Самоподготовка к занятию.




Эпидемиология инфекционных болезней.

Учение об эпидемическом процессе.

Система противоэпидемических мероприятий.

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс 5 (Х семестр)

Факультет: лечебный

Дисциплина: Эпидемиология

 

ПЕРМЬ, 2017

 

1. Тема занятия. Эпидемиология инфекционных болезней. Учение об эпидемическом процессе. Система противоэпидемических мероприятий.

2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в ВУЗе и будущей практической деятельности. Знание теоретических основ эпидемиологии инфекционных болезней – учения об эпидемическом процессе (ЭП), необходимо любому специалисту-медику для научно-обоснованного подхода к обеспечению эпидемиологического благополучия населения, при обучении на циклах специальных дисциплин для понимания студентами принципа «инфекционная безопасность пациента и персонала» и в будущей деятельности для организации и проведения научно-обоснованных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий в медицинских учреждениях в пределах компетенции врача-специалиста.

3. Цель занятия. Освоение основных положений учения об эпидемическом процессе и основ противоэпидемического обеспечения населения.

3.1. Студент должен знать:

- Учение об эпидемическом процессе (ЭП), его разделы;

- Причины и условия возникновения и развития ЭП;

- Механизм развития ЭП (теория механизма передачи Л.В. Громашевского, теория природной очаговости Е.Н. Павловского, теория саморегуляции паразитарных систем В.Д. Белякова, концепция эпидемического процесса как социально-экологической системы Б.Л. Черкасского);

- Проявления (признаки) ЭП (интенсивность, динамика, территориальное распределение, структура);

- Определение понятий резервуар и источник возбудителя инфекции. Категории источников возбудителя инфекции;

- Принципы группировки профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- Содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий, ведущие мероприятия в управлении ЭП;

- Критерии оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприя­тий.

3.2. Студент должен уметь:

- Анализировать проявления ЭП и определять «время риска», «групп риска», «территорий риска»;

- Определять фазы развития ЭП;

- Определять источник возбудителя инфекции, пути и факторы передачи инфекции, восприимчивый коллектив;

- Выявлять причины и условия, определяющие развитие ЭП;

- Использовать учение об ЭП при определении основных направлений профилактики и борьбы с инфекционными болезнями;

- Составлять план профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- Оценивать качество и эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий.

3.3. Студент должен владеть: навыками организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе теоретических положений учения об ЭП.

Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих профессиональных компетенций: -способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

-способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия… (ПК-14).

Самоподготовка к занятию.

4.1. Цель самоподготовки – получить знания по вопросам обозначенным в п. 4.4.

Студент должен знать: основные эпидемиологические понятия, характеризующие предмет изучения эпидемиологии инфекционных болезней.

Студент должен уметь: определять источник возбудителя инфекции, его категорию; механизм, пути и факторы передачи инфекции, восприимчивый коллектив; определить направленность действия профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении каждого звена эпидемического процесса.

4.2. Работа с методической разработкой по теме занятия:

- Уяснить цель занятия и самоподготовки к занятию;

- Повторить базисные разделы смежных дисциплин;

- Изучить вопросы для подготовки к занятию, используя рекомендованную литературу (основную и дополнительную);

- Для контроля самоподготовки выполнить предложенные тестовые задания и ситуационные задачи. Проверить правильность ответов на тесты и ситуационные задачи.

4.3. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

4.3.1. Микробиология, вирусология

Знания: классификация, морфология и физиология микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека.

Умения: проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику, применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты.

Навыки: интерпретация результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; понятие ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов.

4.3.2. Гигиена

Знания: заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов.

Умения: выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Навыки: выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

4.3.3. Инфекционные болезни

Знания: патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, показания к госпитализации инфекционного больного, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней; показания к амбулаторному лечению инфекционного больного, транспортировку инфекционного больного в стационар: правила изоляции при госпитализации больных.

Умения: использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики; выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Навыки: выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

4.4. Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

- Определение понятия «эпидемиология инфекционных болезней».

- Определение понятия «эпидемический процесс».

- Разделы «Учение об ЭП».

- Факторы развития ЭП.

- Паразитарная система, как биологическая основа ЭП. признаки, характеризующие популяцию паразита и хозяина.

- Роль социальных и природных факторов в развитии ЭП.

- Теория механизма передачи Л.В. Громашевского.

- Теория саморегуляции паразитарных систем В.Д. Белякова.

- Теория природной очаговости Е.Н. Павловского.

- Проявления ЭП (интенсивность, динамика, пространственная характеристика, структура).

- Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней.

- Определение понятий резервуар и источник возбудителя инфекции. Категории источников возбудителя инфекции.

- Определение понятий «профилактические мероприятия» и «противоэпидемические мероприятия».

- Принципы группировки мероприятий.

- Содержание мероприятий направленных на источник возбудителя инфекции, механизм передачи, восприимчивость населения.

- Качество и эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий.

4.5. Тестовые задания для самоконтроля подготовки студентов к занятию (Приложение № 1)

4.6. Ситуационные задачи для самоконтроля подготовки студентов к занятию (Приложение № 2).

5. Содержание занятия:

После мотивации изучаемой темы занятия преподаватель разбирает со студентами определение понятия «Эпидемиология», ее структуру в соответствии с современной концепцией эпидемиологии, структуру эпидемиологии инфекционных болезней и предмет ее изучения. Затем проводится тестовый контроль исходного уровня знаний студентов по теме занятия и коррекция ответов по тестам. Под руководством преподавателя на основе решения ситуационных задач № 1, 2 студенты отрабатывают разделы учения об ЭП и их содержание. В ходе решение ситуационной задачи № 1 студенты анализируют проявления ЭП, определяют «время риска», «группы риска», «территории риска» и «факторы риска». На основе теории механизма передачи Л.В. Громашевского определяют механизм развития ЭП (источник возбудителя инфекции, механизм передачи, восприимчивый коллектив). Составляют план противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания. При решении ситуационной задачи № 2 студенты на основе теории саморегуляции паразитарных систем В.Д. Белякова определяют временные границы фаз развития ЭП, изменения, происходящие в популяциях макро- и микроорганизмов (биологический фактор), роль природных и социальных условий в развитии ЭП. При решении задачи №3 на основе теории о природной очаговости Е.Н.Павловского определяют резервуар возбудителя инфекции и возможные пути заражения людей на примере клещевого энцефалита. Далее студенты обсуждают решение ситуационных задач в группе под контролем преподавателя. В заключении преподаватель оценивает работу студентов и подводит итоги занятия.

6. Длительность занятия: 4 часа.

7. Место проведения: аудитория кафедры.

8. Оснащение занятия:

8.1. Набор таблиц по теме занятия.

8.2.Тестовые задания для самоконтроля подготовки студентов к занятию (Приложение № 1)

8.3. Ситуационные задачи для самоконтроля подготовки студентов к занятию (Приложение № 2).

8.4. Набор ситуационных задач для решения на занятии (Приложение № 3)

8.5. Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов (Приложение № 4)

9.Работа на занятии:

План-хронокарта

Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студента Средства Методы обучения и контроль Время выделяемое на каждый этап
           
1. Организационный Отмечает отсутствующих     словесно 5 минут
2. Мотивация Информирует об актуальности темы Воспринимают информацию   словесно 5 минут
3. Ознакомление студентов с целью занятия Информирует студентов о цели занятия Воспринимают цель, задают вопросы   словесно 5 минут
4. Контроль исходного уровня знаний Проверяет наличие выполненных заданий по самоподготовке. Отвечает на вопросы.   Проводит тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекцию. Задают вопросы     Отвечают на вопросы тестового контроля (Приложение №4). Приложение №1 Приложение №2   Приложение №4   словесно     письменно 5 минут     20 минут
5. Основная часть занятия
5.1.Индивидуальное решение задачи № 1 с групповым обсуждением результатов   Консультация студентов по решению задачи №1. Решение задачи № 1.   Приложение №3     Индивидуальное решение задачи с групповым обсуждением результатов 65 минут
5.2.Индивидуальное решение задачи № 2 с групповым обсуждением результатов   5.3.Индивидуальное решение задачи № 3 с групповым обсуждением результатов 1.     Консультация студентов по решению задачи № 2   Консультация студентов по решению задачи №3 Решение задачи № 2.   Решение задачи № 3.   Приложение№3     Приложение№3   Индивидуальное решение задачи №2 с групповым обсуждением результатов.     Индивидуальное решение задачи №3 с групповым обсуждением результатов.   55 минут     15 минут
6. Подведение итогов, оценка работы студентов Заключительное слово преподавателя Воспринимают информацию о подведении итогов и оценке своих знаний и умений   словесно 5 минут

 

 

10. Форма отчетности:

- Тестирование.

- Доклад студента.

- Заключение.

 

11. Воспитательные аспекты занятия: в ходе проведения занятия студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

12. Литература:

Обязательная:

1.Эпидемиология: учебник / Н.И.Брико, В.И.Покровский.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- С.85-162.

2.Инфекционные болезни и эпидемиология /Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К., Москва, ГЭОТАР-МЕД., 2013. – С.54-117.

3.Лекционный материал по теме занятия.

Дополнительная:

1. Эпидемиология: Учебник: Т.1 / Н.И. Брико, Л.П. Зуева, В.И. Покровский, В.П. Сергиев, В.В. Шкарин. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2013. - С. 131 - 211.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней / Под ред. акад. РАМН, проф. Покровского В.И., проф. Брико Н.И., Москва, ГЭОТАР-МЕД., 2007. – С.9-50.

3. Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по эпидемиологии: Учебное пособие /Под ред. Н.И.Брико. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2013. - С. 87 - 127.

 

Методическая разработка составлена

доцентом кафедры эпидемиологии

с курсом гигиены и эпидемиологии

факультета дополнительного

профессионального образования М.Г. Меньшиковой

 

 

Приложение №1

Тестовые задания для самоконтроля подготовки студентов к занятию 1.Уровень организации жизни, изучаемый эпидемиологией как наукой:

а) молекулярный;

б) клеточный;

в) органный;

г) организменный;

д) надорганизменный (популяционный).

2.Что является предметом эпидемиологии как науки:

а) болезнь;

б) здоровье;

в) заболеваемость;

г) популяции микроорганизмов;

д) популяции населения.

3.Назовите разделы учения об эпидемическом процессе:

а) факторы развития эпидемического процесса

б) механизм передачи возбудителя инфекции

в) механизм развития эпидемического процесса

г) проявления эпидемического процесса

4.Укажите факторы (причины и условия) эпидемического процесса:

а) природные;

б) физические;

в) биологические;

г) химические;

д) психогенные;

е) социальные.

5.Признаки, характеризующие популяцию возбудителя:

а) иммуногенность;

б) манифестность;

в) восприимчивость;

г) патогенность;

д) устойчивость в объектах внешней среды.

6.Назовите звенья эпидемического процесса:

а) источник возбудителя инфекции

б) механизм передачи возбудителя инфекции

в) факторы развития эпидемического процесса

г) восприимчивый коллектив

7.Естественная среда обитания возбудителя-паразита, в котором происходит его размножение, накопление и сохранение как биологического вида - это…. (продолжите определение).

8.Заболевания, резервуаром возбудителя инфекции которых является человек, называются …(продолжите определение).

9. Заболевания, резервуаром возбудителя инфекции которых являются животные, называются …(продолжите определение).

10.Назовите класс инфекций, при которых резервуаром возбудителя инфекции является внешняя среда:

а) антропонозы

б) зоонозы

в) сапронозы

11.Установите соответствие:

Механизм передачи возбудителя инфекции:

1) аэрозольный

2) фекально-оральный

3) контактный

4) трансмиссивный

Основная (специфическая) локализация возбудителя инфекции в

организме «хозяина»:

а) желудочно-кишечный тракт

б) кровь

в) кожа и наружные слизистые

г) слизистые дыхательных путей

12.Для природно-очаговых инфекций является общим:

а) жизнедеятельность возбудителя во внечеловеческих резервуарах;

б) заражение человека посредством кровососущих насекомых;

в) источником возбудителя инфекции являются только дикие животные.

13.Комплексный принцип борьбы с инфекционными заболеваниями предусматривает:

а) одновременное воздействие на три звена эпидемического процесса;

б) одновременное проведение в очагах дератизации, дезинфекции и дезинсекции.

14.Противоэпидемические мероприятия при кишечных инфекциях должны быть акцен­тированы на:

а) источник возбудителя инфекции;

б) механизм передачи возбудителя инфекции;

в) восприимчивость населения.

 

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля подготовки студентов к занятию:

№ п/п Ответ № п/п Ответ
  д   зоонозы
  в   в
  а,в,г   1г, 2а, 3в, 4б
  а, в, е   а
  а, г, д   а
  а, б, г   б
  резервуар возбудителя инфекции    
  антропонозы    

 

 

Приложение № 2

Ситуационные задачи для самоконтроля подготовки студентов к занятию Ситуационная задача № 1

Участковым врачом, при вызове на дом к больному ребенку, поставлен диагноз: ''Дифтерия". Больной - ребенок 2 лет, посещает ясельную группу детского комбината, из которой 3 дня назад был выведен ребенок с диагнозом: ангина. Заболевший проживает в благоустроенной квартире с родителями.

Задание для студентов:

1.Ознакомьтесь с содержанием задачи.

2.Определите:

- Источник возбудителя инфекции, его категорию;

- Механизм и пути передачи возбудителя инфекции;

- Восприимчивый коллектив.

 

Ситуационная задача № 2

Из предложенного перечня мероприятий выберите:

I. мероприятия, направленные:

а) на источник возбудителя инфекции;

б) на механизм передачи возбудителя инфекции;

в) на восприимчивый организм.

II. профилактические мероприятия;

III. противоэпидемические мероприятия;

1. В городе Н. проведены подворные обходы

2. В эпидемических очагах проводилась заключительная дезинфекция;

3. Больные с тяжелой формой дизентерии госпитализированы в стационар;

4. Все дети, поступающие в ДОУ, обследованы на кишечную группу инфекций;

5. Проведено санитарно-бактериологическое исследование проб водопроводной воды;

6. Среди сотрудников ДОУ ежеквартально проводится медицинский осмотр;

7. В «стационарах на дому» организовано проведение текущей дезинфекции;

8. Участковый врач поставил диагноз «Дизентерия» больному, обратившемуся по поводу дисфункции кишечника.

9. В связи с регистрацией случая инфекционного заболевания в ДОУ установлено ежедневное наблюдение за контактными лицами;

10. В стационаре больным антибактериальные препараты назначались только после определения чувствительности штаммов, выделяемых больных, к антибиотикам;

11. Проведена дезинфекция водопровода с последующим хлорированием воды;

12. Экстренное извещение отправлено на больного с подозрением на брюшной тиф;

13. Все больные, проживающие в общежития и частных неблагоустроенных домах, госпитализированы в стационар;

14. Лица с подозрением на ВГВ и ВГС обследованы серологически для подтверждения диагноза;

15. Среди контактных лиц в очаге кори проведена вакцинопрофилактика;

16. В ходе диспансерного наблюдения за новорожденными, у двух детей выявлена стафилококковая инфекция;

17. Реконвалесцент после вирусного ГА был поставлен на диспансерный учет в кабинет инфекционных заболеваний.

 

Ситуационная задача № 3

Оцените правильность действия участкового врача:

1. поставившего больному диагноз «брюшной тиф» и предложившего отправиться последнему в стационар на городском транспорте;

2. заподозрившего у больного корь и отправившего экстренное извещение спустя 2 дня после появления сыпи на лице и шее;

3. требующего немедленной госпитализации в стационар ребенка с предположительным диагнозом «дифтерия»;

4. требующего немедленной госпитализации больного с легкой формой дизентерии, проживающего в общежитии;

5. требующего немедленной госпитализации больного с легкой формой дизентерии, проживающего в благоустроенной квартире;

6. немедленно отстранившего от работы повара-бактерионосителя шигеллы Зонне;

7. срочно сообщившего в отделение учета и регистрации эпидемиологического отдела учреждения Роспотребнадзора о подозрении на заболевание брюшным тифом;

8. срочно сообщившего в отделение учета и регистрации эпидемиологического отдела учреждения Роспотребнадзора о подозрении на заболевание гриппом

9. требующего изоляции на время лечения воспитательницы детского сада больной энтеробиозом;

10. пославшего экстренное извещение о больном генерализованной формой менингококковой инфекции и потребовавшего изоляции его в стационар на следующий день после постановки диагноза.

 

Ответы к решению ситуационных задач для самоконтроля подготовки студентов к занятию:

Вариант решения задачи № 1

Источник возбудителя инфекции, его категория - больной ребенок из этой же группы, выведенный 3 дня назад с диагнозом: ангина.

Механизм передачи - аэрозольный. Путь передачи: воздушно-капельный, воздушно-пылевой, бытовой.

Восприимчивый коллектив: дети и сотрудники ясельной группы при условии соблюдения принципа групповой изоляции, родители ребенка.

 

Вариант решения задачи № 2

I. а) 1, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16

б) 2, 5, 7, 11

в) 9, 15, 17

II. 4, 5, 6, 11, 16

III. 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17

Вариант решения задачи № 3

Правильно: 3, 4, 6, 7, 9

Неправильно: 1, 2, 5, 8, 10

Приложение № 3

Ситуационные задачи для решения на занятии:

Ситуационная задача № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: