результатах всех двигательных тестов. При этом в результатах всех контрольных тестов дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы. Отсюда следует, что экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» содействует положительной динамике показателей физической подготовленности детей пяти-семи лет.
Объективным показателем, характеризующим уровень физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, может служить сравнение результатов за весь период проведения эксперимента. Это дает представление об изменениях в физической подготовленности и физическом развитии детей под влиянием разработанной нами методики и проявляется в различии между отправными показателями, полученными в начале эксперимента и конечными, полученными при тестировании по окончании эксперимента.Для большей наглядности приведенных выше результатов мы сравнили показатели физической подготовленности и физического развития детей контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента (рисунки).
Антропометрию проводили с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты и т.д. Все измерения производились в первой половине дня, натощак, обследуемые были одеты в легкую трикотажную одежду. Частота сердечных сокращений измерялась у детей в начале эксперимента и по окончании эксперимента, с целью оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Измерения производились в состоянии покоя (в положении сидя), фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (с помощью индикатора пульса). Измерения показали, в начале эксперимента показание в обеих группах были почти одинаковы 98,8±7,1 удар в минуту у детей экспериментальной группы и 99,3±4,7 ударов в минуту у детей контрольной группы. По окончании эксперимента у детей экспериментальной группы 70,3±5,3(p <0,05) удара в минуту (39,1 %) и у детей контрольной группы 84,7±5,4(p <0,05) ударов в минуту (17,4%).Вышеуказанные данные показывают, что занятия по экспериментальной программе способствуют тренировке сердечнососудистой системы и укрепляют её лучше, чем занятия только по типовой программе.
Длина тела — признак, характеризующий ростовые процессы в детском организме. Длину тела измеряли с помощью ростомера в сантиметрах, от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Точность измерения до 0,1см. В начале эксперимента показание в обеих группах были схожи, 113,7±4,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 113,2 ± 4,0 сантиметра у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети экспериментальной группы стали прогрессировать заметнее, чем дети контрольной группы, экспериментальная группа 125,2±6,2 (p <0,05) сантиметра (прирост 10,1 %), контрольная группа 123,3±5,6 (p <0,05) сантиметров (прирост 8,9 %).
Окружность грудной клетки измеряли с помощью матерчатой измерительной ленты в сантиметрах. При измерении у мальчиков лента накладывалась сзади - под нижние углы лопаток, спереди - по нижнему краю сосковой линии. У девочек - по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок немного поднимает руки, вслед за тем опускает их и стоял в спокойном состоянии, при котором проводились измерения. Затем фиксировались показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Если в начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 55,5±2,0 сантиметров у детей экспериментальной группы и 55,4±1,9 сантиметров у детей контрольной группы, то итоговые результаты выявили следующее, у детей экспериментальной группы 58,7±3,3(p <0,05) сантиметра (прирост 6 %), у детей контрольной группы 58,1±3,0 (p <0,05) сантиметров (прирост 5 %).
Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов ребенка. Массу тела устанавливали с помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм. Измерение массы тела проводилось десятичными весами, дети были без верхней одежды и обуви. При взвешивании ребенок стоял на середине площадки, спокойно. До начала измерения весы показывали нуль. В начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 18,8±1,9 килограмм у детей экспериментальной группы и 18,6±1,8 килограмм у детей контрольной группы. По окончании экспериментадети контрольной группы показали лучший прирост, у детей экспериментальной группы 24,0±3,2 (p <0,05) килограмма (прирост 28,3 %), у детей контрольной группы 23,9±2,6 (p <0,05) килограмм (прирост 29,1 %). По нашему мнению это связано с меньшей двигательной активностью детей контрольной группы.
Рисунок 16 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между начальным и итоговым тестированием
Полученные данные свидетельствуют о позитивной динамике показателей физического развития детей в результате применения экспериментальной программы. На основании обнаруженных достоверных различиях физического развития опытных групп, а так же более значительных темпов прироста в показателях физического развития детей экспериментальной группы можно сделать заключение о преимущественной эффективности экспериментальной программы «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» по сравнению с типовой программой.
Педагогические тесты применялись как наиболее оптимальное средство выявления уровня умений и навыков, как форма текущего и итогового контроля, как метод научного исследования. В ходе проведения тестов с детьми старшего дошкольного возраста соблюдались следующие правила:
- создание соревновательной атмосферы как мотивацию к стремлению показать лучший результат;
- выделялось время для восстановления между тестами;
- порядок выполнения тестов в течении всего периода исследования не менялся;
- условия проведения контрольных тестов были одинаковы для всех испытуемых;
- соблюдалась точность регистрации показателей.
Бег 500 м – выполнялся непрерывный бег в равномерном темпе. Дети бегут свободно, легко, с естественными движениями рук.Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты. При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты. Заблаговременно измерялась дистанция беговой дорожки (в метрах). Дети подходили к линии старта. Воспитатель группы давал команду «на старт» и включал секундомер. Бег продолжался до появления первых признаков усталости. Тест считался выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. Применялся для определения уровня развития выносливости.В начале эксперимента результаты в обеих группах были близки, 191,1±17,3 секунд у детей экспериментальной группы и 195,1±12,9 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию быстрее, чем дети из контрольной группы. 155,8±11,6 секунд(25,2 %) у детей экспериментальной группы и 165,3±11,3 секунды (18 %) у детей контрольной группы(p <0,05).
Бег 30 м с высокого старта – осуществляется непрерывный бег в высоком темпе движения. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены. Тест проводился на прямой асфальтированной дорожке шириной 2-3 метра, длиной 40 метров. На дорожке мелом обозначалась линия старта и линия финиша. По команде «Внимание» двое детей подходили к линии старта и принимали позицию «высокий старт», по команде «Марш»- включался секундомер, дети начинали бег по дистанции. Во время пересечения финишной линии секундомер выключался. Фиксировалось время. Применялся для диагностики быстроты. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были практически равны, 8,1±0,4 секунды у детей экспериментальной группы и 8,2±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию намного быстрее, чем дети из контрольной группы. 6,5±0,4 секунды (прирост 24,6 %) у детей экспериментальной группы и 7,0±0,4 секунды (прирост 17,1%) у детей контрольной группы (p <0,05).
Бег 3×10 м – бег осуществлялся на прямолинейной дорожке длиной десять метров, ограниченной двумя чертами. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой линии и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой линии и на поворотах. Ребенок вставал у контрольной линии, по сигналу «марш» трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию. Фиксировалось общее время бега. Тест применялся для диагностики уровня развития быстроты. При первом исследовании результаты в обеих опытных группах различались незначительно, 12,9±0,9 секунд у детей экспериментальной группы и 13,1±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента 9,3±0,6 секунд (прирост 38,7 %) у детей экспериментальной группы и 10,1±0,6 секунд (прирост 29,7 %)у детей контрольной группы (p <0,05).Прыжок в длину – прыжок выполнялся на полу в зале, вдоль сделанной разметки на длину один метр пятьдесят сантиметров, через каждые десять сантиметров. Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками от размеченной линии на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измерялись результаты от носков ног в начале прыжка, до пяток ног в конце прыжка в сантиметрах. Прыжок реализовывался три раза, регистрировалась лучшая из попыток. Тест применялся для диагностики степени развития скоростно-силовых качеств. В начале эксперимента были зафиксированы результаты 112,7±9,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 111,2±7,9 сантиметров у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали прыгать намного дальше, чем дети из контрольной группы. 137,9±11,0 (p <0,05) сантиметров у детей экспериментальной группы (прирост 24,5 %) и 130,5±8,4 (p <0,05) сантиметров у детей контрольной группы (прирост 13,2 %).
Равновесие – тест осуществлялся в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, лодыжка прикасается к коленному суставу опорной ноги, руки на поясе. Приняв это положение, ребенок закрывает глаза. Секундомер включался в тот момент, когда ребенок принял устойчивое положение и закрыл глаза, и выключается в момент потери равновесия. Давались две попытки на правой и левой ноге, регистрировалась лучшая из попыток. Фиксировалось лучшее время с точностью до 0,5 секунд. Тест применялся для диагностики степени развития ловкости. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были тожественные, 5,7±2,4 секунды у детей экспериментальной группы и 5,7±1,9 секунд у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали сохранять равновесие намного больше времени, чем дети из контрольной группы. 28,0±10,4 (p <0,05) секунды у детей экспериментальной группы (прирост 409 %) и 15,8±6,6 (p <0,05) секунд у детей <