В соответствии с территориальной схемой Московской области в Сергиево-Посадской зоне распределения отходов предусматривается строительство мусоросортировочных станций (МСС), мусороперегрузочных станций (МПС), мусороперерабатывающих комплексов (МПК) и полигонов. Для сокращения транспортных затрат доставка отходов на МПК «Сергиев-Посад» проводится через МПС «Химки», МПС «Лобня», МПС «Сергиев-Посад», МСК «Химки», МСК «Долгопрудный».
Целью проекта является сокращение количества направляемых на депонирование твердых коммунальных отходов.
Для размещения МПК и полигона планируется использовать два земельных участка (ЗУ), расположенных по адресу: Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Шеметовское, в районе деревни Сахарово. Участок №1 площадью 29,7 га имеет кадастровый номер 50:05:0020331:1. Участок №2 площадью 26,6 га имеет кадастровый номер 50:05:0020329:3. Участки находятся в публичной собственности, имеют категорию «Земли промышленности», вид разрешенного использования «Специальная деятельность». Участки расположены в 18 км от г. Сергиев-Посад в северо-западном направлении и в 2,2 км на юго-запад от ближайшего населенного пункта - д. Сахарово.
Земельные участки (собственность Московской области) на правах аренды принадлежат ООО «Сергиево-Посадский МПК» по договорам аренды № 29079-Z и № 29080-Z от 15.03.2018. Земельные участки предоставляются для вида разрешенного использования «специальная деятельность» в соответствии с соглашением между Правительством Московской области и ООО «Сергиево-Посадский МПК» об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству комплекса по обработке и размещению ТКО на земельных участках, предоставленных в аренду ООО «Сергиево-Посадский МПК» без проведения торгов от 06.03.2018 № 43.
Участки ограничены: с севера, запада и востока - землями Константиновского участкового лесничества; с юга - землями Хомяковского и Константиновского участковых лесничеств.
Мусороперерабатывающий комплекс предназначен для приема, сортировки и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритного мусора (КГМ) с целью извлечения вторичных материальных ресурсов для повторного использования и производства готовой продукции.
Полигон предназначен для размещения ТКО V класса опасности и не утилизированных остатков сортировки ТКО IV класса опасности.
Проектная мощность МПК по приему отходов составляет 350 тыс. т/год.
Проектная мощность полигона составляет 600 тыс. т/год.
Режим работы МПК и полигона: круглогодичный, 20 часов в сутки.
Основные производственные участки в составе МПК и полигона в соответствии соглашением между Правительством Московской области и ООО «Сергиево-Посадский МПК» от 06.03.2018 № 43.
· Участок сортировки ТКО;
· Участок производства технического грунта;
· Участок депонирования не утилизированных отходов;
· Транспортный участок.
Проектной документацией предусматривается строительство комплекса по обработке и размещению твердых коммунальных отходов (далее по тексту - Комплекс) на территории Сергиево-Посадского района Московской области.
Основные цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации данного объекта:
· снижение негативного воздействия от захоронения отходов на окружающую среду:
· обеспечение экологической безопасности обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО);
· сдерживание роста тарифов для населения в сфере обращения с отходами, сокращение потерь ценных вторичных ресурсов.
В соответствии с Проектной документацией объект включает в себя:
· комплекс по обработке ТКО;
· объект по обезвреживанию ТКО;
· объект размещения отходов.
Комплекс по обработке ТКО предназначен для приема, сортировки и переработки (утилизации) ТКО и крупногабаритного мусора (далее по тексту - КГМ) с целью извлечения вторичных материальных ресурсов для повторного использования и производства готовой продукции (вторсырья и технического грунта).
Объект по обезвреживанию ТКО предназначен для обезвреживания мелкой фракции 1 КГО, содержащей биоразлагаемые компоненты по технологии компостирования.
Объект размещения отходов (далее - ОРО) предназначен для размещения (захоронения) ТКО V класса опасности и не утилизированных остатков сортировки ТКО IV класса опасности.
Количество отходов ТКО планируемых к поступлению на комплекс по обработке и размещению отходов, составляет 916 000,0 т/год, из них:
450 000,0 т/год — поступает на участок сортировки, 91,0 тыс. т/год - на участок производства технического грунта, оставшиеся 375000,0 т/год – напрямую поступают для захоронения на объект размещения.
Итоговое количество отходов ТКО планируемых к поступлению на захоронение на ОРО (после сортировки), составляет 674700,0 т/год (1349400,0 м3/год), из них:
· 225000,0 т/год (450000,0 м3/год) - балластные фракции после сортировочных линий Комплекса;
· 100000,0 т/год (200000,0 м3/год) - отходы V класса (КГМ) от Московской области;
· 275000,0 т/год (550000,0 м3/год) балластные фракции с сортировочных линий Московской области;
74700,0 т/год (149400,0 м3/год) отсев с участка подготовки технического грунта Комплекса;
Расчетный срок эксплуатации ОРО, при условии поступления отходов на захоронение после сортировки (674700,0 т/год), составит - 7,63 года.
Проектируемый Комплекс располагается на двух площадках: Площадка № 1 и Площадка № 2. Земельный участок Площадки № 2 расположен на расстоянии 700 м от Площадки № 1.
В соответствии соглашением между Правительством Московской области и ООО «Сергиево-Посадский МПК» от 06.03.2018 № 43 в таблицах 1и 2 показано количество отходов, принимаемых на МПК и полигон из Сергиево-Посадского кластера Московской области и г. Москвы.
Таблица 1. Количество принимаемых на участки МПК отходов
№ п/п | Наименование обслуживаемых округов и районов | Количество принимаемых на МПК отходов, тыс. т/год | |||
На сортировку | На производство технического грунта | Всего | |||
ТКО жилого фонда IV класса | ТКО объектов инфраструктуры | Мелкая фракция | |||
1. | Сергиево-Посадский район | - | |||
2. | Дмитровский район | - | |||
3. | Талдомский район | - | |||
4. | Городской округ Дубна | - | |||
5. | Городской округ Лобня | - | |||
6. | Городской округ Химки | - | |||
7. | Отходы с МСК «Левобережный » | - | - | ||
7.1 | Городской округ Химки*[1] | - | - | ||
7.2 | Город Москва | - | - | ||
8. | Итого |
Таблица 2. Количество направляемых на полигон отходов
№ п/п | Наименование обслуживаемых округов и районов | Захоронение отходов, тыс. т/год | ||
ТКО V класса | Остатки сортировки | Всего | ||
1. | Сергиево-Посадский район | |||
2. | Дмитровский район | |||
3. | Талдомский район | |||
4. | Городской округ Дубна | |||
5. | Городской округ Лобня | |||
6. | Городской округ Химки | |||
7. | Городской округ Долгопрудный | |||
8. | Городской округ Ивантеевка | |||
9. | Городской округ Королев | |||
10. | Городской округ Мытищи | |||
11. | Отходы с МСК «Левобережный» в т. ч. | |||
11.1 | Городской округ Химки*[2] | |||
11.2 | Город Москва | |||
12. | Итого |
В соответствии c соглашением между Правительством Московской области и ООО «Сергиево-Посадский МПК» от 06.03.2018 № 43 в таблицах 1и 2 показано количество отходов, принимаемых на МПК и полигон из Сергиево-Посадского кластера Московской области и г. Москвы.
Экспертная комиссия отмечает, что в разделах проектной документации имеются разночтения относительно применяемого понятийного аппарата. Так в одних разделах употребляется термин КГМ (крупногабаритный мусор), в других КГО (крупногабаритные отходы).
В Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» понятие трактуется следующим образом:
«крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах».
ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» также имеет определение этому термину, но несколько иное (сюда не входят отходы от ремонта жилья):
«крупногабаритные отходы (КГО): Отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину».
Постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51 утверждены Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, Классификатор работ и услуг по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» имеет такой код: 9010020 Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов.
Как видим, термин «крупногабаритный мусор» встречается только в старом Постановлении Правительства Москвы. В новых нормативно-правовых документах используется понятие «крупногабаритные отходы».
Следовательно, в настоящее время юридически верно будет употреблять термин «крупногабаритные отходы» (КГО) вместо «крупногабаритный мусор» (КГМ).
Экспертная комиссия отмечает, что при оценке проектной мощности Комплекса из 916 тыс. т принимаемых отходов, 366 тыс. т, или 40% - это ТКО из Москвы (МСК «Левобережный» - 221 тыс. т, МСК «Долгопрудный» - 145 тыс. т); на сортировку поступает 450 тыс. т (опять же неясно откуда), из них извлекается 65 тыс. т полезных фракций, годных к дальнейшей переработке, то есть, всего 14.4%, а по отношению ко всему объему поступающих ТКО и того меньше – 7.1%.
Отметим, что из Сергиево-Посадского региона вместе с гор. Сергиев Посад годовое поступление отхода может быть выражено цифрой в 66 тыс. т, что получается из расчета числа жителей 220 тыс. чел, и нормы выхода ТКО на одного жителя -300 кг/год с учетом ТКО от предприятий и организаций. То есть, из всех поступающих на Комплекс ТКО, на Сергиево-Посадский район вместе с городом приходится примерно 7%, остальные 93% – другие районы и г. Москва.
То есть, реальные цифры мощности проектируемого Комплекса это – 916 тыс. т поступающих ТКО, из которых 851 тыс. т захораниваемые отходы и 65 тыс. т сортированных для дальнейшей переработки, и именно они должны быть отражены в Задании на проектирование.
Оценка достаточности предусмотренных мероприятий по минимизации риска возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия на окружающую среду
В период реализации намечаемой хозяйственной деятельности, не исключена возможность возникновения следующих аварийных ситуаций:
- авария в результате разгерметизации (полного разрушения) топливного бака автотранспортной техники, с разливом на подстилающую поверхность ГСМ, с их дальнейшим возгоранием;
- авария в результате разгерметизации (полного разрушения) топливного бака автотранспортной техники, с разливом на подстилающую поверхность ГСМ, без дальнейшего возгорания;
- авария в результате переполнения контрольно-регулирующих прудов для сбора фильтрата, с разливом на подстилающую поверхность.
Экспертная комиссия установила:
· в т.8.1.1. не просчитаны возможные аварийные ситуации от возгоранием тела полигона; залповых выбросов биогаза в атмосферный воздух в результате проседания тела полигона.
· не указаны методики расчета, по которым проводилась оценка воздействия на окружающую среду и население при возможных аварийных ситуациях;
· отсутствуют данные по концентрациям и перечню ЗВ, выделяющихся при возможных авариях;
· отсутствуют карты расчетов рассеивания при аварийных ситуациях с указанием приземные концентрации ЗВ в долях гигиенических нормативов ПДК в атмосферном воздухе;
· отсутствуют данные по контролируемым показателям: параметры возгорания и выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, масштабы воздействия и состояние компонентов природной среды, эффективность проводимых природоохранных мероприятий;
· отсутствует перечень конкретных мероприятий по минимизации риска возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия на окружающую среду.