Органы управления финансами в РФ: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2004г.
Стратегическое управление финансами в РФ осуществляют: Президент, Правительство, Фед.Собрание.
Оперативное управление осуществляют:
- Министерство финансов РФ: организует работу по составлению проекта фед. Бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от фед. налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из фед. Бюджета в бюджеты субъектов РФ; обеспечивает исполнение фед. бюджета; и т.д.
- Фед. налоговая служба: контроль за соблюдением налогового законодательства; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет налогов, сборов; подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
- Центральный банк: осуществляет реализацию денежно – кредитной политики; наряду с Фед. Казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета; контролирует деятельность других кредитных институтов;
- Счетная палата: её основное назначение – контроль за федеральными денежными средствами.
- Федеральное Казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета (и др. органы).
Реформа государственного управления 2004 года предполагала: реальное, быстрое и неуклонное повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
1) создание независимого и профессионального государственного управления и центральной государственной службы, штат которых комплектуется на основе квалификации и деловых качеств сотрудников;
2) повышение качества обслуживания и создание системы государственного управления, ориентированной на конечного потребителя услуг;
|
3) совершенствование взаимодействия между правительственными чиновниками и частным сектором (устранение административных барьеров).
Тема: Управление финансами.
Функции органов представительной власти, Президента РФ И Центрального Банка в области регулирования финансов.
Полномочия Правительства в области управления финансами.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области управления финансами.
Управление финансами на местном уровне.
1. 1. Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики, повышению конкурентоспособности, решению назревших социальных проблем. Следовательно, цель управления государственными и муниципальными финансами определяется стратегическими целями государственной политики в целом.
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. активно идет процесс упорядочения полномочий органов исполнительной власти, разработки для них плановых и оценочных показателей, Целью проводимой административной реформы в России стало создание более компактной структуры, укрупнение самостоятельных подразделений и уменьшение количества управленческих звеньев.
|
Оптимизация функций органов исполнительной власти предусматривает
1. устранение неэффективного государственного вмешательства через упразднение избыточных функций и реформирование системы надзора и контроля.
2. устранения дублирования контрольно-надзорных функций, выделения из функций государственных и муниципальных органов невластных функций (проведение экспертиз, исследований, обследований и другого), при четком регламентировании проведения контрольно-надзорных мероприятий и т.д..
Структура и функции органов власти, осуществляющих управление финансами в условиях реализации административной реформы, претерпели существенные изменения.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ (администрация Президента РФ); Федеральное собрание РФ (Парламент РФ), Правительство РФ.
В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. была образована новая трехуровневая структура федеральных органов исполнительной власти, количество организационно-правовых форм было сокращено. Вместо шести организационно-правовых форм создано три: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство. Функции этих органов разделены на четыре вида: нормотворческая, контроль и надзор: управление государственным имуществом; оказание государственных услуг.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства
|
Федеральное министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр РФ (федеральный министр).
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
• утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб, а также отчёт об их исполнении;
• вносит в Правительство РФ по предоставлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения по их штатной численности и фонде оплаты труда;
• вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и агентств;
• вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определённой ему сфере деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении;
• во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ даёт поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
• имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок не установлен федеральным законом;
• назначает и освобождает от должности руководителей территориальных органов;
• осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба (служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности). Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Она издаёт индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ. Служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство, так же как и федеральная служба, в пределах своей компетенции издаёт правовые нормативные акты, кроме того, ведёт реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.
В связи с проводимой административной реформой были упразднены ряд Министерств и ведомств, включая те, которые осуществляют управление финансами в Российской Федерации. А именно, упразднены: Министерство имущественных отношений РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба Россия по финансовому оздоровлению и банкротству.
Наряду с этим образованы:
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которой переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ;
• Федеральная служба по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору, упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития РФ, функции по контролю и надзору в сфере формирования инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ;
• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ, а также часть упраздненной федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;
• Федеральное казначейство, которому придан статус федеральной службы и переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Преобразованы следующие министерства и ведомства, осуществляющие управление финансами в России:
• Министерство РФ по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ;
• Государственный таможенный комитет Российской Федерации в Федеральную таможенную службу;
• Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству финансов РФ.
Координация деятельности внебюджетных фондов согласно проводимой административной реформе возложена на: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Координация деятельности Российского фонда федерального имущества возложена на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 24 сентября 2007 г. руководство деятельностью Федеральной службой по финансовому мониторингу передано Правительству РФ. В систему федеральных органов исполнительной власти включены наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству, Государственный комитет по делам молодежи), которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.