Игры на нахождение внешних ресурсов.




Как донести вещи.

Дети отправились в поход в лес. По дороге рюкзак, в котором лежали припасы, порвался, а до места назначения идти еще далеко. Как донести вещи?

Каждый вариант обсуждается с точки зрения, хорошо – плохо.

Подготовка к празднику.

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения зайчонка. главным праздничным блюдом должно стать печенье разной интересной. необычной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы.

Игры на нахождение внешних ресурсов, можно провести после опытов, когда в их ходе предмет приобретает новые качества, выполняет другие функции.

Календарно – тематическое планирование работы кружка «Хочу все знать». Старшая группа.

Месяц Блок и тема Опыт Инструменты ТРИЗ  
Сентябрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыты №1 «Есть ли у воды вкус», «Чем пахнет вода?» Моделирование МЧ.  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№9 «Что быстрее коснется земли?» Игра «Что из чего». (Системный подход к окружающему миру).  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №2 «Разбегающиеся Зубочистки». Игра: «Назови предметы по свойствам».(Системный подход к окружающему миру).    
4. В стране физических и химических веществ. Оптические явления. Опыт №25 «Как квадрат превращается в круг?»   Игра «Стало много, много, много». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).  
Октябрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №2 «Испаряется ли вода?» Моделирование МЧ.  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №3 «Куда делись чернила?» Системный оператор «Вода».  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №10 «Разбегающиеся зубочистки» Игра: «Назови предметы по свойствам». (Системный подход к окружающему миру).    
4. В стране физических и химических веществ. Электрические заряды. Опыт №27 «Танцующая фольга». Игра «Вперед – назад» (разрешение противоречий).  
     
Ноябрь 1. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №11 «Могучая скорлупа». Игра «Это мы можем» (системный подход к окружающему миру).    
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№12 «Научи яйцо плавать». Игра «Плавает – не плавает». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).    
3.В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№13 «Подводная лодка из яйца» Игра «Плавает – не плавает». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).    
4.В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт№4 «Секретное письмо».   Игра «Зачем? Какой?» (разрешение противоречий).  
Декабрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт№4 «Тонет, не тонет», «Подводная лодка из яйца» Игра «Зачем? Какой?» (разрешение противоречий).  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №14 «Может ли "кипеть" холодная вода?» Игра «Хорошо - плохо» (разрешение противоречий)  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №15»Соломинка-пипетка». «Соломинка-флейта».   Игра. «Угадай по звукам». (Метод психологической активизации мышления – синектика).  
4. В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт №5Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?     Игра «Зачем? Какой?» (разрешение противоречий).  
   
             

 

Январь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №5 «Цветы лотоса» Моделирование МЧ
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№16 «Соломинка-рапира». Игра «Вперед - назад».
2. «Царство растений» Опыт №1 «Всасывание воды». Системный оператор «тюльпан».
Февраль 1. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№17 «Сильная газета» Системный оператор «газета».
2. В стране физических и химических веществ. Магнетизм. Опыт №29«Достань скрепки из стакана с водой, не замочив рук»; Системный оператор «Скрепка».
3. «Царство растений».   Опыт№5Необычное рисование. Системный оператор (как появилась картна).
4.В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт№3Куда делся запах? Игра «Хорошо – плохо».
Март 1. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим фиалку» Системный оператор.
2. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим фиалку» Системный оператор.
3. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим фиалку» Системный оператор.
4.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №6“Чудесные спички”. Моделирование МЧ
     

 

Апрель 1.Занимательная астрономия Опыт№4Делаем облако. Моделирование МЧ
2..Занимательная астрономия Первый полет в космос. Системный оператор «ракета»
3..Занимательная астрономия Опыт№3Лимон запускает ракету в космос.   Системный оператор «ракета»
4..Занимательная астрономия Времена суток Системный оператор «Времена суток».
Май 1. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим фиалку» Системный оператор.
2. «Царство растений». Опыт №4Как оттереть зеленую от травы коленку? Системный оператор.
3. Опыты, наиболее понравившиеся детям  
4. Опыты, наиболее понравившиеся детям  

 

Календарно – тематическое планирование работы кружка «Хочу все знать». Подготовительная группа.

Месяц Блок и тема Опыт Инструменты ТРИЗ  
Сентябрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыты № 7 «Подводная лодка из винограда» Моделирование МЧ.  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№18 «Могучее дыхание» Игра «Так бывает или нет». (Метод психологической активизации мышления – морфологический анализ).  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №19 «Рекордный вес». Игра: «Назови предметы по свойствам».(Системный подход к окружающему миру).  
4. В стране физических и химических веществ. Оптические явления. Опыт №23 «Волшебные зеркала» Игра «Стало много, много, много». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).  
Октябрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт№8“ Можно ли склеить бумагу водой?” Моделирование МЧ.  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №3 «Куда делись чернила?» Системный оператор «Вода».  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№20»Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?»   Игра: «Назови предметы по свойствам». (Системный подход к окружающему миру).    
4. В стране физических и химических веществ. Электрические заряды. Опыт №27 «Танцующая фольга». Игра «Вперед – назад» (разрешение противоречий).  
     
Ноябрь 1. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №21 "Вареное или сырое?   Игра «Вперед - назад».  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№12 «Научи яйцо плавать». Игра «Плавает – не плавает». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).    
3.В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№21 Паинька и ванька-встанька". Игра «Стоит не стоит». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).    
4.В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт№1 «Лимон надувает воздушный шар». Игра «Зачем? Какой?» (разрешение противоречий).  
Декабрь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт№4 «Тонет, не тонет», «Подводная лодка из яйца» Игра «Зачем? Какой?» (разрешение противоречий).  
2. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №22 «Чудо – весы».   Игра «Рукам своим не верю».  
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт №15»Соломинка-пипетка». «Соломинка-флейта».   Игра. «Угадай по звукам». (Метод психологической активизации мышления – синектика).  
4. В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт№2"Наживка для льда».   Игра «Дорисуй картинку» (системный подход к окружающему миру).  
   
             

 

 

Январь 1.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №5 «Цветы лотоса» Моделирование МЧ
3. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№16 «Соломинка-рапира». Игра «Вперед - назад».
2. «Царство растений» Опыт №1 «Всасывание воды». Системный оператор «тюльпан».
Февраль 1. В стране физических и химических веществ. Опыты на определение силы тяжести, давлении, трения. Опыт№17 «Сильная газета» Системный оператор «газета».
2. В стране физических и химических веществ. Магнетизм. Опыт №28 «Вися на голове, или можно ли висеть на голове?» Игра «Летает, не летает». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).
3. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
4.В стране физических и химических веществ. Химия. Опыт№3Куда делся запах? Игра «Хорошо – плохо».
Март 1. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
2. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
3. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
4.В стране физических и химических веществ. Опыты с водой. Опыт №6“Чудесные спички”. Моделирование МЧ

 

 

Апрель 1.Занимательная астрономия Опыт№1Сколько весит воздух? Можно ли поймать воздух?   Моделирование МЧ
2..Занимательная астрономия Первый полет в космос. Системный оператор «ракета»
3..Занимательная астрономия опыт Опыт№4Делаем облако Моделирование МЧ
4..Занимательная астрономия Времена года Системный оператор
Май 1. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
2. «Царство растений». Комнатные растения. Опыт№1 «Вырастим цветок» Системный оператор.
3. Опыты, наиболее понравившиеся детям  
4. Опыты, наиболее понравившиеся детям  

 

 

Практическая часть.

Блок 1 «В стране физических и химических чудес».

Содержание этого блока позволяет сформировать у ребенка материалистические представления об объектах и явлениях, умение устанавливать причинно следственные связи, практические навыки экспериментально - исследовательской деятельности, развивать креативное системное мышление, Познавательные способности, самостоятельность. Этот блок предусматривает мотивированную подготовку детей к дальнейшему изучению предметов естественнонаучного цикла в школе.

Так же содержание этого блока впервые знакомит детей с химическими реакциями. Они узнают о том, что некоторые вещества при контакте друг с другом подвергаются превращениям и образуются новые вещества.

Опыты с водой.

Вода один из главных источников жизни на Земле воды много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

Опыт №1“Есть ли у воды вкус?”. Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).

С помощью МЧ можно выложить модель любого вещества или предмета. Например: после проведения опыта “Есть ли у воды вкус?”.

Воспитатель просит детей выложить модель стакана с водой. (Если дети плохо знакомы с маленькими человечками, можно раздать вырезанные из бумаги формы стакана).

Выкладывая модель, дети дают объяснение.

Воспитатель. Ребята, из каких человечков состоит стакан?

Дети. Из твердых человечков, они стоят рядом и держатся друг за друга руками и ногами. (Дети выкладывают с помощью твердых человечков стакан).

Воспитатель. А человечки очень крепко держатся друг за друга?

Дети. Нет. Потому что стекло не прочный материал, его легко разбить.

Воспитатель. Что находится в стакане?

Дети. В стакане налита вода, ее мы выкладываем с помощью человечков жидкости. Они стоят рядом друг с другом, но за руки не держатся, потому что вода жидкая. В воде еще есть газообразные человечки, пузырьки воздуха, их можно увидеть на стенках стакана. (Дети заполняют модель стакана человечками жидкости и добавляют немного газообразных человечков).

Воспитатель. Что я опускаю в воду, и какими человечками мы обозначаем это вещество?

Дети. Вы опускаете в стакан с водой сахар. Крупинки сахара состоят из твердых человечков. (Добавляют твердых человечков попарно, они обозначают кристаллы сахара).

Воспитатель. Что происходит при помешивании.

Дети. Твердые человечки сахара растворяются (убирают твердых человечков) и придают сладкий вкус воде.

 

Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода).

«Чем пахнет вода?». Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую воду. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). Моделирование МЧ аналогично.

Опыт№2 “Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превращается в газ).

Моделирование МЧ.

В. Ребята, выложите, пожалуйста, из маленьких человечков тарелку. Из каких человечков она состоит?

Д. Из твердых человечков.

В. Что мы делаем дальше?

Д. Мы наливаем в тарелку немного воды. Ее мы обозначим жидкими человечками.

Затем мы нагреваем тарелку с водой на огне. Огонь мы выложим из газообразных человечков.

В. Что произойдет с жидкими человечками, когда вода начнет нагреваться?

Д. маленькие человечки воды начинают быстро бегать, вода закипает и жидкие человечки превращаются в газообразные.

Опыт №3“ Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).

Опыт№4“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).

“Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

Опыт№5“ Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются).

Моделирование МЧ.

В. Из чего сделан наш цветок?

Д. из бумаги. Она состоит из твердых человечков, но они не очень крепко держатся за руки, потому, что бумагу легко порвать. (делают модель цветка из МЧ)

В. Что произошло с бумагой, когда мы наш цветок опустили в воду?

Д. Маленькие человечки воды начинают проникать между твердыми, бумага намокает и становится тяжелой, и лепестки разгибаются.

Опыт №6“ Чудесные спички”. Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться). (Работа с МЧ аналогична моделированию при проведении опыта «Цветы лотоса»).

Опыт №7 “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать).

Моделирование МЧ при проведении опыта «Подводная лодка из винограда».

Дети выкладывают модель стакана.

Воспитатель.

Что я наливаю в стакан? Какими человечками можно это обозначить?

Дети. Вы наливаете газировку, она состоит из человечков воды и газообразных человечков, их больше чем в обычной воде, так как в газированную воду добавляют газ.

Воспитатель. Что я сейчас опускаю в стакан? Что происходит?

Дети. Опускаем в стакан с газировкой виноградинку, она состоит из твердых человечков. Человечки газа облепляют виноградинку и поднимают и опускают виноградинку.

Воспитатель. Что происходит потом?

Дети. Человечки воздуха исчезают, испаряются, и ягодка опускается на дно.

(все действия дети моделируют с помощью маленьких человечков).

Опыт№8 “ Можно ли склеить бумагу водой?”

Берем два листа бумаги и двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающим действием).

Моделирование МЧ.

Воспитатель. Ребята, мы с вами с помощью маленьких человечков изобразим этот опыт.

Для начала смоделируйте, пожалуйста, лист бумаги. Из каких человечков он состоит?

Дети. Из твердых человечков. Они держатся друг за друга, но не очень крепко. Так как бумагу легко порвать, расстричь. (Дети выкладывают с помощью твердых человечков прямоугольник).

Воспитатель. Что происходит дальше?

Дети. Мы смачиваем лист бумаги водой. (Поверх твердых человечков, дети выкладывают слой из человечков жидкости). Но на бумаге, в воде есть еще газообразные человечки. Так как они легкие, подвижные и везде проникают. (Добавляют газообразных человечков).

Воспитатель. Что происходит дальше?

Дети. Мы кладем сверху другой лист бумаги. (Моделируют сверху лист бумаги).

Воспитатель. Что произойдет, когда я нажму на верхний лист бумаги?

Дети. При нажатии лишние человечки воды и воздуха выдавливаются. И листы приклеиваются друг к другу.

Капля шар”.

Берем муку и брызгаем из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

 

С помощью маленьких человечков можно смоделировать и объяснить ход многих приведенных опытов.

При проведении опытов с водой, в первую очередь мы должны вспомнить все, что мы знаем о воде. И в зависимости от темы и цели проводимой работы мы заполняем системный оператор. Это позволяет более быстро, широко и четко, раскрыть тему. Например:

Системный оператор «Вода»

Вещество Вещество. Вещества.
Налили из под крана. Вода (в стакане). Этот экран заполняется в зависимости от опыта. Например: сладкая вода.
Маленькие человечки жидкости.   Маленькие человечки жидкости. Стакан из стекла, пластика. Маленькие человечки жидкости и твердые человечки сахара.

 

Водоем. Коммуникации. Вещество. Вещество.  
Река – фильтры - трубы Вода в кране Вода (в стакане).
Вода. Сетки, уголь, очищающие вещества. Железо. Маленькие человечки жидкости. Маленькие человечки жидкости. Стакан из стекла, пластика.

 

Водоемы Водоем Водоем
Ручей. Родник Река Море
Камни, вода, песок,земля. Вода, рыбы, насекомые, растения, песок, камни, ил. Соленая вода, животные, рыбы, растения, песок, камни.

 

В небе. Осадки На земле
Туча Дождь Лужа.
Воздух, заряженные частицы, вода. Вода Вода, земля.

 

В небе. Осадки На земле  
Туча Снег Сугробы
Воздух, заряженные частицы, вода. Вода Снег

 

 

Стоить отметить, что не обязательно заполнять все экраны «Системного оператора, это зависит от цели занятия. Можно рассмотреть вещество, заполнив экраны 1,2,3. То есть что это такое, или, где находится и из чего состоит. Можно рассмотреть вещество и его будущее, или вещества и его прошлое.

 

Опыты на определение давления, силы тяжести, силы трения.

Опыт№9 Что быстрее коснется земли. С одинаковой высоты опускаем разные предметы (попарно) и определяем, какой предмет быстрее коснется земли. Предметы могут быть разными, например: резиновый мяч, металлический и деревянные шарики, воздушный шар, перо, кусочек ваты, лист бумаги, и.т.д.

Игра «Что из чего». (Системный подход к окружающему миру).

Цель:

Учить детей разбирать любой предмет на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход.

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Ребенок должен назвать не только часть, но и назвать количество этих частей в данном предмете.

 

Опыт №10 Разбегающиеся зубочистки.

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Игра: «Назови предметы по свойствам». (Системный подход к окружающему миру).

Цель:

Закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.

Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Ход:

Воспитатель предлагает назвать три или более предмета, которые могут сочетать два или три названых признака. Признаки предметов сначала говорит воспитатель, потом по желанию может называть ребенок.

Сначала воспитатель называет те предметы и их признаки, которые фигурировали в опыте, это поможет закрепить знания об их свойствах. Например:

Белый + сладкий + растворимый =

Прозрачная + мокрая + текучая =

Пенящееся + скользкое + ароматное =

Дальше приводятся любые признаки, пока сохраняется интерес к игре.

Опыт№11 Могучая скорлупа.

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.

1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.

4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Игра «Это мы можем».

Цель:

Закреплять у детей умение формулировать определение объекта, его функции. Учить находить другие объекты, которые выполняют эти (эту) функцию.

Ход:

Дети делятся на команды. Каждой предлагается назвать как можно больше предметов, которые могут, выполнять одну функцию. За каждое слово детям дается фишка. В конце игры подводятся итоги.

Первыми даются такие определения:

Разбивается: яйцо, ваза, окно, тарелка, и.т.д.

Открывается: банка, дверь, книга, шкатулка…

Вылупляется: цыпленок, черепаха, крокодил…

Примерные слова: плывет, горит, растет, ползает, визжит, скрипит, хватает, полощется, умывается, работает, улыбаются, шипит, сверкает, поливает, шумит, тревожится.

Опыт №12 Научи яйцо плавать.

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт№13 "Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Игра «Плавает – не плавает». (Метод, основанный на математическом подходе – простые приемы фантазирования).

Игра проводится аналогично игре «Летает – не летает». Воспитатель называет любой предмет или объект и делает кругообразные движения перед грудью: плавает. Если объект действительно плавает, дети должны повторить движение руками. Но воспитатель может назвать не плавающий объект, а движение сделать. Дети должны не перепутать, тот кто ошибся выбывает из игры.

Аналогично проводятся игры: двигается - не двигается, ползает - не ползает, бегает – не бегает и т. д.

Дальше воспитатель с детьми решает задачи, в которых что-либо непривычное – статичное, становится двигающимся и наоборот. По этим задачам потом придумывается рассказ или сказка.

Опыт №14 Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Опыт №15 Соломинка-пипетка.

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта.

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.

1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.

2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.

Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Игра. «Угадай по звукам». ( Метод психологической активизации мышления – синектика).

Цель:

Развивать у детей представления об окружающем мире звуков, сопровождающих какое-либо действие. Совершенствовать умения имитировать действия так, чтобы оно как бы «изображалось» звуками, т.е. «звучало». Учить отгадывать знакомые действия, не видя их, только по символическим звукам, их характеризующих.

Перед игрой необходимо приготовить несколько предметов, способных издавать звуки, или из которых можно извлекать звуки.

Ход.

Воспитатель говорит, что они сегодня сделали замечательную флейту из соломинки, и спрашивает, какие музыкальные инструменты они знают.

Но «звучать» могут не только музыкальные инструменты, но и предметы, окружающие нас. И предлагает проверить, насколько ребята внимательны, и смогут ли они угадать эти звуки.

Дети делится на две команды.

Одна команда изображает, стараясь «звучать» громко и отчетливо. Или действовать предметами, которые звучат. Например: шумно размешивать сахар в чашке с чаем, громко жевать, открывать и закрывать дверцу шкафа, идти, прыгать, отбивать мяч, надувать шарик, водить карандашом по листу бумаги, сворачивать, комкать бумагу, и т.д.

Отгадывающая команда сидит спиной к «артистам». За каждый правильный ответ вручается жетон.

Потом команды меняются местами. Подводятся итоги.

Опыт№16 Соломинка-рапира.

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.

1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.

2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Опыт №17 Сильная газета.

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.

1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.

2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.

3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.

В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

 

 

Опыт№18 Могучее дыхание.

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.

1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.

2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.

3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.

4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.

Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Игра «Так бывает или нет». (Метод психологической активизации мышления – морфологический анализ).

Цель.

Учить детей определять, с помощью колец Луллия, место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.

Развивать воображение, образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.

Ход.

Воспитатель говорит детям. Что они смогли найти другое применение для одежной вешалки. Спрашивает, для чего она нужна, что хорошего в ее применении, а что плохого. После ответов детей, воспитатель хвалит детей и предлагает проверить с помощью Колец какие они аккуратные, как умеют прибирать вещи на свои места.

На первом кольце разложены картинки с предметами. На втором места, где эти предметы находятся. Наприме



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: