Основные цели и задачи работы опытно - экспериментального кружка «Хочу все знать».
Целью данной работы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей и навыков.
1.1Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, диалектического мышления, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, средствами физического эксперимента.
1.2 Развитие интереса к исследовательской познавательной деятельности, представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы.
1.3 Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие действия.
1.4 Развитие стремления к самостоятельности детей в постановке вопросов, целей, прогнозирования событий, явлений оригинальности и вариантности решений.
1.5 Развитие мыслительных операций, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
1.6 Формирование прогностических способностей (самостоятельного прогнозирования развития событий, последствий принимаемых решений или выполняемых действий).
1.7 Развитие оценочных способностей (самооценку своих действий, решений, результатов), поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
1.8 Формирование способов системного анализа.
1.9 Развитие чувствительности к противоречиям, использование альтернативных путей поиска информации.
1.10 Формирование навыков моделирования;
1.11 Формирование навыка выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
|
2. Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний, в том числе в области астрономии, физики, географии, химии, биологии.
2.1 задачи в области физики и химии:
- дать элементарные естественно – научные знания о физических и химических явлениях;
- формировать практические знания и умения опытно-экспериментальной деятельности;
- воспитывать навыки учебной деятельности;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представление об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).
2.2 задачи в области биологии:
- дать детям представление о строении, видах и размножении растений;
- формировать представления об отношениях человека и природы;
- дать практические умения природоохранной деятельности детей в окружающей среде, использование, сохранение и приумножение растительности.
2.3 задачи в области астрономии:
- дать элементарные сведения об атмосфере, свойствах воздуха;
-развивать наблюдательность, интерес к астрономии, умение применять знания на практике.
Структура и содержание работы опытно-экспериментального кружка.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Работа опытно – экспериментального кружка планируется один раз в неделю и проводится в групповой комнате. И включает в себя проведение различных опытов, экспериментов, исследовательскую деятельность, постановку и решение проблемных ситуаций. Необходимым условием работы данного кружка является наличие опытно – экспериментального уголка с соответствующим оборудованием. При организации работы я рекомендую использовать методы и приемы ТРИЗ (игры, игровые упражнения, системный оператор, работу с моделями, и.т.д) для привлечения интереса детей к теме, более глубокого изучения проблемы, умения видеть явления и предметы в системе.
|
Система работы состоит из нескольких блоков:
1. В стране физических и химических чудес.
2. Царство растений.
3. Занимательная астрономия.
При работе по данным темам можно использовать следующие инструменты ТРИЗ.
Для закрепления полученных знаний при проведении опытов, можно использовать «Моделирование маленькими человечками». Этот метод помогает детям понять суть происходящих изменений, преобразований показанных в ходе проведения опыта.
Суть метода состоит в том, что когда мы с детьми изучаем различные свойства веществ, мы говорим, что все что нас окружает, состоит из частиц. Мы не можем дать им представление о молекулах, а заменяем это понятие маленькими человечками (все, что нас окружает, состоит из маленьких частиц, маленьких человечков). Рассматривая предметы и вещества, состоящие из МЧ, довольно легко представить их «поведение». Они отражают свойства предметов, взаимодействуют между собой, ведут себя по-разному в разных ситуациях. Их поведение зависит от различных явлений: температуры, давления, притяжения и.т.д. человечки могут находиться в газообразных, жидких и твердых состояниях. Но не каждый ребенок может представить себе маленьких человечков, для этого мы делаем изображения на кубиках, карточках, выстригаем их силуэты.
|
Человечки твердого вещества стоят с широко расставленными руками и ногами, чем крепче, тверже материал, тем крепче они берутся за руки.
Человечки жидкости стоят с опущенными вниз руками, они стоят рядом друг с другом, но не держатся за руки, так как вода жидкая, текучая, принимает форму емкости, в которую ее наливают.
Газообразные человечки как бы подпрыгивают, порхают, они подвижны и вездесущи.
Нельзя забывать, что цель проведения опытов, заключается в том, чтобы закрепить или дать знания о различных явлениях, свойствах веществ, их применении и значении в жизни человека и.т.д. Здесь неоценимую помощь может оказать заполнение «Системного оператора». Он помогает увидеть изучаемое вещество, явление в системе. С помощью «Системного оператора можно проследить за изменениями, преобразованиями, происходящими в ходе опыта. В центральное окно мы помещаем предмет, объект или вещество далее порядок рассмотрения экранов оператора может быть таким.
Надсистема (частью чего является система или место ее нахождения). | Надсистема (частью чего является система или место ее нахождения). | Надсистема (частью чего является система или место ее нахождения). |
Прошлое системы. | Система. | Будущее системы. |
Прошлое подсистемы | Подсистема. | Будущее подсистемы. |
Этот порядок рассмотрения дает наиболее полное описание системы, ее характеристик, прошлого и будущего.
Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации, достигает своей цели – сообщение знаний, но не может научить их мыслить. Научить детей этому возможно при использовании в обучении проблемных ситуаций. В них есть цель, которую необходимо достичь, и условия, препятствующие достижению цели. Следовательно, для решения проблемных ситуаций детям необходимо проанализировать условия, т.е. понять, что мешает достижению цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое. Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал: одним из средств развития творческого познания может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при разрешении противоречий.
Вот его суть. Ситуация (задача, которую необходимо решить) – модель задачи – противоречия (должен, потому что…) – идеальный конечный результат (оптимальный результат, полученный с наименьшими затратами) – вещественно – полевые ресурсы (нахождение внешних и внутренних ресурсов, при использовании которых можно получить оптимальный результат) – анализ задачи.
Педагог знакомит детей с каждым компонентом в отдельности (в игровой форме). Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Упражняет в нахождении вещественно - полевых ресурсов.
Далее детям предлагаются проблемные ситуации. Которые они разрешают с помощью алгоритма.
Игры на решение противоречий.
Игра «Зачем? Какой?».
Дети делятся на две команды: «Зачем» и «Какой».
Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.).
Вторая команда оценивает (хорошо – плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.
Игра «Черное – белое».
Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в в одной руке черный круг, в другой – белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг – положительные.
Игра «Вперед – назад».
Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное – шаг назад.
Игра «Хорошо – плохо».
Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы «Х» или «П». Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда «Х» называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый ответ дается жетон. Побеждает команда, которая наберет больше жетонов.
Эти игры можно использовать после проведения любого опыта. Дети дают оценку увиденному: предметам, явлениям, изменениям.