Для содержательного анализа использован вариант 33336 КИМ из числа выполнявшихся в Мурманской области.
Средний процент выполнения заданий базового уровня сложности составил 70,22%, что несколько выше, чем в 2018 году (68,7). При этом необходимо отметить, что уровень выполнения заданий данного уровня сложности значительно различался среди выпускников, получивших отметки «2», «3», «4», «5» (таблица 15).
Выполняя задания базового уровня сложности, выпускники показали хорошее владение фактическим материалом, продемонстрировали владение простейшими картографическими умениями измерять расстояния, определять направления, читать и анализировать синоптическую карту.
Не вызвало затруднений у девятиклассников выполнение заданий 18-19 с проверяемыми элементами «Географические модели: географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы». И слабоуспевающие, и сильные выпускники показали хорошие результаты. Средний показатель выполнения – 86,19%. В данной линии заданий проверялись умения школьников определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположения географических объектов. С помощью условных обозначений, указанных на фрагменте топографической карты, внимательному выпускнику несложно найти нужные географические объекты и определить направление.
Характерные ошибки выпускников нашего региона при выполнении заданий базового уровня сложности связаны с неправильным округлением полученного ответа до целого числа, неумением работать с масштабом либо с отсутствием у них на экзамене линейки.
Рассмотрим задания базового уровня сложности, с которыми выпускники справились менее успешно.
|
Задание 12 проверяло знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем (мероприятия для борьбы с эрозией почв в зоне степей - 59,30% успешности выполнения). Традиционно, тема «Почвы» вызывает у учеников затруднения, особенно это касается нашего региона, т.к. растениеводство как отрасль хозяйства в Мурманской области практически отсутствует, почвенный покров имеет свои особенности, поэтому тема в практическом плане для школьников абстрактна. Следует отметить и возможный факт слабого акцентирования внимания и недостаточной отработки материала при изучении данной темы в 8 и 9 классах.
Задание 16 предполагало определение доли лиц старше трудоспособного возраста в возрастной структуре населения России. Для успешного решения задания данного типа нужны хорошо сформированные математические навыки и внимательное прочтение задания. Несформированность данных умений привели к тому, что процент выполнения задания составил всего 44,05%, при этом многочисленные ошибки совершили как ученики, получившие на экзамене отметку «3», так и ученики, справившиеся с экзаменационными заданиями на «4».
Низкий процент успешности показало и выполнение задания № 22 базового уровня сложности (54,43%). Задание проверяло умение выбрать необходимую карту и проверяло умения, составляющие основу географической грамотности.
Задание 26 традиционно успешно выполняется выпускниками, но в 2019 году с ним успешно справились только 54,38% выпускников. Типичные ошибки при его выполнении, вероятно, связаны с невнимательным прочтением самого задания (расположить горные породы по возрасту образования, начиная от самых молодых). Многочисленные ошибки при выполнении данного задания допустили выпускники, получившие на экзамене отметку «2». Учителю географии при подготовке учащихся к выполнению заданий указанной линии необходимо акцентировать их внимание на детали вопроса: следует записать цифры от меньшего к большему или от большего к меньшему и т.п.
|
Экзаменационная работа на ОГЭ по географии в 2019 году содержала задания повышенного уровня с ответом в виде числа или последовательности цифр и одно задание с развернутым ответом. Средний процент выполнения заданий повышенного уровня сложности составил 51,7%. Сформированные на хорошем уровне знания и умения выпускники продемонстрировали при выполнении заданий:
- № 9 – 68,61% выполнения (определение миграционного прироста населения с помощью данных таблицы);
- № 17 – 71,79% (определение численности населения и ранжирование городов России с помощью карт атласа);
- № 20 – 80,56% (решение практических задач с помощью чтения и анализа топографической карты);
- № 25 -58,20% (определение достопримечательностей регионов России с помощью слоганов);
- № 29 – 72,81% (географические следствия движения Земли).
При этом необходимо отметить, что процент выполнения данных заданий у не справившихся с работой невысокий. Например, задание № 25 выполнили только 8,64 % учащихся. Неудовлетворительных результатов можно избежать, пошагово, по определенному алгоритму действий, прорабатывая с данной категорией выпускников задания ФИПИ. Выпускник должен чувствовать себя успешным в решении тех заданий, которые он в силах решить, прорабатывая их при поддержке своего учителя на протяжении учебного года
|
Среди заданий повышенного уровня сложности по-прежнему у выпускников вызывают затруднения вопросы: № 14 – 44,05 % выполнения (определение географических координат), № 27 – 23,76% (чтение климатограмм), № 28 – 35,64% (умение выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости), № 30 – 9,87% (определение субъекта РФ по заданным характеристикам). Учителям географии стоит уделять особое внимание формированию у школьников картографической предметной компетенции, использование картографического материала обязательно на каждом уроке географии с 5 по 11 классы.
Среди заданий высокого уровня сложности выпускники успешно справились с заданием № 21 (чтение топографической карты с целью определения правильно составленного профиля) – 80,56% успешности выполнения.
Большие затруднения у выпускников вызвало задание № 23 - знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Учащиеся не смогли продемонстрировать понимание специфики географического положения и административно-территориального устройства России, особенностей её природно-хозяйственных зон.
Географические задачи с развёрнутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.
Анализируя выполнение заданий с развернутым ответом (15,20,23), следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами, успешность их выполнения стала несколько выше. Наибольший процент выполнения у задания № 20 (80,56%). В этом задании проверялось умение сравнить с помощью топографической карты пригодность территории для использования в заданных целях. В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи.
Менее успешно выполнено задание № 15 (46,68%). Более половины выпускников не смогли правильно объяснить причины сохранения многолетней мерзлоты в Якутии
Большие затруднения у выпускников 2019 года вызвало задание № 23 (тема – «Хозяйство России»). Только группа сильных выпускников показала понимание специфики географического положения и административно-территориального устройства России, особенностей её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Группа «средних» и «слабых» выпускников справились с выполнением задания значительно ниже запланированного уровня.
Рассматривая итоги выполнения заданий по основным разделам содержания, следует отметить, что в 2019 году выпускники показали хороший уровень усвоения темы «Источники географической информации» (задания 1,14,18,19,20,21). Средний процент выполнения всех заданий данной темы составил 73,79%
Проблемным явилось определение географических координат: с ним справилось менее половины сдававших экзамен.
Хуже выполнены задания, относящиеся к разделу «Природа Земли и человек» (№10, 11,15,26,27,29). Средний процент выполнения – 57,27%.
Невысокие результаты продемонстрировали выпускники при выполнении заданий из раздела «Материки, океаны, народы и страны». Это говорит о необходимости систематического повторения материалов предыдущих лет обучения.
На протяжении последних лет постоянно констатируется факт, что вопросы из раздела «География России» выполняются выпускниками на недостаточно хорошем уровне. Умение определять географические объекты (регионы России, страны, природные зоны) по их признакам проверялось заданиями повышенного уровня сложности с географическими текстовыми описаниями. Определение регионов России дополнительно проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом с определением географических объектов по признакам справились менее половины аттестуемых. При этом, с заданиями данного типа, как правило, справлялись хорошо подготовленные учащиеся. Таким образом, данное умение можно считать сформированным, но в основном у выпускников, получивших на экзамене отметки «4» и «5».