Вальсовый бой.
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Он часто используется в дворовой гитаре, не каждый новичок знает эту технику. Но наступает момент, когда хочется выучить песню в ритме «три четверти». Разумеется, название пошло от танца, который и написан в данном размере. Зародился жанр примерно в далёком 1600-м году, но стал популярен в Австрии в 1780-х. Изначально исполнялся преимущественно на фортепиано и клавесине. Позже перешёл на другие инструменты, в том числе и гитару.
Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Вальсовый ритм ¾.
При исполнении бой вальс на гитаре рекомендуется создавать ощущение танцевальности. Ритм «раз-два-три», знакомый с детства, можно отстукивать ногой либо пальцем по гитаре. Первая доля чаще всего сильная («РАЗ-два-три»). Поэтому при его отработке стукните первый удар сильно, а два других слабее. При этом темп не должен спадать, не должно быть замедления. Старайтесь добиться плавности исполнения, чтобы ваша рука «скользила» по струнам, а песня лилась, словно горная река.
Поэтому, чтобы лучше понять специфику этой ритмической фигуры, советуем послушать несколько вальсов.
Как играть щипком на гитаре.
Положение рук.
Правая рука на гитаре находится в расслабленном состоянии. Предплечье (часть от кисти до локтя) примерно по середине опирается на корпус гитары. Если в таком положении опустить пальцы вниз (как бы «расправив» их вдоль струн), они выходят за пределы первой струны примерно на расстоянии одной фаланги указательного пальца. Такой «запас» делается для того, чтобы было удобно исполнять этот элемент и свободно действовать большим пальцем.
|
Такой щипок на гитаре можно играть ближе к подставке. Звук будет более острым и насыщенным. Но не стоит постоянно так делать (это может расшатать подставку). Менее острым, но более глубоким будет звук, исполненный над розеткой. При этом кисть уже не расслаблена, а вытянута, получается примерный угол 45 градусов относительно всех струн.
Сама ладонь оставляет большой промежуток от струн – он составляет примерно 6-8 см. Это необходимо для свободного исполнения. Большой палец немного выгнут «наружу» и готов дёргать басовые струны.
Как защипывать струны.
Основная задача при игре на гитаре щипками – зацепить одновременно несколько струн.
Пускай будет классический случай с защипом трёх струн. Это будут указательный, средний и безымянный. Они располагаются на 3,2,1 струнах соответственно. Согнуты во второй фаланге и частично в первой. Получаем округлённые пальцы. Теперь следует положить их на струны. Упираемся подушечками приблизительно на 0,5 см. от ногтя. Чем более быстрое произведение, тем скорее и острее следует делать движения. Тем ближе располагаем к ногтю (играем практически им), чтобы подушечка не «буксовала» в струне.
Когда опора сделана, совершаем дергающее движение снизу-вверх. Пальцы будто пружинятся. Не следует при этом сгибать их близко или тем более прижимать к ладони. Они должны уйти со струн не более чем на пару сантиметров. Не следует прилагать каких-то особых усилий. Это естественное движение, как если бы вы просто подвигали пальцами без гитары.
|
Атака зависит от характера произведения. Но сам щипок при этом резкий, а не размазанный. Звук должен получиться чётким и понятным. Главное извлекать его с каждой струны одинаково, не передавливая какую-либо из них. Кроме того, звучание должно получиться одновременным – при этом образовывается созвучие.
После извлечения обычно требуется приглушить. Это в точности повторяет процесс постановления пальцев на струны. Стоит отдельно потренировать щипок-заглушка. Большой палец обычно извлекает бас.
Техника щипка с медиатором.
Более «продвинутой» техникой является использование медиатора. При этом плектр держим большим и указательным. Это нужно для блюзовой, джазовой, эмбиент музыки, применяется в фингерстайле.
Основная проблема того как играть щипком на гитаре с медиатором – это координация. Для начала следует научиться исполнять щипок средним-безымянным и мизинцем, так как эта комбинация чаще всего будет встречаться. Затем необходимо одновременно дёрнуть и бас, и струны. Это трудный момент, над ним придётся посидеть. Сначала просто возьмите один аккорд, затем увеличивайте их число. Медиатор не должен быть вялым – движение вниз чёткое и уверенное, совместно с другими пальцами. Также следует освоить и поочерёдное извлечение баса медиатором и пикинга.