Использование системного оператора при знакомстве детей с блоком «Царство растений».




Цветник зимой Цветник весной Цветник летом
Луковица под слоем земли и снега Тюльпан Луковица, на которой образовались «детки»
Кожура, сердцевина, росток, корни Лепестки, пестик, стебель, листья, луковица, корни Кожура, сердцевина, росток, корни, детки.
Растения Растения Печатное издание
Росток Дерево Книга
Стебелек, ветки, листья, корни Ствол, ветки, листья, корни Обложка, переплет, страницы.

 

 

Раздел «Комнатные растения».

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы знакомим детей с растениями, которые растут в группе. Заучиваем название растений, знакомим со строением и способам ухода за ними. Взаимосвязь роста и ухода за комнатными растениями можно проследить опытно - экспериментальным путем.

Опыт№1 «Вырастим цветок» (долгосрочный).Берем два одинаковых ростка одного комнатного цветка и сажаем в одинаковые горшки. Измеряем и записываем длину отростка. Ставим эти горшки в разные места. Один в солнечное место, например на окно, другой в тень. Затем в течение месяца одинаково ухаживаем за ними. По истечении месяца оцениваем внешний вид цветка, измеряем длину растения.

При подведении итогов можно заполнить системные операторы.

 

 

Растение Растение стоит в солнечном месте. Растение
Веточка розы стоит в стакане с водой Росток розы (гибискус) Роза
Стебель, листья, корни Стебель, листья, корни. Толстый стебель, веточки, зеленые, большие листья, цветы

 

Растение Растение стоит в тени. Растение    
Веточка розы стоит в стакане с водой Росток розы (гибискус) Роза    
Стебель, листья, корни Стебель, листья, корни. Стебель, лисья желтеют и опадают, цветов нет.    

 

После заполнения этих операторов дети делают вывод, что гибискус лучше растет на солнце.

Таким образом, можно поэкспериментировать с ростками разных цветов, которые есть в групповой комнате. Аналогичным, опытным путем, можно определить какое растение любит частый, обильный полив, а какое нет.

По итогам этих опытов можно составить журнал ухода за комнатными цветами. Где будут отмечены все комнатные растения, описан их внешний вид,

И особенности ухода. Так же можно к каждому растению сделать иллюстрации.

 

Блок 3 «Занимательная астрономия».

Астрономия – одна из увлекательных наук. Знакомство с ней очень полезно. Во-первых, потому что астрономия играет весьма существенную роль в формировании материалистического мировоззрения. Во-вторых, потому что занятия астрономией развивают у детей наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений.

Опыты.

В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.

Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.

Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

Опыт№1Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Опыт №2Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Опыт№3 Лимон запускает ракету в космос.

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л. лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки, и обматываем этот кусочек нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Опыт№4 Делаем облако.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

 

 

Системные операторы, которые можно заполнить при изучении темы «Занимательная астрономия».

Системный оператор «Времена года.

Солнечная система Солнечная система Солнечная система
Зима. К декабрю Земля оказывается с другой стороны от Солнца — на противоположной стороне своей орбиты.   Весна. Планета Земля движется по орбите и приближается к солнцу. (Отмечено точкой примерное расположение города, в котором мы проживаем) Лето. С июня по август Земля находится в таком положении относительно Солнца, что Северное полушарие освещается больше и получает большее количество тепла. В это время земная ось наклонена северным концом к Солнцу и в Северном полушарии лето.
Признаки зимы. Признаки весны: тает снег, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, распускаются листья на деревьях и т.д. Признаки лета.

 

С июня по август Земля находится в таком положении относительно Солнца, что Северное полушарие освещается больше и получает большее количество тепла. В это время земная ось наклонена северным концом к Солнцу и в Северном полушарии лето. 22 июня — в день летнего солнцестояния — Солнце стоит в зените над Северным тропиком. В Южном полушарии с июня по август — зима, потому что южный конец земной оси отклонён от Солнца. Южное полушарие как будто отвернулось от светила и поэтому получает меньше тепла и света. За Южным полярным кругом в это время стоит полярная ночь.

Земля постоянно движется по своей орбите вокруг Солнца. 23 сентября, в день осеннего равноденствия, Солнце стоит в зените над экватором, в Северном полушарии в это время осень, а в Южном — весна. Оба полушария освещены равномерно, и к ним поступает одинаковое количество тепла.

К декабрю Земля оказывается с другой стороны от Солнца — на противоположной стороне своей орбиты. Теперь полушария словно меняются местами: южный конец земной оси обращен к Солнцу и в Южном полушарии лето. 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, Солнце стоит в зените над Южным тропиком.

В день весеннего равноденствия — 20-21 марта Солнце снова стоит в зените над экватором, день равен ночи и полушария равномерно освещаются и нагреваются. Затем дни в Северном полушарии начинают удлиняться, а в Южном становиться короче.

 

Аналогично можно закрепить знания о любом времени года, поместив его в центральный экран.

 

 

Системный оператор «Времена суток».

Время суток. Время суток. Время суток.
Вечер. Утро. День.
Что дети делают утром: подъем, умывание, зарядка, завтрак, занятие… Что дети делают днем: игры, прогулка, дневной сон… Что дети делают вечером: полдник, прогулка, возвращение из детского сада домой, чтение книг, просмотр телевизора…

Системный оператор «Спасем планету».

Солнечная система Солнечная система Солнечная система
Планета земля все материки покрыты зеленью. Планета земля. (В наше время) Планета земля. (Материки и острова почти без зелени, появились черные зоны, непригодные для жизни)
Пещерный человек, доисторические животные и растения, водоемы Человек, водоемы, леса, степи, пустыни, города, разные представители флоры и фауны. Человек, современные города с множеством заводов, большое количество транспорта.

При заполнении этого оператора дети должны увидеть экологическую проблему, которая появляется при развитии научно – технического прогресса.

И попробовать найти решение этой проблемы.

 

 

Системный оператор «Космический корабль».

 

Воздушный транспорт. Воздушный транспорт. Воздушный транспорт
Космический корабль, ракета (первые ракеты). Космический корабль, ракета (современного образца). Космический корабль будущего.
Составные части ракеты. Составные части ракеты. Составные части ракеты.

 

Заполняя экраны 7,8,9 можно пофантазировать с детьми, какими будут космические корабли в будущем, затем нарисовать его.

А можно сконструировать ракету, используя морфологическую таблицу.

Форма круг овал прямоугольник треугольник  
Материал дерево стекло метал пластмасса  
Топливо бензин газ электричество Вода  
Управление ручное голосом автопилот компьютерное  
Скорость медленно быстро Очень быстро Скорость звука  

 

В экраны можно помещать картинки, условные обозначения, если дети хорошо читают написать словами. Последний ряд заполняется теми обозначениями, которые выбрали дети. Перебираются все варианты и выбирается «идеальный». Если не один из перечисленных вариантов не подходит для создания космического корабля будущего, дети могут придумать свой, фантастический вариант. Это может быть смесь из уже представленных материалов, только, мы берем только «хорошие», «полезные» качества.

 

Литература.

С.Н. Николаева «Юный Эколог».

А.И. Иванова «Живая Экология».

Журнал «Мастирилка». Издательского дома «Карапуз».

Н.М. Зубкова «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

А.М Страунинг «Методы активизации мышления дошкольников».

Г.И Альтов. «Тут появился изобретатель».

В Богат. «О системном подходе на занятиях ТРИЗ»

С. Кишко, А.Корзун. «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики».

М.Н. Шустерман. «Думаем, изобретаем, открываем мир».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: