Отсутствие информации - это тоже информация . 4 глава




никто не узнает, что бывает очень важно (особенно для рекламодателей, от которых мы впрямую зависим материально). Вот вам и повод усомниться в правильности утверждения: «Я знаю своих зрителей, потому что я здесь живу и сам являюсь зрителем». Видимо, с приходом на телевидение, как на работу, с нами происходит что-то такое, в результате чего мы начинаем терять объективность. Не получается сидеть на двух стульях. Отличное определение настоящего телезрителя дал продюсер Александр Акопов. Он сказал: «Телезритель - это человек, который никогда не работал, не работает и не собирается работать на телевидении. Телезритель - это человек, родственники, друзья и знакомые которого никогда не работали, не работают и не собираются работать на телевидении. Наконец, телезритель - это человек, который никогда, ни при каких условиях не попадал в поле зрения профессиональной видеокамеры». Когда на одном из мастер-классов Акопов озвучил это определение, слушатели засмеялись. Тогда Акопов добавил: «Вы не поверите, но такие люди еще остались! И именно для них вы работаете!» Иногда на занятиях в Центре «Практика» я устраиваю жесткий эксперимент, во время которого заставляю журналистов смотреть от начала до конца собственные работы. Они зевают, стонут, отпрашиваются покурить, предлагают прокрутить запись на скорости. Почему-то простая мысль о том, что наши зрители оказываются в таком положении каждый день, никому не приходит в голову. • ФОКУС - ГРУППЫ Город N всегда отличается от города Х. Если мы возьмем Сургут и Курган, то по количеству жителей (зрителей) картина близкая. Но количество и качество понятия «зритель» абсолютно разные. Сургут - город продвинутый. Квартиры здесь стоят дороже, чем в Москве. Средняя зарплата зашкаливает за непривычные для среднего россиянина цифры. Курган - тихий, провинциальный город, где многие живут огородами и молодые люди вынуждены принимать материальную помощь от своих бабушек-пенсионерок. Понятно, что для потребителей из Кургана нужна совсем иная продукция, нежели для сургутян. Формирование фокус-группы - это попытка смоделировать потенциальную зрительскую аудиторию именно вашего города или региона. Если среди горожан большинство - пенсионеры, это обязательно надо учесть при формировании фокус-группы. К примеру, если Томск - студенческий город, то из пятнадцати членов фокус-группы должно быть как минимум пять преподавателей и студентов. Если вы работаете на федеральном канале, то, естественно, надо подобрать таких телезрителей, которые отражают «срез» вашей ауди- 44

тории. Вряд ли будет правильно, если вдруг в такой группе окажутся одни москвичи. Эта методика требует серьезной предварительной работы. Вы должны достаточно точно знать, из каких социальных слоев состоит население вашего региона, а еще лучше - средний возраст жителей, среднюю зарплату. А еще лучше исследовать именно тот сектор населения, на который распространяется сигнал вашей телекомпании. Население - понятие абстрактное, а вот ваша зрительская аудитория -понятие абсолютно конкретное. Итак, вы определились и пятнадцать человек существуют в вашем компьютере в виде неизвестных людей с известными параметрами: пол, возраст, профессия. Осталось немного - найти таких людей, пригласить их на чашку чая, раздать анкеты с конкретными вопросами и устроить просмотр вашей программы. Очень важно, чтобы среди фокус-группы были «истинные телезрители» согласно определению Акопова, а не близкие друзья сотрудников компании, потому что личные пристрастия мешают объективности. А вот попросить ваших родственников и знакомых пригласить кого-либо из их знакомых вполне возможно, потому что по объявлению фокус-группу собирать нельзя. Известно, что на объявления, как и на интерактивный опрос, реагирует активная часть населения. А судить по таким людям будет неправильно. СОВЕТЫ КАК РАБОТАТЬ С ФОКУС-ГРУППОЙ? Ничего не говорите предварительно людям о программе, которую им предстоит посмотреть. Избегайте даже случайной встречи людей из фокус-группы с эфирными героями программы. Не перегружайте людей просмотром. Анкеты делайте анонимными и не давайте возможности людям из фокус-группы обмениваться мнениями, прежде чем они заполнят их. Для просмотра выберите уютное и удобное помещение. Вступительное слово перед просмотром делайте кратким и достаточно официальным (в ответ на похвалу и приседания вы всегда получите взаимную лесть в анкетах). По окончании просмотра и общения сделайте сюжет в новости, который может решить сразу несколько задач: во-первых, это интересно и необычно, во-вторых, зритель реально увидит интерес к его мнению, в-третьих, такой сюжет даст прекрасную возможность напомнить начальству о том, что ваша телекомпания работает для зрителя и он, зритель, отнюдь не всегда может быть доволен ее работой. 45

Обращение к фокус-группе целесообразно при запуске новых проектов, когда есть сомнение: пойдет идея в массы или будет отвергнута? Иногда шикарная, свежая идея, которая вызывает восторг у коллег, остается непонятой и невостребованной на «пилотном» просмотре с фокус-группой. Сам по себе просмотр может дать членам творческой группы, которым я советую инкогнито присутствовать на нем, возможность модернизировать идею или кардинально изменить сам подход. Вообще просмотр своей работы вместе с неизвестными тебе людьми может стать очень полезным уроком. В этот момент вы как никто увидите свои ошибки, испытаете жгучий стыд и не менее жгучее желание покорить сердца сидящих перед экраном людей. Но запрет на появление в этой же комнате человека с экрана - это твердое правило, которое нельзя нарушать. Режиссеры, редакторы, монтажеры - пожалуйста. Ведущий может появиться только после окончания просмотра. • АНКЕТИРОВАНИЕ Этот, как говорится, дедовский метод изучения общественного мнения дает отличные результаты. Путем анкетирования можно узнать не только мнение зрителей о сегодняшних программах, но и попытаться ответить на вопрос, какие программы они будут с удовольствием смотреть завтра и послезавтра. Самое главное при проведении анкетирования - составить грамотные вопросы и позаботиться о распространении анкет среди различных слоев населения (как в случае с фокус-группой). Конечно, желательно, чтобы анкет было не 100 и не 200, а, скажем, 1000 (их количество зависит от числа ваших потенциальных зрителей). Профессиональные социологи всегда могут точно назвать число участников репрезентативной группы, то есть такой группы, с мнением которой необходимо считаться. Желательно, чтобы вопросы в анкете были сформулированы четко, коротко, понятно, а ответы требовали кратких ответов: «да» или «нет». Однако в некоторых случаях полезно дать людям высказаться более пространно, особенно если анкетирование ведется среди людей с высшим образованием, то есть в специальной так называемой ни-шевой аудитории. В случае, если вы хотите, например, узнать мнение зрителей о студенческой программе или анкетируете только студентов. Анкетирование можно заказать профессиональным социологам, но при этом надо помнить, что многие из них стараются угодить заказчику и готовят для вас отчеты комплиментарного свойства. Если вы проводите анкетирование собственными силами, необходимо поручать это занятие медиааналитикам, маркетологам, рекламщикам, то есть людям, прошедшим необходимое обучение и понимающим, что к чему. 46

ДОСЬЕ ЖУРНАЛИСТА Если по каким-либо причинам у вас нет возможности и желания (а желание все-таки должно быть) проводить опросы, анкетирования или приглашать фокус-группу, то можно «поработать с документами». О каких документах идет речь? Существует официальная статистика. Конечно, верить ей целиком нельзя, но знать ее необходимо. Там есть важные цифры: объем потребительской корзины, уровень безработицы, размер средней заработной платы, количество рожденных и умерших, показатели работы предприятий. Я убеждена, что у каждого уважающего себя журналиста должна быть особая папочка с подобными цифрами, желательно за несколько лет. Наличие подобной информации даст возможность сравнивать и анализировать, не поддаваясь чарам наших велеречивых чиновников, которые всегда будут убеждать, что под их мудрым руководством страна процветает. Итак, статистика, всевозможные рейтинги, социологические опросы, итоги выборов - все это необходимая часть объективных знаний о своем зрителе. Как не бывает хорошего интервью без предварительной работы, так не бывает профессионального тележурналиста без своей собственной базы данных о зрителях, для которых он работает. И ВСЕ-ТАКИ КТО ОН, НАШ ЗРИТЕЛЬ? На этот вопрос практически любой работник телевидения как в глубинке, так и в Москве отвечает без раздумий и совершенно справедливо: наши зрители - это в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста (категория «40+»). Любые исследования в любом городе России подтверждают этот факт. Смена формата НТВ с интеллигентно-независимого на брутально-жесткий связана с попыткой найти свою собственную аудиторию и привлечь к экранам молодежь и мужчин. То есть именно тех зрителей, которые в последние годы охладели к телевидению и предпочитают ему Интернет, радио или домашний кинотеатр. Надо признать, что цель во многом была достигнута. Вопрос: оправданы ли средства в виде жестокости, насилия, подтасовок и прочее? По данным на весну 2009 года, постоянными зрителями ТВ в России являются 86 млн человек, в основном старшее поколение и в большинстве своем - женщины. Утром телевидение уступает по популярности радио, днем у экранов ровно столько же человек, сколько у других медиа, вместе взятых (газеты, журналы, радио, Интернет). Вечером телевизор пока не имеет серьезных конкурентов, поэтому столь высока стоимость минуты рекламы в прайм-тайм на федеральных каналах. Успех любого канала во многом зависит от попадания в свою зрительскую аудиторию, и битва за зрителя ведется остро и всеми способами: от контрпрограммирования до прямых намеков и протестов. 47

Вспомните рекламу на НТВ, когда Глеб Пьяных в хоккейном костюме с клюшкой бьет по стеклу и возникает титр: «Мы растопим этот лед». Этот ролик всегда демонстрировался в эфире за несколько минут до ледового шоу на Первом канале. Все знают, что СТС и ТНТ «ведут борьбу» за молодежную аудиторию. Телеканал «Культура» нацелен на творческую интеллигенцию, учителей и работников культуры во всех уголках страны. НТВ, как мы уже говорили, рассчитывает на крутой российский бизнес и брутальных мужчин. Что касается Первого канала и телеканала «Россия», то они соревнуются между собой за самого массового российского зрителя, которому интересны и новости, и фильмы, и докудрамы, и музыка, и всевозможные шоу. Интересно, что некоторое время эти каналы шли с одинаковым рейтингом, а потом НТВ «откусило» кусочек аудитории у «России», и Первый канал занял место флагмана в российской телеиндустрии. Однако же по выходным телеканал «Россия» пока впереди. Наблюдать это состязание, сравнивая рейтинги и доли различных программ, - интересное, поучительное, занятное и, главное, необходимое дело для каждого работника телевидения, который мечтает стать профессионалом. Телевидение социального действия Бывают особые программы и особое общение со зрителем. Это марафоны в пользу детей-инвалидов, это трансляции городских праздников с посадкой деревьев в новом парке, это публичное обсуждение стратегии развития города или региона. И чем больше зрителей у экрана, тем лучше. Потому что благодаря одной категории зрителей телевидение помогает решать проблемы другой категории зрителей - проблемы реальные и жизненно важные. Такое участие телевидения в жизни людей называется телевидением социального действия. Могу сказать, что в последние годы в связи с четко выстроенной информационной и политической вертикалью все больше продюсеров интересуется именно этой функцией телевидения. Делать добрые дела - само по себе приятное занятие, а уж когда благодаря усилиям телевизионной команды в городе появляется новая детская больница или звезды федерального канала становятся участниками благотворительной акции и привлекают внимание к серьезной социальной проблеме, есть четкое ощущение выполненного долга. Телевидение - важный инструмент консолидации людей и взаимопомощи. Но поверхностное отношение со стороны телевизионной группы в этом жанре недопустимо. Достаточно один раз опошлить идею, чтобы ее похоронить. 48

¦ На одном из моих семинаров учились две девушки из большого инду стриального города. В первый день занятий мы всей группой просма тривали и разбирали работы слушателей. Так вот, программа этих авторов была сделана недостаточно профессионально, но всех по трясла. Это была одна работа из цикла, посвященного маленьким детям из детских домов и приютов. Девушки устроили что-то вро де телемарафона в эфире. Каждый день после программы новостей они показывали кадры с маленькими сиротами, которым воспита тель и психолог давали подробные характеристики. Все это предна значалось тем, кто хотел усыновить или удочерить малыша. В результате этой акции в городском детском доме не осталось ни одного ребенка, всех разобрали. Следующая серия программ, есте ственно, была посвящена жизни детишек в новых семьях. ¦ «Ну и что? - скажет кто-то. - Разве это первый случай рассказа о детских домах или истории усыновления?» Действительно, тема знакомая, даже затертая. Но суть явления в том, что это была не одна программа и не один фильм, а настоящая акция с помощью телевидения. Акция, которая завершилась блестящим успехом. ¦ Подобным успехом могут похвастаться и создатели программы Первого канала «Пока все дома». Вот уже нескольких лет в каждой программе авторы знакомят зрителей с ребятами из подмосковных детских домов, многие из которых после эфира находят своих прием ных родителей. А в Томске каждый год Светлана Сорокина ведет ток-шоу в рам ках тел емарафона «Обыкновенное чудо» в эфире телекомпании ТВ-2. Несколько часов хорошо продуманного и тщательно расписанно го эфира с прямыми включениями из больницы, где находятся дети с тяжелыми заболеваниями, и из парка, где гуляют граждане горо да и охотно кладут деньги в специальные стеклянные ящики. Один из потрясающих моментов программы - это запуск воздушных ша ров с именами детей, которых не успели спасти. За три часа эфира в 2008 году журналисты собрали для больных детей несколько миллио нов рублей! И это в небогатом Томске. ¦ Я считаю, что такой кропотливый труд с большой затратой эфирного времени возможен и необходим телевидению. Силами даже небольших телекомпаний вполне можно готовить акции, специальные конкурсы и игры, фестивали и праздники, телевизионные наблюдения. Остановлюсь на каждой из перечисленных форм. • АКЦИИ Организаторам акции надо хорошо осознавать, что телевизионные программы - это маленькая часть того, что предстоит сделать. Любая подобная акция - будь то усыновление маленьких детей, или сбор средств на строительство какого-то памятника, или участие жителей 49

города в каком-то большом субботнике по уборке территории - должна тщательно готовиться заранее и подразумевать несколько этапов. Идею акции необходимо обсудить со всеми заинтересованными лицами (включая властные структуры, если это необходимо) и получить их одобрение. В результате такого обсуждения должен возникнуть оргкомитет предстоящей акции. Отлично было бы уже на первом этапе подключить коллег с радио, из газет, заинтересовав их участием в данном проекте. Оргкомитет должен четко расписывать сроки и распределять обязанности. Если акция организована телевидением, то сопредседателем оргкомитета обязательно должен быть журналист, предложивший идею. В противном случае вы рискуете уже на начальном этапе потерять контроль над проектом. Еще до эфира надо позаботиться о гарантиях хорошего результата. Например, в случае с детьми из детского дома должны быть заранее известны семьи, которые готовы взять детей на усыновление. В случае со сбором средств на что-либо должны быть найдены спонсоры, готовые поделиться деньгами. В случае с субботником нужно четко договориться с руководством одного или нескольких вузов о выделении вам студентов (или с руководителем комбината - рабочих и т. д.). Помните: неудачная акция (то есть дети остались в детдоме, сбор денег завершился копеечной суммой или на субботник вышли единицы) - это удар не только по вашей репутации и по репутации вашего телеканала, но и плохой прецедент на будущее. В следующий раз вам уже не поверят, даже если идея будет лучше предыдущей. Поэтому, как это ни странно, положительный результат акции должен быть подготовлен задолго до ее начала. Хочу рассказать грустную историю из своей журналистской практики. ¦ Ко мне обратились родители умирающего от лейкемии мальчика с просьбой показать в моей программе его портрет и объявить сбор средств на лечение за границей. Это был тот случай, когда у некра сивых родителей родился чудо-ребенок: очень трогательный, краси вый, с огромными глазами. Его звали Никита. Я не могла отказать. Но времени до программы оставалось мало, и, боясь провала акции, я позвонила знакомому банкиру с просьбой гаран тировать выделение средств. Гарантия была получена. В эти же дни на первомайской демонстрации молодой отец стоял с портретом сына в руках и плакатом с просьбой о помощи. Эти фо тографии появились во многих газетах, да и люди - участники де монстрации - среагировали, что называется, душой. За две недели была собрана огромная сумма: что-то около 20 ты сяч долларов. Мы чуть-чуть не успели. В тот день, когда Никита должен был улететь в Германию, у него началось резкое обостре ние, и мальчик умер. 50

Мы были на похоронах, наш оператор не стал снимать родителей, ко торые, обнявшись, плакали на могиле сына. Я согласилась с его решением. Собранные деньги были отданы на лечение других детей. А потом случилось следующее. Просьбы о помощи стали приходить каждый день, и мы прекрасно понимали, что собрать такую сумму для каж дого просителя невозможно. Всегда есть кто-то первый. Но остав лять без внимания подобные обращения нельзя, поэтому нам прихо дилось вести дальнейшую работу за кадром: через обращение к гу бернатору области, создание специальной комиссии, затем специаль ного фонда. ¦ Прежде чем браться за любую акцию, надо всегда хорошо подумать, хватит ли у вас сил (в том числе моральных), чтобы довести дело до конца и не разочаровать тех людей, которые поверили вам. Что же касается непосредственно телевизионного этапа проведения акции, очень важно, чтобы акция была профессионально подготовлена. Сначала надо провести грамотный промоушн (короткие рекламные сюжеты, фрагменты интервью с участниками и т. п.). Важно все: грамотный текст, хорошая музыка, яркая картинка. В подготовке проекта должны быть задействованы лучшие творческие силы. Телевизионная акция - это фирменное блюдо, это тот случай, когда речь идет о репутации телекомпании в целом. Естественно, нельзя проводить акции слишком часто. Эмоциональный ресурс города и зрителя, так же как и финансовый ресурс, ограничен. Надо тщательно готовиться и осознавать, что собственно телевизионный проект - это вершина айсберга. И еще. Помните, что в данном случае вы не имеете права на ошибку. Если ваша акция имеет результат и отозвалась в городе добрым эхом - это огромный плюс. Неудача или полунеудача - это огромный минус. Если вы не уверены в успехе, лучше совсем не браться. • СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫИ ИГРЫ Вся наша страна уже много лет с увлечением играет в КВН. Конечно, нельзя не заметить, что в последние годы КВН во главе с Мас-ляковым, который идет по Первому каналу, разительно отличается от КВН прошлых лет. Сегодня это хорошо поставленный спектакль, в котором почти все экспромты тщательно подготовлены заранее. Это нормальное явление, так как требования к качеству реприз, танцев и песен растут со временем. Запомните важное правило: условием трансляции и показа по телевидению любимых в народе конкурсов и игр является активное участие самого телевидения, причем с самого начала. Что я имею в виду? Телевизионный сценарий, хороший режиссер, оператор-постановщик - все должно быть по высшему разряду. Основное действие должно быть рассчитано уже не на зрителей 51

в зале, а на огромное число зрителей у экранов. Соответственно должны «уйти в небытие» узкоместные шутки, «приколы», рассчитанные только на понимающих и т. д. Иногда это приводит к конфликтам между участниками игр и работниками телевидения. Им реально трудно найти общий язык, потому что КВН почти всегда имеет оглушительный успех и его авторы и исполнители не считают нужным что-либо менять. Но вы должны уметь настоять на своем. Телевидение должно создавать свою телевизионную версию происходящего на сцене. Именно этим занимаются Александр Масляков и его команда. На основе известной всем игры они делают настоящее телевизионное шоу. Но есть и другие случаи, когда работники телевидения сами придумывают игру или конкурс и кроме как на телевидении этого нигде нет. Это может быть краеведческий конкурс для школьников или конкурс знатоков не обязательно по принципу «Что? Где? Когда?». Мне доводилось много раз видеть подобные программы, подготовленные местными телекомпаниями (в том числе и самыми маленькими). В ответ на любые замечания, касающиеся телевизионной подачи материала, мне часто приходилось слышать слова о необыкновенной популярности этой игры или конкурса, что называется, в народе. Я верю, что это правда. ¦ Представьте себе конкурс маленьких краеведов среди учащихся пяти школ в небольшом городке с населением 15 тысяч человек. В нем и есть только пять школ. То есть практически все дети и их родите ли вовлечены в игру «Кто лучший?» Вопросы на знание истории род ного края, в составе жюри уважаемые люди края, директора школ, учителя истории. ¦ Будут смотреть? Конечно. Будут болеть, звонить и даже наутро обсуждать. Надо это делать? Надо, но при одном условии - если это делать профессионально. Можно только один раз «выехать» на всеобщей занятости участников события в самом событии. Но если вопросы будут неинтересными, показ - неточным, а само действие превратится в скучный, затянувшийся марафон долгих речей о важности знания истории своего края, сложных устных вопросов без каких-либо картинок и сюжетов и т. д., то в следующий раз никто не клюнет на подобную вашу идею. Опять повторю: телевидение во всех случаях остается телеВИДЕНИЕМ. Надо всегда помнить о специфике нашей работы и о том, что у всех зрителей есть прекрасная возможность переключиться на другой канал. И здесь никакой патриотизм не спасет. Останется разочарование, и только. 52

/ ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ Условно их можно разделить на две категории. Первая: они организованы не вами, а официальными структурами вашего города. И вторая - именно телевидение становится зачинщиком какого-либо мероприятия масштабом во весь город. Возьмем знакомую всем ситуацию. В каждом городе есть свой День города. Как правило, в состав оргкомитета по подготовке праздника обязательно входят представители СМИ. Многое зависит от сценария праздника, от технических и материальных возможностей той телекомпании, которая будет снимать этот праздник. Возможно, это будет трансляция в прямом эфире, а может быть, подробный репортаж в новостях. Задача телевидения в этом случае - ярко рассказать о празднике и дать людям возможность испытать гордость за свой город. В случае активного и широкого участия телевидения в празднике можно вспомнить наше правило: для телезрителей надо готовить особое телевизионное блюдо. Если по сценарию праздника предусмотрена двадцатиминутная речь главы города, то, наверное, авторам телевизионной версии надо подумать о показе во время этой длинной речи хорошего фильма о городе, который может быть снят специально к этому случаю. Если на площади происходит движение праздничных колонн (обычно тоже очень долго), то хорошо бы пригласить к телевизионному микрофону человека, который может комментировать это событие в прямом эфире. Хорошо бы при написании сценария праздника эти моменты продумать заранее с учетом большой телевизионной трансляции. Но трансляция - вещь дорогая, трудоемкая, не у всех региональных компаний есть своя ПТС (передвижная телевизионная станция). Гораздо чаще приходится видеть в эфире подробные репортажи о празднике. СОВЕТЫ КАК ГРАМОТНО ПОДГОТОВИТЬ РЕПОРТАЖ О ПРАЗДНИКЕ? Всегда заранее и максимально тщательно изучайте сценарий праздника и выделяйте для себя самые интересные моменты. Не старайтесь быть везде. Это никому не нужно. Принцип хронологического рассказа («сначала было то, а потом это и это») - неверный принцип. Праздник уже прошел, и зрителям гораздо важнее увидеть образ этого праздника, самые яркие его моменты, а не услышать отчет о нем. Поэтому не надо бояться не успеть. В подготовке телевизионной версии самым трудным бывает совместить требования и ожидания организаторов праздника с профессиональными телевизионными требованиями. Организаторы могут настаивать, чтобы в репортаже обязательно было выступление мэра, ветеранов, чтобы был показан концерт заезжих московских артистов (как правило, звук ужасный, картинка - еще хуже). 53

Может получиться так, что организаторы этого самого праздника уже придумали за вас, как он должен выглядеть на экране, и любое отступление от их ожиданий может привести к серьезным неприятностям. Трудная ситуация, но помните: для вас всегда главным должен оставаться зритель, значит, надо суметь доказать организаторам праздника, что телевизионная версия события будет всегда отличаться от самого события. Надо их всячески хвалить, восхищаться праздником и его популярностью в народе. А вот сюжетом о празднике должны распоряжаться вы и только вы. Действительно хорошие сюжеты о праздновании Дня города мне приходилось видеть, к сожалению, гораздо реже, чем трафаретные. ¦ Приведу два примера интересных, на мой взгляд, работ. Для сюжета о праздновании Дня города журналист выбрал толь ко один фрагмент праздника - события, происходившие на одной из улиц города Городца. Она называется Улицей мастеров. В этом был особый колорит, так как именно в Городце вырезают из дере ва самые разные поделки и расписывают их жизнерадостными кар тинками в виде птиц, зверюшек, цветов. Улица мастеров располо жена в красивом месте на спуске к Волге. И это не воля организа торов праздника, так исторически сложилось. Здесь всегда рисовали и торговали одновременно, да еще с частушками и плясками. Каж дый день в полдень по этой улице проходит актер в костюме Алек сандра Невского, с именем которого тесно связана история Городца. Вот и все. Это и стало главным: частушки, торговля, знакомство с мастером, который всю жизнь занимается городецкой живописью, и разговор с ним о жизни. А все остальное - праздник на стадионе, выступление духовых оркестров, монологи начальства - было сня то и показано как официальная хроника праздника, как его рамочка. А картина, вот она - Город мастеров. Помню еще один сюжет, в котором авторы выбрали героем семи десятилетнего жителя города, который каждый год принимал уча стие в уличном пробеге в честь Дня города. Накануне они побыва ли у него дома. Мы видели, как жена наглаживает атласные шор ты и причитает над своим мужем, видели детей и внуков. Корот кое интервью с членами этой семьи, которые действительно привя заны к своему городу и никуда не хотят уезжать, затем пробег и по четное предпоследнее место самого знаменитого участника пробе га - это остается в памяти, это греет душу. ¦ Это вовсе не означает, что не надо снимать другие события. Я уверена, что в такие дни, как День города, должна работать вся телекомпания, все операторы, режиссеры и журналисты. В результате зритель должен иметь возможность заглянуть внутрь праздника, а не увидеть видеоотчет о событии. Что касается фестивалей, то они бывают самые разные: фестиваль песни, фестиваль современного кино, фестиваль народных промыслов. В зависимости от важности события и интереса к нему жителей вашего города телевидение может подключаться к этому празднику, 54

выбирая для себя форму подачи материала. Принцип остается тот же: важность события для начальства всегда должна быть увязана с важностью события для зрителя. А это уже зависит от вас, от того, насколько интересно вы это сделаете. Здесь тоже хочу дать совет: чем дольше вы будете готовить через эфир людей к такому фестивалю, тем выше будет градус самого фестиваля и вашего успеха. Маленькими сюжетами внутри новостей или сразу после новостей изо дня в день вы должны приучать зрителей к тому, что готовится замечательный фестиваль и каждый житель города может стать его участником. Такой промоушн на самом деле делает сам праздник, как короля делает свита. ¦ Помню один случай, когда прекрасный фестиваль, на который были угроханы огромные деньги спонсоров, практически остался пустым звуком для зрителей, так как в эфире он был показан в единствен ной программе поздно вечером без всякой предварительной раскрутки (а это был фестиваль джазовой музыки с участием лучших джазовых виртуозов уровня Манукяна). Неудивительно, что зал не был полон. ¦ Чем раньше по времени и теснее будут контакты организаторов подобных событий и творческих работников телевидения, тем лучше и для события, и для телевидения. • ТЕЛЕВИЗИОННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Это очень интересный телевизионный прием, которым сегодня редко пользуются. Каждый год 1 сентября огромное количество телекомпаний делает сюжеты как под копирку: звенит первый звонок, и старшеклассник несет на могучих плечах хорошенькую девочку с бантиками, стоят малыши, придавленные букетами из гладиолусов, вытирают слезы мамаши, волнуются учителя. А теперь ответьте мне на вопрос: почему бы на следующий год 1 сентября не разыскать нам эту девочку? Она уже ученица второго класса, чувствует себя взрослой. Что она испытывает в тот момент, когда другую первоклашку несет на плечах очередной богатырь? Как интересно было бы телекомпании «вырастить» эту девочку или целый класс, взяв его под свой особый контроль, приучив детей к камерам. Они будут расти на наших глазах вместе с нами и со всей страной. Такое наблюдение даст прекрасный материал для подготовки самых разных сюжетов: здесь и психология, и проблемы школы, и первая любовь, и проблемы семьи. Мне кажется, что особенно для региональных компаний подобное теленаблюдение - огромный резерв, к сожалению, редко используемой. Объектом наблюдения могут быть не только дети. Можно наблюдать за строительством какого-нибудь важного социального объекта, например больницы или роддома. Если съемки этого объекта будут 55



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: