Оператор присваивания LET.




Происхождение языка.

В прошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземным населением, выделил из английского языка самую простую и распространенную его часть, содержащую около 300 слов и почти не имеющую грамматики. Это подмножество языка, названное Basic English, действительно оказалось весьма простым для усвоения и потому вскоре завоевало популярность не только среди туземцев, но и среди эмигрантов.

Подобную цель создания средства для расширения и облегчения контакта, только не между людьми, а между людьми и компьютером, поставили перед собой сотрудники Дартмундского колледжа Дж.Кемени и Т.Курц, разработавшие в 1964 году язык BASIC (от англ. B eginner’s A ll — purpose S ymbolic I nstructiоn C ode — многоцелевой язык символических команд для начинающих). Благодаря своей простоте по сравнению с другими языками программирования, а главное, способности работать в диалоговом режиме с пользователем, язык BASIC уже в 1970 году, получив поддержку таких мощных фирм, как GENERAL ELECTRIC и IBM, практически стал одним из самых популярных языков программирования для персональных компьютеров.

Существует немало различных версий языка, что обусловлено его адаптацией к различным типам компьютеров. Но главное преимущество — диалоговый режим работы — сохраняется во всех версиях.

Современная версия языка — QBASIC для IBM PC — позволяет профессионально использовать все современные методы и технологию программирования.

 

Алфавит языка.

1) Латинские буквы — используются для набора команд языка и идентификаторов.
ВНИМАНИЕ! Команды и имена величин записываются только латинскими буквами и, хотя некоторые буквы обоих алфавитов схожи по написанию (А,О,К,М), компьютер их различает, так как они имеют разный числовой код.

2) Буквы русского алфавита — используются для вывода сообщений и комментариев.

3) цифры от 0 до 9.

4) Знаки арифметических действий:

сложение + умножение *
вычитание - деление /

 

5) Знаки отношений:

меньше < меньше или равно <=
больше > больше или равно >=
равно = не равно < >

 

6) Специальные знаки:

точка . запятая , двоеточие :
точка с запятой ; скобки () кавычки
восклицательный знак ! вопросительный знак ? знак доллара $
процент % коммерческое “И” & апостроф

.

 

Величины.

1) Числовые константы.

Числовые величины в QBASIC делятся на целые и вещественные. Способ изображения десятичных дробей отличается от традиционного тем, что вместо знака запятой, разделяющей целую и дробную части числа, используется точка.

Например: 1,45 ® 1.45
0,5 ®.5

Вещественное число можно записать двумя способами:
а) Число записывается с десятичной точкой, за которой должна следовать хоть одна цифра. Такая запись числа называется представлением числа с фиксированной точкой.
б) Десятичная дробь записывается как целое или вещественное число, умноженное на целую степень числа десять. Это показательная форма записи с плавающей точкой.

Например: 5е+2 ®5*102 ®5*100=500
3е-3 ®3*10-3 ®3*0,001=0,003
.25е+3 ®0,25*103 ®0,25*1000=250
.5е+2 ®0,5*102 ®0,5*100=50

8) Символьные константы.

Символьные константы записываются в виде последовательности символов, заключенных в кавычки. Длина символьной величины (т.е. количество символов внутри кавычек) в разных версиях языка и на разных компьютерах варьируется от 1 до 32767 символов.

 

9) Переменные.

Переменной называется величина, значение которой изменяется в ходе работы программы. Переменная характеризуется именем, типом и значением.

Имя переменной (идентификатор) — это последовательность из произвольного количества латинских букв, арабских цифр и, в отдельных случаях, специальных знаков. Однако при выборе имени следует помнить, что первый символ обязан быть буквой!

Например: В, А1, СDX, WORD$, X%, ас — верно.
1В, $АВС, %Х — неверно.

С другой стороны QBASIC не различает написание строчных и прописных букв в идентификаторах, таким образом имена Abc и aBc будут считаться именем одной переменной. Служебные слова нельзя использовать в качестве имен переменных, меток и функций.

Тип переменной (например, строковый, целый, вещественный, длинный целый, вещественный двойной точности) определяется множеством значений, которые может принимать данная переменная.

После имени символьной переменной ставят знак $, а после имени целочисленной — знак %. Если имя не содержит этих знаков, то по умолчанию она считается вещественной.

Все переменные в программе можно разделить на три группы — аргументы, результаты и промежуточные. Аргументы — это исходные данные программы, результатами являются полученные после выполнения программы данные, а промежуточные величины используют во вспомогательных целях или для обмена данными.

1 Дополнительная информация: Тип величины можно описать суффиксами ($, % и т.д.) и специальными операторами —
DEF тип список переменных. Например, целочисленные переменные программы можно описать следующим образом: DEF INT а, b, c

После выполнения этого оператора переменные а, b, c будут считаться целочисленными.

В случае описания символьных переменных в начале программы можно написать:
DEF STR x, y — переменные x и y программа будет считать символьными.

 

Выражения.

Все выражения в программе должны быть записаны по правилам языка:

а) Выражения должны быть записаны в виде линейной цепочки символов. Например: а0 ®а0
х10®х10
б) Нельзя опускать знаки операций.
Например: 3а®3*а
а(в+с) ®а*(в+с)
в) Операции и функции записываются в соответствии с таблицей:

Математическая запись Запись на QBASIC’е Смысловое значение
|х| модуль х abs(x) |х|= х, если х>=0 -x, если x<0
кв.корень из х sqr(x) арифметич. корень из числа х (x>=0)
аb а в степени b a^b степенная функция
sin x синус х sin(x) тригонометрическая функция
cos x косинус х cos(x) тригонометрическая функция
знак числа sgn(x) 1, x>0 sign x= 0, x=0 -1< x<0
tg x тангенс х tan(x) тригонометрическая функция
arctg x арктангенс х atn(x) тригонометрическая функция
ln x нат.логарифм от х log(x) логарифмическая функция

1 Дополнительная информация:

INT(x) — наибольшее целое, меньшее х;

cint(x) — округление по математическим правилам;

fix(x) — целая часть числа х;

x mod y — остаток от деления х на у;

х \ у — целочисленное деление х на у.

 

Задача.

Переведите выражения в линейную форму.

 

1) sqr(x1^2+x2^2)

ответ:

2) (a+b)/(c+d)мой ответ a*b/(c+d)

 

3) (a+b)/c+dмой ответ (a+b)/(c+d)

 

Глава 2. “Операторы языка. Линейные программы. ”

Оформление программ.

Главной частью программы является последовательность инструкций, которую должен выполнить компьютер. Эти инструкции принято называть операторами языка, а всю последовательность инструкций — программой.

После служебного слова, означающего название оператора, обязательно ставится пробел.

В отличие от старых версий языка, в которых каждая строка программы нумеровалась, QBASIC не требует обязательной нумерации.

Если на одной строке записывается несколько операторов, то их отделяют друг от друга двоеточием. Набор строки на компьютере заканчивается нажатием клавиши {Enter}. Заканчивается программа оператором конца программы — END.

Элементы команды можно разделять произвольным количеством пробелов. Допускаются также и пустые строки. QBASIC сам форматирует строки — переводит строчные буквы служебных слов в прописные и расставляет пробелы.

Правила хорошего тона в программировании рекомендуют использовать для блоков команд различного уровня вложенности разные отступы от левой границы строки — так программу легче читать.

Например:

FOR K=1 TO 10 STEP 1

PRINT K

PRINT K^2

NEXT K

Любую команду в программе можно снабдить поясняющим текстом — комментарием, который начинается служебным словом REM.

Комментарии используются исключительно для удобств того человека, который будет читать или проверять Вашу программу.

Например: REM Это моя первая программа.

Служебное слово REM можно заменить знаком апостроф:

‘ Это моя первая программа.

С другой стороны не стоит злоупотреблять большим количеством комментариев и комментировать очевидные действия.

Для того, чтобы при выводе результатов выполнения программы на экране не было лишних данных, в начале программы целесообразно поставить оператор очистки экрана CLS.

 

Оператор присваивания LET.

Память компьютера можно сравнить с раздевалкой в детском саду, где имеется какое-то количество шкафчиков для одежды — в программе это переменные. На каждом шкафчике наклеена определенная картинка, отличная от других — это имена переменных. Когда дети приходят в детский сад, они вешают одежду в эти шкафчики — это значение переменных. Часто для значения величин отводится сразу несколько ячеек.

Для того, чтобы задать значение какой-нибудь переменной в память, чаще всего пользуются оператором присваивания.

ОБЩИЙ ВИД:

LET имя переменной = выражение

 

В современных версиях языка разрешается опускать служебное слово LET, таким образом оператор присваивания примет вид:

Имя переменной = выражение

 

Работа команды делится на два этапа:

1 этап Вычисляется значение выражения, стоящего в правой части команды.

2 этап Полученное значение присваивается переменной, имя которой стоит в левой части команды. Если такой переменной еще нет, то компьютер заводит ее и помешает значение туда.

ВНИМАНИЕ! В команде присваивания типы переменной и выражения должны быть согласованы: нельзя числовой переменной присваивать символьное значение и наоборот.

Команду присваивания нельзя отождествлять со знаком равенства.

Читать команду А=5 следует таким образом: “Переменной А присвоить значение 5.” или просто “А присвоить 5”.

Команду А=А+1ЯЯЯЯЯ ЗДЕСССССССССССССССССЬЬЬЬЬЬЬЬ следует понимать следующим образом. Выше описаны два этапа работы команды присваивания: на первом этапе вычисляется значение А+1. Для компьютера А — это не буква, а переменная с именем А, в которой лежит какое-то значение. Таким образом компьютер к этому значению прибавит 1. Полученное число 6 на втором этапе будет помещено в переменную, имя которой записано слева, т.е. в переменную А. Старое значение будет заменено новым.

При записи выражений в команде присваивания необходимо помнить о приоритете операций:

1) возведение в степень и действия в скобках.

2) умножение и деление.

3) сложение и вычитание.

Задача 1.

Какие значения последовательно будет получать переменная Х при выполнении следующих команд

Х=10

Х=Х+5

Х=Х/3

Х=Х*2+1?

Решение:

Х=10

Х=Х+5 ® Х =10+5= 15 ® Х=15

Х=Х/3 ® Х =15/3= 5 ® Х=5

Х=Х*2+1 ® Х =5*2+1= 26 ® Х=26

Задача 2.

Определите, какие значения будут присвоены переменным А, В и С в результате выполнения действий.

а) A$=“РАДИО”

В$=“СЛУШАТЕЛЬ”

С$=А$+В$

Решение: С$=“РАДИО”+”СЛУШАТЕЛЬ”=“РАДИОСЛУШАТЕЛЬ”

б) А=5

В=А+4

С=А+В

Решение: А=5

В=5+4=9 ® В=9

С=5+9=14 ® С=14

Задача 3.

Найдите ошибку в программе:

а) А=5

В$=6 — Ошибка! Символьной переменной присваивается числовое значение.

б) А=13

В$=“число”

С=А+В$ — Ошибка! Числовой переменной присваивается сумма переменных разных типов.

Задача 4.

Запишите команды в результате выполнения которых значения переменных А и В поменяются.

Решение: Эту задачу можно решить двумя способами — с помощью вспомогательной переменной и с помощью встроенной функции SWAP.

Рассмотрим первый способ:

X=A:REM запомнили значение переменной А

A=B:REM переменной А присвоили значение переменной В

B=X:REM В присвоили Х, т.е. значение переменной А.

Второй способ:

Обмен значений переменных с помощью оператора SWAP переменная 1,переменная 2

Например, SWAP А, В.

 

Оператор PRINT.

Оператор PRINT осуществляет вывод на экран алфавитно-цифровой информации и результатов вычислений.

Общий вид оператора PRINT:

PRINT V список вывода

В списке вывода могут быть как числовые и строковые константы, так и имена переменных.
Например:

ОПЕРАТОР ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ
PRINT 15 Выводит на экран число 15  
PRINT “число” Выводит на экран текстовую константу “число” число
PRINT  А Выводит на экран значение переменной А(при А=5)  
PRINT  10*3.1 Выводит значение выражения  

 

Список вывода может содержать смешанные данные, т.е. и константы, и величины. Данные в списке могут быть разделены “;” или “,”. В конце списка так же может стоять один из этих знаков.

Чтобы элементы списка вывести подряд в одной строке, в операторе PRINT их разделяют запятыми или точкой с запятой. Если же этот знак стоит в конце списка вывода, то следующая команда PRINT продолжит вывод в этой же строке.

Если элементы списка разделены точкой с запятой, то они выводятся в одной строке через одну позицию. Элементы списка вывода, разделенные запятыми, выводятся каждый с новой зоны строки. Строка разбивается на зоны по 14 символов.

Пример:

А=5

PRINT “КОМПЬЮТЕР”

PRINT “А=“;А

PRINT А*10;А*100;А*1000

PRINT 2,4,6;

PRINT “-- четные числа”

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: