ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(специальность 030601 – «Журналистика»)
Ставрополь, 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема журналистского саморегулирования в России на протяжении последних двух десятилетий остается одной из самых актуальных как для науки, так и для отечественного журналистского сообщества. В ряду важнейших условий его реального функционирования стоит требование соблюдения журналистами предписаний профессиональной морали. Выработка такого рода предписаний чаще всего происходит в процессе профессиональных и научных дискуссий, создании научных работ, рефлексивных публикаций журналистов, и получает окончательное оформление в виде профессионально-этических кодексов отдельных СМИ и журналистских объединений разного уровня. На сегодняшний день не существует профессионально-этических документов, охватывающих все сферы журналисткой деятельности и претендующих на безоговорочное их признание и выполнение. Тем не менее, можно констатировать существование набора как общепризнанных, так и спорных профессиональных норм и ценностей, оказывающих непосредственное влияние на отечественную журналистику.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Профессиональная этика журналиста» призвано максимально представить студентам весь существующий набор профессионально-этических норм и тем самым подготовить их к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей. Это достигается путем синтеза на разработанных практических занятиях современной научной информации по вопросам профессиональной журналистской этики и анализа их конкретного воплощения в отечественной и зарубежной журналисткой практике. Пособие ориентировано на активизацию творческой и аналитической работы студентов, что в итоге должно способствовать выработке у них конкретных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.
|
Цель изучения дисциплины:
– способствовать формированию у будущих журналистов общепрофессиональной коммуникативной компетенции в виде умения получать и обрабатывать информацию в соответствии с принятыми в обществе и профессиональной среде этическими стандартами.
Для реализации цели предполагается решение следующих задач:
1. Теоретических, способствующих формированию следующих общенаучных компетенций:
– методологической, предполагающей знание классических и современных концептуальных подходов, объясняющих феномен профессиональной этики;
– социокультурной грамотности, включающей в себя знание основных закономерностей развития социума, места и роли журналиста как представителя особой социальной группы в обществе, а также структуры и функций журналистики как социального института, способствующего трансляции и воспроизводству культурных норм, ценностей, знаний, идей и представлений, образцов поведения.
2. Практических задач, способствующих формированию следующих компетенций:
– общепрофессиональной социально-психологической, предполагающейспособность к самоанализу и рефлексии на всех этапах творческого процесса с позиций предписаний профессиональной морали;
|
– социально-личностной в виде умения гармонично сочетать свои устремления с интересами других социальных субъектов при непосредственном выполнении своих профессиональных обязанностей;
– общенаучной информационной, предполагающей умение будущего журналиста обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию в соответствии с требованиями профессиональной журналистской этики.
3. Воспитательных, способствующих формированию следующих компетенций:
– социально-личностной, в форме умения гармонично сочетать свои устремления с интересами других социальных субъектов и государства в целом;
– общепрофессиональной социально-правовой, предполагающей понимание механизма социального контроля в обществе, а также места и роли журналистики в данном процессе.
Оптимальному решению поставленных задач служит структура курса. В первом разделе «Профессиональная этика журналиста: историко-теоретический аспект» студенты знакомятся с теоретической базой и историей развития журналистской этики. Второй – «Журналистское саморегулирование: практика применения в России и за рубежом » – призван дать студентам конкретные знания в области профессиональной этики и сформировать полный набор обозначенных в Пояснительной записке компетенций.
На очном отделении курс изучается в 5 семестре. На его изучение отводится 36 аудиторных часов в форме лекций и практических занятий. Предусмотрена также самостоятельная контролируемая работа студентов. Форма итогового контроля знаний – зачет.
|
На заочном отделении курс изучается в 7 семестре в объеме 10 аудиторных часов. Предусмотрено выполнение студентами контрольной работы. Форма итогового контроля знаний – зачет.
Данное учебно-методическое пособие состоит из пояснительной записки, планов практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы и интернет-источников. В конце пособия содержатся задания для самостоятельной контролируемой работы, темы контрольных работ для студентов заочного отделения с методическими рекомендациями, а также общий перечень рекомендуемой литературы. В качестве приложений представлены тексты для анализа, рекомендуемые студентам к прочтению при подготовке к практическим занятиям.
Планы практических занятий.
Практическое занятие 1.
Тема: МОРАЛЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭТИКИ
Цель занятия: сформировать у студентов представление о сущности морали как центральной категории этики.
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание категорий «мораль» и «этика».
2. Возникновение и развитие морали в обществе.
3. Возникновение и развитие трудовой и профессиональной морали.
Методические рекомендации:
1. Изучите содержание категорий «мораль» и «этика», используя определения, предложенные в учебном пособии Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава I. «Этично, морально, нравственно... Насочиняли всяких слов!»), статьи Максимова Л.В. «Этика и мораль: соотношение понятий», а также словарные определения указанных категорий из словарей, энциклопедий (на выбор студента) (См. Приложение 9).
2. Используя учебное пособие А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна «Этика» и статью Р.Г. Апресяна «Происхождение морали» (См. Приложение 8), изучите три подхода к вопросу о происхождении и развитии морали (религиозный, натуралистический, социальный). Предложите собственный аргументированный взгляд на данный вопрос.
3. Подготовьте устную характеристику специфики трудовой и профессиональной морали и этапов их формирования в обществе в соответствии с концепцией, изложенной в учебном пособии Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава I. «Этично, морально, нравственно... Насочиняли всяких слов!»).
Индивидуальное задание:
1. Используя предложенный список интернет-ресурсов, письменно подготовьте перечень публикаций по изучаемой теме. В перечне укажите автора, название и полный интернет-адрес размещения публикации. Выделите (письменно) тему, проблему и идею каждого выбранного материала.
Литература:
Основная:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 496 с.
2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006. – 240 с.
Дополнительная:
1. Апресян Р.Г. Происхождение морали // Образовательный ресурсный центр «ЭТИКА». – Доступно: https://www.ethicscenter.ru/en/content/137.htm.
2. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
3. Назаров В.Н. Прикладная этика. – М.: Гардарики, 2005.
4. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – 125 с.
Источники:
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Изд-во СГУ, 2003. – 264 с.
2. Гусейнов А.А. Понятие о морали // Этическая мысль. – Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – Доступно: https://ethics.iph.ras.ru/em/em4/1.html.
3. Киричёк П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140 c. – Доступно: https://refdb.ru/look/1189887-pall.html.
4. Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. – 2003. – Вып. 4. – Доступно: https://ethics.iph.ras.ru/em/em4/2.html.
5. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. – 1072 с. – Доступно: https://ariom.ru/wiki/FJeS.
6. Этика СМИ. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.
7. Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
2. Сайт института проблем информационного права (https://www.medialaw.ru/).
3. Электронная библиотека «Гумер» по гуманитарным наукам (https://www.gumer.info/).
4. Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики (https://www.library.cjes.ru/).
5. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп» (https://www.mediascope.ru/).
Практическое занятие 2.
Тема: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ
Цель занятия: сформировать у студентов представления о профессиональной этике, ее истории и развитии.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России.
2. Соотношение понятий «профессиональная мораль», «профессиональная этика», «деонтология», «этика СМИ».
3. Отношения морали и журналистики.
4. Вопрос о возрасте журналистской морали.
5. Значение работы М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов…» для отечественной журналистики.
Методические рекомендации:
1. Используя статью А.В. Колесниковой «Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России», подготовьте устную характеристику этапов становления отечественной этической журналистской науки.
2. Дайте характеристику понятий «профессиональная мораль», «профессиональная этика», «деонтология», «этика СМИ», используя определения, содержащуюся в учебных пособиях Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава I. «Этично, морально, нравственно... Насочиняли всяких слов!» и К. Вегерлинга «Этика СМИ» (1.1. «Что означает этика средств массовой информации»), а также на основе самостоятельно найденных научных публикаций, словарей.
3. Законспектируйте «сетку связей» морали и журналистики, представленную в учебном пособии Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава I. «Этично, морально, нравственно... Насочиняли всяких слов!»).
4. Изучите проблему возраста журналистикой морали в соответствии с учебным пособием Г.В. Лазутиной (Глава II. «Смешно говорить об этике применительно к самой конъюнктурной профессии!»). Аргументируйте собственную точку зрения на данный вопрос.
5. Изучите содержание работы М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов…» (См. Приложение 1).
Литература:
Основная:
1. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 223 с. - ISBN 978-5-7567-0612-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104055
2. Вигерлинг, К. Этика СМИ / К. Вигерлинг; пер. С.М. Курбатова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 361 с. - ISBN 978-5-4458-5319-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221774
Дополнительная:
1. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
2. Колесникова А.В. Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России // RELGA, 2008, №10 [173]. – Доступно: https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2208&level1=main&level2=articles.
3. Назаров В.Н. Прикладная этика. – М.: Гардарики, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
2. Сайт "МедиаСпрут" (https://www.mediasprut.ru/index.shtml)
3. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru).
4. Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (https://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
5. Университетская библиотека онлайн - https://www.biblioclub.ru.
6. Электронно-библиотечная система «Лань» - https://e.lanbook.com.
Практическое занятие 3.
Тема: КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ», «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ», «ДОЛГ», «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ», «СОВЕСТЬ», «ДОСТОИНСТВО» И «ЧЕСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТА
Цель занятия: выработать у студентов представление об основных категориях профессиональной этики.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная позиция журналиста.
2. Содержание профессионального долга журналиста.
3. Профессиональная ответственность и профессиональная совесть журналиста.
4. Профессиональное достоинство и честь журналиста.
Методические рекомендации:
1. Подготовьте устную сравнительную характеристику категорий «социальная позиция» и «профессиональная позиция», представленных в учебных пособиях Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава IV. «Профессиональная позиция?..не нужна она, раз есть у журналиста хозяин!») и П.Н. Киричка, О.В. Федотовой «Этика журналиста» (Раздел 4. Социальная позиция журналиста и плюрализм общественной жизни).
2. Изучите содержание профессионального долга журналиста в соответствии с материалом, изложенным в учебном пособии Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава IV. «Профессиональная позиция?..не нужна она, раз есть у журналиста хозяин!»).
3. Используя ресурсы Интернет, найдите примеры трактовки средствами массовой информации и (или) отдельными журналистами своего профессионального долга (См. также Приложение 2).
4. Используя пособие Г.В. Лазутиной (Глава IV. «Профессиональная позиция?..не нужна она, раз есть у журналиста хозяин!»), изучите содержание категорий «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональная достоинство» и «профессиональная честь».
5. Выделите среди отечественных журналистов федерального или краевого уровня человека, в полной мере обладающего (или, наоборот, не обладающего), на ваш взгляд, обсуждаемыми профессионально-этическими качествами.
Индивидуальное задание:
1. Используя предложенный список интернет-ресурсов, письменно подготовьте перечень публикаций по изучаемой теме. В перечне укажите автора, название и полный интернет-адрес размещения публикации. Выделите (письменно) тему, проблему и идею каждого выбранного материала.
Литература:
Основная:
1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006. – 240 с.
2. Правовые и этические нормы в журналистике / Сост. Е. П. Прохоров 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 232 с.
Дополнительная:
1. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / Под ред. Г.В.Винокурова, А.Г.Рихтера, В.В.Чернышова. – М.: Институт проблем информационного права, 2005. — 628 с. – (Журналистика и право; Вып. 54). – Доступно: https://www.medialaw.ru/publications/book_series.htm.
2. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
3. Кравцова О. Журналисты и психологическая травма: первые шаги к решению проблемы // Журналист. – 2008. – № 8. – С. 19.
Источники:
1. Власова Н. Глупо требовать от журналиста соблюдения правил, часть которых уменьшает доход // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
2. Киричёк П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140c. – Доступно: https://refdb.ru/look/1189887-pall.html.
3. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. – 1072 с. – Доступно: https://ariom.ru/wiki/FJeS.
4. Этика СМИ. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.
5. Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
Интернет-ресурсы:
7. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
8. Сайт "МедиаСпрут" (https://www.mediasprut.ru/index.shtml)
9. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru).
10. Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (https://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
11. Электронная библиотека «Гумер» по гуманитарным наукам (https://www.gumer.info/).
12. Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики (https://www.library.cjes.ru/).
13. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп» (https://www.mediascope.ru/).
Практическое занятие 4.
Тема: КОДИФИКАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ЗАРУБЕЖНЫМИ ЖУРНАЛИСТСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Цель занятия: дать студентам знания о специфике функционирования профессионального саморегулирования в зарубежных странах.
Вопросы для обсуждения:
1. Опыт кодификации норм в журналистике США.
2. Саморегулирование прессы в Европе.
3. Институт омбудсменов.
4. Международные принципы журналистской этики.
5. Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы 1003 (1993) по журналисткой этике.
Методические рекомендации:
1. Подготовьте устную характеристику опыта саморегулирования прессы в США и странах Европы, используя для подготовки научные статьи О. Мамонтовой «Советы по прессе в Европе: анализ основных параметров деятельности, классификация, модели», Панченко А.О. Практика саморегулирования СМИ в контексте национальных медиасистем Великобритании и Германии, В. Монахова («Модели органов саморегулирования прессы»), И. Соболя («Саморегулирование средств массовой информации: Британский опыт»), И. Киреевой («Этические регуляторы американских СМИ: проблемы конфликта и консенсуса. История и современность»).
2. На основе публикации, публикации Ю. Лучинского «Ньюс-омбудсмены: из истории саморегулирования СМИ», И. Соболя («Саморегулирование средств массовой информации: Британский опыт»), а также Справки Организации редакционных омбудсменов рассмотрите специфику деятельности омбудсменов в странах Запада.
3. Сделайте краткий конспект обзора Центра для иностранных журналистов (США) «Этическая журналистика» и сформулируйте (устно) собственное отношение к положениям данного документа (См. Приложение 3).
4. Подготовьте устную характеристику самостоятельно найденных зарубежных профессиональных журналистских кодексов (не менее 3-х на выбор). Выделите общие и уникальные положения выбранных для анализа профессионально-этических документов.
5. Подготовьте устную характеристику Международных принципов журналистской этики.
6. Изучите содержание Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы 1003 (1993) по журналисткой этике.
Индивидуальное задание:
1. Используя предложенный список интернет-ресурсов, письменно подготовьте перечень публикаций по изучаемой теме. В перечне укажите автора, название и полный интернет-адрес размещения публикации. Выделите (письменно) тему, проблему и идею каждого выбранного материала.
Литература:
Основная:
1. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 223 с. - ISBN 978-5-7567-0612-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104055
Дополнительная:
1. Глобальная база кодексов этики. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
2. Мамонтова О. Советы по прессе в Европе: анализ основных параметров деятельности, классификация, модели // Мамонтова О. Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – URL: https://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/knigi-i-stati/1915-sovety-po-presse-v-evrope-analiz-osnovnykh-parametrov-deyatelnosti-klassifikatsiya-modeli.
3. Киреева И.В. Деонтологические документы Америки и России: сопоставительный анализ // Вестник ННГУ. 2010. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deontologicheskie-dokumenty-ameriki-i-rossii-sopostavitelnyy-analiz.
4. Правовые и этические нормы в журналистике / Сост. Е. П. Прохоров 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 232 с.
5. Киреева И. Этические регуляторы американских СМИ: проблемы конфликта и консенсуса. История и современность. – Институт проблем информационного права Серия "Журналистика и право", 2005, Выпуск 54. – Доступно: https://www.unesco.ru/files/cd/ci-acts/books/self1/11.html.
6. Лучинский Ю. Ньюс-омбудсмены: из истории саморегулирования СМИ // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / Под ред. Г.В.Винокурова, А.Г.Рихтера, В.В.Чернышова. – М.: Институт проблем информационного права, 2005. — 628 с. – (Журналистика и право; Вып. 54). – Доступно: https://viperson.ru/articles/nyus-ombudsmeny-iz-istorii-samoregulirovaniya-smi.
7. Монахов В. Модели органов саморегулирования прессы // Саморегулирование в средствах массовой информации / Аналитические материалы. – Доступно: https://www.medialaw.ru/publications/zip/93/5.htm.
8. Панченко А.О. Практика саморегулирования СМИ в контексте национальных медиасистем Великобритании и Германии // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-samoregulirovaniya-smi-v-kontekste-natsionalnyh-mediasistem-velikobritanii-i-germanii (дата обращения: 18.09.2015)
9. Справка Организации редакционных омбудсменов // Саморегулирование в средствах массовой информации / Аналитические материалы. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
10. Соболь И. Саморегулирование средств массовой информации: Британский опыт // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / Под ред. Г.В.Винокурова, А.Г.Рихтера, В.В.Чернышова. – М.: Институт проблем информационного права, 2005. — 628 с. – (Журналистика и право; Вып. 54). – Доступно: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBsQFjAAahUKEwjcx4HSmoDIAhXInnIKHXhrCXc&url=http%3A%2F%2Fwww.sibirp.ru%2Fattachments%2Fmod_catalogue%2F11%2Ffile_783_self_regulation_England.doc&usg=AFQjCNEZkrLsbKkofjjWINsT4u5FuMl33w&bvm=bv.102829193,d.bGQ&cad=rjt
Источники:
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Изд-во СГУ, 2003. – 264 с.
2. Волек Т. Журналистская этика. – 2002. – Доступно: https://www.library.cjes.ru/online/?b_id=537.
3. Киричёк П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140 c. – Доступно: https://refdb.ru/look/1189887-pall.html.
4. Этика СМИ. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.
5. Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
2. Сайт "МедиаСпрут" (https://www.mediasprut.ru/index.shtml)
3. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru).
4. Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (https://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
5. Университетская библиотека онлайн - https://www.biblioclub.ru.
6. Электронно-библиотечная система «Лань» - https://e.lanbook.com.
Практическое занятие 5.
Тема: ПРОБЛЕМЫПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Цель занятия: выработать у студентов представление об этических проблемах в медиа-сфере и возможных способах их решения.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема коррумпированности в журналистской среде.
2. Проблема гонки за сенсациями в современной журналистике.
3. Проблема нарушения журналистами частной сферы.
4. Проблема давления актуальности в современной журналисткой практике.
5. Проблема журналистской вездесущности.
6. Проблема экономизации журналистики.
7. Соблюдение «журналистских добродетелей» как один из вариантов решения профессионально-этических проблем.
Методические рекомендации:
1. Используя учебное пособие «Этика СМИ» (М., 2003) подготовьте устную характеристику основных проблем журналистской этики, выделяемых зарубежными исследователями.
2. Обоснуйте собственную точку зрения на то, в какой степени каждая из выделенных проблем характерна для журналистики России.
3. Найдите примеры из отечественной журналистской практики (публикации в прессе, теле- или радиоматериалы, фотографии), свидетельствующие о наличии (или отсутствии) данных проблем на современном этапе функционирования масс-медиа в России (См. также Приложение 4).
4. Из учебного пособия «Этика СМИ» (М., 2003) (Гл. «Журналистика: от информационной обязанности до информационных развлечений и добродетели неисполнения») выпишите список «журналистских добродетелей», сопроводив каждую краткой расшифровкой ее сути.
5. Используя высказывания в прессе и литературе журналистов о профессиональной этике, подготовьте аргументы для участия в дискуссии по вопросу: «Возможно ли соблюдать «журналистские добродетели» и быть при этом успешным журналистом?».
6. Используя словари, найдите определения понятий «диффамация», «дискредитация», «клевета», «плагиат», «дезинформация».
Индивидуальное задание:
1. Используя предложенный список интернет-ресурсов, письменно подготовьте перечень публикаций по изучаемой теме. В перечне укажите автора, название и полный интернет-адрес размещения публикации. Выделите (письменно) тему, проблему и идею каждого выбранного материала.
Литература:
Основная:
1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006. – 240 с.
2. Правовые и этические нормы в журналистике / Сост. Е. П. Прохоров 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 232 с.
Дополнительная:
1. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика. – М.: АСТ, Зебра Е, 2008. – 416 с.
2. Нуруллина Г. М. Этическая трансформация массмедийной политики: Автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2009. – 26 с.
3. Токарева Е. Записки рядового информационной войны. – М.: Яуза, Пресском, 2005. – 400 с.
Источники:
1. Власова Н. Глупо требовать от журналиста соблюдения правил, часть которых уменьшает доход // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
2. Волек Т. Журналистская этика. – 2002. – Доступно: https://www.library.cjes.ru/online/?b_id=537.
3. Киричёк П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140c. – Доступно: https://refdb.ru/look/1189887-pall.html.
4. Сенсация – выстрел без промаха // Журналист. – 2003. – № 10. – Доступно: https://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200310761&prn=1.
5. Этика СМИ. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
2. Сайт "МедиаСпрут" (https://www.mediasprut.ru/index.shtml)
3. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru).
4. Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (https://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
5. Университетская библиотека онлайн - https://www.biblioclub.ru.
6. Электронно-библиотечная система «Лань» - https://e.lanbook.com.
Практическое занятие 6.
Тема: САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СМИ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ
Цель занятия: сформировать у студентов представление о современном состоянии и перспективах развития профессионального саморегулирования в России.
Вопросы для обсуждения:
1. Кодификация профессионально-этических документов в России в постсоветский период.
2. Массмедийная контрэтика как явление в современной журналистике России.
3. Современное состояние журналистской этики в России глазами профессиональных журналистов.
4. Перспективы введения института омбудсменов в России.
5. Деятельность общественной коллегии по жалобам на прессу.
Методические рекомендации:
1. Подготовьте устную поэтапную характеристику процесса кодификации профессионально-этических норм в России, используя статью О. Мамонтовой «Организации саморегулирования СМИ в России». Раскройте основное содержание таких документов, как: «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», «Московская хартия журналистов», «Хартия телерадиовещателей», «Антитеррористическая конвенция средств массовой информации».
2. На основе исследования Г.М. Нуруллиной «Этическая трансформация массмедийной политики» изучите такое явление в российской журналистике, как контрэтика. Письменно раскройте содержание терминов «этическая амбивалентность прессы», «массмедийная политика», «массмедийная контрэтика», «идеологическая составляющая массмедийной контрэтики» и «технологическая составляющая массмедийной контрэтики».
3. В книге Е. Токаревой «Записки рядового информационной войны» прочтите главу «Независимость прессы – это ее продажность». Согласны ли вы с мнением автора? (См. Приложение 5). Сформулируйте аргументированный ответ на вопрос «Можно ли данный текст считать обоснованием контрэтики?».
4. Используя список литературы и приложения к методическому пособию, а также самостоятельно найденные публикации, изучите отношение к журналистской этике и саморегулированию профессиональных журналистов.
5. Подготовьте устную характеристику структуры, задач и функций Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru). Подготовьте анализ положений документа «Медиаэтический стандарт - 2015», являющегося выражением нормативно-ценностных ориентиров Общественной коллегии по жалобам на прессу.
6. Используя статью М. Владимировой «Приживется ли институт ньюс-омбудсменов в России?» (сайт medialaw.ru, вкладка Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе), выявите перспективы введения в России института омбудсменов. Сформулируйте собственную точку зрения на этот вопрос.
Индивидуальное задание:
1. Используя предложенный список интернет-ресурсов, письменно подготовьте перечень публикаций по изучаемой теме. В перечне укажите автора, название и полный интернет-адрес размещения публикации. Выделите (письменно) тему, проблему и идею каждого выбранного материала.
Литература:
Основная:
1. Правовые и этические нормы в журналистике /Сост. Е. П. Прохоров 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 232 с.
Дополнительная:
1. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика. – М.: АСТ, Зебра Е, 2008. – 416 с.
2. Запесоцкий А. Почему в России не любят журналистов? // Аргументы недели. – 2008. – № 45(131).
3. Нуруллина Г. М. Этическая трансформация массмедийной политики: Автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2009. – 26 с.
4. Устав Общественной коллегии по жалобам на прессу. – Доступно: https://www.presscouncil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=42&Itemid=34.
5. Медиаэтический стандарт – 2015. – URL: https://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015
Источники:
1. Мамонтова О. Организации саморегулирования СМИ в России // Мамонтова О. Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – URL: https://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/knigi-i-stati/1905-organizatsii-samoregulirovaniya-smi-v-rossii.
2. Владимирова М. Приживется ли институт ньюс-омбудсменов в России? // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
3. Власова Н. Глупо требовать от журналиста соблюдения правил, часть которых уменьшает доход // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
4. Метнева М. Наблюдая результат работы своих российских коллег, вижу – этикой тут и не пахнет // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
5. Николайчук О. Кодекс профессиональной этики – это эталон, по которому можно мерить свою порочность // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
6. Панфилов О. Кодекс журналистской этики Нижегородской области – это пустая затея // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
7. Резонтова Н. Понятия «журналистская этика» не может быть вообще // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
8. Синеок А. Состояние этико-правового регулирования СМИ на Северном Кавказе // Саморегулирование в средствах массовой информации / Аналитические материалы. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
9. Смирнов Д. Кодексы журналистской этики принято разрабатывать перед предвыборными кампаниями // Саморегулирование в средствах массовой информации / Отклики в прессе. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
10. Шиллингер Э. Кодекс как повод для дискуссий // Саморегулирование в средствах массовой информации / Аналитические материалы. – Доступно: https://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурсный центр «Этика» (https://www.ethicscenter.ru/).
2. Сайт "МедиаСпрут" (https://www.mediasprut.ru/index.shtml).
3. Сайт института проблем информационного права (https://www.medialaw.ru/).
4. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу (https://www.presscouncil.ru).
5. Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (https://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
6. Электронная библиотека «Гумер» по гуманитарным наукам (https://www.gumer.info/).
7. Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики (https://www.library.cjes.ru/).
8. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп» (https://www.mediascope.ru/).
Практическое занятие 7.
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫЖУРНАЛИСТА (ЧАСТЬ I)
Цель занятия: выработать у студентов навыки соблюдения основных предписаний профессиональной морали.
Вопросы для обсуждения:
1. Профессионально-нравственные принципы журналиста
2. Нормы профессиональной морали, соблюдаемые журналистом по отношению к аудитории.
3. Соблюдение профессионально-этических норм по отношению к источнику информации журналиста.
4. Группа этических норм, соблюдение которых обязательно при вступлении журналиста в отношения с героем своего материала.
Методические рекомендации:
1. Используя пособие Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста», изучите профессионально-нравственные принципы журналиста.
2. Выпишите из учебного пособия Г.В. Лазутиной «Профессиональная этика журналиста» (Глава VI. «Нормы – все равно что цензура!») профессионально-этические нормы, соблюдение которых необходимо при вступлении журналиста в отношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского материала.
3. Используя публикацию Э. Шиллингер «Кодекс как повод для дискуссий», выпишите вопросы, касающиеся непосредственно трех разбираемых на занятии групп профессионально-этических норм.
4. Подготовьте (устно) собственные аргументированные ответы на выписанные вопросы. В качестве аргументов обязательно привлечение мнений профессиональных журналистов и ученых (на выбор студента).
5. Используя ресурсы интернет найдите примеры нарушений журналистами рассматриваемых норм профессиональной морали или примеры этических коллизий, связанных с их выполнением.
6. Сформулируйте (устно) свою позицию по поводу возможности реального выполнения каждой выделяемой Г.В. Лазутиной этической норм в собственной профессиональной деятельности (См. также Приложение 6).
Индивидуальное задание: