Отсутствие информации - это тоже информация . 7 глава




 

Отсутствие информации - это тоже информация.

Верстка Давайте вернемся к вопросам концепции и стиля программы. Надеюсь, вы запомнили классификацию стилей новостных программ: классический, домашний и публицистический плюс инфотеймент. Если вы определились, какой стиль вам ближе, означает ли это, что автоматически должно быть ясно, какой сюжет ставить первым, какой вторым и т. д.? Оказывается, нет. Внутри одного и того же стиля могут существовать разные подходы к верстке программы. Что такое верстка? Мне больше всего нравится определение, которое дал на своем мастер-классе Виктор Шендерович: «Верстка - это ваш указательный палец». Посредством верстки вы даете понять зрителю, что на сегодняшний день самое важное, а что тоже важно, но не до такой степени. От чего зависит верстка программы? Концепция и стиль программы. Художественные и политические предпочтения шеф-редактора (руководителя программы), согласованные с учредителями. Качество сделанных сюжетов. Оперативность снятого сюжета и возможность сыграть на опережение конкурентов. Драматизм события: стихийные бедствия, катастрофы, война, политические катаклизмы (новые назначения или снятия с должности, арест крупного олигарха или чиновника, принятие революционного по содержанию закона или указа) и т. д. Субъективный фактор в лице бригады выпуска новостей, вкусы и предпочтения режиссера, редактора, ведущего программы (если он может влиять на верстку). Формула первого сюжета - это важность и сиюминутность, умноженные на качество сюжета. Всегда важно, насколько хорошо это снято и прокомментировано! Сегодня в новостях делается обычно девять-десять сюжетов. Они не могут и не должны быть все высшего качества, поэтому я рекомендую выстраивать верстку не по принципу горы - сверху вниз, от самого интересного к самому скучному, а по принципу «волны», то есть с пиками интересных сюжетов через каждые шесть-девять минут. Такими «пиковыми» сюжетами должны стать первый, четвертый, восьмой (или девятый), в зависимости от длины сюжетов и от их общего количества. На рисунке это можно изобразить очень просто: 82 1 ПОНЯТНО, ' ИНТЕРЕСНО, АНОНС 1 СЮЖЕТ ^^\2 сюжет КАСАЕТСЯ ВСЕХ ^^^3 СЮЖЕТ И КАЖДОГО ^^^4 СЮЖЕТ ^^\5 сюжет 8 СПОРТ 9 ПОГОДА х * 7 СЮЖЕТ - «БАНТИК», КУЛЬТУРА БЛОК РЕКЛАМЫ, 6 «СОЦИАЛКА» АНОНС ВРЕМЯ » - Рисунок 1. Привычный вариант верстки программы новостей ) i понятно, АНОНС ИНТЕРЕСНО, \ 1 СЮЖЕТ 5 СЮЖЕТ 9 СП 0 РТ _^_ П 0 КАСАЕТСЯ ВСЕХ И КАЖДОГО \ 2 СЮЖЕТ 1 БЛОК РЕКЛАМЫ, АНОНС / ^ Ч 6 «СОЦИАЛКА», / / * ч. КУЛЬТУРА / Р 4 СЮЖЕТ \ / / V. Р 8 СЮЖЕГ - КБАНТИК» 3 сюжет ^^_ ф ^^^ 2 БЛОК РЕКЛАМЫ, 7 СЮЖЕТ АНОНС ВРЕМЯ Рисунок 2. Современный вариант верстки программы новостей Верстка, изображенная на рис. 2, позволяет надеяться, что зритель не станет переключать телевизор с вашего канала на другой. По статистике, новости подряд смотрят с любого момента не более 10-12 минут. Значит, задача команды - сделать так, чтобы в любые двенадцать минут зрителю было предложено очередное фирменное блюдо! Если первый сюжет, естественно, связан с каким-то важным событием, то четвертый вполне может быть социальным. Он может даже какое-то время храниться в портфеле редакции, а уж информационный повод всегда можно найти или придумать. Важно удерживать постоянный зрительский интерес, и в этом непростом деле верстка является главным и незаменимым инструментом. Это как в оркестре: без дирижера будет какофония. Мне много раз доводилось видеть прекрасные выпуски, в которых, если разобраться, не было особо ярких сюжетов, но была грамотная верстка. И наоборот. 83

Уже давно не секрет, что новостные программы НТВ, Первого канала, телеканала «Россия» часто похожи, как близнецы-братья. У всех трех каналов стиль новостей - классический, хотя в последнее время НТВ позволяет себе не только подводки, но и отводки к сюжетам и даже живое общение в кадре ведущих без суфлера, это смело и ближе к стилю инфотеймент. Отчего же одни и те же события кто-то предпочитает узнавать по каналу НТВ, кто-то - по Первому каналу, а кто-то - по «России»? Различия существенны, и не только в качестве сюжетов и манере подачи материалов, но и в самой верстке. Для того чтобы понять принципы верстки в зависимости от формата канала и целевой аудитории, давайте рассмотрим примеры выпусков новостей трех основных федеральных каналов за один день. Как вы понимаете, новости этого дня были одним и тем же информационным полотном, с которым работали шеф-редакторы и выпускающие режиссеры на каждом канале. У этих людей разные названия должностей и разные служебные обязанности. Но задача перед ними стоит одна - выбрать из общего информационного потока событий дня самые важные события, сделать материалы и выдать в эфир программу для своего зрителя. Собрав все новости 24 марта 2009 года воедино, мы получили такой список: В Белграде вспоминают натовские бомбардировки десятилетней давности. В Нью-Йорке состоялось заседание Совета безопасности ООН, на котором обсуждались последствия событий в Сербии. В Израиле прошли массовые беспорядки во время марша протеста ультраправых. В Кремле состоялось специальное заседание Совета безопасности России с участием Д. Медведева и В. Путина. Наиболее важные моменты заседания: Медведев отложил правительственные консультации с Украиной по вопросам газоснабжения; членами правительства принят проект стратегии национальной безопасности России до 2020 года. Пресс-служба объявила чиновникам о необходимости сдать декларации о доходах и имуществе, в том числе и членам их семей. В Калининграде в результате врачебной ошибки от менингита погиб двухлетний мальчик. Проводится срочная профилактика менингита среди детей. В Хабаровском крае из-за сильного снегопада вышли из строя котельные. 8.Москва готовится к сильным снегопадам.84

В Москве состоялась встреча вице-премьера И. Сечина с представителями итальянского газового концерна ENI на тему энергобезопасности. В Кремле на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития первый вице-премьер И. Шувалов заявил, что планы правительства России до 2020 года не изменятся, несмотря на кризис. В Москве открылась фотовыставка с участием звезд отечественной культуры к Дню борьбы с туберкулезом. Правительство подписало постановление о выдаче россиянам дешевых автокредитов. В Первоуральске Свердловской области простились с погибшими в давке у входа в ночной клуб. В Москве встретились игроки российской сборной по футболу. В Ставропольском крае молодежь организовала ролевые игры по мотивам романа Стругацких «Сталкер». В Ростове-на-Дону проведен рейд на антикварном развале в связи с незаконной торговлей орденами и медалями. В Киеве прошел «круглый стол» на тему целесообразности вступления Украины в НАТО. В Ессентуках прошел международный семинар с участием руководителей следственных управлений юга России на тему сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Во Владивостоке возбуждено уголовное дело против руководителя Дальневосточного отделения Академии наук РФ В. Сергиенко в связи с превышением должностных полномочий. А вот как поработали с этими событиями три крупнейших федеральных канала, которые конкурируют между собой ежедневно. Попробуем понять принцип верстки исходя из общей концепции канала и ориентации на своего, «прикормленного» зрителя. Выборка сделана на материале дневных новостей. ПЕРВЫЙ КАНАЛ, ПРОГРАММА «НОВОСТИ» 1. Заседание Совета безопасности РФ. Подробно о причинах откладывания консультаций с Украиной с синхронами Д. Медведева и В. Путина. Так же подробно о принятии проекта стратегии национальной безопасности России. Далее коротко за кадром об обязательной подаче деклараций о доходах для чиновников. 85

Массовые беспорядки в Израиле. Развернутый репортаж спецкора с места действия. Белград вспоминает нападение НАТО. Коротко, сдержанно. Постановление о дешевых автокредитах. Небольшой сюжет с позитивными интонациями. Выступление вице-премьера И. Шувалова о неизменных планах правительства в условиях кризиса. Коротко, синхрон. «Круглый стол» общественников о вступлении Украины в НАТО. Комментарий корреспондента за кадром, синхрон участника «круглого стола». Семинар руководителей следственных управлений в Ессентуках. Официальный тон сюжета, синхроны участников. Фотовыставка к Дню борьбы с туберкулезом. Развернутый комментарий ведущего, синхроны звезд. Приближающийся снегопад в Москве. Коротко. Комментарий Естественно, для Первого канала подробности заседания Совета безопасности с участием Д. Медведева и В. Путина было и остается претендентом на новость номер один. Первый канал - самый массовый, рассчитан на всех зрителей России, и поэтому важная политическая новость, имеющая отношение к стратегии России, попадает на первое место. Интересно, что материал о декларациях чиновников подверстан к этому же сюжету (шеф-редактор всегда заботится о минимальном появлении «паркетных» сюжетов в программе новостей, и если есть такая необходимость, то другие кремлевские решения даются не отдельным сюжетом, а привязываются к основному). Далее - массовые беспорядки в Израиле. Ненавязчиво зрителю предоставляется возможность подумать о том, как бывает плохо, когда нет уверенной властной вертикали (сюжеты специально даны друг за другом). Далее о нападении НАТО на Белград, очень коротко, иначе был бы перебор: имея отличный репортаж из Израиля, пришлось пожертвовать Белградом. Далее то, что интересно огромному числу россиян, которые, несмотря на непрерывные жалобы на бедность, активно и массово скупают автомобили. Сюжет о дешевых автокредитах дает возможность вызвать «второй гребень» интереса и удержать зрителей у экранов. Выступление Шувалова дается по принципу «надо обязательно», поэтому коротко - только один синхрон. Далее опять политика - сериал про Украину. НАТО и Украина - вопрос серьезный: уж очень 86

близко это к нашим границам, и вместе с тем недостаточно актуально, чтобы ставить сюжет в первой тройке. Возможно, что седьмой сюжет был навязан «сверху» и поставлен в сетку очень грамотно - на снижении волны перед новым подъемом - сюжете о фотовыставке, участие в которой известных представителей культуры и шоу-бизнеса сразу придает выпуску и рейтинг, и внимание зрителей. И на финал - погода: то, что интересно всем. Если нарисовать график верстки этого не самого богатого на события новостного выпуска, то мы получим настоящую волну, гребни которой - это 1, 4, 8 и 9-й сюжеты. Практически в это же время на телеканале «Россия» выходит программа «Вести», которая с ориентацией на своего зрителя предлагает другой вариант верстки. ТЕЛЕКАНАЛ «РОССИЯ», ПРОГРАММА «ВЕСТИ» Белград через 10 лет после бомбежки НАТО. Развернутый сюжет. Мини-расследование на тему вмешательства США в политику бывшей Югославии. Стендапы, интервью, хроника. Заседание Совета безопасности ООН. Комментарии о последствиях событий в Сербии. Коротко. Заседание Совета безопасности РФ. Акцент на то, что Д. Медведев откладывает правительственные консультации с Украиной по вопросам газоснабжения. Синхроны президента, архивные съемки, комментарии за кадром. Снегопад в Хабаровском крае. Развернутый сюжет. Предстоящий снегопад в Москве. Коротко. Гибель двухлетнего мальчика от менингита в Калининграде. Акцент на проведении экстренной профилактики менингита среди детей. Развернутый сюжет. Интервью с работниками детсада, медучреждений. Беспорядки в Израиле. Репортаж спецкора с места событий. «Круглый стол» в Киеве о недопустимости вступления Украины в НАТО. Коротко. Одно интервью с участником. Комментарий Первым идет репортаж о Белграде. Почему? Потому что данное событие дает возможность сделать мощный пропагандистский сюжет против США и их политики в отношении различных стран. Телеканал «Россия», который рассчитан на сторонников кремлевской 87

политики, не должен упустить подобной возможности, и он ее не упускает. Сюжет доказательный, подробный, с использованием хроники и воспоминаний очевидцев события. Вторым коротким сюжетом идет информация о заседании Совета безопасности ООН. Этот сюжет подверстан к первому и рассчитан на усиление воздействия первого сюжета. Третий сюжет - заседание Совета безопасности России - сделан с акцентом на конфликт с Украиной. Дискуссионный формат сюжета явно связан с тем, что по верстке он идет третьим и, значит, должен способствовать поддержанию интереса у зрителей. Именно поэтому, на мой взгляд, сюжет дан с акцентом на один, самый проблемный вопрос: Украина и газ. Далее зрители не могут оторваться от экрана, так как снегопад в Хабаровском крае снят замечательно, подробно, с яркими стенда-пами и завораживает зрителя мощью и непредсказуемостью стихии. Пятый сюжет отвечает на вопрос: «А у нас?». Предстоящий снегопад в Москве. Сюжет явно «цепляется» к предыдущему и поддерживает его, привнося глубину и расширяя географию. Шестой сюжет - менингит, гибель мальчика. Это то, что всегда привлекает зрителя, так как после опасности от снегопада зритель узнает о другой опасности - менингита среди детей. Далее - перенос акцента, Израиль. Смысл ясен: у нас есть проблемы, но у них, то есть в других странах, проблемы еще круче. Репортаж спецкора из Израиля о крупнейших волнениях и беспорядках как бы переставляет стрелки внимания зрителей и тем самым его успокаивает. В последнем сюжете - опять Украина. Интервью с участником «круглого стола» о недопустимости вступления Украины в НАТО. Этот сюжет также не случаен, тема Украины как бы завершается кольцеобразно, и восьмой сюжет поддевает третий сюжет, настраивая зрителя на правильную позицию: Россия - хорошая и пытается договориться, Украина - плохая, хочет вступить в НАТО. В отличие от верстки Первого канала мы наблюдаем явную политическую и пропагандистскую направленность сюжетов, акцентирование острейших моментов, связанных, скорее, с внешней, а не с внутренней политикой. Телеканал «Россия» - патриотический канал, и такая верстка не случайна. Наконец, третий вариант. НТВ, ПРОГРАММА «СЕГОДНЯ» 1. Заседание Совета безопасности РФ. Прямое включение из Кремля. Подробный комментарий корреспондента об отмене консуль- 88

таций с Украиной, далее о стратегии национальной безопасности и о доходах чиновников. Встреча вице-премьера И. Сечина с итальянцами. Репортаж с синхронами. Гибель от менингита двухлетнего мальчика в Калининграде. Развернутый сюжет. Прощание с погибшими в Первоуральске. Развернутый сюжет. Беспорядки в Израиле. Подробный репортаж с места событий. Годовщина бомбардировки Белграда натовскими войсками. Краткий сюжет о заседании правительства Сербии по этому поводу. Уголовное дело против В. Сергиенко, руководителя Дальневосточного отделения АН РФ. Развернутый сюжет. Встреча в Москве игроков российской сборной по футболу. Краткий репортаж. Ролевые игры для взрослых в Ставропольском крае. Эмоциональный развернутый сюжет. Комментарий Даже первый сюжет, который совпадает с сюжетом Первого канала, НТВ подает как прямое, то есть горячее включение из Кремля. Тем самым зрителю дается намек на то, что этот сюжет «мы поставили первым не потому, что он самый важный для нас, а потому, что событие происходит в данную минуту». То есть сюжет самый свежий. Известно, что первое место в верстке по классической версии западных и европейских телекомпаний всегда занимает сюжет самый горячий, имеющий при этом большое значение для зрителя. Вторым сюжетом становится встреча вице-премьера Сечи-на с итальянцами. НТВ время от времени «балует» нас показом тех кремлевских чиновников, которые во многом определяют политику государства, оставаясь при этом за кадром: Сурков, Сечин, Собянин. Этот сюжет рассчитан явно на своих: вот он, Сечин, смотрите, судите сами. Сюжет поставлен в верстке на второе место как не самый обязательный, проходной, так как далее нам показывается развернутый сюжет о гибели мальчика в Калининграде. Четвертый сюжет - прощание с погибшими в Первоуральске - только поддерживает интерес к правдивому показу тяжелых событий внутри страны. Поставленные рядом, эти два сюжета явно показывают интерес журналистов к поиску сложных человеческих историй, к поиску правды. 89

Затем - беспорядок в Израиле. Подробный репортаж собственного корреспондента с попыткой спокойно разобраться в ситуации. Годовщина бомбардировки Белграда показана сдержанно, без намеков и «наездов», а вот уголовное дело против Сергиенко, то есть, по сути, сюжет о коррупции на самых верхах, дан как развернутый сюжет, названа фамилия и поставлены точки над i. Несомненно, этот сюжет вызовет огромный интерес зрителей, а вместе с интересом - доверие к журналистам и к каналу в целом. Далее - встреча игроков российской сборной из цикла «это интересно всем». И «на закуску» сюжет-«бантик» - о ролевых играх в Ставропольском крае. Из этой верстки понятно, что НТВ старается показывать те сюжеты, которые не только информируют, но и развлекают, и поучают, а самое главное - делаются по принципу: интересно, понятно, касается всех и каждого! НТВ интересуется внутренней жизнью России гораздо больше, чем внешней политикой. Если мы вспомним предыдущий разговор о зрителях и их предпочтениях, то Первый канал ориентируется на всех до единого жителей Российского государства, телеканал «Россия» - на граждан-патриотов, то есть на тех, кто с жадностью ищет информацию о победах на российском фронте. И наконец, ориентация НТВ - на мужскую аудиторию уверенных в себе личностей, далеких от политики. Как видим, верстка полностью соответствует концепции каждого канала. Возможно, кто-то не согласится с моими комментариями. Это нормально. Оценка телевизионного продукта всегда была и будет субъективной. Достаточно того, что каждый улавливает заметную разницу в подаче одних и тех же событий. Верстка - очень важный инструмент. Я видела много новостных программ, сделанных достаточно профессионально, но из-за неграмотной верстки они разваливались на кусочки. Верстка - это хребет программы, ее драматургия. Когда у человека болит позвоночник, ему трудно ходить. Сегодня врачи вообще утверждают, что позвоночник - это наше все, это самое главное. Верстка программы - это так же важно. Благодаря грамотной верстке мы можем что-то неудачное спрятать, а на двух-трех удачных сюжетах выстроить программу так, что она будет восприниматься «на ура». СОВЕТЫ КАК ШЕФ-РЕДАКТОРУ ГРАМОТНО ВЫСТРОИТЬ ВЕРСТКУ ПРОГРАММЫНОВОСТЕЙ? • Завтрашний день надо готовить уже сегодня. Надо обязательно узнавать и записывать все события, которые произойдут завтра и которые достойны внимания зрителей. Примерная верстка программы должна быть выстроена с вечера накануне. 90

Журналист, который едет на съемки, должен всегда знать, какое место в программе уготовано его сюжету. Особое внимание, и, естественно, особое обсуждение должно быть с тем журналистом, который готовит первый сюжет. Нельзя держаться за подготовленную вами верстку как за нечто не изменное. Во-первых, в течение дня могут произойти новые яркие события, на которые надо будет моментально среагировать. Во-вторых, как я уже говорила, верстка меняется в зависимости от качества подготовленных сюжетов. Первый сюжет всегда должен быть очень ярким, интересным. Нужно уметь брать ответственность на себя. Если вы начнете обсуждать верстку программы с высшим начальством или с каждым корреспондентом, у вас ничего не получится. В нашем деле много значит интуиция. Надо уметь ломать некоторые стереотипы. Например, в привычной верстке всегда первым идет сюжет из официальных кругов (поездка губернатора, заседание Законодательного собрания), и к этому все уже привыкли. Но однажды случается пожар в школе или другое подобное страшное событие. В этом случае показ спокойного заседания первым сюжетом будет неграмотным, в том числе с политической точки зрения. Я советую официальную хронику вводить внутрь программы и первым сюжетом ставить ее согласно общему принципу: в том случае, когда принято судьбоносное решение или есть проблема, скандал, вызвавшие всеобщий интерес. При самых разных стилях новостной программы существуют некие привычные правила: сначала события в политической и общественной жизни по степени важности, затем новости культуры, затем новости спорта и погода. Меня часто спрашивают: можно ли нарушить этот порядок и в каких случаях? Я уверена, что можно, а иногда даже нужно, особенно для региональных телекомпаний, где иногда события из области культуры или спорта выходят на первый план на общем фоне отсутствия других ярких событий. Приезд известного артиста в ваш город может быть новостью номер один. Я думаю, что жителей информация о приезде Филиппа Киркорова заинтересует больше, чем о приезде иностранного инвестора на крупное предприятие. Хотя с точки зрения руководства города и области второе событие гораздо важнее и значительнее. Как быть? Я бы советовала все же начать выпуск с кадров прилета Киркорова и дать совсем короткое интервью в начале выпуска, а затем под конец сделать большой сюжет. Бывает и так, что сюжет о спорте, которым должен по идее завершиться выпуск, становится первым. ¦ Первым сюжетом новостей телекомпании из города Зеленогорска Красноярского края стал репортаж с волейбольного матча меж ду женскими командами Зеленогорска и Красноярска (известно, что красноярские девчонки самые сильные!). Матч проходил накануне 91

вечером, а утренние новости открылись репортажем с места собы тий. Дальше в новостях были и ЖКХ, и медицина, и школы, и масса других проблемных сюжетов. Но спортивный сюжет, который по классике должен быть в конце выпуска, шел первым! Если бы рассказ о волейбольном матче был таким же, как рядовые спортивные новости (на общем плане скоростная речь спортивного комментатора), тогда может быть... Но сюжет был так сделан! В момент матча, в перерывах между проигрышами и выигрышами, были взяты интервью с девушками зеленогорской команды. У одной из них оказался день рождения, и она, вытирая пот со лба, говорила, что только победа может стать подарком к празднику. Потом авто ры показали милиционера, который, болея за команду, свистит в сви сток. Потом - трибуны, на которых гроздьями висят болельщики... ¦ И это настолько вовлекает зрителя в происходящее, что всем ясно - это была самая важная всенародная новость Зеленогорска в тот день. И это, конечно, была не новость о спортивном событии, это была новость о победе. Это патриотизм. Это все равно что праздник города. Это выбивается из стандартной схемы. Структура программы Что я понимаю под структурой? Если верстка - это расстановка сюжетов по определенному порядку в зависимости от их важности, то структура программы - это понятие более широкое. Здесь, как говорится, возможны варианты. Эти варианты заметны даже в самом начале, когда кто-то делает короткие анонсы трех ярких сюжетов (без синхронов), а кто-то - подробный анонс с включением голосов героев, то есть с синхронами. У кого-то один ведущий, у кого-то двое. Хронометраж программы бывает 10 минут, бывает почти час (правда, в этом случае можно уже говорить об информационном обозрении). Структура программы не зависит напрямую от выбранного стиля. Например, классический стиль, которого придерживается «4 канал» Екатеринбурга, диктует ритм, информационную насыщенность, определенную манеру ведения и т. д. Однако структура новостей «четверки» (как его называют в Екатеринбурге) сильно менялась со временем. Программа длилась 30 минут, после чего было еще интервью с героем дня. Затем она растянулась до одного часа. А интервью с ньюсмейкером вошло внутрь программы как составляющая часть новостей. Конечно, это случилось не просто так, а в связи с падением рейтинга разговорной программы сразу после новостей. Структура вообще меняется чаще, чем стиль программы или принцип ее верстки. Структура - более подвижная категория. Здесь 92

можно экспериментировать, вводить новые элементы, подхватывать модные течения. В том же Екатеринбурге новости культуры подавались отдельно специальным ведущим. И это было очень интересно. К сожалению, экономическая жизнь региональных телекомпаний такая сложная, что приходится внутрь новостей вставлять блоки рекламы. Новости, естественно, были и остаются самой рейтинговой программой, но всегда надо взвешивать аргументы за и против, прежде чем решиться на такой шаг. Люди устали от рекламы и хотят хотя бы новости своего региона смотреть как единое целое. Во время рекламного блока авторы рискуют потерять зрителей. Если все же экономические интересы компании требуют такой жертвы, то я всегда советую сделать верстку таким образом, чтобы перед блоком новостей был анонс обязательно с ярким, привлекательным сюжетом, который должен зацепить зрителя и оставить его у экрана. Так поступал Леонид Парфенов в «Намедни», заманивая своих зрителей перед блоком рекламы кусочком суперинтересного сюжета. Нельзя, чтобы человек, который занимается версткой программы, диктовал и ее структуру. Структура программы, на мой взгляд, задача режиссерская, авторская. Верстка - это интуиция, нюх, хитрость и умение взять на себя ответственность, то есть задача редакторская. Структура программы зависит от менталитета города и его зрителей, от вкуса и стиля и творческого потенциала команды, от модных течений современного телевидения. Верстка тесно связана с концепцией программы, с политикой канала. Но одно без другого существовать не может: модное платье красиво смотрится на красивой девушке.

ГЛАВА 4 АЗБУКА ТЕЛЕРЕПОРТЕРА О сюжете Надеюсь, вы немного разобрались с вопросами стиля, концепцией, версткой, структурой. Пора переходить к не менее важной теме - собственно работе над сюжетом. Если нет в программе интересных сюжетов, то считайте, что нет ни верстки, ни структуры, ни концепции. Сюжет - это изложение события в творческой версии автора. Мы никуда не денемся от осознания того, что событие всегда будет кем-то рассказано, кем-то подано. В этом случае объективность - понятие абстрактное. К объективности надо стремиться, но достичь ее невозможно. Все мы разные. В разных семьях воспитывались. Разные книжки читали. Разные ценности приветствуем. И тележурналисту, как и любому другому человеку, избавиться от собственного мнения сложно, да и не нужно. Другое дело, что надо стремиться работать максимально профессионально, что означает: излагать факты; знать всегда больше, чем отражено в сюжете; показывать разные точки зрения, оставаясь при этом над схваткой; знать три основных требования к сюжету: содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности; каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны; сюжет должен быть интересен от начала и до конца. 94

Если коротко сформулировать эти требования, то получится: ка сается всех и каждого, интересно, понятно. Причем в сюжете все три пункта должны быть вместе. Наличия любых двух недостаточно. Например, Государственная дума приняла бюджет страны. Корреспонденту удалось понятно объяснить смысл важнейших статей бюджета, затрагивающих всех и каждого. Но сюжет сделан неин тересно, значит, соблюдены только два требования. В этом случае трудно сказать, что профессиональная задача выполнена. Другая ситуация. В университете большого города есть проблема - не хватает туалетов. Сюжет на эту тему сделан живо, весело, хорошие интервью и съемки, то есть интересно, понятно, жаль, касается далеко не всех, а только работников данного университета и студентов. А ведь можно было взять конкретный пример и поставить вопрос шире: туалеты в городе, на предприятиях, в школах. Вот тогда можно было бы говорить о серьезном подходе к теме. Итак, только три требования вместе. Не могу удержаться от анекдота, который был популярен в советские времена. Тогда многие представители творческой интеллигенции стремились стать членами КПСС не столько из идейных, сколько из карьерных соображений. Без пресловутого членства в партии трудно было расти по службе и даже получать хорошее эфирное время для программ. Анекдот такой. «Есть три человеческих качества: умный, партийный, принципиальный. В жизни можно встретить людей, у которых есть только два из трех названных качеств. Согласитесь: если умный и партийный, то не принципиальный. Принципиальный и умный - не партийный. Наконец, принципиальный и партийный - не...» Действительно два из трех. Но в нашем случае три и только три. Что я вкладываю в эти понятия и как проверить: интересно или нет, понятно или нет? Дело в том, что любое подобное определение может восприниматься субъективно. Корреспонденту кажется, что в предложенном ему материале все интересно, понятно и касается всех и каждого, а редактор не согласен с этим. Есть хороший способ проверить себя. И это надо делать обязательно, потому что собственный материал авторам всегда кажется удачным и ярким. Лучшая проверка - временем. Очень полезно посмотреть свой сюжет через два-три месяца. Тогда сразу станут очевидными все его недостатки. Придется с грустью согласиться с редактором, что не все было понятным, да и сюжет в целом совсем не так интересен, каким казался в момент монтажа. Это нормально. Если корреспондент не любит и не отстаивает каждый свой материал, ему надо срочно менять работу. Я всегда предлагаю журналистам перед монтажом (а еще лучше перед съемками) задать самим себе ряд вопросов: 95

Почему люди должны это смотреть? (Если это касается всех и каждого, вопрос автоматически снимается.) Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит, это интересно.) Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. При просмотре поймет ли он все детали вашего сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно.) Разные редакторы и педагоги формулируют разные требования к сюжету в новостях. Я встречала список из двадцати пунктов, и все логичны и правильны. В свое время каждый корреспондент программы «Москва: инструкция по применению»* перед съемками получал короткую памятку, в которой содержалось шесть пунктов: ОБЪЕКТИВНОСТЬ - Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности? ПОЛЕЗНОСТЬ - Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете? УНИКАЛЬНОСТЬ - Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в МИПП или про это часто говорят в других программах? ШИРОТА - не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж? ЯСНОСТЬ - насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме? СВОЕВРЕМЕННОСТЬ - насколько актуальная данная тема сейчас? (Например - тема уборки снега летом?) Как видите, два пункта из этих шести совпадают с двумя моими, только названы они чуть по-другому. Ясность (у нас - понятность), широта (у нас - касается всех и каждого). Объективности, как мы помним, не бывает. Другое дело, что любую информацию надо проверять. Полезность, уникальность и своевременность вместе означают интересность. Я уверена, что любая классификация страдает неким неправомерным обобщением. Каждый сюжет, сделанный корреспондентом, уникален и неповторим. И все же принципы и требования надо помнить и знать. Я специально свожу их до трех главных, потому что больше трех, как мне кажется, запомнить трудно. А три надо не про * Была такая программа на канале ТНТ о новостях потребительского рынка. 96



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: