Деятельность юрисконсульта предприятия основана на должностной инструкции, в которой указаны требования, предъявляемые к работе юрисконсульта, его функции, права и обязанности. Во время ознакомительной практики изучила должностную инструкцию юрисконсульта КСУП «Красный боец». Рассмотрим, какие положения там содержались.
Должность юрисконсульта может занимать лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (юридическим) образованием, не менее 5 лет.
Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации.
В своей деятельности юрисконсульт руководствуется:
– действующим законодательством;
– приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
– уставом организации;
– правилами трудового распорядка;
– положением о юридическом отделе;
– настоящей должностной инструкцией.
Юрисконсульт должен знать:
– законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации;
– нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности организации;
– гражданское, трудовое, финансовое, административное право;
– основы налогового, экологического законодательства;
– порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности организации;
– порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений;
|
– порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;
– основы экономики, организации труда и управления;
– средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Функции юрисконсульта
На юрисконсульта возлагаются следующие функции:
2.1 Разработка документов правового характера;
2.2 Обеспечение методического руководства правовой работой в организации;
2.3 Осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины;
2.4 Учет, хранение действующих нормативных правовых актов, своевременное внесение отметок об изменениях в них;
2.5 Оказание консультационных услуг работникам организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, оказание содействия в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций юрисконсульт осуществляет следующие обязанности:
3.1 Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера;
3.2 Руководит правовой работой в организации и оказывает методическую помощь ее структурным подразделениям и общественным организациям в оформлении различного рода правовых документов;
3.3 Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий;
3.4 Подготавливает совместно с другими подразделениями организации материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
|
3.5 Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации;
3.6 Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки соответствующих предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности организации;
3.7 Оформляет в соответствии с установленным порядком документы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
3.8 Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности;
3.9 Контролирует своевременность представления справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии;
3.10 Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в организации;
3.11 Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих нормативных правовых актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств;
|
3.12 Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв, а также в разработке предложений по совершенствованию деятельности организации;
3.13 Информирует работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, обеспечивает ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности;
3.14 Консультирует работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера;
3.15 Осуществляет в установленном законодательством порядке работу по организации закупок товаров (работ, услуг), в том числе для государственных нужд, на конкурсной (иным видам процедур закупок) основе;
3.16 Разрабатывает (участвует в разработке) и готовит к утверждению проекты годовых планов по закупкам с учетом средств, выделенных организации на очередной финансовый (бюджетный) год для осуществления процедур закупок;
3.17 Обеспечивает своевременное размещение информации о государственных закупках (за исключением закупок, сведения о которых могут составлять государственные секреты) в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте;
3.18 Осуществляет маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, анализирует информацию, необходимую для осуществления процедур закупок. Обеспечивает составление задания на закупку либо составление конкурентного листа в зависимости от вида процедуры закупки;
3.19 Осуществляет процедуры согласования (экспертизы) задания на закупку с вышестоящим органом, с уполномоченными органами государственного управления в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами;
3.20 Участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии в установлении квалификационных требований к участникам закупок; в проведении конкурсов на закупки или процедур запроса ценовых предложений, оформлении конкурсного листа закупки из одного источника;
3.21 Оформлении необходимых конкурсных (иных видов) документов в соответствии с установленными требованиями;
3.22 Представляет в установленном порядке конкурсные документы (иные виды документов) для ознакомления участников закупок;
3.23 Регистрирует в установленном порядке поступившие конкурсные (ценовые) предложения;
3.24 Осуществляет работу (участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии) по проверке предложений (конкурсных, ценовых) на их соответствие требованиям конкурсных документов (запроса ценовых предложений). При необходимости обеспечивает приведение конкурсных предложений в соответствие с требованиями конкурсных документов, запрашивает у участников процедур закупок дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений (конкурсных, ценовых);
3.25 Изучает документы, подтверждающие квалификационные данные участников процедур закупок. Проводит совместно с конкурсной (ценовой) комиссией оценку квалификационных данных (конкурсных предложений) участников процедур закупок в соответствии с критериями и способом, указанным в конкурсных документах;
3.26 Осуществляет в установленном законодательством порядке процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Готовит необходимые документы (справку о процедуре закупки, конкурентные листы, дополнения к заданию на закупки и пр.) при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров для государственных нужд;
3.27 Участвует в разрешении разногласий, связанных с проведением процедур закупок. Готовит материалы по претензиям к поставщикам (подрядчикам, исполнителям), согласовывает с ними изменения условий заключенных договоров;
3.28 Оказывает консультационные услуги участникам процедур закупок по вопросам, входящим в его компетенцию. Взаимодействует с органами государственного управления, иными организациями при осуществлении процедур закупок. Составляет установленную отчетность;
3.29 Осуществляет составление претензий и исков к контрагентам, предоставление в установленном порядке интересов организации в судах, органах прокуратуры, органах внутренних дел и иных государственных органах при взыскании дебиторской задолженности;
3.30 Ежемесячно истребует от бухгалтерского подразделения актуальную базу данных имеющейся дебиторской задолженности;
3.31 При наличии у контрагента неисполненного обязательств в пользу предприятия, срок образования задолженности по которому превышает 30 дней, дать указания об отказе в заключении или продлении договоров с этим контрагентам за исключением случаев, когда неисполнение обязательств связано с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон;
3.32 Выполняет разовые служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Права
Юрисконсульт имеет право:
4.1 Знакомиться с проектами решений руководства организации, содержащими вопросы, касающиеся его деятельности;
4.2 Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией;
4.3 Сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках в деятельности отдела (организации), выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению в пределах своей компетенции;
4.4 Запрашивать у подразделений организации и отдельных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
4.5 Привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае – с разрешения руководителей;
4.6 Требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.
Ответственность
Юрисконсульт несет ответственность:
5.1 За ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;
5.2 За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
5.3 Несет персональную ответственность за соблюдением сроков и порядка предъявления претензий, подачи исков, обжалование судебных решений, а также сроков исковой давности при взыскании дебиторской задолженности;
5.3 За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.