СИНТАКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА




Предмет синтаксиса

 

Синтаксис (от греч. syntaxis – построение, порядок) – это и синтаксический строй языка и наука о нем. Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово, – словосочетаниями и предложениями.

Обычно выделяют две синтаксические единицы – предложение и словосочетание. Эти единицы относят к синтаксическому уровню – высшему уровню в системе языка. Вопрос о статусе текста как синтаксической единицы является дискуссионным.

Некоторые ученые полагают, что предложение не является единицей языка. Так, Э.Бенвенист [1974] считал, что с предложением мы покидаем язык и переходим в речь. Это он обосновывал тем, что количество предложений практически безгранично, синтаксис имеет дело с потенциально неограниченным множеством предложений, а инвентарь языка образуют исчислимые единицы.

Люди, как правило, не употребляют в своей речи новых фонем, морфем, слов, а используют уже имеющиеся в языке. Однако они производят и воспринимают огромное множество предложений, которые ни разу до этого не были произнесены или написаны. В синтаксисе проявляется творческий аспект языка.

Предложения функционируют в текстах. Закономерности функционирования предложений в текстах установить трудно. Использование предложений в текстах во многом подчинено конкретной коммуникативной задаче и является актом творчества говорящего.

Однако, исключить предложение из состава языковых единиц – значит лишить систему языка такой единицы, которая дает возможность языку выполнять свои основные функции – коммуникативную и мыслительную. Предложение является такой единицей, с помощью которой можно выразить минимальный мыслительный акт и передать сообщение. Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения и коммуникации [Реформатский 1956].

Термин синтаксис впервые стали употреблять стоики в III в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. Апполоний Дискол (II в. до н.э.) впервые рассматривал предложение как языковое явление, принимал во внимание связи слов и их форм в предложении.

В ранней лингвистической традиции (XII – XVII вв.) синтаксис рассматривался как учение о способах выражения мысли. Категории синтаксиса рассматривались как универсальные. Синтаксис считался содержательной стороной грамматики, а морфология и фонетика рассматривались как способы выражения этого содержания.

Предложение определялось по его способности выражать категории логики: предложение рассматривалось как языковое выражение суждения. М.В. Ломоносов определял предложение как «речь, полный разум в себе содержащую».

Во второй половине XIX в. началась психологизация теорий синтаксиса. Представители психологического направления в языкознании (Г.Штейнталь, А.А.Потебня) определяли предложение как соединение в психике говорящего нескольких представлений. Г. Пауль отмечал, что предложение возбуждает в сознании слушающего такие же представления, какие имелись у говорящего в момент произнесения предложения.

До конца XIX в. в языкознании не было четкого разделения между синтаксическими, логическими и психологическими понятиями.

В конце XIX в. в европейском языкознании возникает формальное направление. Лингвисты начинают анализировать предложение в терминах собственно лингвистических, а не заимствованных из других наук.

В первой половине XX в. в рамках структурного направления основное внимание стали уделять валентностным, дистрибутивным потенциям слова. Цель изучения синтаксиса виделась в рассмотрении аранжировки слов (или морфем) в высказывании или тексте.

В рамках генеративной (порождающей) грамматики предложение стало центральной единицей лингвистического исследования. Н.Хомский, создатель генеративной грамматики, в «Синтаксических структурах» (1957) показал, что использование строгих понятий и математических моделей (формальное моделирование) выявляет фундаментальные принципы строения языка. Эти принципы остаются незамеченными при интуитивном описании.

Возникновение порождающей грамматики имело следствием расширение исследуемого материала, открытие новых фактов и их описание.

Я.Г. Тестелец [Тестелец 2001] подчеркивает, что содержание понятия «синтаксис» за последние 40 лет расширилось во много раз.

В рамках синтаксиса можно выделить различные разделы – синтагматический синтаксис (синтаксис словосочетания), синтаксис предложения, синтаксис высказывания (актуальный синтаксис), семантический синтаксис.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: