Почему в России не любят журналистов?




Почему? - Вот неприятнейший вопрос, ответ на который должно найти для себя в первую очередь само журналистское сообщество. Пока журналисты такими размышлениями себя не очень утруждают, думают, что их необходимо защищать и поддерживать как бы «по определению»: ну как же, ведь мы на вас работаем, мы вас информируем!

Общество же так, похоже, не считает. Стопроцентного доверия журналистам нет ни в одной стране мира. В государствах, наиболее развитых в плане демократии, гражданского общества и институтов СМИ, доверие населения к журналистам по различным замерам колеблется где-то в пределах от 60 до 85%. В России - от 30 до 45%, примерно на уровне Румынии. Люди полагают, что СМИ у нас обслуживают кого угодно, кроме общества: власть, олигархов, себя, любимых. Но главное, в конечном счете, что журналисты слишком много врут. Следует признать, что за все те потоки лжи, которые ежедневно обрушиваются на рядового россиянина, СМИ можно возненавидеть.

<…> Негодяи могут быть обнаружены везде. Однако, как показывает практика, концентрация их все же неравномерна. К примеру, весьма сложно найти профессиональных негодяев-педиатров. Журналисты же, на мой взгляд, подчас хуже дорожных автоинспекторов. Те берут «по совести» - только с реальных нарушителей. Исключения очень редки. А журналисту ничего не стоит оболгать, обесчестить невиновного человека. Более того, подобная деятельность для многих стала вполне легальной частью профессии. И что самое худшее - нормальным, с точки зрения журналистского сообщества, ремеслом.

Как видно из публикаций в сети, в Петербурге абсолютно легально существуют агентства, принимающие заказы на очернение любых фирм и граждан. Существуют десятки СМИ, охотно размещающих у себя соответствующую продукцию. Вот фрагмент рекламы одной из таких контор, размещенный в Интернете, с чувством восхищения любимыми коллегами:

- (этой конторе. - А.З.) «приписывают львиную долю скандалов всех последних выборных кампаний»;

- «это информационная группа, это целый спектр масс-медиа, это тесные и дружеские отношения с большинством СМИ Санкт-Петербурга»;

- (глава этой конторы. - А.З.) «он один из самых мощных креативщиков на этом рынке. Тем более у него есть свой медийный ресурс... в определенных кругах (он) считается непревзойденным гением черного пиара. Говорят, что его медийная организация одновременно обслуживает конкурентов, люто ненавидящих друг друга. Если есть необходимость «замочить»... (кого-либо, то он) - самая подходящая кандидатура. Он замочит».

Тот же Интернет подсказывает, что так рекламируется не доучившийся в свое время на журфаке субъект.

<…> Возьму рекламу другого агентства, возглавляемого иным лидером журналистского сообщества Петербурга. Здесь немного поприличнее: «Приглашаем на работу менеджеров. Обязанности: увязывание интересов клиентов с редакционной работой изданий компании». Нетрудно догадаться: речь идет о том, что в материал журналиста, внешне выглядящий как информационный (объективный, беспристрастный, социально значимый для общества, подготовленный с соблюдением закона о СМИ), за особую плату вмонтируются сведения, рекламирующие клиента или порочащие его противника. Это противозаконно.

Хочу подчеркнуть: я привожу примеры не исключений из практики, а того, что стало сегодня обыденностью, нормой. Это, на мой взгляд, означает, что журналистское сообщество, по сути, предало свою профессию, превратило ее в грязный, криминальный бизнес. Чему сегодня учат вполне официально на некоторых журфаках? Приведу несколько фрагментов из официального учебного пособия:

- Речь идет о людях, которые от сотрудничества с журналистами извлекают определенную выгоду... то есть источниках, которые за свою информацию получают денежное вознаграждение...

- Такой вид взаимоотношений хорош, например, с бизнесменами, которых... наверняка заинтригует ваш вчерашний разговор с руководством налоговой полиции или чиновником экономического ведомства.

- Источники, вынуждаемые к сотрудничеству. Это очень специфический тип источника, который имеет с вами дело только потому, что вы обладаете опасной для него информацией.

-...мы приходим не с пустыми руками, причем те, к кому мы приходим, знают это и понимают собственную выгоду в предоставлении нам информации.

- Журналист должен отдавать себе отчет, ради чего он помогает одной из сторон конфликта облить грязью другую.

- Конечно, не всякую провокацию нужно отвергать. Иногда этот прием очень эффективно используется в журналистике.

Говорят, что начинающие журналисты в восторге от такой учебы и боготворят своих мэтров-учителей. Учителя же учат воровству, подкупу, шантажу, уклонению от уплаты налогов, провокациям - на своем богатом личном опыте?

<…> Кроме явного криминала, который разлагает журналистику, как раковая опухоль, есть еще необразованность, некомпетентность, нежелание проверять факты, есть журналистское тщеславие, стремление возвыситься над всем миром, растоптав героев публикации. Есть нежелание владельцев СМИ нести расходы на оплату сильных профессионалов. В результате на 10 журналистов сегодня, по-моему, в среднем приходится максимум один настоящий. Остальные подчас - просто отбросы общества. И эти люди хотят, чтобы их любили?

<…> Мой вывод прост: порядочные члены медиа‑сообщества должны создать свой союз. С существующим союзом журналистов, по всей видимости, дело уже безнадежно. Я не знаю ни одного случая, чтобы его члены - по крайней мере в Петербурге - предъявили претензии к какому-нибудь своему коллеге в связи с нарушением этики. Журналистская среда присвоила себе статус Бога: СМИ, видите ли, никогда не ошибаются... А журналистская солидарность сегодня, по-моему, хуже воровской. У преступников есть свои правила поведения, пусть аморальный, но кодекс чести. У журналистов правило только одно: что бы ни случилось - защищать своих. Но общество с таким «кодексом журналистской чести» никогда не согласится.

Если «акулы пера и микрофона» действительно хотят быть «четвертой властью», им следует предъявлять к самим себе весьма жесткие требования. Моральная ответственность журналиста за соблюдение этических норм значительно больше, чем рядового гражданина. Ведь ответственность - первое свойство любой настоящей власти. <…>

Публикуется в сокращении.

Источник: Аргументы недели. – 2008. – № 45.

 

Приложение 5.

Е. Токарева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: